жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.(1-я Царств 15:11)д |
Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.(Иер 26:3) |
Как Бог может жалеть о чем-то или сомневаться, если Он наперед знает исход событий?
Но как у Бога может существовать словосочетание "может быть", если Он знает наперед дальнейший ход событий и Свое решение?
Мир Вам! Нисколько не претендуя на безапелляционность и однозначность, попробую изложить свое понимание этого весьма сложного вопроса, поскольку сам не единожды останавливался в недоумении. Именно в «недо-умении» как в «недо-мыслии», т.е. останавливался в недостаточном осмыслении и понимании вопроса. Примите все изложенное как попытку моего осмысления и не обессудьте...
Позволю себе повторить стих Иер. 26:3:
«Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их». В своем толковании на Иер. 26:1-3 блж.
Иероним Стридонский говорит:
«Может быть», как выражение сомнения, не может приличествовать величию Божию, а употреблено применительно к нашему расположению, чтобы сохранить человеку свободную волю, чтобы предведением Божиим человек не принуждался как бы необходимостью делать или не делать чего-либо», см.
https://azbyka.org/biblia/in/?Jer.26:1&r . Эти же слова можно соотнести с высказыванием прп.
Иоанна Дамаскина:
Забвение же, и сон, и дремоту – как отсрочку отмщения врагам и как медление в деле обычной помощи Своим друзьям.
Здесь, очевидно, подразумевается данная израильтянам возможность выбрать решение из множества альтернативных вариантов в определении ими своего пути. Господь дает иудеям право на свободный выбор, зная при этом абсолютно точно, чем завершится воплощение любого их относительно свободного решения и какое воздаяние они могут получить за выбранное конкретное воплощение. Поэтому Господь не навязывает им безоговорочно Свою Волю, но ждет от них принятия правильного решения в соответствии с Божественными предначертаниями, изложенными в Священных Писаниях. Обратите внимание на слова «может быть» и попробуйте принять их как возможность свободного выбора. В этих словах-антропоморфизмах, по-моему, звучит нежелание Творца пресечь свободу выбора человека. В то же время Бог проявляет
«медление», долготерпение и дает
"отсрочку" при определении воздаяния по результатам свободного выбора. Более того, Создатель точно знает, какое решение будет принято и личностью, и народом, и чем все это закончится, но не предвосхищает события, делая все, чтобы человек
САМ осознал весь свой путь и на Высшем Суде безапелляционно получил то, что заслужил.
Можно предположить, что Господь не принимает никакого участия в жизни человека, не подсказывает ему направление принятия решений и, соответственно, не направляет личность по праведному пути, но тут следует обратить внимание на слова из Иер. 26:4-6 :
«И скажи им: так говорит Господь: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам, чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете, - то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли», к тому же см. толкования блж.
Иеронима Стридонского:
«Итак в нашей власти лежит делать что либо, или не делать, – только так, что все что доброго мы ни желаем, к чему ни стремимся, чего ни совершаем, все должны относить к благодати Божией, дающей нам, по слову апостола, «и еже хотети и еже деяти» (Фил. 2:13)»,
https://azbyka.org/biblia/in/?Jer.26:4&r. Из этих слов следует, что Бог никогда и нигде не отступал от человека, если тот
«все относит к благодати Божией». Творец общался напрямую с вождями народа Божьего – с Авраамом, с Моисеем, - израильтяне отвергали Слово Божие; затем Он посылал Своих Пророков для увещевания людей, но Пророки, как правило, не были услышаны и Слово Господне также не доходило до умов и сердец грешников; в конце концов для спасения нас, грешных, Триединый Бог послал в падший мир Сына Своего – результат известен. Не Господь отворачивается от нас, но мы зачастую либо отвергаем Божью помощь, либо просто не хотим замечать ее:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», см. Откр. 3:20, к тому же см. толкование свт.
Тихона Задонского на этот стих
: «Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у ВСЯКОГО при дверях стоит, и ВСЯКОМУ хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека», см.
https://azbyka.org/biblia/in/?Apok.3:20&r . Без комментариев…
Приношу извинения за длинный пост, но, отвечая автору темы, я пытаюсь подобрать аргументы, опираясь на толкования Святых Отцов, хотя для христианина эти толкования уже должны служить аргументацией. Однако на Форуме присутствуют и не христиане, поэтому в своем сообщении, ожидая коррективы, возражения и дополнения, обращаюсь в том числе и к ним… Храни Вас Господь!