Открыл тему "страдание-наслаждение"
-------------------------
Если продолжать тему страдание-наслаждение, которая часто возникает в обсуждениях, то очень важно понять, откуда они берутся, хотя бы в теории, потому что "феория", то есть богословское созерцание, в данном случае очень важна и для практики. "Страдание-наслаждение" -- эта взаимодополняющая диада (очень важна и для востока, но) в православии имеет особый смысл. Наслаждение (всем тварным, самим по себе) порождает страдание, так как возникающее при этом тление произволения присоединяется к наследуемому нами от природы тлению естества, усиливая его страдания. Но добровольное принятие страданий (в Боге и через Бога) приводит к нетлению произволения и в результате не только к избавлению от страданий, но даже и нетлению наследуемого нами от природы естества. В этом и заключается спасительный подвиг Искупителя, Который смертью (произволения) попрал смерть (естества). Но Он не имея Сам тления произволения, воспринял его (то есть наши грехи) полностью добровольно, по относительному усвоению. Святые же все (практически), имея тление произволения (так как никто не безгрешен), восприняли заслуженно как добровольные страдания, так и невольные. Но и последние им, умертвляющим собственное произволение, вменяются милостью Божией как добровольные, приводя, и те, и другие, к нетлению естества. В этом смысл страданий. Как добровольные, так и невольные (если сопровождаются нетлением в Боге произволения), они приводят к т. н. "огню нетления", нетлению естества, наступившему даже по природе бессмертию тела, ценнее которого ничего нет после бессмертия по благодати души. Это бессмертие возводит святых в жизнь будущего века, еще при жизни -- на небо, так что смерть ничего в их состоянии не меняет, так как она тогда всего лишь расширение их местообитания за счет областей более лучших и пригодных для жизни. Поэтому святые так стремились к этому огню нетления, считая перенесение болезней с радостью лучшим средством для его приобретения, а оставление их болезнями -- наказанием от Бога.
Природная воля (такая, какая она была у Адама) состоит в свободном стремлении к Богу (и через Него к обожению творения), но грехопадение Адама и индивидуальное падение каждого человека оставили в нем от свободы только произвол, а от стремления к Богу устремление во все тварное и самообожение. Это и называется (в отличие от свободы воли в Боге) тлением произволения. Грехопадение Адама, кроме тления произволения, еще и ввело тление (то есть смертность и болезни) в человеческое естество, которое передается затем каждому человеку посредством рождения. Аскеза (на ее первоначальном этапе) возвращает природную волю в ее первоначальное состояние стремления только к Богу (и к творению только через Него), освобождая подвижника от тления души, то есть тления произволения. На втором же этапе исцеляет (через нетление произволения) и тление естества. Первый этап лечит преимущественно душу, второй же тело, и потому в нем перенесение (в Боге) телесных страданий играет особенную и даже решающую роль.
----------------------