Конечность тварного и бессмертие души?

Примерно о том же писал Азимов в "Эссе о роботах".
Если человеку заменить все органы, кроме мозга, он останется по сути тем же человеком. А если человеку поставить электронный мозг, он станет роботом.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
А вот что будет, если заменить личность? Это можно сделать с помощью химических веществ (наркотиков) и психотерапии (гипноза).
Так легко можно изменить лишь психику души (функции мозга) человека, а её умный дух (нус, греч. или личность) просто вот так взять и изменить, нельзя...
Тут надо время, чтобы дурная психика перековала и личность человека. Это часто бывает. Но простой связи между мозгом и личностью нет...
Личность, как дух в триаде дух-душа-тело, все таки выше стоит, чем органическая "нейросеть" в черепной коробке :)
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Примерно о том же писал Азимов в "Эссе о роботах".
Если человеку заменить все органы, кроме мозга, он останется по сути тем же человеком. А если человеку поставить электронный мозг, он станет роботом.
Не в мозге личность, а в душе...точнее в её духе... это то трансцендентное "Я" выдохнутое Богом в человека при сотворении...
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Мозг есть и у животных, а личность только у человека...
Обезьяну можно научить говорить (языком жестов), но она никогда не скажет про себя: я хочу банан... а скажет: коко хочет банан!
 
Крещён в Православии
Личность любого человека имеет своё основание в ипостаси. Хотя сама личность не есть ипостась. В период телесной смерти личность усопшего человека сохраняется, так как сохраняется ипостась усопшего, несмотря на то, что мозг тела бездействует как мёртвый или распавшийся на частички тления.
Личность каждого человека должна осознавать себя как двухприродную ипостась, отличную от других подобных себе по внешнему виду и самостоятельному действию.
Личность должна пониматься как сомосознание конкретного человека и его отношение к другим людям. Личности людей должны преодолеть свою индивидуальность, возникшую вследствие падения прародителей. Это преодоление возможно осуществить только в Господе Иисусе Христе, приобретением по благодати Господа Святого Духа способа жизни в подобии Божественного троичного бытия.
 
Крещён в Православии
Я бы добавил, что дух человеческой душой может "нарабатываться"; и этот, "наработанный" человеческой душой дух, "замещает" (постепенно вытесняет) дух Божий, сам становясь высшей частью человеческой души. Вот чем "заместит" человек дух Божий в своей душе - такую и судьбу пожнет.
 
Крещён в Православии
Я бы добавил, что дух человеческой душой может "нарабатываться"; и этот, "наработанный" человеческой душой дух, "замещает" (постепенно вытесняет) дух Божий, сам становясь высшей частью человеческой души. Вот чем "заместит" человек дух Божий в своей душе - такую и судьбу пожнет.
Непонятно, что нужно понимать под «нарабатываемым духом человеческой души» и что - под «духом Божьим»?
 
Крещён в Православии
Непонятно, что нужно понимать под «духом человеческой души», хотя душа человека духовна по своей природе, и что - под «духом Божьим»?
Дух - высшая часть души; "надстройка" к человеческой душе; движущая сила души; своего рода "стимул" бытия для человеческой души; "вектор" бытия человеческой души.
 
Православный христианин
Это [логос] смысл тварного, но не есть тварное. Хотя нетварные логосы "отпечатанные" в творении и раскрывают Творца, как человеческие логосы Баха "открывают" личность Баха в звуках, но Творец не тварь, Бах не звук.
Ох и тонка тема, красота - это Сам Бог или Его свойство? Любовь - точно знаем, это и Бог и его существенное свойство, склоняюсь к мысли, что информационная копия, ТОЖДЕСТВЕННАЯ САМА СЕБЕ, НЕ ЕСТЬ СУЩНОСТЬ, НО НЕКАЯ ГОЛОГРАММА СУЩНОСТИ (соотношение фотографии и человека).
 
Крещён в Православии
Дух - высшая часть души; "надстройка" к человеческой душе; движущая сила души; своего рода "стимул" бытия для человеческой души; "вектор" бытия человеческой души.
Под духом души можно понимать только ум души. Другого понимания не может быть.
 
Православный христианин
Мозг есть и у животных, а личность только у человека...
Обезьяну можно научить говорить (языком жестов), но она никогда не скажет про себя: я хочу банан... а скажет: коко хочет банан!
Ангелы "затворяют уста голодных львов" (Даниил и Навуходоносор), а Валаамова ослица? Та вообще проповедь сказала ... Ворон пророку Илье пищу носил и можно заключить, что птица и зверь, и рыба - "знают" Бога и повинуются Ему, а молитва - для человека и ангелов.
 
Крещён в Православии
Под духом души можно понимать только ум души. Другого понимания не может быть.
А это и есть "вектор". Ведь сказано: "и стал человек душою живою"; человеческая душа может быть и неживой - можно и душой умереть: "смерть вторая". Человеческая душа, вроде как бы и есть, вроде что-то внимает, а "вектора" развития не имеет, не движется никуда.
 
Крещён в Православии
А это и есть "вектор". Ведь сказано: "и стал человек душою живою"; человеческая душа может быть и неживой - можно и душой умереть: "смерть вторая". Человеческая душа, вроде как бы и есть, вроде что-то внимает, а "вектора" развития не имеет, не движется никуда.
Человек стал душою живой в силу благодати, которая его соединила с Богом и давала Адаму и Еве способ жизни в благобытии.
Неживою душой Адам и Ева стали тогда, когда отказались от благодати, пожелав стать богами без Бога, то есть выбрав индивидуальную жизнь без Бога.
В Крещении возвращается благодать Бога и происходит воскресение души крещаемого.
 
Крещён в Православии

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Всякое дыхание, котрое хвалит Господа - это о людях, а не об ослице.
Не только о людях. Разумно хвалят Бога еще и ангелы, а онтологично вся тварь... как, впрочем и стенает тоже...
" вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22)
 
Православный христианин
Всякое дыхание, котрое хвалит Господа - это о людях, а не об ослице. Ослица по своему неразумному естеству не может никого хвалить, тем более, Господа.
Хороший текст "нашёл" (знаете же о "случайностях"? :)), обратите внимание на действие благодати (недавнее обсуждение по другой теме), как она приходит и МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА:

Всех птиц я видел ангелами Божиими, славящими Бога.​


Все я видел через призму благодати Божией.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит.
Тогда я жил среди звезд, в бесконечном пространстве, в духовном небе!
Дара прозорливости я никогда не желал, – вспоминал старец Порфирий. – И когда получил его, не старался его развивать. Я не придавал ему значения. Я никогда не просил и не прошу у Бога открыть мне что-нибудь, потому что полагаю, что это противно Его воле. Но после события со старцем Димасом я совершенно изменился. Жизнь моя стала сплошной радостью и ликованием. Тогда я жил среди звезд, в бесконечном пространстве, в духовном небе! А раньше я был не таким…
После того как я ощутил благодать Божию, все дары преумножились. Я стал смышленым, выучил каноны Пресвятой Троице, канон Иисусу, другие каноны. Если их пели и читали в церкви, то я их заучивал наизусть. Псалтирь читал наизусть. На определенные псалмы, слова которых похожи, я обращал внимание, чтобы не путать их. Я действительно изменился. Много видел, но ни о чем не говорил, потому что не имел права говорить, не имел такого извещения. Все видел, на все обращал внимание, все знал. От радости не ходил по земле. Тогда открылось у меня обоняние, и я стал различать все запахи, Открылось зрение, открылся слух. Я стал издали все узнавать, распознавать животных и птиц. По пению я знал, что это за птица; дрозд ли, воробей, зяблик или соловей, скворец или клест. Всех птиц я различал по пению. В конце ночи, на рассвете, я радовался трелям соловьев, дроздов, всех, всех птиц...
Я стал иным, другим, обновленным, – признавался старец Порфирий. – Все, что видел, переводил в молитву. Все обращал на себя. Почему птичка поет и славит Создателя? Так хотел делать и я. То же самое и с цветами. Цветы я различал по их аромату, а их благоухание слышал на расстоянии получаса ходьбы. Различал траву, деревья, воды, скалы. Да, я разговаривал даже со скалами! Как я смотрел на них'.
Я спрашивал их, и они рассказывали мне все тайны Кавсокаливии. Это глубоко затрагивало меня, и я приходил в умиление. Все я видел через призму благодати Божией. Видел, но не говорил. Часто ходил в лес. Мне очень нравилось ходить меж камнями по высокой траве, между маленькими и большими деревьями.
Кто слышал, как надрывается соловей? Почему он прилетел в такие удаленные места? А те соловьи в зарослях кустарника, в овраге, которые поют днем и ночью, утром и вечером; кто слышит, как они разрываются? Почему они это делают? Почему они прилетали в такие удаленные места? Зачем надрывали свои связки? Цель — служба, пение своему Творцу, служение Богу». Я так объяснил это.
Всех птиц я видел ангелами Божиими, славящими Бога, Творца всяческих, которых не слышал никто. Да, они прятались, чтобы их никто не слышал, поверьте мне! Их не интересовало, слышали ли их, но они стремились к уединению, к тишине, в пустыню. Кто их услышит в тишине? Только Творец всяческих, Создатель всего, Тот, Кто даровал им и жизнь, и дыхание, и голос. Вы спросите: «Разве у них есть ум?» Что на это сказать? – удивлялся старец Порфирий.
Не знаю, делали они это сознательно или нет. Не знаю. Потому что это птички. Сегодня они живы, а завтра их нет, как говорит Священное Писание. Мы не должны мыслить иначе, чем говорит Священное Писание. Бог может нам показать, что все они — ангелы Божии. Мы этого не знаем. Они всегда скрывались, чтобы никто не слышал их славословия.
Так и у монахов жизнь там, на Святой Горе, проходит в безвестности. Живешь со старцем, любишь его. Поклоны, подвиги, все бывает, но ты их не помнишь и о тебе никто не говорит:
— «Кто это такой?»
Ты живешь Христом, ты — Христов. Живешь внутри всего, живешь Богом, в Котором все живет и движется, в Котором и чрез Которого — это мои собственные греческие выражения. Ты входишь в нетварную Церковь и живешь в ней как неизвестный.
 
Крещён в Православии
Не только о людях. Разумно хвалят Бога еще и ангелы, а онтологично вся тварь... как, впрочем и стенает тоже...
" вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22)
С ангелами согласен. Что значит "онтологически вся тварь" хвалит Господа? Тварь стенает и мучится, но никак не хвалит Господа.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Тварь стенает и мучится, но никак не хвалит Господа.
  • Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
  • Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
  • Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
  • Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
  • Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
  • поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
  • Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
  • огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
  • горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
  • звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
  • цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
  • юноши и девицы, старцы и отроки
  • да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
  • Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия. (Пс. 148)
 
Крещён в Православии
Хороший текст "нашёл" (знаете же о "случайностях"? :)), обратите внимание на действие благодати (недавнее обсуждение по другой теме), как она приходит и МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА:

Всех птиц я видел ангелами Божиими, славящими Бога.​


Все я видел через призму благодати Божией.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит.
Тогда я жил среди звезд, в бесконечном пространстве, в духовном небе!
Дара прозорливости я никогда не желал, – вспоминал старец Порфирий. – И когда получил его, не старался его развивать. Я не придавал ему значения. Я никогда не просил и не прошу у Бога открыть мне что-нибудь, потому что полагаю, что это противно Его воле. Но после события со старцем Димасом я совершенно изменился. Жизнь моя стала сплошной радостью и ликованием. Тогда я жил среди звезд, в бесконечном пространстве, в духовном небе! А раньше я был не таким…
После того как я ощутил благодать Божию, все дары преумножились. Я стал смышленым, выучил каноны Пресвятой Троице, канон Иисусу, другие каноны. Если их пели и читали в церкви, то я их заучивал наизусть. Псалтирь читал наизусть. На определенные псалмы, слова которых похожи, я обращал внимание, чтобы не путать их. Я действительно изменился. Много видел, но ни о чем не говорил, потому что не имел права говорить, не имел такого извещения. Все видел, на все обращал внимание, все знал. От радости не ходил по земле. Тогда открылось у меня обоняние, и я стал различать все запахи, Открылось зрение, открылся слух. Я стал издали все узнавать, распознавать животных и птиц. По пению я знал, что это за птица; дрозд ли, воробей, зяблик или соловей, скворец или клест. Всех птиц я различал по пению. В конце ночи, на рассвете, я радовался трелям соловьев, дроздов, всех, всех птиц...
Я стал иным, другим, обновленным, – признавался старец Порфирий. – Все, что видел, переводил в молитву. Все обращал на себя. Почему птичка поет и славит Создателя? Так хотел делать и я. То же самое и с цветами. Цветы я различал по их аромату, а их благоухание слышал на расстоянии получаса ходьбы. Различал траву, деревья, воды, скалы. Да, я разговаривал даже со скалами! Как я смотрел на них'.
Я спрашивал их, и они рассказывали мне все тайны Кавсокаливии. Это глубоко затрагивало меня, и я приходил в умиление. Все я видел через призму благодати Божией. Видел, но не говорил. Часто ходил в лес. Мне очень нравилось ходить меж камнями по высокой траве, между маленькими и большими деревьями.
Кто слышал, как надрывается соловей? Почему он прилетел в такие удаленные места? А те соловьи в зарослях кустарника, в овраге, которые поют днем и ночью, утром и вечером; кто слышит, как они разрываются? Почему они это делают? Почему они прилетали в такие удаленные места? Зачем надрывали свои связки? Цель — служба, пение своему Творцу, служение Богу». Я так объяснил это.
Всех птиц я видел ангелами Божиими, славящими Бога, Творца всяческих, которых не слышал никто. Да, они прятались, чтобы их никто не слышал, поверьте мне! Их не интересовало, слышали ли их, но они стремились к уединению, к тишине, в пустыню. Кто их услышит в тишине? Только Творец всяческих, Создатель всего, Тот, Кто даровал им и жизнь, и дыхание, и голос. Вы спросите: «Разве у них есть ум?» Что на это сказать? – удивлялся старец Порфирий.
Не знаю, делали они это сознательно или нет. Не знаю. Потому что это птички. Сегодня они живы, а завтра их нет, как говорит Священное Писание. Мы не должны мыслить иначе, чем говорит Священное Писание. Бог может нам показать, что все они — ангелы Божии. Мы этого не знаем. Они всегда скрывались, чтобы никто не слышал их славословия.
Так и у монахов жизнь там, на Святой Горе, проходит в безвестности. Живешь со старцем, любишь его. Поклоны, подвиги, все бывает, но ты их не помнишь и о тебе никто не говорит:
— «Кто это такой?»
Ты живешь Христом, ты — Христов. Живешь внутри всего, живешь Богом, в Котором все живет и движется, в Котором и чрез Которого — это мои собственные греческие выражения. Ты входишь в нетварную Церковь и живешь в ней как неизвестный.
Как это относится к толкованию на Псалом 150, о котором шла речь? Видеть птиц ангелами - это образная речь, а не истинная.
 
Сверху