Конечность тварного и бессмертие души?

Православный христианин
Святая Троица это ипостаси Бога, доступные нашему восприятию. Бог это одна личность, а не три. Так учит и церковь.
Как Вы понимаете взаимную любовь между ипостасями Троицы? Одна воля, одно действие, но - любовь? Вы же не можете любить свои волосы? (А они - Вас! :)).
 
сомневающийся
Как Вы понимаете взаимную любовь между ипостасями Троицы? Одна воля, одно действие, но - любовь? Вы же не можете любить свои волосы? (А они - Вас! :)).
У Бога нет эго, поэтому мы говорим не о любви между нашими мелкими я. Любовь это сама природа Бога, она распространяется и на Его ипостаси. В этом и суть того, что все три являются одной личностью.
Один суфийский поэт Д.Руми, сказал, что в том мире, где у нас нет ни тела ни ума, то что мы любим, то и есть наше я. Мне это высказывание кажется очень мудрым.
 
Крещён в Православии
Любовь это сама природа Бога, она распространяется и на Его ипостаси.
Любовь не может быть свойством природы. Если любовь свойство природы, тогда ее действие вынуждено. Любовь по принуждению уже не является любовью. Любовь всегда является отношением, возникающим свободно, том числе от природы ипостаси.
 
Крещён в Православии
Как Вы понимаете взаимную любовь между ипостасями Троицы? Одна воля, одно действие, но - любовь? Вы же не можете любить свои волосы? (А они - Вас! :)).
А, вот, если так: любовь - это субъективное осознание того, что одна ипостась не может существовать без другой; ощущение ипостасного единства?
 
Православный христианин
А, вот, если так: любовь - это субъективное осознание того, что одна ипостась не может существовать без другой; ощущение ипостасного единства?
Ключевое - СУБЪЕКТИВНОЕ, значит ипостась - субъект, значит можно строить отношения.
 
Православный христианин
У буддистов душа должна слиться с Абсолютом, жизнь не оставляет её, но теряется субъектность и самосознание.
Вот почему субъектность и самосознание ассоциируются с душой, и никого не удивляет, что при таком подходе у Христа будет два субъекта. Одно - Второе Лицо Святой Троицы, а другое - человеческая душа.
 
Крещён в Православии
Смерть - это разделение. Духовная смерть - разделение человека с Богом. Телесная смерть - разделение разумной души и тела.

Все, что существует имеет свою ипостась. Ипостась каждого человека - сложная, то есть состоящая из души и тела. При телесной смерти ипостась усопшего человека не перестаёт существовать, хотя душа и разделена с телом. Ипостась даже в разделенном состоянии (состоянии смерти) всегда связывает разумную душу и тело, хотя эта связь дает неестественный способ существования конкретного человека. Непрекращающееся ипостасное соединение разумной души с телом есть залог их воскресения - обратного соединения.
 
Православный христианин
Непрекращающееся ипостасное соединение разумной души с телом есть залог их воскресения - обратного соединения.
Вячеслав, нигде не читал, напротив, "земля еси и в землю отъидеши", поясни с цитатами, если есть?
 
Крещён в Православии
Вячеслав, нигде не читал, напротив, "земля еси и в землю отъидеши", поясни с цитатами, если есть?
Сергей, ты исповедуешь, что твоя ипостась сложная, состоящая из разумной души и тела, где разумная душа есть иная природа от тела и является жизнью для тела?
 
Крещён в Православии
Вячеслав, нигде не читал, напротив, "земля еси и в землю отъидеши", поясни с цитатами, если есть?
Философские главы. Глава 66.
«Следует иметь в виду, что ипостасное соединение дает одну сложную ипостась вошедших в соединение природ, в которой сохраняются неслитно и неизменно участвующие в соединении природы, их разности и присущие им естественные свойства. Ипостась же в отношении самой себя не имеет никакой ипостасной разности, ибо на нее переносятся разности каждой из входящих в соединение природ – разности, которыми каждая из них отделяется от вещей одного с ней вида. Так. например, обстоит дело с душой и телом. В самом деле, из души и тела получается одна сложная ипостась, скажем, Петра или Павла, но при этом в ней сохраняются обе полные природы – природа души и природа тела, а равно не смешиваются и их видовые разности и не сливаются их свойства. ....
....
Если природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертьюдуша и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом. ....».
 
Православный христианин
В самом деле, хотя со смертьюдуша и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом. ....».
В чём состоит единство, если тело рассыпается в прах, а душа отправляется на суд? Кроме того, привык считать, что человек состоит из тела, души и духа (в частности, Н. Мотовилов об этом писал). Мне представляется, что "ипостасное единство с землёй" - это из мира идей.
 
Крещён в Православии
В чём состоит единство, если тело рассыпается в прах, а душа отправляется на суд? Кроме того, привык считать, что человек состоит из тела, души и духа (в частности, Н. Мотовилов об этом писал). Мне представляется, что "ипостасное единство с землёй" - это из мира идей.
Православная вера утверждает, что душа не может существовать без тела, даже во-время телесной смерти должно сохраняться единство бытия души и тела. Христиане молятся о конкретной душе с именем, а имя всегда указывает на ипостась. Христиане приходят на могилу, в котором захоронено конкретное тело, и поминают не прах, а имя усопшего человека, которое указывает на ипостась этого человека.

Бог творит большой мир из двух природ. Бог творит Адама как малый мир из двух природ. Некоторые богословы пишут о трехсоставности Адама, но она должна пониматься как двухприродность, освящённая благодатью, дающей жизнь Адаму. Человек трехсоставен, но двухприроден. Трехсоставность - жизненная благодать + душа и тело. Двухприродность - душа и тело.
 
Православный христианин
Православная вера утверждает, что душа не может существовать без тела, даже во-время телесной смерти должно сохраняться единство бытия души и тела. Христиане молятся о конкретной душе с именем, а имя всегда указывает на ипостась. Христиане приходят на могилу, в котором захоронено конкретное тело, и поминают не прах, а имя усопшего человека, которое указывает на ипостась этого человека.

Бог творит большой мир из двух природ. Бог творит Адама как малый мир из двух природ. Некоторые богословы пишут о трехсоставности Адама, но она должна пониматься как двухприродность, освящённая благодатью, дающей жизнь Адаму. Человек трехсоставен, но двухприроден. Трехсоставность - жизненная благодать + душа и тело. Двухприродность - душа и тело.
Отцы всегда сравнивали тело с глиняным сосудом, в котором живёт душа - носитель человеческого "Я". Если на войне человек потеряет две ноги, то его "Я" никакого ущерба не понесёт, чего не сказать о теле, от которого половина осталась. Короче, склоняюсь к мысли, что "Я" или личность - не материальны.
 
сомневающийся
Православная вера утверждает, что душа не может существовать без тела, даже во-время телесной смерти должно сохраняться единство бытия души и тела.
Григорий Палама совсем иначе говорил. То, что Вы говорите о людях, он говорило животных. У них душа без тела не может существовать. Лишившись внешних раздражителей и страстей, она засыпает во тьме, умирает. Душа человека, помимо страстей, имеет и Дух Божий, который она продолжает ощущать и без тела. Поэтому смерть тела не затрагивает её.
 
сомневающийся
Философские главы. Глава 66.
«Следует иметь в виду, что ипостасное соединение дает одну сложную ипостась вошедших в соединение природ, в которой сохраняются неслитно и неизменно участвующие в соединении природы, их разности и присущие им естественные свойства. Ипостась же в отношении самой себя не имеет никакой ипостасной разности, ибо на нее переносятся разности каждой из входящих в соединение природ – разности, которыми каждая из них отделяется от вещей одного с ней вида. Так. например, обстоит дело с душой и телом. В самом деле, из души и тела получается одна сложная ипостась, скажем, Петра или Павла, но при этом в ней сохраняются обе полные природы – природа души и природа тела, а равно не смешиваются и их видовые разности и не сливаются их свойства. ....
....
Если природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертьюдуша и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом. ....».
Чтото малопонятное. Тело человека почти полностью обновляется каждые 200 дней. За жизнь оно полностью изменится. Тело младенца ничуть не похоже на тело старика. Как же тело может быть навечно соединено с душой, если даже не понятно, какое из двух тел, старика или младенца. Само предположение о вечном моединении в некую ипостась ничем не обоснованно. Наше тело, это и есть ипостась нашего духа и души, их проявление в материальном мире. Ушли душа и дух из этого мира, и тело здесь распадётся.
 
Крещён в Православии
Я нашел более совершенное решение для своего вопроса.
Мир Вам! Я уже давным-давно хочу открыть тему о месте информации в Божьем творении и, соответственно, о месте информации в Мироздании. Однако все никак не могу решиться на этот шаг, поскольку считаю, что не владею достаточным объемом аргументов. По-моему, все, о чем говорится в разделах "Наука и религия", "Человек" и т.п., надо бы привязать к понятию "информация", ибо "В начале было Слово...", а "слово" - это, как я неоднократно повторял, есть единица осмысленной информации. Исходя из сказанного, мне хотелось бы развить новую тему и в ней как-то систематизировать свои разрозненные мысли, "разбросанные по полям Форума" и "развешанные по тематическим веткам" :).
Я мог бы ответить на Ваш пост, но не хочется повторяться и забивать сообщения копипастами, спойлерами, ранее приводимыми цитатами и т.п. Пока что я не готов к обстоятельному диалогу, не обессудьте. Храни Вас Господь!
 
Крещён в Православии
Чтото малопонятное. Тело человека почти полностью обновляется каждые 200 дней. За жизнь оно полностью изменится. Тело младенца ничуть не похоже на тело старика. Как же тело может быть навечно соединено с душой, если даже не понятно, какое из двух тел, старика или младенца. Само предположение о вечном моединении в некую ипостась ничем не обоснованно. Наше тело, это и есть ипостась нашего духа и души, их проявление в материальном мире. Ушли душа и дух из этого мира, и тело здесь распадётся.
Тело не может быть ипостасью человека, равно и душа не может быть ипостасью человека. Ипостась каждого человека есть соединение души и тела. Думать иначе, значит, уклоняться в ересь относительно православной веры.

У каждого человека всегда одно и тоже тело по своей природе. Тело может меняться качественно в силу своего тления. Молодое, а затем старое тело одного и того же человека есть одно и тоже тело, а не разные тела. Тело есть совокупность органов. У каждого человека одна и тоже рука, что в молодости, что в старости. Различие возникает в силу старения кожи руки, а не в замене самой руки с молодой на старую.
 
Крещён в Православии
Григорий Палама совсем иначе говорил. То, что Вы говорите о людях, он говорило животных. У них душа без тела не может существовать. Лишившись внешних раздражителей и страстей, она засыпает во тьме, умирает. Душа человека, помимо страстей, имеет и Дух Божий, который она продолжает ощущать и без тела. Поэтому смерть тела не затрагивает её.
Я сомневаюсь в Ваших словах, полагая, что Вы очень ошибаетесь.
Прошу привести слова святителя Григория Паламы, чтобы подтвердить свои слова и развеять мои сомнения относительно ошибочности Ваших суждений.
 
Тело человека почти полностью обновляется каждые 200 дней. За жизнь оно полностью изменится. Тело младенца ничуть не похоже на тело старика. Как же тело может быть навечно соединено с душой, если даже не понятно, какое из двух тел, старика или младенца
Если человеку заменить орган, например, сердце или почку, он останется тем же человеком? Мы скажем да. Если ему сделать протез вместо руки или ноги или поставить искусственное сердце - снова да. Так можно заменить любой орган.
А вот что будет, если заменить личность? Это можно сделать с помощью химических веществ (наркотиков) и психотерапии (гипноза). Тело (материальная составляющая) будет то же, а душа (информационная составляющая) изменится. Тут уже мы говорим, что перед нами другой человек.
Про двух генетически одинаковых близнецов мы говорим, что это разные люди.
Так что дело вовсе не в теле.
 
Сверху