Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Опыт Иисусовой молитвы у меня есть, молился ей не один месяц. Со временем замечаешь: ум чуть чище становится, мысли спокойнее, раздражаться меньше начал.
Должны ли появляться скорби от Иисусовой молитвы?


Открыл тему "страдание-наслаждение"
Где-то читал, что за каждое наслаждение человек должен потерпеть страдание, насколько это правда?
 
Православный христианин
Должны ли появляться скорби от Иисусовой молитвы?



Где-то читал, что за каждое наслаждение человек должен потерпеть страдание, насколько это правда?

За каждое наслаждение, которое превышает нужды природы. Оно сопровождается тлением произволения, которое, в свою очередь, сопровождается тлением естества, что приводит к страданиям.

Скорби от Иисусовой молитвы (ИМ) могут быть очень велики. При наступлении сильных скорбей надо на время прекратить молитву или, наоборот, ее усилить. Все зависит от сочетания решимости и разумной осторожности. Помогает и перенесение внимания на другую область сердца.
Особенно опасны сердечные скорби, это боли в области сердца, возникающие от неумеренного подвига. Бесы маскируют свое действие под действие ИМ и наводят на области сердца нестройное разжжение, имитирующее радость от действия благодати. По плодам узнаете их. Только долговременный опыт позволит отличить одно от другого.

Менее опасна практика безмолвия (в соединении с ИМ), описанная у прп. Исаака Сирина (ИС) в третьем томе. Молитва порождает пламенение сердца. Пламенение порождает просветление ума. Просветление ума открывает в глубине сердца безмолвие и созерцание. В этом безмолвии надо пребывать как можно дольше, но для начала (получится) не более часа.

О пользе растепления сердца на молитве пишет где-то (в письмах?) и свт. Феофан Затворник.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
Нейроны и дух. О нейронных связях и их значении в духовном развитии человека. Взгляд, что дал Христос человеку с точки зрения нейронных структур.
Внимательно прослушал ваши размышления. Возникла масса недоумений. Думается, в этом видео вы размышляете о вещах в которых совершенно не разбираетесь. Я завтра выделю ваше сообщение в отдельную тему, что бы была возможность лучше понять вас и услышать комментарии других участников форума.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
Тему отдельную создал, в ближайшее время оставлю свои комментарии.

 
Православный христианин
Дыхательный метод

Метод, который я использую, когда есть в нем необходимость, если излагать его простыми словами, выглядит примерно так.
Ум вводится путем дыхания, как и в обычном дыхательном методе. Дыхание задерживается, хотя и не сильно. Но не всякое дыхание при этом прекращается. Остается дыхание, которое неподвластно нуждам организма. Через некоторое время можно заметить парадоксальную вещь. Дыхания нет, а дышать не хочется. Возникающее при этом "второе" дыхание перекрывает нужды организма. Оно ему неподвластно. Дыхания нет, а дыхание продолжается. Дыхание уже началось, а второе дыхание не обращает на это никакого внимания. Течет себе и течет и дышит там где хочет. Уходит и приходит, и дыхание его слышно, но неизвестно, откуда приходит и куда уходит. Это (возможно) дыхание Духа, божественная энергия, как называют его отцы.
Но не нужно бросаться сразу его проверять. Это бывает редко и не у всех. Но когда это случается, нужно все оставить и на некоторое время пребывать во внимании к нему. Опыт и чтение, и советы отцов подскажут, как защититься здесь от подделок.
В этом состоит суть дыхательного метода, как я его понимаю.
 
Православный христианин
На тему об аскетических этапах

Тропарь с полунощницы:

Прему́дре и Всемо́щне, Неопи́санное, Трисо́лнечное Единонача́лие соста́вльшее ми́р, и соблюда́ющее в невреди́мом чи́не всесоверше́нном, всели́ся в мое́ се́рдце, пе́ти и сла́вити Тя́ немо́лчно с ли́ки а́нгельскими во вся́ ве́ки.

Интересно, это о созерцании или обожении?

"Вселися" это, наверно, только пожелание вселиться, значит, автор не находится на стадии обожения. К тому же ангелы, в отличие от святых, не достигают обожения (наиболее распространенная точка зрения среди отцов), значит, автор с ангелами славит Бога на стадии созерцания. Логосы промысла, соблюдающие мир, зрятся тоже на стадии созерцания. Логосы сущности, из которых составлен мир, это тоже о созерцании. Прему́дре и Всемо́щне, Имена Божии, зрятся около Бога. Значит Троица Единица зрится пока еще только верой -- со стадии созерцания.

Прп. Симеон Новый Богослов​

"Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух.
Не говорите, что без Него возможно спастись.
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему сам того не зная.
Не говорите, что Бог невидим людям.
Не говорите, что люди не видят Божественного Света.
Или что это невозможно в настоящие времена.
Это никогда не бывает невозможно, друзья.
Но очень даже возможно желающим".

---------------------------------
"Когда персы опустошили Каппадокию в конце IV и нач. V в., тамошний инок Павел ушел в Константинополь, затем в Александрию и наконец поселился в Нитрийской пустыне у одного отшельника, Но скоро он явился к игумену монастыря и просил у него отдельной келлии, так как не может жить со старцем, который не соблюдает никакой службы (ἀκολουθίαν) и никакого чина, ни монастырского, ни мирского. Упомянув об отступлениях старца от каппадокийских обычаев относительно праздников и постов, инок прибавляет: «но, что хуже всего, он не позволяет петь канонов и тропарей, что составляет обычное псалмопение у всех». Игумен, убеждая инока возвратиться к старцы, замечает: «Что касается пения тропарей и канонов и употребления музыкальных мелодий (καì ἤχους μελίζειν), то это прилично мирским священниками и людям светским, чтобы привлекать народ в храмы; монахам же, которые живут вдали от мирского шума, подобные вещи не полезны, но часто бывают вредны; ибо как рыбак ловит рыбу удочкою на червя, так диавол приманкою тропарей и пения ввергает в ров тщеславия, человеческих выдумок, жажды наслаждений, наконец блуда; по истине подальше от монаха, желающего спастись, пусть будет всякое мелодическое пение».
---------------------------------
Произвольный возврат к выполнению правила на созерцательной стадии считается у отцов-исихастов падением [при том, что у отцов вообще могут быть разные мнения на этот счет, так как это зависит от устроения молящегося и условий его жизни]. Единственно чем созерцатель должен заниматься - это пребывание вниманием в "самодвижной молитве". Она же есть и явное обнаружение его веры и стадии, на которой он находится. что становится явным, как пишет К., из того, что "Дух струится из его сердца, подобно источнику". Это и называется у отцов "самодвижной молитвой", началом созерцания. В ней же он должен пребывать не исходно, она же учит его всему. Источник чистоты -- первый из даров Духа. Он заживляет греховные раны и подготавливает место для принятия других Даров. Он же называется дыханием Духа и источником воды, текущим в жизнь вечную. Дар этот подается исключительно по воле Божией. Но можно попытаться привлечь Благодать на милость, совершая добрые дела, среди которых (наряду с покаянием) пребывание в начальном безмолвии и молитва. Подобное привлекается подобным. Дыхательный метод -- один из методов такого пребывания.
 
Православный христианин
Единственно чем созерцатель должен заниматься - это пребывание вниманием в "самодвижной молитве". Она же есть и явное обнаружение его веры и стадии, на которой он находится. что становится явным, как пишет К., из того, что "Дух струится из его сердца, подобно источнику".
я так думаю об этом писал прп.Исаак Сирин в слове 58: "Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлелось в мысли его и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей, потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, похищающее душеполезные памятования и приближающее его к холодности через рассеяние ума. Но, когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда тайно учится у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного. Ибо, пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым".
 
Православный христианин
я так думаю об этом писал прп.Исаак Сирин в слове 58: "Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлелось в мысли его и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей, потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение, похищающее душеполезные памятования и приближающее его к холодности через рассеяние ума. Но, когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда тайно учится у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного. Ибо, пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым".
Здесь прп. Исаак называет Дух силой, потому что приобретается и исходит не Ипостась, а энергия, или сила.
 
Православный христианин
Какая там Иисусова Молитва, погружение ума в сердце, дыхание, четки, etc.
Помиловал бы меня Бог только. Это единственное, что мне нужно. Для меня это предел мечтаний. Учитывая мои мысли, душевные порывы, настрой....
 
Сверху