Иисусова молитва. Практика и опыт.

Крещён в Православии
Вот. Я об этом. Что-то у вас мысли вьются и закручиваются, как буд-то вы на своей какой-то волне. Мудрите, пустомелите без толку.
И это есть. Не всегда ,но есть. Так, а какой толк может быть на форуме? Обмен мнениями по определённым вопросам. Это ж не училище. В противном случае должны быть учителя .а остальные принимать учение без размышлений и возражений. Ап. Павел такое разномыслие в Церкви признавал .А Вы?
 
Крещён в Православии
Простите. Для начала нужно кое-что узнать. У вас написано "крещён в православии". А вы в церковь на каждую воскресную службу хОдите? Регулярно исповедаетесь и причащаетесь?
Не регулярно ,в чем каюсь на исповеди.
 
Православный христианин
И это есть. Не всегда ,но есть. Так, а какой толк может быть на форуме? Обмен мнениями по определённым вопросам. Это ж не училище. В противном случае должны быть учителя .а остальные принимать учение без размышлений и возражений. Ап. Павел такое разномыслие в Церкви признавал .А Вы?
Дело не в разномыслии. Опять вас куда-то уносит. Нужно иметь порядок в мыслях, а не как нейросеть :)

Не регулярно ,в чем каюсь на исповеди.
А вот пока вы это не наладите. Нету смысла и остальному, так как человек, не посещающий регулярно Божественную службу и не участвующий регулярно в таинствах, суть враг Христа. Тяжко грешит этим. Раньше из церкви изгоняли, если человек без уважительной причины не придёт на три воскресные службы подряд.

Потом вам нужно начать лучше с утренних и вечерних правил, что бы научить душу, как правильно молиться, с какими мыслями, чувствами. Почитать нужно житии Святых Отцов. Прочитайте книгу Св. Феофана Затворника: "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", а так же "Путь ко спаксению". А потом уже приступить и к иисусовой молитве. Потому что можно так молиться этой молитвой, что ничего хорошего в этом не будет. Потому что душа расстроена. Её надо настроить перед этим.
 
Православный христианин
А ещё, что бы научиться молитве, хорошо прочитать сборник святых отцов о молитве и трезвении, составленный Св. Феофаном Затворником: ССЫЛКА

А так же почитать Св. Иоанн Златоуста "Наставления о молитве и трезвении": ССЫЛКА

"Помолиться, говоришь, я и дома могу, а слышать беседы и учение дома не могу (обличаются уходящие из церкви, прослушав беседу Златоуста, по прочтении Евангелия). Обманываешь ты себя, человече. Помолиться и дома конечно возможно; но так помолиться, как в церкви, невозможно, – где такое множество отцев, и где такой единодушный к Богу воссылается вопль. Не будешь ты так услышан, когда сам о себе один молишься Господу, как (когда молишься Ему) с братьями своими. Ибо здесь есть нечто большее, как-то: единомыслие, согласие, союз любви и молитвы иереев. Иереи для того и поставлены предстоять в собраниях, чтоб слабейшие сами по себе молитвы народа, быв подъяты их сильнейшими молитвами, вместе с ними восходили на небеса"
 
Крещён в Православии
Дело не в разномыслии. Опять вас куда-то уносит. Нужно иметь порядок в мыслях, а не как нейросеть :)


А вот пока вы это не наладите. Нету смысла и остальному, так как человек, не посещающий регулярно Божественную службу и не участвующий регулярно в таинствах, суть враг Христа. Тяжко грешит этим. Раньше из церкви изгоняли, если человек без уважительной причины не придёт на три воскресные службы подряд.

Потом вам нужно начать лучше с утренних и вечерних правил, что бы научить душу, как правильно молиться, с какими мыслями, чувствами. Почитать нужно житии Святых Отцов. Прочитайте книгу Св. Феофана Затворника: "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", а так же "Путь ко спаксению". А потом уже приступить и к иисусовой молитве. Потому что можно так молиться этой молитвой, что ничего хорошего в этом не будет. Потому что душа расстроена. Её надо настроить перед этим.
Раньше причащались каждый день Раньше на сколько отлучали за блуд? Так что ..раньше " - не аргумент. А может быть для меня пример Мария Египетская? И я сейчас во внутренне пустыне борюсь со зверями? Вы ж не знаете А строй солдат .левой .левой ...Это христианство? Но в одном Вы правы ,в этой теме я не на месте. Поэтому ,извиняюсь перед всеми ,кого усомнил ,может быть. . Здесь больше не буду.
 
Православный христианин
Раньше причащались каждый день Раньше на сколько отлучали за блуд? Так что ..раньше " - не аргумент.
Я неправильно выразился. "Не раньше", а до сих пор по канонам церкви, вы обязаны посещать службы как следует, поститься, участвовать в таинствах.
А может быть для меня пример Мария Египетская? И я сейчас во внутренне пустыне борюсь со зверями? Вы ж не знаете А строй солдат .левой .левой ...Это христианство? Нов одном Вы правы ,в этой теме я не на месте. Поэтому ,извиняюсь перед всеми ,кого усомнил ,может быть. . Здесь больше не буду.
Не обольщайте себя. А то вы так легко и в прелесть впадёте о себе. Мария Египетская вам не чета. Там всё сложнее. Вам же следует делать так, как установлено. Не нужно к этому относиться, как к строевой. Это не ради того, что бы вас превратить в солдата, а из желания блага вашей душе. Если вы хотите блага своей душе, то должны следовать, как церковь для нас устанавливает. Поначалу может будет и трудно, перебороть нужно будет свою гордыню, леность. А потом будет только любовь к тому, что вы так научены. Как говорили все Святые, что если бы знал человек, какой высокий дар ему даётся в таинствах, какое великое счастье присутствовать на Литургии, то целовал бы пол и саму пыль на полу храма считал священной. А вы: "И это христианство". Нет. Вы просто этого ещё не познали. А потому душа у вас такая расстроенная. Я это точно знаю на опыте и сразу вижу душевно повреждённого человека.
 
Крещён в Православии
Я неправильно выразился. "Не раньше", а до сих пор по канонам церкви, вы обязаны посещать службы как следует, поститься, участвовать в таинствах.

Не обольщайте себя. А то вы так легко и в прелесть впадёте о себе. Мария Египетская вам не чета. Там всё сложнее. Вам же следует делать так, как установлено. Не нужно к этому относиться, как к строевой. Это не ради того, что бы вас превратить в солдата, а из желания блага вашей душе. Если вы хотите блага своей душе, то должны следовать, как церковь для нас устанавливает. Поначалу может будет и трудно, перебороть нужно будет свою гордыню, леность. А потом будет только любовь к тому, что вы так научены. Как говорили все Святые, что если бы знал человек, какой высокий дар ему даётся в таинствах, какое великое счастье присутствовать на Литургии, то целовал бы пол и саму пыль на полу храма считал священной. А вы: "И это христианство". Нет. Вы просто этого ещё не познали. А потому душа у вас такая расстроенная. Я это точно знаю на опыте и сразу вижу душевно повреждённого человека.
Да это я так. Правила - пелена для младенца- духа. Это я знаю . Но все же ,если таинственные ,христианство это не только от Луки.
 
Православный христианин
Да это я так. Правила - пелена для младенца- духа. Это я знаю . Но все же ,если таинственные ,христианство это не только от Луки.
Эти правила и для младенцев и старцев. Нету церкви без служб и таинств, как нет и спасения без них.
 
Крещён в Православии
Я неправильно выразился. "Не раньше", а до сих пор по канонам церкви, вы обязаны посещать службы как следует, поститься, участвовать в таинствах.

Не обольщайте себя. А то вы так легко и в прелесть впадёте о себе. Мария Египетская вам не чета. Там всё сложнее. Вам же следует делать так, как установлено. Не нужно к этому относиться, как к строевой. Это не ради того, что бы вас превратить в солдата, а из желания блага вашей душе. Если вы хотите блага своей душе, то должны следовать, как церковь для нас устанавливает. Поначалу может будет и трудно, перебороть нужно будет свою гордыню, леность. А потом будет только любовь к тому, что вы так научены. Как говорили все Святые, что если бы знал человек, какой высокий дар ему даётся в таинствах, какое великое счастье присутствовать на Литургии, то целовал бы пол и саму пыль на полу храма считал священной. А вы: "И это христианство". Нет. Вы просто этого ещё не познали. А потому душа у вас такая расстроенная. Я это точно знаю на опыте и сразу вижу душевно повреждённого человека.
Да .и без этого нельзя Вы меня публично назвали душевно - поврежденным( больным). Я понимаю ,это от великой братской любви( лички нет). Так вот ,и я публично заявляю - это ложь и клевета . Всего Вам хорошего.
 
Православный христианин
Но молиться (до открытия сердечной молитвы) все равно что размахивать дубинкой вслепую, иногда попадет, иногда нет,
Честно говоря, не понимал никогда этого сравнения со вслепую о начальном образе молитвы. При чем тут наугад, оно или есть или нет, когда возникает, редко и фрагментно, нужно с пользой использовать. А если его нет, то и никуда не попадешь, наугад.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
И все же. Можно ли заниматься внутренней Иисусовой молитвой рядовому христианину ? Обязателен ли учитель живущий оядом? Или можно по писаниям св. Отцов.
1. Необходимо.
2. Желательно.
3. Если нет наставника отцы критерий трезвения.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Честно говоря, не понимал никогда этого сравнения со вслепую о начальном образе молитвы. При чем тут наугад, оно или есть или нет, когда возникает, редко и фрагментно, нужно с пользой использовать. А если его нет, то и никуда не попадешь, наугад.
Это все дело в навыке внимания. Пока его нет будет- в слепую, взращивая в этом состоянии надежду на молитву и будущий плод от нее. Возымела должное внимание и навык, слепота уйдет и это самое интересное, дело рук благодати уже. Махания дубиной взбило под ногами молящегося некую твердую почву, на основании которой и положила свое начало благодать.
 
Православный христианин
Да .и без этого нельзя Вы меня публично назвали душевно - поврежденным( больным). Я понимаю ,это от великой братской любви( лички нет). Так вот ,и я публично заявляю - это ложь и клевета . Всего Вам хорошего.
Вы сами сказали, что не регулярно ходите в церковь и нерегулярно участвуете в Таинствах. А без этого человек душевно повреждается. Это аксиома духовного опыта. Да и вообще духовно здравый человек, не скажет на слова о своём душевном повреждении, что это клевета. Тот, кто так оправдывается, тот в явной и тяжкой прелести. Да это видно по вашим комментариям, что вы пишете о божественном домостроительстве; с неприязнью пишете о практике христианского образа жизни, заключающаяся в регулярном посещении воскресных служб, исповеди и причастия, представляя это как строевую, мол разве это христианство, что нужно жить по канонам церкви строго. Непризнание этой строгости, насущной её необходимости, полезности для всех - происходит от глубокого душевного повреждения. Я сам так раньше был повреждён. Ходил, когда захотел, мол могу прийти (на середину Литургии), могу месяц не ходить. Потому в этом Бог меня постоянно обличал и наказывал многими скорбями, пресекая ими мою беспечность о своём душевном здравии.

Смотрите, как Господь осуждает такую беспечность, называя её теплотой: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15-16)

Итак. Начните регулярно посещать храм, участвовать в таинствах, соблюдать все посты, читать утреннее и вечерное молитвенные правила. Прочитайте приведённые мною выше вам книги Св. Феофана Затворника. Если вы читаете эзотерические неправославные книги о "духовной" жизни, бросьте эту гадость И уже в скором времени вы исцелитесь. Прекратится эта возня мыслей в вашей голове. И тогда иисусову молитву сможете проходить спокойно, а не в осуждение себе, с трезвением.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но молиться (до открытия сердечной молитвы) все равно что размахивать дубинкой вслепую, иногда попадет, иногда нет
Вы ошибаетесь. Даже если человек поначалу молится одной устной иисусовой молитвой без открытия ещё сердечной, то в ней всегда содействует ему Дух Святой, как пишут Святые Отцы. Главное в молитве - это стараться молиться с безОбразным чувством присутствия Бога, как учит Св. Феофан Затворник, отчего бывает благоговение и покаянное чувство. И чем более так упражняется человек, тем более раскрывается сердечная молитва. Но вначале нужно молиться не по многу, но часто в виду ещё нашей слабости. Нужно ещё сказать, что не нужно искать никаких в устной молитве ощущений. О ней кто-то из Святых сказал так, что устная молитва является самой сухой, то есть не видишь её действия поначалу. Это, говорит святой, как под пластырем затягивается рана и ты не видишь как это происходит, так и устная иисусова молитва, или одним умом, будет производить тайное воздействие на сердце. Это та самая малая жемчужина, горчичное зерно вначале, ценность чего обнаруживается в своё время. Даже если вы много помолились со вниманием и ничего не почувствовали (а я вначале сказал, что не ищите ощущений), то потом обязательно обнаружатся плоды этой молитвы. Страсти ослабевают, к праздным мыслям, беседам и смотрение на них становится отвратительным, душа исполняется благих помышлений, ваше сердце становится мягче, потом Господь подарит слёзы, человек становится более чувствительным к чужой боли, милосерднее, или как это называется - сердобольнее. Начинаешь лучше понимать Писание, Святых Отцов. Вот, почему мы в изучении Писания руководствуемся творениями Святых, чей ум очистившись божественной благодатью, ясно их понимал.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков)

" Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И все-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно...

...Есть пословица: нет дыма без огня. Действительно бывали случаи, что и с ума сходили люди, но отчего? Да брались за эту
молитву ( Иисусову) самочинно, без благословения, и, начав, сейчас же хотели попасть в святые, лезли на Небо напролом, как говорится, ну и срывались.
(Отец Венедикт недавно был в Оптиной, уехал после Преображения Господня. С батюшкой Варсонофием он вел продолжительные беседы и на вопрос об Иисусовой молитве получил ответ: «Все рабы Божии – и в монастыре, и в скиту – проходят молитву Иисусову, только трудовую, то есть первой ступени»)
Впрочем, и на этой ступени есть до тысячи градаций, и проходящие эту молитву поднимаются, так сказать, с одной линейки на другую. Но человек не может определить сам, на каком уровне он стоит. Считать свои добродетели было бы фарисейской гордостью. Надо считать себя стоящим ниже всех и стремиться получить от Господа те дары, которые несомненно несет с собой Иисусова молитва, – это покаяние, терпение и смирение" (с).

"(с)" - https://azbyka.org/otechnik/Varsonofij_Optinskij/o-molitve-iisusovoj/
 
Православный христианин
Валаамский старец:
_________________________
"Досточтимый инок о. N!

Ты пишешь мне, что есть у тебя желание проходить подвиг непрестанной Иисусовой молитвы, но некоторые говорят: впадешь в прелесть от Иисусовой молитвы.

Вот еще нашлись новые хулители Иисусовой молитвы, не понимают сами, что говорят. В прелесть впадают не от молитвы, а от гордости, самомнения и самочиния. О молитве хорошо бы лично поговорить, так как всего не напишешь. Все же постараюсь написать кратко, как умею.

Духовная жизнь - наука из наук, или иначе - духовная философия. Конечно, не многим эта философия понятна. Вообще, почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни. Но к сожалению, останавливаются на букве, убивающей дух, а о внутренней духовной жизни даже и понятия не имеют.

Преподобный Филофей сказал: "О таких монахах, которые не знают о внутренней трезвенной духовной жизни, но проходят только внешнее подвижничество, - о таких должно молиться". А святой Иоанн Златоуст сказал, что одного умного боговедения достаточно, чтобы истребить лукавых.

Бесы искушают нас разными помыслами. Святые Отцы первую мысль назвали прилогом. Если примем эту мысль, тогда бес влагает нам греховные мысли: подозрение, зависть, злопамятство, любопрение, сварливость, лукавство, тщеславие. Глаза разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста выбрасывают неудержимо то, что есть на сердце. И Господь сказал, что от избытка сердца говорят уста.

Вот против всех таких мысленных бесовских искушений Святые Отцы изобрели молитву Иисусову, - ибо мы, грешные, без Божией помощи не можем избежать бесовских козней. Вот так говори: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Внимание держи в верхней части груди, ум заключай в слова молитвы, а внимание - душа молитвы. Сперва будет тяжело - сухость, леность и наплыв разных мыслей, ибо враг очень не любит молитвы и восстает разными помыслами. Но ты не смущайся, продолжай молитву, и Господь восстанет: как ради апостолов повелел престать волнам и ветру, так и в тебе прекратит все твои мысленные волнения.

Конечно, рановато тебе писать, но все же сообщу: если будешь трудиться в молитве, Господь милостив, будет давать утешение. Тогда сам узнаешь, как благ Господь. Но предостерегаю: к умилению и слезам не стремись. Если будет приготовлено в сердце место смирением, тогда Господь даст Свою благодатную милость без нашего желания и ожидания.

А чтобы в молитве был успех, старайся, насколько хватит твоих сил, стяжать свой внутренний мир. Не вмешивайся в чужие дела, не осуждай, имей смирение, ибо смирение важнее всего - без смирения никакая добродетель не может быть. Святой Лествичник удивлялся одному действию, но не объяснил его: почему мы, имея помощниками на совершение добродетели и Всесильного Бога, и Ангелов, и святых человеков, а на грех - одного беса лукавого, скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Не хотел преподобный объяснить, и вопрос остался открытым.

Но я полагаю, что сильные помощники бесу - наше падшее естество и мир со своими соблазнами.

Написал кратко, если будет какое недоумение, пиши.

Прошу святых молитв Ваших"

Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 23 апреля 1956 г.
 
Православный христианин

О Иисусовой молитве​

Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые Отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует.
________________________________________________
Боголюбивейшая Елена!

Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые Отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".

Ты исполняешь по 100 и утром, и вечером; довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил, в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т. е. иметь память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты - читай их, если есть время.

О непрестанной и умно-сердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзай просить у Господа - такое состояние бывает у очень немногих, "едва ли обретешь из тысячи одного человека", - сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Святой Лествичник пишет: "Раскрой у новоначального душу - и увидишь неправильное желание непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, - такое состояние только у совершенных".

Признак настоящей молитвы - в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и в том, чтобы сознавать себя ничтожной и взывать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.

Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Мы человеки, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай так, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед. Знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

Если когда тебе приходится покривить душой ради уединения, чтобы побыть у себя дома - это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь.

Схиигумен Иоанн, 4 октября 1939 г.
 
Сверху