Имеем ли мы свободу воли в христианстве..?

Православный христианин
Полностью не согласен.



Таких единицы, но они существуют. Это Святые, которые обрели бесстрастие. Богословский термин, между прочим. Который и означает полную свободу от страстей.

"Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет её; постоянное сопротивление низлагает её. Каждое увлечение страстию усиливает её, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекающегося ею." (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

"Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу." (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Страсти - это те же зависимости, как курение, например. Бросить курить сложно, но возможно. Также и со страстями. Только сложнее.



Вот именно, что вы выражаете свое мнение. А это опасно. Есть даже одноименный вид прелести (Мнение). Доверять нужно не своему мнению, а Святым Отцам.

Сергей, вы всё время ссылаетесь на мнение святых отцов, но цитируете исключительно одного свт.Игнатия. Надеюсь вы понимаете, что частное мнение одного св. отца и мнение большинства отцов - это разные вещи.

Я не встречал ни где в догматике того, что под бесстрастием святых подразумевается абсолютное отсутствие страстей. Все святые имели нужду в таинстве покаяния и прибегали к нему до самой смерти.

Писание говорит: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас." Всякий же грех (даже разовый) усиливает страсти. Потому полагаю, что под бесстрастием святых подразумевается не абсолютное отсутствие страстей, но высокая степень нравственной чистоты и духовного совершенства.
 
Крещён в Православии
Природный разум отчасти присущ и животным.
Свободными же нас делает оДухотворенный разум - личностный ум, самосознание...Нус (греч. nous — разум, мысль, дух)
Разума у животных нет. Животные есть неразумные существа. Об этом Вам любой пятиклассник засвидетельствует.

Прп. Максим Исповедник о разуме.
«Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры – истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо, в области которого разум, прекращая свое движение, обретает покой. Ибо Бог есть Благо, и Ему присуще ограничивать всякую силу всякого разума».
https://azbyka.org/otechnik/Maksim_Ispovednik/mistagogiya/#sel=61:1,62:68

Ум - природная сила души, а также основание образа Бога в душе человека.
Самосознание - это осознание себя в отношении к действительности.
 
Крещён в Православии
Свобода есть только у Бога, так как Он Совершенен во всём. Мы же обретаем свободу только в том случае когда послушны Ему.
Человек создан по образу и подобию Бога, поэтому также обладает свободой.

Глава 27 (41). О том, по какой причине мы произошли со свободной волей

Итак, мы говорим, что вместе с разумом тотчас входит свободная воля и что перемена и превращение по природе находятся в связи с тем, что рождено. Ибо все, что рождено, есть также и изменчиво. Ибо [если] источник происхождения чего получил свое начало вследствие изменения, то необходимо этому быть изменчивым. Изменение же бывает тогда, когда что-либо приведено из не сущего в бытие и когда из подлежащего вещества произошло нечто другое.

Бездушные предметы и неразумные животные, конечно, изменяются сообразно с теми телесными переменами, о которых мы сказали прежде; разумные же существа – по своей свободной воле. Ибо разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, с другой – способность действовать. Созерцательная способность – та, которая рассматривает сущее, в каком положении оно находится; способность же действовать – та, которая обсуждает, та, которая установляет правильный смысл тому, что должно быть делаемо. И созерцательную способность называют умом, способность же действовать – разумом; и также созерцательную способность называют мудростью, способность же действовать – благоразумием. Итак, всякий совещающийся человек, потому что выбор того, что должно быть сделано, находится в его власти, совещается о том, чтобы избрать то, что вследствие совещания было признано лучшим, и, избрав, привести в исполнение. Если же это [таково], то по необходимости свобода решения соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным существом, или, будучи разумным, будет господином своих действий и независимым. Посему неразумные существа и не суть свободны, ибо они более ведутся природой, нежели ведут, вследствие чего они и не сопротивляются естественному стремлению, но одновременно с тем, как они пожелают чего-либо, устремляются к действию. Человек же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею, вследствие чего и желая [чего-либо], если только хочет, имеет власть подавить свое желание или последовать за ним. Почему неразумные существа не хвалятся, ни порицаются; а человек и бывает хвалим, и бывает порицаем.

Должно знать, что Ангелы, будучи разумными, суть свободны, и, как сотворенные, также и изменчивы. И [это] показал диавол, который был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока, также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть демоны; между тем, остальные чины Ангелов пребыли в добре.
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_27#sel=218:1,221:49
 
Крещён в Православии
Екатеринбург
Православный христианин
Если человек меняет свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими, то Господь тоже может изменить свой замысел в отношении него.
 
Православный христианин
свобода воли глиняным горшкам не нужна?
Глиняным горшком или пешкой в круговороте Жизни , будет считать себя человек , который не видит вокруг себя Мир, человек знающий только человеческие догмы и пребывающий , с одной стороны в прямом противоречии их с Божественными откровениями , а с другой,- находящийся в мнимой наполненности , где его роль в деле спасения своей души сводится к еженедельному посещению Церкви..
Человеческая душа , еще при жизни , нас в этом мире,- на этой земле, уже в потенциале предопределена и направлена к Богу...Вся разница в длине пути, по которому каждому предстоит идти..
 
агностик
Извините, что вмешиваюсь, тем не менее, на мой взгляд, спорят здесь вроде об одном термине, а на деле - кто о фоме, кто о ереме. Как вы объяснили бы, что есть свобода, если бы вы писали толковый словарь для мирских, далеких от богословия людей. Тк бытовое понятие "свободы" никак не пересекается с ограничением себя от чего либо. Вы оперируете богословскими терминами, лишая далекий от этого народ возможности понимать ваши же слова.
 
Московская область
Православный христианин
А ведь верно как.
Что есть свобода??? свобода от греха, понятно!!! А что-если ты не можешь то..это, другое??
Не потому что заставляют!!! А просто хочешь быть верной Христу!!!!
И еще раз пишу..
Нет свободы в христианстве в полном значении слова этого!!!! Грех невозможен. Блуд невозможен. Еще что-то невозможно .....
Что есть свобода без этих цитат простыми словами??? Чтобы всем понятно было????
 
агностик
А ведь верно как.
Что есть свобода??? свобода от греха, понятно!!! А что-если ты не можешь то..это, другое??
Не потому что заставляют!!! А просто хочешь быть верной Христу!!!!
И еще раз пишу..
Нет свободы в христианстве в полном значении слова этого!!!! Грех невозможен. Блуд невозможен. Еще что-то невозможно .....
Что есть свобода без этих цитат простыми словами??? Чтобы всем понятно было????
Свобода от греха и страстей, наверное. Ближе всего из общепонятных понятий (простите за тавтологию) к вашему пониманию свободы, наверное, нирвана - успокоение души и духа ,умиротворение, наслаждение творением господним и отверженность от страстей человеческих. Эдакий кокон ,щит от излишних ,особенно негативных ,эмоций , мыслей. У меня это вызывает ассоциацию с астральными выходами, когда дух освобождается от гнетущего и ограниченного тела, только в господе ты живешь в состоянии этого полета .Я правильно понимаю?
 
Московская область
Православный христианин
Ну если вы агностик... То наверное, для вас верно. А для христиан-совсем другое значение. То есть ты настолько доверяешь и веришь Спасителю!! Что понимаешь-только с ним душа спокойна и умиротворенна!!!! И ничего не страшно, и никто навредить не может. Спокойствие, гармония, золотая середина!!!!
 
агностик
Ну если вы агностик... То наверное, для вас верно. А для христиан-совсем другое значение. То есть ты настолько доверяешь и веришь Спасителю!! Что понимаешь-только с ним душа спокойна и умиротворенна!!!! И ничего не страшно, и никто навредить не может. Спокойствие, гармония, золотая середина!!!!
Ну это я своими словами ,как могу .:)
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте.
...Ближе всего из общепонятных понятий (простите за тавтологию) к вашему пониманию свободы, наверное, нирвана - успокоение души и духа, умиротворение, наслаждение творением господним и отверженность от страстей человеческих. Эдакий кокон, щит от излишних, особенно негативных, эмоций, мыслей. У меня это вызывает ассоциацию с астральными выходами, когда дух освобождается от гнетущего и ограниченного тела, только в Господе ты живешь в состоянии этого полета. Я правильно понимаю?
Разрешите позанудствую?
Нет, Гледа, неправильно. Хотя, как сказала Маргарита, для Вас - это, наверное, самое близкое сравнение. Но неверное во сути.
В нирване нет никакого Господа. В нирване есть "освобождение" от тела, от своего я, от личности. В свободе в Господе сохраняется я, сохраняется личность, сохраняется наше прекрасное тело, возможность при помощи этого тела взаимодействовать с миром, проявлять в мире свою любовь к людям: говорить, обнимать, делать полезные дела. Душа не выходит из тела, человек сохраняет целостность, если можно так сказать, исцеляется (становится цельным). Господь Сам воскрес в Теле, и нам обещал воскресение в телах, в целостнойсти наших личностей. Мы Ему дороги как личности. Как Гледа, как Елена, как Маргарита...
 
Последнее редактирование:
Московская область
Православный христианин
Понятно.
И все же!!! если этот вопрос важен и его прояснить надо...
Ждем поддержки от модераторов. Только не ссылки на сложные богословские термины. ХОРОШО???
А гораздо проще попытайтесь нам простым и далеким от богословия, языком, обьяснить!!!!
Что есть свобода в христианстве???
Всем отличного и мирного дня!!! И помощи Божией в делах!!!
 
Московская область
Православный христианин
Термин нирвана пусть себе буддисты применяют. Никакого презрения. ну верят и слава Богу.
А для нас он неподходящий совсем!!!
Для меня лично-это полное равнодушие к миру.
А христианин не таков совсем!! У него есть воля и характер, и Бог всегда рядом и помогает!!!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что есть свобода в христианстве
Маргарита. Понимаете, здесь как в нашей стране. К чему нас призывали 30 лет назад? К свободе. Что получилось? Вседозволенность. Только, фактически это не свобода, а новое рабство. Рабство греху. Настоящая свобода – она только в Боге. И у человека всегда есть воля выбрать одно или другое.
Человек может всю жизнь оставаться в темнице. И путь оттуда только один – наружу. И всё, что снаружи и называется свобода. Свобода от заточения. И путь мы все знаем – это Христос.
 
Крещён в Православии
А ведь верно как.
Что есть свобода??? свобода от греха, понятно!!! А что-если ты не можешь то..это, другое??
Не потому что заставляют!!! А просто хочешь быть верной Христу!!!!
И еще раз пишу..
Нет свободы в христианстве в полном значении слова этого!!!! Грех невозможен. Блуд невозможен. Еще что-то невозможно .....
Что есть свобода без этих цитат простыми словами??? Чтобы всем понятно было????
Мир Вам! Я уже несколько раз на этом Форуме пытался высказаться в том плане, что понятие "Абсолютная Свобода" применимо лишь по отношению к Создателю. Человек же не может быть абсолютно свободен априори. Он не свободен в выборе - существовать ему или не существовать. Это решение без его участия приняли его земные мать и отец, и Отец Небесный. Три воли соединились и человек стал существовать. При этом, по-моему, следует разделить понятия "существование" и "жизнь". С христианской точки зрения, рожденный человек будет существовать бесконечно хочет он того или не хочет, а вот распорядиться своей земной жизнью человек может по своему усмотрению. Личность в любой момент времени имеет возможность прекратить свой жизненный путь на грешной земле, например, суицидом. Это будет свободный выбор человека из нескольких альтернатив (возможно, из множества альтернатив), но это НЕ АБСОЛЮТНО СВОБОДНЫЙ ВЫБОР - человек не может быть абсолютно свободен в любом своем выборе, т.к. он не свободен в самом главном - в принятии решения о своем существовании (см. выше). Тут может создаться лишь иллюзия свободного выбора. Несомненно, личность может сделать выбор из множества альтернатив и принять решение по любому поводу, исходя из сложившихся обстоятельств. В таком случае, действительно, будут наблюдаться как бы свободные решения, но, подчеркиваю еще раз, - это будут относительно свободные решения относительно свободной личности. И лишь Господь Создатель абсолютно свободен в принятии решений, будучи Первопричиной всего сущего.

Человек существует бесконечно, но не беспредельно (я уже где-то на Форуме об этом говорил). Беспредельно существует только Творец. Человеческая личность имеет, условно говоря, "нижний" предел своего существования (зачатие), но вот окончания существования, "верхнего" предела, у личности нет. В то же время, человек имеет "нижний" предел своей земной жизни, который также совпадает с зачатием. А смерть является, соответственно, "верхним" пределом человеческой грешной жизни. Человек НЕОБХОДИМО (хочет того или не хочет) существует, но ВЫНУЖДЕННО (в зависимости от его решения) живет. После физической смерти человека его существование в "посмертии" мы называем "жизнь вечная". Такая жизнь может быть жизнью спасенной личности в Царстве Божьем, но может быть жизнью в адских муках, однако это все равно иная форма существования по отношению к земной грешной жизни. И вот тут-то человек уже не имеет не то, что свободного, - просто НИКАКОГО выбора, где ему продолжать существование, - в Царстве Божьем либо в геенне огненной. Относительно свободные решения, - спастись ей или не спастись, - личность принимает в земной грешной жизни. В посмертии решение принимает Бог, а человек пожинает плоды своего земного существования. Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
агностик
Мир Вам! Я уже несколько раз на этом Форуме пытался высказаться в том плане, что понятие "Абсолютная Свобода" применимо лишь по отношению к Создателю. Человек же не может быть абсолютно свободен априори. Он не свободен в выборе - существовать ему или не существовать. Это решение без его участия приняли его земные мать и отец, и Отец Небесный. Три воли соединились и человек стал существовать. ....
А после - нет свободного выбора? В аду понятно ,а вот в раю?
 
Последнее редактирование модератором:
Московская область
Православный христианин
Анатолий, спасибо!! очень хороший и здравый ответ. Почему-то у меня не получается ответить лично человеку..
То есть сообщение его повторить не могу! Чтобы понятно было-кому отвечаю.
 
Крещён в Православии
А после - нет свободного выбора? В аду понятно ,а вот в раю?
Мир Вам! А как Вы считаете, человек станет абсолютно свободен, пребывая в раю? Ведь он также рожден земными отцом-матерью. Однако если человек спасен, то он сделал земной свободный выбор - принял крещение, т.е. стал заново рожденным по благодати, и далее, до самой смерти, делал свободный выбор, как бы не пасть и спастись. Но это все равно не абсолютно свободные решения - они продиктованы Заповедями Божьими. Не следует путать разнузданную свободу-вольность-вольницу с истинной свободой - "Если я истинно люблю Господа, то делаю то, что хочу", ибо искренне любящий Бога христианин не сделает по отношению к Создателю ничего предосудительного. В раю же, точнее, в Царстве Божьем будут, по-моему, пребывать лишь те спасенные, которые из состояния "возможность не грешить" перешли в "состояние "невозможность грешить". Это, как мне кажется, и будет состояние той истинной свободы, в котором будут находиться обОженные христиане, но Абсолютная Свобода все-таки останется у Создателя. Все это - ИМХО. Рассуждения о рае и т.п. весьма неоднозначны, поэтому не стану отнимать время. Тут, прошу прощения, может возникнуть очень длинный разговор. Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Сверху