Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
По поводу частотности, трудовой молитвы через силу, к такому выводу пришел, компромиссному. На момент настоящий оно вредит, разрушает силы и качество самой молитвы, но по-видимому про запас все же откладывается, закладывает некоторый потенциал. Потом часть его проявится, происходит качественный переход, если отдохнуть немного. Много параллелей тут с мирскими навыками найти можно.
 
Православный христианин
По поводу частотности, трудовой молитвы через силу, к такому выводу пришел, компромиссному. На момент настоящий оно вредит, разрушает силы и качество самой молитвы, но по-видимому про запас все же откладывается, закладывает некоторый потенциал. Потом часть его проявится, происходит качественный переход, если отдохнуть немного. Много параллелей тут с мирскими навыками найти можно.
Мудрите сильно, как достичь в молитве этого, того. "Разрушает силы и качество", "прозапас откладывается, закладывается потенциал...", "качественный переход, если отдохнуть". Вы не мудрите сами ничего. А иметь следует о молитвы такое понятие, какому Святые учили. Прочитайте Св. Игнатия Брянчанинова о иисусовой молитве.

В молитве нужны постоянность, смирение, трезвение, небольшое количество вначале, прибавление понемногу. Потом, как предупреждают Святые, бесы по зависти к молящемуся сей молитвой, начинают внушать, мол ты отдохни немного, потом возобновишь, лучше будет, "качественный переход". Качество молитвы зависит не от отдыха и не от наших сил, а по благодати, которая действует в молящемся. Иногда эта благодать ослабевает, что бы смирить человека, что качество не от него зависит, а по благодати.

Ещё нужно обязательно молиться о молитве, т.е. просить Бога часто о помощи в молитве:
"Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовью, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне покаяние, яко мытарю воздыхание, яко блуднице слезы, да велием гласом зову Ти, Боже спаси мя, яко Един благоутробен и человеколюбец.
Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен"

Ещё в молитве помогает чтение Святых Отцов о молитве. Даже более того, учат они всякое иное чтение оставить во время прохождения молитвы, но подогревать сердце одним чтением о молитве и чтением Псалмов.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Для подогревания ревности в молитве Св. Феофан Затворник и составил книгу: "Святые отцы о молитве и трезвении"

Вот его предисловие к этому сборнику:

"Предлагаемый сборник обязан своим происхождением следующему случаю. Некто из боголюбцев, любящих внимать себе и с Богом молитвенно беседовать, рассказывал о себе, что он, бывая вынужден иногда хлопотать много по хозяйству и по должности, всегда ослабевает во внимании и охлаждается в молитве. Как, говорит, ни скорбно это, но сладить с собою не бываю я в силах. Но потом, как только улучу свободное время, запираюсь в своей комнате и, положив конец всем делам и хлопотам, только молюсь, читаю и размышляю о Боге и вещах божественных. Милостив Бог, – прежнее настроение мирное опять возвращается. Читаю я в это время все только о молитве, то в одной, то в другой книге. Сказав это, он выразил желание, что хорошо было бы когда бы все это собрано было в одну небольшую книжку. Тогда не для чего было бы рыться в разных книгах.

И се – собрано, хоть отчасти, но довольно достаточно для цели. Побуждением служило не одно желание означенного боголюбца, но особенно то, что и другие многие боголюбцы бывают в подобных же обстоятельствах, а книг тех, в которых пишется о молитве, не имеют под руками, чтоб почитать и восстановить в себе молитвенное настроение. Между тем такое чтение есть наилучшее средство к умиротворению ума и отрезвлению сердца, Почитает, – и подогреет желание молитвы. Помолится, пока теплится сердце, -и опять за чтение, чтобы, подогревшись им, снова стать на молитву.

Вот по какому поводу и побуждению – этот сборник! Но и без того, в нем всякий, желающий установиться в молитве, найдет потребное к тому наставление.

В нем все говорится о духе молитвенном. Что же касается до правил и чина молитвословного, то для этого нет нужды в особых наставлениях. Эти правила и чины указаны в церкви, и исполняются всеми, даже и не так усердно внимающими молитве. Ходят в церковь и дома молятся по молитвенникам. И нет никого, мало-мальски себя помнящего, кто бы не исправлял каждодневно молитв, как бы то ни было.

При всем том нельзя однако ж не дивиться, как так бывает, что целый век молимся, а молиться, как должно, все же не умеем. Предлагаемый сборник напомнит об этом, изображая достодолжную молитву, а кто возжелает достигнуть совершенства в ней, чтоб она и в его душе была достодолжною, того научит, как в сем успеть.

Венец сборника составляет толкование молитвы Господней. И его происхождение похоже на предыдущее. Несколько лиц докучали – дать изъяснение сей молитвы. По сознанию бессилия хорошо своим умом и словом сделать это, предположено собрать под каждое слово молитвы, что говорили о нем св. отцы, и предложить вниманию христолюбивых молитвенников. И предлагается.

Так произошли две половины сборника.

Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. – Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, – не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, – и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, – и даже охлаждать дело молитвы. – Этому нельзя противоречить, – и сборник составлен без системы.

Сопровождаем его желанием, да даст Господь всем читающим найти в нем благопотребное для созидания в сердце их духа молитвенного."
 
Православный христианин
Честно говоря, не понимал никогда этого сравнения со вслепую о начальном образе молитвы. При чем тут наугад, оно или есть или нет, когда возникает, редко и фрагментно, нужно с пользой использовать. А если его нет, то и никуда не попадешь, наугад.
На тему ударов вслепую:
-------------------------
(Псевдо-? Симеон Новый Богослов, О трех образах внимания и молитвы):

О ВТОРОМ ОБРАЗЕ ВНИМАНИЯ И МОЛИТВЫ
Второй образ есть такой, – когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мiра сего, – и то исследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены дьяволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какой-либо страстью. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове: мысли с мыслями борются. Имея такой подвиг и такую брань с самим собою, не может он мирствовать в себе никогда, и не находит времени заняться деланием добродетелей, чтоб получить и венец правды. Такой человек подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не может ясно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его. Потому что сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу. Тьма, которая в уме его, и буря, какую имеет он в помыслах своих, причиняют ему сей ущерб (т.е. не дают ему видеть это), и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его.
-------------------------
 
Православный христианин
(Псевдо-? Симеон Новый Богослов, О трех образах внимания и молитвы):

О ВТОРОМ ОБРАЗЕ ВНИМАНИЯ И МОЛИТВЫ
Второй образ есть такой, – когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы
Читал это. Я к тому, что ум не сведешь внутрь при помыслах обычно, мне больше подходит метафора, как стучаться в дверь, за которой никого нет, все равно никто не откроет. Когда возникает переодически опыт чистой молитвы, из него видно обычное замутненное состояние, а из замутненного как правило не осознается, но уже припоминая тот ориентир можно определить что не так.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Вы, Владимир3, сказали Вячеславу 61:
Вы просто этого ещё не познали. А потому душа у вас такая расстроенная. Я это точно знаю на опыте и сразу вижу душевно повреждённого человека.
Зачем Вы, Владимир3, нарушаете правила форума, переходя на обсуждение личности собеседника, унижая его при этом?

Во-вторых, нарушаете заповеди о недопустимости осуждения брата:
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Матф.7:1-2);
«ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10);
«кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Матф.5:22).

В-третьих, говоря, что у собеседника душа повреждена, неужели Вы считаете, что Ваша душа не повреждена? Какой Вы опытный провидец, убежденный в ясности своего духовного зрении! «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:3-5).
Все потомки Адама и Евы рождаются с повреждением человеческой души. И Вы не исключение.
 
Православный христианин
Но молиться (до открытия сердечной молитвы) все равно что размахивать дубинкой вслепую
То же самое, по сути, написано и у прп. Симеона:
сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу.
До открытия сердечной молитвы (когда ум внимает сердцу и видит исходящие оттуда злые помышления) молиться все равно что размахивать дубинкой вслепую.
 
Православный христианин
ум не сведешь внутрь при помыслах обычно
Но там дальше, если я правильно помню, надо "исследовать мысленную толщу, пока ум не узрит в ней мысленный воздух и самого себя всего светлого и исполненного рассуждения". То есть, опять же, нужно ждать, но ждать разумно...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Но там дальше, если я правильно помню, надо "исследовать мысленную толщу, пока ум не узрит в ней мысленный воздух и самого себя всего светлого и исполненного рассуждения". То есть, опять же, нужно ждать, но ждать разумно...
Мысленный воздух. Хорошо сказано. Я назвал это правда ментальный шум. В большинстве своем, по наблюдениям,люди постоянно находятся именно в нем. Он как газ проникает в область головного мозга и влияет на психосознание человека. Как пассивный курильщик вдыхает дым сигарет. Нужно подняться над этим шумом или опуститься. перестать быть его объектом, подчиняться ему.
 
Православный христианин
Мысленный воздух. Хорошо сказано. Я назвал это правда ментальный шум. В большинстве своем, по наблюдениям,люди постоянно находятся именно в нем. Он как газ проникает в область головного мозга и влияет на психосознание человека. Как пассивный курильщик вдыхает дым сигарет. Нужно подняться над этим шумом или опуститься. перестать быть его объектом, подчиняться ему.
Мысленный воздух о другом вроде бы, напротив. Здесь об *энергиях* наверное, которая и во внимании и в дыхании и в мысли выкристализовывается, как вы назвали в видео. Как проходящий начальную стадию заметил, что сами слова молитвы тоже уплотняются (переход на *умную* ступень как понял), здесь как раз и помогает количество, про что выше написал но Владимир не понял.
Я поэтому не просто так интересовался "формулами", сейчас понимаю почему, помните байку про беса цитировали, который не мог перешагнуть через "помилуй"? Это метафора, но не выдумка как оказалось, в ней есть чисто телесно-фонетическая подоплека, поэтому лишний раз убедился, что простой дословный перевод может стать препятствием, как в 5-словной форме.
 
Православный христианин
Мысленный воздух... Я назвал это правда ментальный шум...
Нет-нет, ментальный шум это другое. "Мысленный воздух" у отцов, как тут уже правильно заметили, носит смысл божественных энергий. Мысленный он не потому что от ума, а потому что это воздух умопостигаемого мира. Прп. Каллист называет его движение в душе "божественным ветром". А обожение, соответственно, это блаженное претерпевание движения через душу божественной сущности. Поэтому
пока ум не узрит в ней мысленный воздух
означает у прп. Симеона, на мой взгляд, что-то вроде "пока не откроется в душе действие источника".
 
Переславль Залесский
Православный христианин
означает у прп. Симеона, на мой взгляд, что-то вроде "пока не откроется в душе действие источника".
по сути надо просто понять границы влияния шума. первым делом осознать его, а потом отдалиться. Найти чистый воздух.
"Мысленный воздух" у отцов, как тут уже правильно заметили, носит смысл божественных энергий.
надо осознать прежде, что ты в смрадном помещении. Осознать клеть. Осознать, что есть выход, ты же как-то туда попал? Осознать, что дым или убьет тебя или ... надо выбираться из этого помещения... повторюсь, что мы находимся под властью этого дыма, шума. Из за него мы не слышим Божьего призыва. "Мысленный воздух" всегда находиться на границе этого шума. Наверное чутьем или неким острым вниманием можно уловить свежий воздух,ручеек - среди смрада. Но опять же,нужно прежде возненавидеть этот шум или смрад...не хотеть там быть, оставаться.
 
Православный христианин
Еще на тему о Крещении Духом и начале самодвижной молитвы:

"Евангелист показывает и способ, как таковые делаются чадами Божиими, говоря: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:13). Рождением здесь называет он духовное изменение, совершающееся и узреваемое чрез Крещение Духом Святым, как говорит Сам неложный Господь: Иоанн крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Посему крещаемые Духом Святым бывают, как свет во свете, и знают Родившего их, потому что видят Его" (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 57).

А в каком виде видят? В виде источника воды текущей в жизнь вечную, о котором мы уже рассказывали раньше, и который прообразует воду первого крещения, являясь и началом самодвижной молитвы. Или в виде источника необжигающего огня, в котором они, подвижники, бывают "как свет в свете". Но всегда кого-нибудь, что-нибудь видят, а не так как в первом крещении, символически его прообразуя. Это опытное видение, а не (какое-нибудь) метафорическое, это прп. Симеон подчеркивает постоянно.
 
Православный христианин
Зачем Вы, Владимир3, нарушаете правила форума, переходя на обсуждение личности собеседника, унижая его при этом?
Я это говорю не из желания унизить, а из любви, говоря то, что есть и аргументируя то, но нисколько не презирая личности этого человека. Это не осуждение. Осуждение, Юрий - это вынесение приговора о человеке, о всей его жизни, как о таковом. Да. У всех людей душа повреждена. Но есть разные меры повреждения. И повреждённость необходимо раскрыть, что бы мы то увидели. Равно и от других мы должны не то, что обличения, но и всякое унижение с радостью принимать, полезное для души, а всех льстецов считать своими злейшими врагами. Давайте не будем тему засорять разбором моих высказываний. Тема немножечко о другом.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Православный христианин
Или в виде источника необжигающего огня, в котором они, подвижники, бывают "как свет в свете"
Кстати, о крещении огнем тоже говорится в Писании.
Рождением здесь называет он духовное изменение
Заметим, что рождение от Духа он называет не "таинством" (как было бы уместно, если бы речь шла о первом крещении), а "духовным изменением", изменением духа. Изменение через дуновение Духа, которое восстанавливает в подвижнике первозданное Адамово состояние.

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд. "Главы о Рае", 16).
 
Православный христианин
Ещё есть такая распространённая ошибка, когда читают молитву иисусову сокращённо: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Старец Амвросий Оптинский не позволял её так читать, говоря, что Отцы заповедали её читать только полностью, делая ударение на слово "Грешного" - то есть произносить это последнее слово с наибольшим вниманием и чувством раскаяния, А не на Слове Иисус, как делают некоторые гордецы, ища услаждения в этом великом Имени Божьем, а не покаянного чувства.

Некто спросил у отца Амвросия: «На каком слове молитвы Иисусовой делать ударение. Не на слове ли Иисус?» «Это великое слово Господа, – отвечал старец, – но для нас, немощных, полезнее делать ударение на слове „грешный“».
 
Православный христианин
Особенно для новоначальных. Потом через пару месяцев можно "грешный" отбросить, когда очистишься молитвой.
Крайне прЕлестная мысль. Никогда это слово отбрасывать не нужно, так как человек всегда грешен. Как говорят Святые о тех, кто говорят о том, что каждый день человек хоть в чём да согрешит. Макарий Великий до самой смерти и перед нею молился о помиловании, яко николи же сотворих благое. А то так можно сначало "грешного" отбросить, а там недалеко дело и до "помилуй", а там пиши: "Благодарю тебя Боже, что я не такой, как прочие человецы". Для чего тогда "помилуй", если ты не грешный. Неужели вы достигнете меры высшей святых, которые говорили о себе, что они грешнее всех грешных. Были некоторые, которые говорили, что так святые говорили по смирению, на самом деле так не считая, что было осуждено на соборе.

 
Сверху