Иисусова молитва. Практика и опыт.

Переславль Залесский
Православный христианин
Ещё бы хотел сказать о двух вещах, которым некоторые люди не сильно придают значение. Это поклоны и крестное знамение. Чем с большим вниманием и благоговением делаешь поклон, тем более чувствуешь сердце. Поклон так же способствует его задействию. Совершать поклон перед Господом Иисусом Христом на иконе, как перед живым, оттуда на тебя взирающим, с такой твёрдой верой - это приходит. И о крестном знамении Святые говорили, что чем с большей верой в силу его ты делаешь крестное знамение, неспешно, с осознанием; веришь, что прикладывая троиперстие ко лбу, просвещается разум, к солнечному сплетению - чувства, плечи - телесные силы, тем более чувствуешь действительное его содействие в молитве: бесы отгоняются, разум очищается от вских мыслей, чувства успокаиваются, так что если чувствовал к кому гнев, то потом чувствуешь уже любовь. Понимаешь через это слова Апостола, говоривший, как он любит Крест. Это очень содействует иисусовой молитве вместе с поклоном. Каждое это действие с молитвой должно быть всё со вниманием, как говорил Св. Иоанн Кронштадтский: "Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8]. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце [Притч. 23, 26]; потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум."
поклоны лучше по послушанию делать. Сколько духовник положил, столько и делать. Не больше и не меньше. Через поклоны многие в прелесть уходили, так как разгоряченное сердце и кровь возбуждали ум. Проходил через это. По самости как то и 1500 поклонов делал за утренней молитвой. А по послушанию 150 еле осилил.

и не много еще из опыта.

Если молитва в сердце начало движение , то словесная молитва, произносимая умом слова, прекращается сама. Происходит ,как бы приостановка внутреннего диалога. Если в сердце правильный "настрой". Человек спокойно может жить, ходить ,но удерживать внимание на том, чтобы ни чем не нарушить это состояние сердца. И по началу, благодать сама помогает это делать, внутренне подсказывая и поддерживая человека его волю. Оценивать состояния вообще нельзя, иначе потеряешь нить с сердечной молитвой, так как самомнение в этом вопросе главный враг.
Также можно сказать, что молитва это стояние души перед Богом...Важнее тут , состояние ожидания молитвы и входа в сердечное место, оживление его святым духом. Перед Богом стоять истуканом крайне нелепо. Либо ты с Богом , либо ты от Него. Промедление равно греху...
Важно еще не путать. состояние молитвы с условиями для молитвы. Направлять ум на молитву и умная молитва это не одно и тоже. Думать о Боге это скорее необходимое начальное условие для приобретения сердечного места. Корректировка своей воли, воспитание намерений это все процесс подготовки. Бог и такие потуги наши видит, но в большей степени ,Он оценивает состояние нашего сердца и готовности любить. Если вы любите родного человека, но стали думать о чем то другом, это означает, что вы его не любите? Сердечная умная молитва , она как бы раскрывает некий потенциал в человеке его возможностей. Ум может заниматься "своими" делами, но одновременно хранить верность сердцу, по другому это не назовешь. Я назвал СВОИМИ делами опять же условно, так как ум уже делает все ради духа Святого, делает в Его Свете, покрытой благодатью.
А как же безмолвие - основное условие молитвы... Если начнется созерцание, уверяю вас, словесная молитва сама прекратиться, а ум встанет в сторонку и будет лишь наблюдать, как регистратор. Любая мысль, порвет нить созерцания, ибо она будет нести в себе долю своемнения. То есть приведет к искажению истины. И само первое испытание при этом будет страх умереть. И если сердце не готово, то рассудок включится и начнет уговаривать оставить все и бежать от этого.
Бог насилия не приемлет. Это надо понимать. Сердце само должно открыться Богу по естеству. То есть, довериться Ему.
Механически в Царство Небесное не войти. Это обоюдо взаимный процесс , между Богом и человеком. По любви. Благодать подаётся в той степени, сколько вы ее можете вместить, больше давать нет смысла. Желание иметь больше скорее уже прелесть. Надо быть благодарным, за то что имеешь и крохи считать огромным даром, так как не достойны и их. Таким расположением сердца , оно расширяется для всеобъемлющей благодати. Так что и мига созерцания солнечного лучика в жизни, достаточно может быть для познания Бытия.
Часто, и основная ошибка - это наше представление о молитве и оно мешает ее познать.
Молитва сердечная не прекращается, а переходит в иное состояние Богообщения. В бессловесное понимание друг друга. Где Бог открывается человеку через разные свои проявления и творения. Молитва идёт на уровне сердечных переживаний.
 
Православный христианин
поклоны лучше по послушанию делать. Сколько духовник положил, столько и делать. Не больше и не меньше. Через поклоны многие в прелесть уходили, так как разгоряченное сердце и кровь возбуждали ум. Проходил через это. По самости как то и 1500 поклонов делал за утренней молитвой. А по послушанию 150 еле осилил.
Да. Св. Игнатий Брянчанинов об этом предупреждал, говоря, что для начала 20 поклонов достаточно Спаси Бог за уточнение
 
Православный христианин
Встретил интересный текст:
---------------------------
Атаки лукавого слева.

Духовная брань приступающего к умному деланию начинается атаками лукавого слева, имеющими целью отвращение молящегося от Иисусовой молитвы. Сначала лукавый внушает, что Иисусова молитва опасна и может привести к прелести, что это дело исихастов-отшельников или монахов под руководством опытных старцев и что мирянам с их страстями вообще вредно заниматься умным деланием. Среди отцов даже была дискуссия на тему «кому можно заниматься Иисусовой молитвой?».

В итоге Отцы пришли к выводу, что умным деланием не только можно, но и нужно заниматься всем, включая мирян, если подвижник действительно возненавидел душу свою и ведет непримиримую борьбу со страстями:

«Эти все суть сопротивляющиеся страсти, так как произволением борются со страстью и не хотят действовать по ней, но и скорбят, и подвизаются. … Им во всяком случае можно и должно обучаться умному деланию, потому что они очищаются вседневною благодатию Христовою, чрез умную молитву и ежечасное покаяние» (Прп. Василий Поляномерульский. Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Сначала лукавый внушает, что Иисусова молитва опасна и может привести к прелести, что это дело исихастов-отшельников или монахов под руководством опытных старцев................................ ................ ..............
Вот только не *лукавый*, он тут не причем, сами же духовники целую *науку* скроили,, Обычные воцекрвленные православне конечно с предубеждением все, но кто же их надоумил? :)
мирянам с их страстями вообще вредно заниматься
Полезно, когда они повылазят, потерпеть самое то. Но поддержка бы пригодилась очень.

"Справа" тогда стало быть, прилог о том, что это просто. Тут книга странника, фильм "Остров" могут повлиять, и все подобное, масскультура
 
Крещён в Православии
Переславль Залесский
Православный христианин
В Священном Безмолвие открывается пониманием целого, а сложность выражения всегда там, где присутствует самомнение. Потому в созерцании Божьей благодати часто нет нужды,что то объяснять себе. А объяснить другому, кто подобное не пережил, просто бесполезно, как рассказывать про мед тому, кто его не ел. Но милость Божья выше человеческого естества.
 
Православный христианин
У Ивана Шмелёва такой рассказ про Иисусову молитву с притчей прочитал (из книги "Старый Валаам", глава 3: "Глас в ночи"):

"Брат Василий, умасленный и новый, он теперь мне напоминает молодца-лавочника, – вносит… (в комнату, где спал Иван Шмелёв)". И спрашивает:

– Хорошо спали-почивали? Это вот хорошо. Пользительный, значит, воздух…– и губы его шевелятся, хоть он и умолкает.

Я спрашиваю его, что это он все шепчет. Он почему-то запинается, но видно, что ему хочется мне ответить.

– Это и вам пользительно. От всяких забеглых мыслей и суемудрия надо творить «Иисусову молитву». Знаете?..

Я не знаю. Он говорит, раздельно: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».

– Великая от сей молитвы сила, но надо уметь, чтобы в сердце как ручеек журчал… этого сподобляются только немногие подвижники. А мы, духовная простота, так, походя пока, в себя вбираем, навыкаем. Даже от единого звучанья и то может быть спасение.

Я не понимаю. Я даже спорю, что от «звучанья» не может быть спасения. Брат Василий выглядывает за дверь.

– Надо вас просветить, – вздыхая, говорит он. – По скудоумию нашему Господь снисходит, просвещает даже и звучаньем святого слова. Я уж вам поведаю, какое вразумление мне было. Вы и запомните, для назидания. В миру этого не понимают, а приехали на Валаам – просветитесь для пользы души. Вот, как и вы, спервоначалу и я сомневаться стал. А это мне, значит, от него было искушение. Стал раздумывать, а уж он и поселился в душе, стал нашепчивать: «Не молись походя, не шепчи пустой душой великое слово!» Стал я пугаться… может, это ересь во мне стала, страх-то? Пошел к своему «старцу»… Какому «старцу»-то? И это не знаете?! Обязательно должны знать, как же. Это в миру у вас все беспастушные, как овцы без пригляда, а у нас нельзя. У нас враг спасения о‑чень напрягается смущать, ему в монастыре-то особенно хочется победить, а в миру-то – все под его началом. Вот, для спасения души, о. игумен каждому назначает старца, опытного в духовном делании. На всю жизнь старец назначается. А вот мы ему должны все начисто открывать, всякое помышление греховное или сомнение какое, а он и наставит. Будто всю тяготу с души на себя берет, и нам от сего облегчение, как у Христа за пазушкой. И укрепляемся против наступления врага. И пошел я к своему старцу. Мудреющий старичок, очень любвеобильный. Пришел я, а он так на меня и воззрился. И вижу я, что ему известно, что у меня в душе дух злобы гнездо вьет. И говорит мне старец: «молись, молись, и да не усумнишься!» Будто провидел, сказал-то как – «и да не усумнишься!» Я ему в ноги пал и все ему открыл, усумнение-то мое. Он меня благословил и возвестил. Возвестил-то? А так у нас, на Валааме, всегда говорят – возвестил. Значит – приказал. «Кайся, – говорит. – И вот тебе по пятьсот поклончиков на день, за твое суемудрие. На сорокадневие. Да вот еще я тебе, говорит, во вразумление скажу одно словечко, вроде как притчу». И такую притчу сказал… сразу я проникся понятием смысла. Потому духа высокого мой старец, вроде как прозреватель.

– Какую же притчу? – спросил я, жаждавший узнавать.

– А вот какую, но только вы уж меня не искушайте, не посмейтесь. Была, говорит, у одного архиерея ученая птица, зовомая – попугай, потому что красные перья на хвосте носила. И знал тот попугай многие словеса кричать, наслышан был от того архиерея. А у архиерея была привычка… строгий был архиерей… все так, как кого наставляет: «не дерзни!» – так все говорил, и очень строго. Попугай и перенял, и полюбилось ему то слово. Все, бывало, его кричал – «не дерзни!» И случилось тому попугаю отлететь от архиерея… ну, скажем, не досмотрел служка. И взвился тот попугай в самые небеса. А за побег послан был на его ястреб. Цап-царап его сверху, в спинку ему вцепился… Попугай как заверещит со страху, да и крикни, в полную свою глотку, – «не дерзни‑и!..» Ястреб как услыха-ал человеческий голос, перепугался да со страху попугая и выпустил! Вот такая притча. Понятно, никто такого не видал, а такая притча, для вразумления. Искуситель змий, враг довечный, как ястреб стерегет, и самый звук имени Господня ему престрашен. Вот он меня и смущал сомнением – «не молись, не поминай!» Обернуть хотел: дескать, суесловлю я, легкодушно святое Имя в уме держу. И получил наставление…
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я к чему этот рассказ привёл?
Это тем, которые, приняв помыслы от лукавого, перестали молиться этой молитвой.

А помыслы такие (может кто дополнит его злоухищрения):

1. Иисусова молитва ведёт в прелесть
2. Иисусова молитва только для монахов
3. Иисусова молитва только для совершенных, очистившихся уже вполне другими молитвами
4. Иисусова молитва для тех, у кого грехов мало. Тяжким грешникам лучше не приступать, а то грехи усилятся

Все эти помыслы длявола, все эти суеверия нужно отсекать, как от дьявола приходящие. Некоторые могут сказать, мол что ты всё на дьявола наговариваешь. Сам по себе человек без лукавого разве не может ошибиться? Я раньше много цитат Святых об этом собирал. Сейчас не буду время тратить их снова приводить. Скажу только слово паисия Святогорца по памяти, что все наши мысли или от лукавого, или от ангелов, а наше только сопли из носа во время простуды. Безмолвие ума только наше. Во время прохождения молитвы Святые учили даже и хорошие помыслы не принимать, всякие богословствования, как бы правильно, красиво они не выглядели. Дьявол всяким помыслом стремится рассеять наш ум. Скверные мысли посылает, что бы осквернить плоть и ввести в уныние, ложное смирение, а богословские мысли посылает, что бы осквернить и душу тщеславием и гордостью. Потому Святые говорили, что только иисусову молитву держи в уме, да память смертную, а все остальные помыслы отсекай, какими бы красивыми они не выглядели
 
Православный христианин
Великая от сей молитвы сила, но надо уметь, чтобы в сердце как ручеек журчал
У византийцев такая молитва называется источником, изливающаяся из сердца, словесная или безсловесная, слышимая только самому подвижнику, самодвижная, духовная, то усиливающая свое течение, то промыслительно ослабляющая, изливающаяся, как они любят говорить, из тайной сердечной клети. Тайной потому, что она открыта только тогла и только тогла видна, когда действует источник.
-------------------------
20. О внимании и молитве, и [о том], как они помогают друг другу

Желающий сказать сколько-нибудь подобающее о внимании и молитве, пусть знает, что он явно стремится сказать о милости Божией и, очевидно, о таинственном причастии Духа. Ибо ум у того, кто имеет это, неизреченно низводит взор в потаенную клеть (μυχόν) сердца [и взирает] простым видением (ὁράσει ἁπλῇ), если же угодно — [то и] безвидным (ἀνειδέῳ). А из той сердечной потаенной клети тотчас же, духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и рачительно (любовно: ἐρωτικῶς), дивно возносится божественная молитва благодатию животворящего Духа.
--------------------------
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
Прям в точку. Безмерная милость Божья, море благости и любви к человеку.
Да, там еще прп. Каллист пишет
о таинственном причастии Духа
называя этот источник "таинственным причастием". Палама: в боговидении Бог зрит Сам Себя, а человек является "причастником" этого созерцания,-- причаствуя источнику... Так прп. К., младший современник Паламы, включается в паламистскую проблематику, причем не отвлеченными умозрениями включается, а реальныи опытом.

С богословской точки зрения причастие Духа -- это определенный способ присутствия Духа в подвижнике, тропос.

Ибо ум у того, кто имеет это
То есть уже знает о том, где находится потаенная клеть; имеется ввиду практическое знание, полученное из опыта.
Далее К. через пару десятков строк говорит и о той ситуации, когда подвижник еще не знает точно, где у него находится клеть. В таком случае необходимо встречное движение источника и внимания ума.

Ибо ум у того, кто имеет это, неизреченно низводит взор в потаенную клеть (μυχόν) сердца [и взирает] простым видением (ὁράσει ἁπλῇ), если же угодно — [то и] безвидным (ἀνειδέῳ).
Простым или безвидным видением К. называет духовное зрение, которое открывается сразу после того, как подвижник "неизреченно низводит свой взор в потаенную клеть сердца".
А из той сердечной потаенной клети тотчас же, духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и рачительно (любовно: ἐρωτικῶς), дивно возносится божественная молитва благодатию животворящего Духа.
Духовное зрение открывается и из клети исходит самодвижная молитва Духа. Исходит в двух видах (см. прп. Григорий Синаит. О двух способах умной молитвы). И к ним К. причисляет еще и третий.

В общем, возвращаясь к тому, с чего мы начали:
Великая от сей молитвы сила, но надо уметь, чтобы в сердце как ручеек журчал…
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Иисусовой молитвой стал заниматься тогда когда очень сильно одолевали помыслы. И вообще меня интересует христианское совершенство. И поэтому мне не хватало простого произнесения Иисусовой молитвы. Я хотел умную, а потом умно сердечную. Хотя бы деятельную. Просил Серафима Саровского, чтобы научил умно сердечной молитве.

Стоя на молитве перед иконой Христа, я сосредотачивался на лобных долях мозга и на сердце(органе). Как бы две точки внимания. Но внимание основное на сердце, а на лобных долях как бы более слабое. И я старался произносить молитву лобными долями, как-бы мыслить эту молитву. Но у меня долго ничего не получалось. Потом однажды На Пасхальную седмицу 2020-го года я понял что могу мыслить эту молитву произнося её. А затем я понял что могу как бы думать этой молитвой. Не произносить её в уме а мыслить "Господи помилуй!" затем я у Никодима Святогорца прочитал что истинная Иисусова молитва есть память Божия. И я начал помнить о Боге вообще всегда, везде где только можно.

Ещё стоит заметить что при умной молитве очень легко распознавать помыслы. Получив от Господа умную молитву я легко расправлялся с этим умственным волком. Да так хорошо у меня это получалось что сейчас хвала Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу помыслы появляются крайне редко. И с тем вопросом от кого они. Ответить на этот вопрос не так уж и сложно, ибо помыслы от демонов распознаются "по Писанию".

Скажу ещё что я хотел получить умно-сердечную молитву. И всё время сосредотачивался на сердце(органе). Но сердце христианское есть внутренние глубины души. Как бы чувства. Впрочем скажу ещё что орган сердце есть орган души. И очистив его мы очищаем свою душу. Хотя даже не так. Если Господь соблаговолит очистить наше сердце то тем очистит и душу. Поэтому практика произнесения молитвы в органе сердца имеет смысл.)))
 

Лазарь (Смиренный)

***М*** Наличие священного сана НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО.
Иерусалим
Православный христианин
Простите меня, братия и сестры, от всей души, но поистине, нет смысла в Иисусовой молитве, как в физкультурном упражнении, и тем более, нет смысла ожидать от Господа плодов и даров. Это всегда очень скверно кончается.
Просить у Бога - добро весьма. Но перед прошением подумай хорошенько - унесешь ли даруемое. Ведь по какой-то причине Благим и Человеколюбывым Богом тебе это пока не дано. Возможно, не просто так?
 
Сверху