На тему об аскетических этапах
Тропарь с полунощницы:
Прему́дре и Всемо́щне, Неопи́санное, Трисо́лнечное Единонача́лие соста́вльшее ми́р, и соблюда́ющее в невреди́мом чи́не всесоверше́нном, всели́ся в мое́ се́рдце, пе́ти и сла́вити Тя́ немо́лчно с ли́ки а́нгельскими во вся́ ве́ки.
Интересно, это о созерцании или обожении?
"Вселися" это, наверно, только пожелание вселиться, значит, автор не находится на стадии обожения. К тому же ангелы, в отличие от святых, не достигают обожения (наиболее распространенная точка зрения среди отцов), значит, автор с ангелами славит Бога на стадии созерцания. Логосы промысла, соблюдающие мир, зрятся тоже на стадии созерцания. Логосы сущности, из которых составлен мир, это тоже о созерцании. Прему́дре и Всемо́щне, Имена Божии, зрятся около Бога. Значит Троица Единица зрится пока еще только верой -- со стадии созерцания.
Прп. Симеон Новый Богослов
"Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух.
Не говорите, что без Него возможно спастись.
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему сам того не зная.
Не говорите, что Бог невидим людям.
Не говорите, что люди не видят Божественного Света.
Или что это невозможно в настоящие времена.
Это никогда не бывает невозможно, друзья.
Но очень даже возможно желающим".
---------------------------------
"Когда персы опустошили Каппадокию в конце IV и нач. V в., тамошний инок Павел ушел в Константинополь, затем в Александрию и наконец поселился в Нитрийской пустыне у одного отшельника, Но скоро он явился к игумену монастыря и просил у него отдельной келлии, так как не может жить со старцем, который не соблюдает никакой службы (ἀκολουθίαν) и никакого чина, ни монастырского, ни мирского. Упомянув об отступлениях старца от каппадокийских обычаев относительно праздников и постов, инок прибавляет: «но, что хуже всего, он не позволяет петь канонов и тропарей, что составляет обычное псалмопение у всех». Игумен, убеждая инока возвратиться к старцы, замечает: «Что касается пения тропарей и канонов и употребления музыкальных мелодий (καì ἤχους μελίζειν), то это прилично мирским священниками и людям светским, чтобы привлекать народ в храмы; монахам же, которые живут вдали от мирского шума, подобные вещи не полезны, но часто бывают вредны; ибо как рыбак ловит рыбу удочкою на червя, так диавол приманкою тропарей и пения ввергает в ров тщеславия, человеческих выдумок, жажды наслаждений, наконец блуда; по истине подальше от монаха, желающего спастись, пусть будет всякое мелодическое пение».
---------------------------------
Произвольный возврат к выполнению правила на созерцательной стадии считается у отцов-исихастов падением [при том, что у отцов вообще могут быть разные мнения на этот счет, так как это зависит от устроения молящегося и условий его жизни]. Единственно чем созерцатель должен заниматься - это пребывание вниманием в "самодвижной молитве". Она же есть и явное обнаружение его веры и стадии, на которой он находится. что становится явным, как пишет К., из того, что "Дух струится из его сердца, подобно источнику". Это и называется у отцов "самодвижной молитвой", началом созерцания. В ней же он должен пребывать не исходно, она же учит его всему. Источник чистоты -- первый из даров Духа. Он заживляет греховные раны и подготавливает место для принятия других Даров. Он же называется дыханием Духа и источником воды, текущим в жизнь вечную. Дар этот подается исключительно по воле Божией. Но можно попытаться привлечь Благодать на милость, совершая добрые дела, среди которых (наряду с покаянием) пребывание в начальном безмолвии и молитва. Подобное привлекается подобным. Дыхательный метод -- один из методов такого пребывания.