Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?

Крещён в Православии
Вячеслав, дело не в том, как я полагаю. Я все лишь уточнил, что вопросы такого порядка не являются догматическими.
Они, безусловно, интересные, и то, что писали по этому поводу Отцы - полезно и для кого то отчасти назидательно. Но это не догматы.
Антон, Вы озвучиваете очень странное понимание православного исповедания веры. Вы исповедуете, что душа человека есть образ Святой Троицы?
Такое исповедание веры должно быть догматическое или можно и допустимо исповедовать душу человека иначе, как здесь на форуме озвучивают, что душа иметь органы, в том числе мозг, которым думает, что она разделяется на две части для мужчины и женщины, а потом в семени собирается в одну составную душу младенца, что она состоит из вещества и телесная по своей природе?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Благодать есть Божественная энергия и Божественные дары.

Конечно же благодать, посредством которой сотворена душа, как Божественная энергия отлична от Божественной Сущности и Божественных Ипостасей Святой Троицы. Творится душа по образу Святой Троицы в единстве ума, рождающего слово и изводящего духа жизни для материального тела. Можно сказать так. Бог от своего благодатного дыхания творит духовную сущность души, которая имеет ум, от ума рождается слово и изводится дух жизни для тела.

Духовная природа души не может быть материальной, ибо имеет своё основание в нематериальной благодати, также не может быть телесной, ибо благодать Бога не есть тело, состоящее из вещества.
В чем заключается образ Святой Троицы в человеческой душе? Святая Троица - три Ипостаси, Три разумные личности.
С другой стороны признаю, что в человеке есть что-то нематериальное, и даже не тварное: "вдунул дыхание жизни" - это нетварное и нематериальное; но это и не человеческая душа. По-другому сказать - дыхание жизни и есть та (нематериальная - так у Вас) благодать, посредством которой душа оживает. Но неживая душа, по моему разумению, - не только тварная; и, поскольку, сотворенная из ничего - имеет и материальность, пусть и иную, чем человеческое тело. Господь сотворил не Богов, а богов.
что она разделяется на две части для мужчины и женщины
Считаю, Вы это не так понимаете, принимая во внимание то, что Вы пишете дальше относительно этих слов.
Слова Ефрема Сирина понимаются однозначно - было разделение человеческого творения по душе, духу, и телу, которые были изначально сотворены:
"Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил в взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их»" (ссылка).
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Антон, Вы озвучиваете очень странное понимание православного исповедания веры.
Ничего странного.
1. У нас есть Символ Веры.
2. У нас есть Писание.
3. У нас есть Соборные решения Церкви.
""Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. "" ( Православное Догматическое Богословие )
 
Крещён в Православии
1. В чем заключается образ Святой Троицы в человеческой душе? Святая Троица - три Ипостаси, Три разумные личности.
С другой стороны признаю, что в человеке есть что-то нематериальное, и даже не тварное: "вдунул дыхание жизни" - это нетварное и нематериальное; но это и не человеческая душа. По-другому сказать - дыхание жизни и есть та (нематериальная - так у Вас) благодать, посредством которой душа оживает. Но неживая душа, по моему разумению, - не только тварная; и, поскольку, сотворенная из ничего - имеет и материальность, пусть и иную, чем человеческое тело. Господь сотворил не Богов, а богов.

2. Считаю, Вы это не так понимаете, принимая во внимание то, что Вы пишете дальше относительно этого.
Слова Ефрема Сирина понимаются однозначно - было разделение человеческого творения по душе, духу, и телу, которые были изначально и одномоментно сотворены:
"Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил в взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их»" (ссылка).
1. VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке
 
Крещён в Православии
Ничего странного.
1. У нас есть Символ Веры.
2. У нас есть Писание.
3. У нас есть Соборные решения Церкви.
""Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. "" ( Православное Догматическое Богословие )
Антон, Вы или специально желаете увести разговор в иную плоскость, подменяя понятия, или сами не понимаете, что протопресвитер Михаил Помазанский ведёт речь о происхождении души человека, а не ее природной телесности или не телесности как образа Бога.
По обсуждаемому нам вопросу он пишет следующее:
...
«... Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:
и) Говоря о самой природе души, отцы и учители Церкви указывают на простоту и невещественность души, в противоположность сложности и материальной грубости тела, на ее безвинность и полное отсутствие формы и вообще на то, что она не подлежит всем тем измерениям (пространства, веса и пр.), каким подлежит тело (Ориген и др.).».

У меня в отношении Ваших сообщений одни недоумения.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, сказано, ведь, "образ Святой Троицы в человеке", а не в человеческой душе. Вы же пишете: "Творится душа по образу Святой Троицы".
 
Крещён в Православии
Вячеслав, сказано, ведь, "образ Святой Троицы в человеке", а не в человеческой душе. Вы же пишете: "Творится душа по образу Святой Троицы".
Павел, Вы прочитали по ссылке?
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Читал.
Вы объясните мне, что означают слова "троический и надмирный мир" человеческой души?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
ведёт речь о происхождении души человека
Ну так даже если само происхождение является «тайной, ведомой одному Богу» (св. Кирилл Александрийский) - какие дальнейшие построения вы планируете? Если нам не открыто даже происхождения - что анализировать?
Святитель Григорий Палама много чего писал. Всякого разного. Как и любой богослов. Но его мысли по второстепенным вопросам догматами не являются.
Догматы - вероучительные истины о Боге, необходимые нам для спасения. А все эти умопостроения к делу нашего спасения не относятся.
 
Крещён в Православии
Ну так даже если само происхождение является «тайной, ведомой одному Богу» (св. Кирилл Александрийский) - какие дальнейшие построения вы планируете? Если нам не открыто даже происхождения - что анализировать?
Святитель Григорий Палама много чего писал. Всякого разного. Как и любой богослов. Но его мысли по второстепенным вопросам догматами не являются.
Догматы - вероучительные истины о Боге, необходимые нам для спасения. А все эти умопостроения к делу нашего спасения не относятся.
Спасибо, с Вами тоже все понятно.
 
Крещён в Православии
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
1. VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке
Читаем по предложенной ссылке.

38. Умное и разумное естество Ангелов [также] обладает и умом, и словом, происходящим из ума, и любовью ума к слову; любовь эта [опять же происходит] из ума, всегда соприсутствует с умом и словом и может быть названа «духом», поскольку по природе сопутствует слову. Однако дух сей не является животворящим, ибо ангельское естество не получило от Бога тела, соединенного с ним и [взятого] от земли так, чтобы иметь животворящую и содержащую [это тело] силу. Наоборот, умное и разумное естество души, поскольку оно было сотворено вместе с земным телом
( конкретно указано, то, что душа была сотворена вместе одновременно с человеческим телом)


получило от Бога и животворящий дух,( именно дух можно было получить от Бога, так Он Сам есть Дух)

благодаря которому оно сохраняет и животворит соединенное с ним тело. Этим убеждаются люди разумные относительно того, что человеческий дух, животворящий тело,( Дух животворит)

есть умная любовь; он – из ума и слова, в уме и слове есть и в себе содержит ум и слово. Благодаря ему душа обладает естественным образом столь вожделенной связью с собственным телом,( вот и прозвучало о теле души)


что никогда не желает покидать его и вообще [стремится] не покидать его, если только какая-либо серьезная болезнь не принудит ее к этому.

39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу.
 
Православный христианин
Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:
и) Говоря о самой природе души, отцы и учители Церкви указывают на простоту и невещественность души, в противоположность сложности и материальной грубости тела
А как относиться к сказанному?
«...Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: “Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными ...».

Преподобный Макарий Великий:
Душа - это умное, исполненное всякой красоты и поистине чудное творение Божие. Душа есть весьма утонченное тело. Тварь особого рода.
(Он называет ее телом исключительно для того, чтобы показать ее отличие от Бога, в сравнении с Которым она является как бы более грубого естества).
Душа - дело великое и чудное. При создании ее Бог создал ее такою, что в естество ее не было вложено порока.
Это творение умное, величественное, дивное - образ и подобие Божие, имеющее беспримерное близкое родство с Богом, без малейшего, впрочем, общения между их существами (Бог имеет общение с душами достойными, но только не существенно, а благодатно),- наделенное всеми совершенствами, свойственными духу, и, по чрезвычайной тонкости своей, удободвижное, быстролетное, неуловимое...».
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Учение святых отцов о нематериальности и не телесности души всегда одно и тоже, ибо они учат в одном Господе Святом Духе.
Да вот же по Вашей же ссылке, опровергающее Ваше размышление, утверждение Св.Отца.Как Вы читаете....
Учение о душе человека как образе Святой Троицы, а образ всегда подобен Первообразу не по природе, а по образу бытия, есть один из догматов православной веры.
Так Отцы учат как раз о том, что Образ мы получили, но Подобия увы-не достигли.
Если Первообраз не телесен и нематериален по природе, то Его тварный образ не телесен и нематериален по благодати и по образу бытия.
Как раз наоборот, по образу бытия всё тварное, имеет границы и конечность.Ангелы являлись Иисусу Навину, Товии, Деве Марии, пастухам в Рождественскую ночь и так далее.
Бесы могут являться в образе Ангела Света, а могут и так сами по себе обозначится.
Моисей видел тело духовное человека-мужчины и женщины, которое потом оживило душу Адама, сделало живой в Божественном Святом мире.Отпадение в область чувственного, умертвило душу человека, оторвало от Святого мира.Душа ограничена телом.Так Апостол и учит-Есть тело душевное"
 
Крещён в Православии
Святитель Григорий Палама. 150 глав.

«61. Ангел и душа, будучи нетелесными, не находятся в [каком-либо] месте, но и не вездесущи; они не содержат все [мироздание], но сами нуждаются в Содержащем. Следовательно, они [находятся] в Том, Кто содержит и объемлет все [мироздание], будучи соответствующим образом ограничены Им. Что же касается души, то она, содержа тело, с которым она сотворена, находится повсюду в теле, но не как в [некоем] месте и не как объемлемая [телом], но как содержащая, объемлющая и животворящая это тело, поскольку она обладает этим по образу Божию».

64. Но если мы больше, чем Ангелы, и доныне обладаем тем, что «по образу», то в том, что «по подобию Божию» мы значительно уступаем благим Ангелам, особенно теперь. Оставляя пока в стороне [все] другое, скажу, что совершенство бытия по подобию Божию совершается посредством Божественного озарения, [исходящего] от Бога. Я думаю, что никто из тех, кто внимательно и с разумением читал богодухновенные глаголы, не остается в неведении относительно того, что лукавые ангелы лишены этого озарения, поскольку находятся под мраком (Иуд.1:6); а Божии умы насыщаются им, почему и называются «вторым светом» и «истечением первого Света». Отсюда [становится ясно, что] благие Ангелы обладают ведением чувственных [вещей]; они постигают их не посредством чувственной и природной силы, но познают эти [вещи] с помощью боговидной силы, от которой ничто не может быть сокрытым: ни настоящее, ни прошлое, ни будущее.
 
Православный христианин
Святитель Григорий Палама. 150 глав.

«61. Ангел и душа, будучи нетелесными, не находятся в [каком-либо] месте, но и не вездесущи; они не содержат все [мироздание], но сами нуждаются в Содержащем. Следовательно, они [находятся] в Том, Кто содержит и объемлет все [мироздание], будучи соответствующим образом ограничены Им. Что же касается души, то она, содержа тело, с которым она сотворена, находится повсюду в теле, но не как в [некоем] месте и не как объемлемая [телом], но как содержащая, объемлющая и животворящая это тело, поскольку она обладает этим по образу Божию».

64. Но если мы больше, чем Ангелы, и доныне обладаем тем, что «по образу», то в том, что «по подобию Божию» мы значительно уступаем благим Ангелам, особенно теперь. Оставляя пока в стороне [все] другое, скажу, что совершенство бытия по подобию Божию совершается посредством Божественного озарения, [исходящего] от Бога. Я думаю, что никто из тех, кто внимательно и с разумением читал богодухновенные глаголы, не остается в неведении относительно того, что лукавые ангелы лишены этого озарения, поскольку находятся под мраком (Иуд.1:6); а Божии умы насыщаются им, почему и называются «вторым светом» и «истечением первого Света». Отсюда [становится ясно, что] благие Ангелы обладают ведением чувственных [вещей]; они постигают их не посредством чувственной и природной силы, но познают эти [вещи] с помощью боговидной силы, от которой ничто не может быть сокрытым: ни настоящее, ни прошлое, ни будущее.
Простите, вы можете приводить, без конца мнение св. отцов, но, как нам известно, в данном случае они лишь высказывают свое мнение.
Бестелесен только Творец и не надо приписывать нашей душе бестелесность, т.е. если сотворена наша душа, значит уже, не бестелесна.
Выходит и к душе нашей в таком случае подходят слова -...несотворе́нна, единосущна Отцу..., но это будет богохульство.
Церковь Христова нам показывает:
p1aqr8cj851poi4831ic917sn1vp43.jpg


Матерь Божия...предала пречистую душу Свою в руки Господа
Что и изображено на иконе Успения, но бестелесную душу невозможно изобразить.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
бестелесную душу невозможно изобразить.
Не только изобразить, но и утверждать о её наличии, нельзя в рамках православной веры.Такой подход был осужден Соборно и по Оригену, и по другим постулатам исходящим из утверждения наличия Вечной Души, существующей самой по себе,вне рамок тела.
Эта мысль была также присуща и Платону.У него душа и тело существуют отдельно друг от друга.Так что здесь смешиваются и Платонизм и Оригенизм, и другие прочие заблуждения.
 
Крещён в Православии
Не знают учений ни Оригена, ни Платона, но делают выводы «космического масштаба и космической глупости».
Считают отсутсвие телесности способностью к творчеству, что отсутствие телесности души ведёт к Оригеновской ереси, а также, что Платон душа и тело существуют отдельно, это обычное невежество. Лучше так, не знаешь, не пиши о том, чего не знаешь.

Изображается на иконе Ипостась, а не душа или тело. Это надо знать. Утверждение, что изображается некая природа на иконе, есть иконоборчество. Профанация некоторых участников форума зашкаливает.
 
Сверху