Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?

Православный христианин

жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.(1-я Царств 15:11)


Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.(Иер 26:3)

Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?
 
агностик
Предвижу, вам сейчас будут объяснять, что слова "жалею" и "может быть" здесь означают не то, что обычно. Причем это будут говорить те же люди, которые ратуют за буквальное толкование событий в Библии.
 
Православный христианин
жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.(1-я Царств 15:11)
Почему такая избирательность и скоропалительные выводы, и именно этих строк из ВЗ?
Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?
Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.(Иер 26:3)
Вспомните Иону, которого Бог послал озвучить наказание Ниневии?
И, что в итоге вышло?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин

жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.(1-я Царств 15:11)


Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.(Иер 26:3)

Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?
ТИПВ

Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом

А так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге очень телесным образом, то должно знать, что нам, как людям и облеченным этою грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о Божественных, и высоких, и невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями, и образами, и символами, соответствующими нашей природе. Поэтому, то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически, и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество – просто и не имеет формы. Итак, очи Божии, и вежди, и зрение да поймем как силу Его – созерцательницу всего, с одной стороны, и – с другой, как знание Его, от которого ничто не скроется, да поймем вследствие того, что у нас при посредстве этого чувства происходит и более совершенное знание, и более полное убеждение. Уши же и слух – как склонность Его к милости и как расположенность к принятию нашего моления. Ибо и мы проявляем благосклонность к умоляющим через посредство этого чувства, радушнее наклоняя к ним ухо. Уста же и речь – как то, что изъясняет Его волю, вследствие того, что у нас заключающиеся в сердце помышления показываются через посредство уст и речи. А пищу и питье – как наше проворное стремление к Его воле. Ибо и мы через чувство вкуса исполняем необходимое желание, свойственное природе. Обоняние же – как то, что показывает направленную к Нему мысль [нашу] и расположение, вследствие того, что у нас через посредство этого чувства происходит восприятие благоухания. Лицо же – и как откровение, и как обнаружение Его через дела, вследствие того, что мы даем знать о себе посредством лица. Руки же – как успешность деятельности Его. Ибо и мы посредством своих рук совершаем полезные и особенно более превосходные дела. Правую же руку – как помощь Его при справедливых делах, вследствие того, что и мы пользуемся правою рукою скорее в делах – более прекрасных и более превосходных и требующих для себя весьма большой силы. Осязание же – как точнейшее Его и распознавание, и исследование даже и очень мелких и очень тайных вещей, вследствие того, что у нас те, кого мы осязаем, не могут скрывать в себе ничего. А ноги и хождение – и как прибытие, и как явление для помощи нуждающимся, или для отмщения врагам, или для какого-либо другого дела, вследствие того, что у нас совершается приход посредством пользования ногами. Клятву же – как непреложность Его решения, вследствие того, что у нас посредством клятвы подкрепляются договоры друг с другом. Гнев же и ярость – и как ненависть к пороку, и как отвращение. Ибо и мы, ненавидя то, что противоположно [нашему] убеждению, приходим в гнев. Забвение же, и сон, и дремоту – как отсрочку отмщения врагам и как медление в деле обычной помощи Своим друзьям. И просто сказать, все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что бывает с нами, научающий тому, что выше нас, если не сказано чего-либо о телесном пришествии Бога Слова. Ибо Он ради нашего спасения восприял всего человека, разумную душу и тело, и свойства человеческой природы, и естественные и беспорочные страсти.
————
Бог жалеет не потому что Он не знал, что совершит Саул как царь, а Богу жаль евреев, которые отказались от Божественного управления своим народом, предпочтя человеческое. Бог промыслительно помазывает Саула на царство, зная от самого начала, что тот будет в тяжесть еврейскому народу. Этим еврейскому народу дан урок, что и человеческое царское управление тягостно для самих же людей.
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин

жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.(1-я Царств 15:11)


Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.(Иер 26:3)

Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?
Димитрий, мир Вам!
Если бы Вы немножко поискали, то нашли бы вот это:
Толкования Святых отцов гораздо лучше ответов форумчан.
 
Последнее редактирование модератором:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Толкования на 1 Цар. 15:11

Прп. Исидор Пелусиот
жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь

О том, как должно разуметь сказанное в первой книге Царств: раскаяхся, яко помазах Саула в царя. Дерзость людей безбожных, не занимающихся чем должно и упражняющихся в худом, ничего Божественного не оставляет неоскорбленным. Посему, так как и ныне предложенный тебе ими вопрос есть произведение их бесплодия, то, оставив это, выслушай истину. Сказанное: раскаяхся, яко помазах Саула в царя, - не есть клевета на Божие предведение и показывает не Божие неведение (да не будет сего!), но избыток Божия милосердия и человеколюбия. Посему, поскольку Евреи, испросив себе царя и отвергшись Бога, достойны были наказания - впрочем, не такого, какому подверг их Саул, сделавшись царем - то Бог изъявляет сожаление и об Евреях, как потерпевших тяжкие бедствия, и о Сауле, как сделавшемся для них тягостным. Посему, вина падает на их произвол, а не на человеколюбие Исполнившего прошение.

Письма. Книга I.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Предвижу, вам сейчас будут объяснять, что слова "жалею" и "может быть" здесь означают не то, что обычно. Причем это будут говорить те же люди, которые ратуют за буквальное толкование событий в Библии.
Не всё так однозначно :)
 
Православный христианин
Добавлю вопросов. Как может совершенный Бог плакать, как может страдать, как может стать человеком? По любви. По любви, быть может, может немного и пожалеть, и посомневаться. Почему бы нет, раз Он смог сотворить сомневающихся людей. :) Может быть, Бог жалеет о помазании Саула на царство тем образом, что отнимает у него царство и передаёт Давиду. А сомневается тем образом, что даёт повеление, заранее зная, что отменит его.
 
Может быть, Бог жалеет о помазании Саула на царство тем образом, что отнимает у него царство и передаёт Давиду. А сомневается тем образом, что даёт повеление, заранее зная, что отменит его.
Именно. Заранее. Он всезнающий. Тогда о чем жалеть?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Предвижу, вам сейчас будут объяснять, что слова "жалею" и "может быть" здесь означают не то, что обычно. Причем это будут говорить те же люди, которые ратуют за буквальное толкование событий в Библии.

Именно. Заранее. Он всезнающий. Тогда о чем жалеть?
Библия писалась против многобожия в том числе, причем для простых пахарей и скотоводов, тогда была такая аудитория в основном. Поэтому, если так сказать древнему скотоводу, который кроме своих коз ничего не видел за всю жизнь. Многобожцу и не только ему, а и еврею, которые жили окруженные многобожцами, то им все сразу станет понятно, как и миллионам других людей с простыми рассуждениями. Это потом, если они додумаются до таких вопросов, как свойства Бога, они пойдут и спросят. Это если.
Так как многие тысячи лет люди занимались выживанием и особо не рассуждали на такие высокие богословские темы, было достаточно простых и доступных всем понятий, вот и весь "секрет" наличия подобных формулировок. Против многобожия, особенно вторая цитата, так как верования многобожца заключались в божествах злых и добрых, а тут четко указано на Единого Бога. Показано четко, нет злых и добрых божеств, от которых исходит только радость, а от других только бедствия, а четко сказано " и тогда Я отменю" и дается объяснение в чем дело. Поэтому многобожцу, с простыми суждениями все понятно.
 
Последнее редактирование:
агностик
Поэтому, если так сказать древнему скотоводу, который кроме своих коз ничего не видел за всю жизнь. Многобожцу и не только ему, а и еврею, которые жили окруженные многобожцами, то им все сразу станет понятно, как и миллионам других людей с простыми рассуждениями.
Почему тогда не предположить, что и Бог является метафорой идеала, дающего человеку правила поведения, а рай и ад - метафоры той жизни, которая будет у людей при следовании или отрицании этих правил?
Писалось ведь для простых пастухов, так понятнее им было бы
 
Библия писалась против многобожия в том числе, причем для простых пахарей и скотоводов, тогда была такая аудитория в основном. Поэтому, если так сказать древнему скотоводу, который кроме своих коз ничего не видел за всю жизнь. Многобожцу и не только ему, а и еврею, которые жили окруженные многобожцами, то им все сразу станет понятно, как и миллионам других людей с простыми рассуждениями. Это потом, если они додумаются до таких вопросов, как свойства Бога, они пойдут и спросят. Это если.
Так как многие тысячи лет люди занимались выживанием и особо не рассуждали на такие высокие богословские темы, было достаточно простых и доступных всем понятий, вот и весь "секрет" наличия подобных формулировок. Против многобожия, особенно вторая цитата, так как верования многобожца заключались в божествах злых и добрых, а тут четко указано на Единого Бога. Показано четко, нет злых и добрых божеств, от которых исходит только радость, а от других только бедствия, а четко сказано " и тогда Я отменю" и дается объяснение в чем дело. Поэтому многобожцу, с простыми суждениями все понятно.
Вот поэтому я уже много раз спрашивал: не пора ли переписать Библию с учетом современности?
 
Православный христианин
Почему такая избирательность и скоропалительные выводы, и именно этих строк из ВЗ?
Это не избирательность, есть и другие похожие строки, но не охота их искать. Просто, когда читаешь Библию, то на определенных строках начинают возникать вопросы, и хотелось бы прояснить ситуацию.
Вспомните Иону, которого Бог послал озвучить наказание Ниневии?
И, что в итоге вышло?
И что вы хотите этим сказать? Как по мне, то Бог специально послал Иону в Ниневию, потому что знал, что благодаря его "пророчеству" люди раскаются.
 
Православный христианин
ТИПВ

Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом

А так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге очень телесным образом, то должно знать, что нам, как людям и облеченным этою грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о Божественных, и высоких, и невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями, и образами, и символами, соответствующими нашей природе. Поэтому, то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически, и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество – просто и не имеет формы. Итак, очи Божии, и вежди, и зрение да поймем как силу Его – созерцательницу всего, с одной стороны, и – с другой, как знание Его, от которого ничто не скроется, да поймем вследствие того, что у нас при посредстве этого чувства происходит и более совершенное знание, и более полное убеждение. Уши же и слух – как склонность Его к милости и как расположенность к принятию нашего моления. Ибо и мы проявляем благосклонность к умоляющим через посредство этого чувства, радушнее наклоняя к ним ухо. Уста же и речь – как то, что изъясняет Его волю, вследствие того, что у нас заключающиеся в сердце помышления показываются через посредство уст и речи. А пищу и питье – как наше проворное стремление к Его воле. Ибо и мы через чувство вкуса исполняем необходимое желание, свойственное природе. Обоняние же – как то, что показывает направленную к Нему мысль [нашу] и расположение, вследствие того, что у нас через посредство этого чувства происходит восприятие благоухания. Лицо же – и как откровение, и как обнаружение Его через дела, вследствие того, что мы даем знать о себе посредством лица. Руки же – как успешность деятельности Его. Ибо и мы посредством своих рук совершаем полезные и особенно более превосходные дела. Правую же руку – как помощь Его при справедливых делах, вследствие того, что и мы пользуемся правою рукою скорее в делах – более прекрасных и более превосходных и требующих для себя весьма большой силы. Осязание же – как точнейшее Его и распознавание, и исследование даже и очень мелких и очень тайных вещей, вследствие того, что у нас те, кого мы осязаем, не могут скрывать в себе ничего. А ноги и хождение – и как прибытие, и как явление для помощи нуждающимся, или для отмщения врагам, или для какого-либо другого дела, вследствие того, что у нас совершается приход посредством пользования ногами. Клятву же – как непреложность Его решения, вследствие того, что у нас посредством клятвы подкрепляются договоры друг с другом. Гнев же и ярость – и как ненависть к пороку, и как отвращение. Ибо и мы, ненавидя то, что противоположно [нашему] убеждению, приходим в гнев. Забвение же, и сон, и дремоту – как отсрочку отмщения врагам и как медление в деле обычной помощи Своим друзьям. И просто сказать, все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что бывает с нами, научающий тому, что выше нас, если не сказано чего-либо о телесном пришествии Бога Слова. Ибо Он ради нашего спасения восприял всего человека, разумную душу и тело, и свойства человеческой природы, и естественные и беспорочные страсти.
————
Да, авторы Библии употребляют антропоморфизмы по отношению к Богу. Я об этом уже думал. Но здесь немного другая ситуация. В приведенной мной строке не описываются внешние черты Бога, а приводится Его прямая речь. Или вы хотите сказать, что пророк намеренно исказил то, что ему говорил Бог?
Бог жалеет не потому что Он не знал, что совершит Саул как царь, а Богу жаль евреев, которые отказались от Божественного управления своим народом, предпочтя человеческое. Бог промыслительно помазывает Саула на царство, зная от самого начала, что тот будет в тяжесть еврейскому народу. Этим еврейскому народу дан урок, что и человеческое царское управление тягостно для самих же людей.
Я с вами не согласен, ведь в приведенном мной отрывке четко указано, почему Бог жалеет о Своем поступке: "ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил".
 
Православный христианин
Димитрий, мир Вам!
Если бы Вы немножко поискали, то нашли бы вот это:
Толкования Святых отцов гораздо лучше ответов форумчан.
Читал я толкования, но поскольку не нашел ответа, который бы решил поставленный вопрос, то и написал сюда.
 
Православный христианин
Добавлю вопросов. Как может совершенный Бог плакать, как может страдать, как может стать человеком? По любви. По любви, быть может, может немного и пожалеть, и посомневаться. Почему бы нет, раз Он смог сотворить сомневающихся людей. :) Может быть, Бог жалеет о помазании Саула на царство тем образом, что отнимает у него царство и передаёт Давиду. А сомневается тем образом, что даёт повеление, заранее зная, что отменит его.
Вы поднимаете вопросы, которые требуют отдельного рассмотрения. По любви посомневаться??? Понятное дело, люди - существа сомневающиеся. Мы же не всеведущие боги. Бог жалеет, потому что отдает царство Давиду???Сомневается, потому что знает, что отменит Свое повеление?? Извините, но у меня ваши высказывания вызывают еще большее недоумение.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Да, авторы Библии употребляют антропоморфизмы по отношению к Богу. Я об этом уже думал. Но здесь немного другая ситуация.
Ситуация всегда такая. Мы люди, и мы мыслим и делимся мыслями лишь двумя способами:
1. Абстракция - язык математики и пр., отчасти язык музыки и прочих искусств.
2. Антропоморфизм.
Богословские труды всегда используют антропоморфизмы в сравнениях и образах. Да и значительная часть Писания - язык притч. Мы так мыслим и по другому попросту не умеем. Поэтому и Писание имеет свой язык. Толкования отчасти раскрывают нам смысл глубже, но и они антропоморфичны.
А учитывая, что и наш язык несовершенен, то и эти наши сравнения и образы будут (как писал Апостол) "как бы сквозь тусклое стекло".
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Простите, братья и сестры, но подобные вопросы и их обсуждение мне всегда казались надуманными и, еще раз, простите, праздными...
Все взрослые люди, не имеющие больших проблем с интеллектом и психикой, все всё прекрасно понимают...
Понимают, что Бог есть Дух, что Он абсолютно трансцендентен, непостижим, апофатичен, сущностно не определяем ни какими человеческими словами и представлениями и т.п.
Так же понимают смысл, значение и необходимость антропоморфизмов в библейских текстах. Понимают значение притч и мифологических конструкций, особенности древнего языка и восточных оборотов...
Последнее, впрочем, требует некоторой начитанности и образования (в т.ч. и самообразования) Но и это вполне постигаемо, в процессе регулярного, вдумчивого, внимательного чтения Св. Писания с комментариями Св. Отцов и просто специально ученых людей - библеистов, археологов, филологов и т.п...
Так зачем же, открывая тексты Библии, в который раз "ловить" Бога на том, что Он не догадался сделать то-то и то-то, где Он "оплошал" или вообще (прости, Господи) "протупил"?
Ну самим то не смешно?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы поднимаете вопросы, которые требуют отдельного рассмотрения. По любви посомневаться??? Понятное дело, люди - существа сомневающиеся. Мы же не всеведущие боги. Бог жалеет, потому что отдает царство Давиду???Сомневается, потому что знает, что отменит Свое повеление?? Извините, но у меня ваши высказывания вызывают еще большее недоумение.
Бог вне времени. Если Он говорит, что жалеет о помазании Саула, это можно понять тем образом, что Он во времени отнимает у него царство. Если Он говорит "может быть покаются", это можно понять тем образом, что Он может отменить свои угрозы. Это именно что антропоморфизм, только находящийся во времени и пространстве может жалеть о чем-то или сомневаться.
 
Православный христианин
Это не избирательность, есть и другие похожие строки, но не охота их искать. Просто, когда читаешь Библию, то на определенных строках начинают возникать вопросы, и хотелось бы прояснить ситуацию.

И что вы хотите этим сказать? Как по мне, то Бог специально послал Иону в Ниневию, потому что знал, что благодаря его "пророчеству" люди раскаются.
Вам уже был дан ответ:
…что делать, чтобы не погрешить в уразумении Священного Писания…
 
Сверху