Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
есть мнение что соответсвующая указанному месту страсть, напротив, очищается
Всмысле стояние умом внизу сердца? Не встречался с таким мнением, но читал только об опасности там стоять умом, а о правильности только вверху сердца.

Так Св. Игнатий Брянчанинов много об этом пишет (обратите внимание на выделенный текст):

«Сила души – ум, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего головной мозг: так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего верхнюю часть сердца» (над сосцом по учению Святых, а не под ним). (Свт. Игнатий, том 5, стр. 111-112.) Потому если вы хотите правильно соединить ум с сердцем, своим Духом, то нужно стоять именно вверху сердца. Там наш дух. не внизу сердца, не в животе, не в голове, а в верху сердца.
«В персях и в верхней части сердца присутствует словесная сила или дух человека». (Свт. Игнатий, том 2, стр. 341.)
«Имеется в сердце…вожделение духовное…словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца». (Свт. Игнатий, том 1, стр. 286; стр. 297.)

"Три силы души — словесная, сила ревности и сила желания — расположены так: в персях и в верхней части сердца присутствует словесная сила, или дух человека; в средней — сила ревности; в нижней — сила желания, или естественное вожделение. Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых частей и по свойству своему, приводит в движение эти части. Невежественному употреблению вещественного пособия последует сильнейшее разжжение плотского вожделения. Какое странное явление: по-видимому подвижник занимается молитвой, а занятие порождает похотение, которое должно бы умервщляться занятием, — и неведение, злоупотребившее вещественным пособием, приписывает Иисусовой молитве то, что должно приписать злоупотреблению" (Свт. Игнатий, том 2, стр. 341.)

_________________________

Бывает ещё такое, что во время иисусовой молитвы ум то в одно место тела сходит, то в другое. Чаще всего он по умолчанию находится в голове. Потому один Святой давая жалующемуся на боль в голове во время молитве, сказал, что это от того, что у него ум в голове был. Это как бы на автомате происходит. И рекомендовал тому держать его в верху сердца. А бывает ум на автомате сходит в нижнюю часть сердца и тогда человек испытывает во время молитвы блуд. Это не часто происходит, но всёже. Причём этого человек не замечает, а только у него начинается некое блудное разжение с соответствующими... последствиями, но не будем об этом. Наверно именно это происходило с одной католической "святой" - Терезой. Она восприняв это за благодатное ощущения, начала говорить в высокомерии, что у неё закрутился роман с Иисусом Христом, вплоть до флирта. Сумасшедшей её называл Св. Игнатий Брянчанинов. Вот, до чего доводило людей духовная необразованность.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Известно откуда мнение, с сайта исихазм.ру:)
ну это уже практически самосвяты



Батюшка (админ) из оптинского монастыря об этом портале сказал: "Мда, почитал я исихазм ру и ваши там диалоги... это что ж там за помойку-то устроили оккультистскую. Ну, что сказать, доигрались вы вполне правомерно с огнем. Вообще, как мне казалось, любой более-менее вменяемый православный человек должен бы распознавать такие штуки еще на подходе. Ладно, пусть висит ваше сообщение. Только предупреждаю, не вздумайте здесь проповедовать тамошние идеи, иначе сразу в бан..."

ответ на слова одной женщины, которая была на форуми исихазм.ру:

"Здравствуйте, люди православные. Пишу, потому, что испытываю душевную боль. Много лет общалась на форуме исихазм.ру
как мне казалось с людьми высокодуховными. Училась у них умному деланию. До тех пор, пока не пришло от одного из участников мужского пола предложение пройти с ним через оккультную практику объединения женских и мужских энергий. После чего на меня начались бесовские нападения. Душа моя возмутилась и я написала об этом на форуме открыто, за что и была забанена. Таким же оккультным наваждениям подвергаются и другие женщины на форуме. Кроме того, Александр, создатель форума, сваливает всю вину на пострадавших. Сами мол, виноваты,не чисты. Но, больше всех виновата конечно я. Так как устроила все эти разбирательства.
Мне бы хотелось, чтобы люди знали, что на самом деле происходит на форуме и были бы осторожны. Да простит и благословит нас Господь. С глубоким уважением ко всем. Светлана. "

Ссылка
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
ну это уже практически самосвяты

Батюшка (админ) из оптинского монастыря об этом портале сказал: "Мда, почитал я исихазм ру и ваши там диалоги... это что ж там за помойку-то устроили оккультистскую. Ну, что сказать, доигрались вы вполне правомерно с огнем. Вообще, как мне казалось, любой более-менее вменяемый православный человек должен бы распознавать такие штуки еще на подходе. Ладно, пусть висит ваше сообщение. Только предупреждаю, не вздумайте здесь проповедовать тамошние идеи, иначе сразу в бан..."

Ссылка
Я придерживаюсь практики: об отсутствующих только хорошее или ничего. Поэтому скажу только хорошее: хороший был некогда форум:)
 
Православный христианин
Три силы души — словесная, сила ревности и сила желания — расположены так: в персях и в верхней части сердца присутствует словесная сила, или дух человека; в средней — сила ревности; в нижней — сила желания, или естественное вожделение
Еще бывает (у прпп. Максима и Каллиста) четырехчастное деление: плюс еще животная сила. Их расположение соответствует расположению четырех рек, текущих в раю. И четырем первоэлементам: огонь-воздух-вода-земля. И четырем животным: человек-лев-орел-бык. И четверым евангелистам...

Который забанил женщину за то, что отказалась пройти с ними инициацию объединения женских и мужских энергий :cool:
Забанил уже сильно после того как был хорошим...

Еще бывает (у прпп. Максима и Каллиста) четырехчастное деление: плюс еще животная сила. Их расположение соответствует расположению четырех рек, текущих в раю
То есть это что-то в виде квадрата с правым верхним углом -- раздражительной силой -- в районе грудины. А в середине квадрата -- в глубине сердца и посередине его, как это и положено ему, Источник.

"Но никакой рай не способен без водных [источников] производить пышно цветущие и плодоносящие, как подобает, растения. Потому в обретающемся во Эдеме раю мы видим источник, бьющий из его середины и разделяющийся на четыре начала, и поистине напояющий лице земли так, как там [в книге Бытия] об этом написано. В человеке же источник воды живой есть животворящее движение Святого Духа, о Котором сказал Господь: «Вода, которую дам ему, станет ему источником воды живой, дивно текущим» из сердца, словно из некоего Эдема, и разделяющимся на рассудительность, целомудрие, справедливость и мужество, являющиеся четырьмя началами, от которых зависит всякая боговидная добродетель"(прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае, 15).
 
Православный христианин
Нет. Что не говори, но лучше всё же молится крайне неспешно по 100 полных (не сокращённых) иисусовых молитв за 30 минут с поклонами и крестными знамениями, чем 1000, где читаешь 100 каждые 12 минут быстро, без поклонов ради одного количества. Первый вариант благодати более даёт, чем второй. От последнего лично у меня наоборот какое-то уныние наступает. Видимо по слову Симеона Нового Богослова, что поспешная молитва с презорством ведёт к тому, что на такого молитвенника за его презорство в молитве нападают бесы. Я недавно попробовал. Чуть не повесился от нашедшего уныния. Плохая шутка... Но состояние было примрно такое, не ахти. А потом прочитал 100 за 30 минут, как в первом случае и восстановился покой и радость.

Да и вообще нигде у Святых Отцов нету, что иисусову молитву нужно читать именно с упором на количество по 1 000-10 000, как некоторые советуют. Апостолы и Святые наоборот учили молиться понемножку, но стремиться к крайнему вниманию. Есть у Святого одного изречение, что количество ведёт к качеству, но не сказано нигде о тысячах. Кто решил, что 100 - это малое количество. Помоему о многотысячных в сутки повторах иисусовой молитвы говорится в одной только псевдоправославной книжке "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу". Св. Игнатий Брянчанинов учил начать со 100 и крайне почуть-чуть добавлять, но не в ежедневное правило, а по расположению души. То есть прочитал 100. Чувствуешь, что сможешь ещё, прочитай сколько можешь, но не как правило. Устанавливать новоначальными себе правило сразу на тысячи молитв по учению Святых - это от бесов ревность, чтобы быстро ввести человека в отвращение к молитве, уныние и духовное падение, как предупреждал тот же Св. Игнатий Брянчанинов.

Кто-то из Святых ещё отвечая на вопрос, сколько нужно пребывать в покаянии, что бы спастись, год, месяй, неделя, на всё отвечал много-много-много, но если человек от всей души покаается, то в тот же миг и стяжает Царствие Небесное, если бы в тот миг умер, как это было с разбойником, который не тысячами молитв и дней спасся, но одной молитвой

Другой Святой учил, что новоначальным должно читать молитвы помалу, но часто. Это вполне разумно.

___________________________________
А то, что люди берутся сразу за количество (причём неумеренное, не сообразное для их духовного состояния), перепрыгнув через ступень качества, смирения, покаяния, что происходило с последователями форума "Исихазм.ру", то таковые неминуемо впадают в прелесть, духовное корыстолюбие, гордыню, а потом и во всякий оккультизм, нередко создавая даже свои так называемые харизматические течения в христианстве. Выше я приводил беседу одной жинщины, которая оттуда пришла на православный форум оптиной пустыни. Посмотрите, насколько повреждено её сознание, в какой она гордыни, прелести: Ссылка
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".
Хорошая книга, но не без недостатков. Ее (как недавно было доказано) написал иером. Арсений Троепольский, с детства обладавший умно-сердечной молитвой. Знающий в ней толк:

«В 1816 году сама собою открылась способность вовращаться внутрь себя,
охраняться вообще от всяких помыслов. Это производимо было даже и в нощи,
сидя в согбенном положении, в глубоком покое и ощущая нечто невыразимое» (запись из дневника).

У него были хорошие наставники:

«В 1823 г., еще во время обучения в Московском университете, АТ посетил в Симоновом монастыре схимонаха Павла, ученика Паисия Величковского, который преподал ему следующее наставление: «Сколько возможно, возбуждай в себе любовь к ближним, и имей простое око. К сему руководствует уединение и себевнимание, соединенное с Иисусовой молитвою, которая всему глава».

Но он не достиг (судя по его дневникам) созерцательной молитвы, которую искал всю жизнь и достиг, вероятно, только к концу жизни. И это сказалось на его книге. Она вся светлая как сердечная молитва, но все время на шаг от тайны.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Хорошая книга, но не без недостатков.
Лучше учиться иисусовой молитве всё же у Святых без недостатка. Выше я уже достатоно привёл духовные ловушки этой книги, вводящие в прелесть, одна из которых концентрация внизу сердца, что осуждал Св. Игнатий Брянчанинов. Так же в книге учится тому, что может существенно повредить здоровью человеку, как например молиться по слову на каждый удар сердца, что приводит к сбою ритма сердца и в дальнейшие к более серьёзным заболеваниям с летальным исходом - инфаркту, инсульту. Одного человека я по крайней мере знал, у которого произошёл после этой книги сбой ритма сердца. Это произошло именно во время практики сердечной молитвы из второго рассказа "Странника". Его предупреждали об этом. Не послушался. И вот результат... Можно оправдать этом, мол это ничего не значит, надо было иметь духовника. Но у странника в рассказе не было духовника, когда он так научился молиться и других учил, чему святые не учили, то есть по слову на удар сердца. Ещё я о каком-то практике из Афона читал. Тот так же, видимо, по этой книге учился. В одном из писем он написал, что него сильный шум в ушах начался. А ему потом объяснили, что у него произошёл сбой ритма сердца. Никаких предупреждений по поводу этого в книге нету, а это уже... извините... Так что. Я к тому, что если всё там воспринимать, как указания к действию, то будет беда. А там ещё к тому же соблазняется так начать молиться рассказами о сильном восхищении, сладости в теле и т.д., от чего читателю будет соблазнительно попробовать этот образ молитвы... Вот как-то так...

Не знаю, он ли это написал, но как говорил о таковых кто-то из святых - простой, но не искусный . Таковым был и Паисий Святогорец, которому в руки попала книга, распространяемая зилотами на Афоне, написанная американской сектанткой. Именно из её брошюрки он и подчеркнул выдумки про супер компьютер Зверь в Брюсселе и другое. В своё время эта сектантка подчерпнула этот вымысел из книги одного американского фантаста, у которого в одном романе об этом было придумано. Это так же было доказано. Многих эти слова Паисия повредили духовно.

Она вся светлая как сердечная молитва, но все время на шаг от тайны.

Когда-то еще довольно молодой и неопытный в духовной жизни святитель Феофан Затворник, прочитав «Откровенные рассказы странника» был в полнейшем восхищении, часами напролет под воздействием этой книги занимался Иисусовой молитвой, а всем своим духовным чадам рекомендовал в качестве пособия по приобретению этой благодатной молитвы данную книгу. Проходило время, святитель Феофан все более и более возрастал в духовном плане, и незадолго до своей смерти уже критически отзывался об этой книге, в письмах предостерегая о том, что если православный христианин будет пользоваться в качестве наставника эту книгу, то недолог час, когда он впадет в прелесть. Выше я достаточно аргументированно доказал, что именно в этой книге вводит в прелесть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Лучше учиться иисусовой молитве всё же у Святых
Он всю жизнь искал Святых, у которых мог бы поучиться молитве. Много ездил по стране (несмотря на то, что был иеромонах). Встречался, кажется, и со святителем Игнатием.
Кстати, насчет низа сердца в ОРС я что-то не помню (но может быть, читал давно). Зато в дневниках у АТ сохранились чертежи, из которых следует, что сердечный вход у него расположен существенно выше и где-то, скорее, под нижним соском, как у свт. Игнатия (в одном из вариантов).
 
Крещён в Православии
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать. Какие молитвенные навыки появились. Спасибо.
усилились старые грехи, лукавый нападал... Все прошло... Я думаю если заниматься Иисусовой молитвой нужно чаще причащаться. Как то так... Как только все прошло, забросила эту молитву. Пока иду с утренним и вечерним правилом и с одной молитвой за Россию. Помимо молитв нужно что то делать Христа ради, постоянно держать хотя бы в уме Иоанна Кронштадского как он благотворил, сапоги отдавал нищим и деньги
 
Крещён в Православии
Прежде исполнения этой молитвы, стоит вначале углубиться в делание добрых дел ближним, Христа ради. Практика умного делания без доброделания ближним ничего не стоит.Надо чтобы в самом вашем дыхании она присутствовала,сердце сопереживало людям...Только в таком режиме, ваша молитва будет иметь плод.
вот на сто процентов верно... Иисусова это уже потом, когда азы проходишь
 
Православный христианин
Кстати, насчет низа сердца в ОРС я что-то не помню
А когд вы читали её? Возможно эту ошибку сейчас отредактировали. Но остальные все прелести точно там остались. Я сейчас перечитываю книгу от 2023 года. Посмотрю, исправили они это заблуждение или нет.
 
Православный христианин
вот на сто процентов верно... Иисусова это уже потом, когда азы проходишь
Ничего подобного. Иисусова молитва - по учению Святых - это заповедь Христова, которую Он дал, о которой прикровенно написано в Евангелии, цитаты которой Святые приводили, как то Непрестанно молиться именем Божьим. То, что с вами было - это один из этапов иисусовой молитвы. Все Святые говорят, что вставший на путь Иисусовой молитвы, ждут нападения лукавого, что бы отвратить от неё. С вами у лукавого это получилось.
 
Крещён в Православии
Когда я еще был верующим, я на протяжении нескольких лет каждый день перед сном по 3 раза проговаривал "Отче Наш" (полный текст). Никаких существенных изменений не заметил, кроме того, что если один раз не прочитаю, с большой вероятностью приснится что-то не очень приятное.
ой блин... А какие существенные измениня то должны быть от Отче Наш? Ангел что ли явиться или что? Раз уж вы пытались быть верующим, то сперва надо делать что то Христа ради. Ничего не измениться если вы не будете молиться и делать что то Христа ради... Ничего не измениться. Потом, по прошествии времени будете замечать в себе изменения, найдете что эго поущемилось, что начали волновать судьбы других людей. Как то так... А чтобы что то материальное изменилось - да не будет этого вообще! Пишет о себе - "когда я был верующим", да не был ты никогда верующим, так только на порожке постоял и ушел
 
Крещён в Православии
Ничего подобного. Иисусова молитва - по учению Святых - это заповедь Христова, которую Он дал, о которой прикровенно написано в Евангелии, цитаты которой Святые приводили, как то Непрестанно молиться именем Божьим
спорить не буду... Просто если ты изначально очень грешен, то когда читаешь Иисусову - обостряются все грехи и корежит если уж сильно грешен.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
ой блин... А какие существенные измениня то должны быть от Отче Наш? Ангел что ли явиться или что? Раз уж вы пытались быть верующим, то сперва надо делать что то Христа ради. Ничего не измениться если вы не будете молиться и делать что то Христа ради... Ничего не измениться. Потом, по прошествии времени будете замечать в себе изменения, найдете что эго поущемилось, что начали волновать судьбы других людей. Как то так... А чтобы что то материальное изменилось - да не будет этого вообще! Пишет о себе - "когда я был верующим", да не был ты никогда верующим, так только на порожке постоял и ушел
не все способны на решимость перешагнуть эту дверь. поверьте... это не так просто. Это же надо быть готовым ко всему,даже умереть в сию секунду.
 
Православный христианин
спорить не буду... Просто если ты изначально очень грешен, то когда читаешь Иисусову - обостряются все грехи и корежит если уж сильно грешен.
Ничего подобного. Напротив эта молитва очищает от грехов по учению Святых. Иисус Христос сказал, что Он именно к грещным пришёл, а не к Святым.
 
Крещён в Православии
Ничего подобного. Иисусова молитва - по учению Святых - это заповедь Христова, которую Он дал, о которой прикровенно написано в Евангелии, цитаты которой Святые приводили, как то Непрестанно молиться именем Божьим. То, что с вами было - это один из этапов иисусовой молитвы. Все Святые говорят, что вставший на путь Иисусовой молитвы, ждут нападения лукавого, что бы отвратить от неё. С вами у лукавого это получилось.
вера без дел мертва, тоже написано.
 
Сверху