Конечность тварного и бессмертие души?

Крещён в Православии
  • Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
  • Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
  • Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
  • Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
  • Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
  • поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
  • Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
  • огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
  • горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
  • звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
  • цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
  • юноши и девицы, старцы и отроки
  • да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
  • Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия. (Пс. 148)
Анатолий, ну, давайте будем разумно подходить к смыслам.
Неразумные солнце и луна, звезды, рыбы, деревья, звери и скоты и так далее хвалят Господа не дыханием - разумным словом, - а своим тварным присутствием в мире.
 
Крещён в Православии
Человек стал душою живой в силу благодати, которая его соединила с Богом и давала Адаму и Еве способ жизни в благобытии.
Неживою душой Адам и Ева стали тогда, когда отказались от благодати, пожелав стать богами без Бога, то есть выбрав индивидуальную жизнь без Бога.
Да.

Дух Божий при душе Адама после грехопадения стал замещаться духом не Божиим. Т.е. душа Адама стала внимать духу злобы, противясь духу Божиему. Другими словами душа Адама стала "создавать" себе высшую "надстройку" внимая духу бесовскому. "Вектор" души Адамовой стал другим. Душа человека следует увещеваниям духа привнесенного, созидая свою высшую часть души, аналог духа; и если эта высшая часть души человека созидалась душой, которая имела в качестве примера дух не Божий, то и аналог духа образуется бесовской.

Как апостолам Господь сказал - " ... не знаете, какого вы духа ...". Т.е. апостолы думали, что они внимают увещеваниям духа Божьего - и таким образом душа их созидала дух, по их мнению, созвучный духу Божиему; а на деле не созвучный Божьему дух в душах апостолов созидался, а созидался дух злобы бесовской.
 
Не в мозге личность, а в душе...точнее в её духе... это то трансцендентное "Я" выдохнутое Богом в человека при сотворении...
Я понимаю душу как все нематериальное в человеке. Его информационная составляющая. А "хранилищем" души является мозг. Точно так же, как хранилищем информации в компьютере является жесткий диск. Уничтожьте диск - пропадет информация. Уничтожьте мозг - пропадет душа.
Так легко можно изменить лишь психику души (функции мозга)
Функции остаются те же. Меняется набор исходных данных, с которыми они работают.
Обезьяну можно научить говорить (языком жестов), но она никогда не скажет про себя: я хочу
Так и дети лет до 3 говорят. :)
Интересно, как взрослые обезьяны осмысливают себя внутри стаи. Они знают, кто есть кто и какое место занимают сами.
 
Ведь сказано: "и стал человек душою живою"; человеческая душа может быть и неживой
И сказал Бог: Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их (Бытие 1.24).
Это сказано до создания человека, о животных.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Так и дети лет до 3 говорят
Да, личность как и тело рождается не развитым...
Я понимаю душу как все нематериальное в человеке. Его информационная составляющая. А "хранилищем" души является мозг.
Нематериальное не ограничивается местом в материальном мире... можно лишь условно говорить о нахождении души в мозге или в крови...
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Анатолий, ну, давайте будем разумно подходить к смыслам.
Неразумные солнце и луна, звезды, рыбы, деревья, звери и скоты и так далее хвалят Господа не дыханием - разумным словом, - а своим тварным присутствием в мире.
Я и написал ранее "онтологично" т.е. природно или как Вы выразились "своим тварным присутствием в мире"... а разумно я отнес к людям и ангелам... В чем проблема?
 
Православный христианин
Да, личность как и тело рождается не развитым...

Нематериальное не ограничивается местом в материальном мире... можно лишь условно говорить о нахождении души в мозге или в крови...

Исходя из книг Священного Писания, святой Дионисий Ареопагит высказал важнейшую мысль для богословия красоты: в мире Божьем не было ничего, что было бы лишено причастности красоте – ни на небесах, где обитают Ангелы, ни на земле, где эстетически чуткие души восхищает красота явлений видимого мира. Если духовный мир с неисчислимыми для нас Ангелами Господь создал мгновенно, то сотворение материального мира – это процесс, протекающий в пространстве и времени, символически описанный в книге Бытия как шесть дней миротворения. Преподобный Исаак Сирин утверждал, что духовный мир был сотворен прежде видимой вселенной, а Ангелы были созданы Богом «в молчании» – их сотворение неизреченная тайна. А вот Августин Блаженный полагал, что Ангелы были сотворены Богом, когда Он произнес Свои первые слова – «да будет свет», ибо в Священном Писании сказано, что Бог есть Безначальный Свет и нет в Нем никакой тьмы, и Ангелы именуются «вторыми светами» – бесплотными духами, созданными по образу и подобию Божиему – прекрасными и неземными созданиями, служащими Творцу, обладающими умом и нравственностью, свободой волей и бессмертием. В книге Иова ясно указывается, что Ангелы были уже сотворены, когда Господь начал созидать материальный мир – были утверждены основания земли и положен краеугольный камень ее «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:7). По толкованию священномученика Серафима (Звездинского) эти утренние звезды из книги Иова – Ангелы Господни, украсившие своим немеркнущим сиянием духовные небеса, они – небожители и святые вестники Божии, свободные от уз плоти и грубой вещественности, неземные существа, неподвластные тлению и смерти, несущие нашему миру слово Божие – весть от Бога к людям. По своей природе Ангелы – бесплотные духи, над ними не властны законы физического мира: они быстрее молнии и переносятся в пространстве в мгновение ока, никакая самая неприступная и высокая крепость для них не препятствие, никто из них не может состариться и умереть, ибо их жизнь – вечная и блаженная жизнь на небесах с Богом и в Боге.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
в мире Божьем не было ничего, что было бы лишено причастности красоте – ни на небесах, где обитают Ангелы, ни на земле, где эстетически чуткие души восхищает красота явлений видимого мира.
Потому, что - "художник и строитель – Бог" (Евр.11:10)
 
Крещён в Православии
Я и написал ранее "онтологично" т.е. природно или как Вы выразились "своим тварным присутствием в мире"... а разумно я отнес к людям и ангелам... В чем проблема?
Спасибо за пояснение. Принято.

PS. "Онтологично" не значит "природно". Онтологично - это бытийно.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Спасибо за пояснение. Принято.

PS. "Онтологично" не значит "природно". Онтологично - это бытийно.
Не буду спорить...
хотя по греч. ὄντος - сущее, а значит и природно...ибо все бытийное имеет природу
 
Крещён в Православии
Не буду спорить...
хотя по греч. ὄντος - сущее, а значит и природно...ибо все бытийное имеет природу
Сущее - это имя всего, что существует.
Сущее тождественно термину ипостась, а не природа, где ипостась имеет значение общего бытия, а природа имеет значение сущности - то, что существует само в себе, а не в другом.

 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Пример из жизни Нектария Эгинского, когда он сестрам одного монастыря показал как тварь славит Бога. Сестры спрашивали у него, что значит «всякое дыхание да хвалит Господа, вся тварь славит Господа», как это понимать? И вот однажды во время богослужения, которое проходило на улице он помолился о сестрах, и они услышали службу, которую совершают животные вместе со всей вселенной. Они услышали, как птицы, сверчки, цикады воспевают славу Божию. Они как бы поняли их язык. Вот такой вот удивительный случай, когда у сестер отверзлось духовное зрение и они увидели, что тварь знает своего Творца.
 
сомневающийся
Я сомневаюсь в Ваших словах, полагая, что Вы очень ошибаетесь.
Прошу привести слова святителя Григория Паламы, чтобы подтвердить свои слова и развеять мои сомнения относительно ошибочности Ваших суждений.
Пока приведу ссылку на саму книгу, там долго искать, а Вам думаю вся книга будет интересна:

Что касается ереси, то философии такой термин неизвестен. Если уж Иоанн дамаскин взялся философствовать, то здесь надо дказывать логикой свои утверждения, а не обвинять всех несогласных в ереси. Позиции его никакого отношения не имеют к Евангелиям, это чисто философия.

Потихоньку буду кидать сюда выдержки:
"Душа каждого человека является и жизнью одушевленного ею тела и, как относящаяся к другому, имеет возможность оживотворять другого, то есть именно оживотворяемое ею тело. Но она имеет жизнь не только, как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе. Видно, что она имеет разумную и духовную жизнь, ясно отличную от жизни тела и разных телесных явлений. Потому-то при распадении тела, она с ним вместе не разлагается. К тому же она не только не умирает вместе с телом, но и остается бессмертной, как не имеющая отношения к другому, но имеющая сама по себе жизнь, как сущность"1852.

"Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела; поэтому при разложении тела, по необходимости распадается вместе с телом и она. Она не менее смертная душа своего тела, и посему все, что оно есть, обращено к смертному и считается смертным; потому и душа умирает вместе с смертным телом"1853.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Сущее - это имя всего, что существует.
Сущее тождественно термину ипостась, а не природа, где ипостась имеет значение общего бытия, а природа имеет значение сущности - то, что существует само в себе, а не в другом.

Тогда возникает вопрос, а существует ли Бог? И если существует, то чья Он ипостась?
Мне кажется, Вы термин ипостась употребляете совершенно ни к месту. Отсюда и все разногласия в этой теме.
 
сомневающийся
Если человеку заменить орган, например, сердце или почку, он останется тем же человеком? Мы скажем да. Если ему сделать протез вместо руки или ноги или поставить искусственное сердце - снова да. Так можно заменить любой орган.
А вот что будет, если заменить личность? Это можно сделать с помощью химических веществ (наркотиков) и психотерапии (гипноза). Тело (материальная составляющая) будет то же, а душа (информационная составляющая) изменится. Тут уже мы говорим, что перед нами другой человек.
Про двух генетически одинаковых близнецов мы говорим, что это разные люди.
Так что дело вовсе не в теле.
Более того. Допустим, учёные научатся не только клонировать тело, но и переносить все воспоминания человека в это клонированное тело. Однако, если рядом с Вами окажется такой клон, Вы не сочтёте, что Вы это теперь он. Вы будете так же смотреть на мир из этого старого тела.
А что будет, если лишить вас ощущения тела и всех чувств? Сохранится осознавание. То ощущение, в которое погрузится это осознавание, это Дух или нетварная энергия. Такое я знает, что оно есть, но не помнит ни кто оно ни где находится. Однако оно полностью отождествляет себя с своим переживанием. Наше истинное я это тот, кто переживает, и мы никак не можем ухватить его. Всё, о чём мы можем подумать, это ощущаемое, но не сам ощущающий.
 
сомневающийся
Смерть - это разделение. Духовная смерть - разделение человека с Богом. Телесная смерть - разделение разумной души и тела.

Все, что существует имеет свою ипостась. Ипостась каждого человека - сложная, т
Это логическая нестыковка. Ведь ипостась тоже существует. Значит, каждая ипостась имеет свою ипостась низшего уровня, и так до бесконечности. абсурд.
 
Крещён в Православии
Потихоньку буду кидать сюда выдержки:
"Душа каждого человека является и жизнью одушевленного ею тела и, как относящаяся к другому, имеет возможность оживотворять другого, то есть именно оживотворяемое ею тело. Но она имеет жизнь не только, как энергию, но и как сущность, ибо живет сама по себе. Видно, что она имеет разумную и духовную жизнь, ясно отличную от жизни тела и разных телесных явлений. Потому-то при распадении тела, она с ним вместе не разлагается. К тому же она не только не умирает вместе с телом, но и остается бессмертной, как не имеющая отношения к другому, но имеющая сама по себе жизнь, как сущность"1852.
Это слова святителя Григорий Паламы.

А это мои слова, которые Вы пытаетесь опровергнуть словами святителя Григорий Паламы
Православная вера утверждает, что душа не может существовать без тела, даже во-время телесной смерти должно сохраняться единство бытия души и тела.

Вывод: Святитель учит, что душа есть жизнь для тела, что сама имеет жизнь по сущности и при умирании тела, душа сама не умирает. Слова святителя Григория совсем о другом, то есть они не затрагивают вопроса о существовании отдельно души и отдельно тела, а также вопроса разрушения их единой ипостаси ( самостоятельно единого бытия) при умирании тела. Умирание тела происходит, когда душа отходит от тела, при этом душа перестает быть вместе с телом, но их единая ипостасная связь, как их единое бытийное начало, образованное в утробе матери, у них остается.
 
Крещён в Православии
Это логическая нестыковка. Ведь ипостась тоже существует. Значит, каждая ипостась имеет свою ипостась низшего уровня, и так до бесконечности. абсурд.
Чувствуется, что Вы человек просвещенный, но не в вопросах православного понимания ипостаси и сущности.
Общая сущность делится на родовые и на видовые сущности. Самая же низшая сущность уже делиться только на ипостаси. А вот ипостаси никогда не делятся, ибо их разделение приводит к прекращению существования сущностей.

Существуют только ипостаси. Нет и не может быть родовых и видовых ипостасей. Ипостась есть самостоятельное бытие конкретной вещи и предмета или конкретного человека и ангела.
 
сомневающийся
Чувствуется, что Вы человек просвещенный, но не в вопросах православного понимания ипостаси и сущности.
Общая сущность делится на родовые и на видовые сущности. Самая же низшая сущность уже делиться только на ипостаси. А вот ипостаси никогда не делятся, ибо их разделение приводит к прекращению существования сущностей.

Существуют только ипостаси. Нет и не может быть родовых и видовых ипостасей. Ипостась есть самостоятельное бытие конкретной вещи и предмета или конкретного человека и ангела.
Лучше нам оставить этот разговор, а то я чувствую, что начинаю сходить с ума.
 
Крещён в Православии
Лучше нам оставить этот разговор, а то я чувствую, что начинаю сходить с ума.
Не надо сходить с ума. Надо сесть и, хотя бы, почитать Философские главы прп. Иоанна Дамаскина.

Глава II. Какая цель этого произведения?
Так как всякий, кто принимается за дело без определенной цели, как бы во тьме блуждает; так как трудящийся без цели нищенствует во всем, – поэтому мы прежде всего скажем о поставленной для этой книги цели, чтобы то, о чем в ней говорится, легче усваивалось. Цель же эта заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания. Поэтому ее должно назвать «Источником знания». Итак, я ничего не буду говорить от себя, но в связном виде изложу то, о чем в различных местах сказано у божественных и мудрых мужей. И лучше прежде всего определить, что такое философия.
 
Сверху