- Православный христианин
поклоны лучше по послушанию делать. Сколько духовник положил, столько и делать. Не больше и не меньше. Через поклоны многие в прелесть уходили, так как разгоряченное сердце и кровь возбуждали ум. Проходил через это. По самости как то и 1500 поклонов делал за утренней молитвой. А по послушанию 150 еле осилил.Ещё бы хотел сказать о двух вещах, которым некоторые люди не сильно придают значение. Это поклоны и крестное знамение. Чем с большим вниманием и благоговением делаешь поклон, тем более чувствуешь сердце. Поклон так же способствует его задействию. Совершать поклон перед Господом Иисусом Христом на иконе, как перед живым, оттуда на тебя взирающим, с такой твёрдой верой - это приходит. И о крестном знамении Святые говорили, что чем с большей верой в силу его ты делаешь крестное знамение, неспешно, с осознанием; веришь, что прикладывая троиперстие ко лбу, просвещается разум, к солнечному сплетению - чувства, плечи - телесные силы, тем более чувствуешь действительное его содействие в молитве: бесы отгоняются, разум очищается от вских мыслей, чувства успокаиваются, так что если чувствовал к кому гнев, то потом чувствуешь уже любовь. Понимаешь через это слова Апостола, говоривший, как он любит Крест. Это очень содействует иисусовой молитве вместе с поклоном. Каждое это действие с молитвой должно быть всё со вниманием, как говорил Св. Иоанн Кронштадтский: "Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене [Мф. 15, 8]. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце [Притч. 23, 26]; потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем — тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля. Помните, что предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум."
и не много еще из опыта.
Если молитва в сердце начало движение , то словесная молитва, произносимая умом слова, прекращается сама. Происходит ,как бы приостановка внутреннего диалога. Если в сердце правильный "настрой". Человек спокойно может жить, ходить ,но удерживать внимание на том, чтобы ни чем не нарушить это состояние сердца. И по началу, благодать сама помогает это делать, внутренне подсказывая и поддерживая человека его волю. Оценивать состояния вообще нельзя, иначе потеряешь нить с сердечной молитвой, так как самомнение в этом вопросе главный враг.
Также можно сказать, что молитва это стояние души перед Богом...Важнее тут , состояние ожидания молитвы и входа в сердечное место, оживление его святым духом. Перед Богом стоять истуканом крайне нелепо. Либо ты с Богом , либо ты от Него. Промедление равно греху...
Важно еще не путать. состояние молитвы с условиями для молитвы. Направлять ум на молитву и умная молитва это не одно и тоже. Думать о Боге это скорее необходимое начальное условие для приобретения сердечного места. Корректировка своей воли, воспитание намерений это все процесс подготовки. Бог и такие потуги наши видит, но в большей степени ,Он оценивает состояние нашего сердца и готовности любить. Если вы любите родного человека, но стали думать о чем то другом, это означает, что вы его не любите? Сердечная умная молитва , она как бы раскрывает некий потенциал в человеке его возможностей. Ум может заниматься "своими" делами, но одновременно хранить верность сердцу, по другому это не назовешь. Я назвал СВОИМИ делами опять же условно, так как ум уже делает все ради духа Святого, делает в Его Свете, покрытой благодатью.
А как же безмолвие - основное условие молитвы... Если начнется созерцание, уверяю вас, словесная молитва сама прекратиться, а ум встанет в сторонку и будет лишь наблюдать, как регистратор. Любая мысль, порвет нить созерцания, ибо она будет нести в себе долю своемнения. То есть приведет к искажению истины. И само первое испытание при этом будет страх умереть. И если сердце не готово, то рассудок включится и начнет уговаривать оставить все и бежать от этого.
Бог насилия не приемлет. Это надо понимать. Сердце само должно открыться Богу по естеству. То есть, довериться Ему.
Механически в Царство Небесное не войти. Это обоюдо взаимный процесс , между Богом и человеком. По любви. Благодать подаётся в той степени, сколько вы ее можете вместить, больше давать нет смысла. Желание иметь больше скорее уже прелесть. Надо быть благодарным, за то что имеешь и крохи считать огромным даром, так как не достойны и их. Таким расположением сердца , оно расширяется для всеобъемлющей благодати. Так что и мига созерцания солнечного лучика в жизни, достаточно может быть для познания Бытия.
Часто, и основная ошибка - это наше представление о молитве и оно мешает ее познать.
Молитва сердечная не прекращается, а переходит в иное состояние Богообщения. В бессловесное понимание друг друга. Где Бог открывается человеку через разные свои проявления и творения. Молитва идёт на уровне сердечных переживаний.