Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Я Вам дал, один из брилиантов православной литературы.
Вы о "Невидимой брани" Никодима Святогорца? Возможно следует уточнить, что отчасти это книга католического писателя Лоренцо Скуполи, чьим трудом был вдохновлён Никодим Святогорец.

Свт. Феофан Затворник, осуществивший перевод «Невидимой брани» на русский язык с греческого текста прп. Никодима Святогорца, пишет своей духовной дочери, схимонахине:

«В “Невидимой брани” многие главы переделаны. Та книга католиком писана, а католики об умной молитве и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку»

Хорошая книга. По практике православия я бы к книге "Невидимая брань" добавил и другие труды Св. Феофана Затворника: "Святые отцы о молитве и трезвении", а так же "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" и "Путь ко спасению"
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
Вы о "Невидимой брани" Никодима Святогорца? Возможно следует уточнить, что отчасти это книга католического писателя Лоренцо Скуполи, чьим трудом был вдохновлён Никодим Святогорец.

Свт. Феофан Затворник, осуществивший перевод «Невидимой брани» на русский язык с греческого текста прп. Никодима Святогорца, пишет своей духовной дочери, схимонахине:

«В “Невидимой брани” многие главы переделаны. Та книга католиком писана, а католики об умной молитве и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку»

Хорошая книга. По практике православия я бы к книге "Невидимая брань" добавил и другие труды Св. Феофана Затворника: "Святые отцы о молитве и трезвении", а так же "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" и "Путь ко спасению"
Давайте посмотрим какими словами предваряется эта книга.
В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением.
 
Православный христианин
Ещё хочу добавить, что Святые Отцы рекомендовали чередовать образ Иисусовой молитвы. Так Св. Игнатий Брянчанинов говорил, что в начале нужно положить около 20 поклонов. Так, по его словам, тело более разогреется, что будет способствовать покаянному настроению что ли.

Далее иные говорили, что от количества бывает качество, что не нужно, особенно новоначальным, слишком растягивать молитву. Голова разболится. То есть можно после первой стадии с поклонами читать более коротко (Господи, Иисусе Христе, помилуй мя), но немного быстрее, без поклонов, так же заботясь сохранять внимание. Так Св. Иоанн Лествичник говорит: "Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: хощу пять словес умом моим глаголати (1 Кор. 14, 19) и прочее. Но для младенчествующих такое делание невозможно. Посему мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто, но с утруждением (1 Цар. 2, 9)."

Так же во время молитвы, когда нас никто не окружает, то внутреннее благоговейное предстояние пред Богом души нужно сочитать с внешним, то есть принимать такое положение тела, которое способствовало бы покаянному настроению. Так тот же Св. Иоанн Лествичник говорит: "23. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы. Если же не присутствуют служители похвал, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления; ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом"; "8. Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видал других истязаемых, то, по крайней мере, научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело."
 
Православный христианин
Давайте посмотрим какими словами предваряется эта книга.
Так и есть. И под этим "мудрым мужем" подразумевается, как сказал переводивший её Св. Феофан Затворник Лоренцо Скуполи, католик, чей труд переделали на православный дух.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
Ещё хочу добавить, что Святые Отцы рекомендовали чередовать образ Иисусовой молитвы. Так Св. Игнатий Брянчанинов говорил, что в начале нужно положить около 20 поклонов. Так, по его словам, тело более разогреется, что будет способствовать покаянному настроению что ли.

Далее иные говорили, что от количества бывает качество, что не нужно, особенно новоначальным, слишком растягивать молитву. Голова разболится. То есть можно после первой стадии с поклонами читать более коротко (Господи, Иисусе Христе, помилуй мя), но немного быстрее, без поклонов, так же заботясь сохранять внимание. Так Св. Иоанн Лествичник говорит: "Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя, то он будет близ тебя и во время трапезы. Если же он невозбранно всюду скитается, то никогда не будет пребывать с тобою. Посему великий делатель великой и совершенной молитвы говорит: хощу пять словес умом моим глаголати (1 Кор. 14, 19) и прочее. Но для младенчествующих такое делание невозможно. Посему мы, как несовершенные, с качеством молитвы должны соединять и количественное множество, потому что второе бывает причиною первого. Ибо сказано: Даяй молитву чисту молящемуся неленостно, хотя бы и не чисто, но с утруждением (1 Цар. 2, 9)."

Так же во время молитвы, когда нас никто не окружает, то внутреннее благоговейное предстояние пред Богом души нужно сочитать с внешним, то есть принимать такое положение тела, которое способствовало бы покаянному настроению. Так тот же Св. Иоанн Лествичник говорит: "23. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы. Если же не присутствуют служители похвал, то ко внутренней молитве присоединим и внешний образ моления; ибо в несовершенных ум часто сообразуется с телом"; "8. Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судиею, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видал других истязаемых, то, по крайней мере, научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело."
Вы читали Никодима Святогорца?
Там написано, что Иисусова молитва, есть часть делания по содержанию своего ума в чистоте. Значительная, но только часть.
В приведенных Вами цитах написано так,
"Если ты постоянно обучаешь ум твой не удаляться от тебя......................................
Это значит, что если говорить об умном делании, как о самом себе, заключенным в Иисусову молитву, то значит не говоить об умном делании.
Это значит, рассматривать Иисусову молитву отдельно от погружения в святоотеческий опыт в целом! Соответственно никакой Иисусовой Молитвы нет и быть не может!
А человек видит то, что хочет видеть, а не то, о чем пишут святые люди.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это значит, что если говорить об умном делании, как о самом себе, то значит не говоить об умном делании.
Это значит, рассматривать Иисусову молитву отдельно от погружения в святоотеческий опыт в целом! Соответственно никакой Иисусовой Молитвы нет и быть не может.
Всё верно
 
Ростов Великий
Православный христианин
Затворник Феофан в одном из писем к жене, которая упомянула в переписке книгу "Невидимая брань ...", написал, что он так думал, когда был инспектором в семинарии, а сейчас (то есть, после жизни в затворе) он так не думает.

Мне кажется, что эту книгу лучше не читать. Слова вроде правильные, а дух чужой.

**
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне кажется, что эту книгу лучше не читать. Слова вроде правильные, а дух чужой.
Игнатий Брянчанинов так же об этой книге говорил в письме одному вопрошающему о ней. Ему писал человек, что книга вызывает у того смущение, а Св. Игнатий согласился, упомянув, что книга западного духа. Только я не смог найти это письмо. Потому не стал это упоминать, не найдя его. Видимо так и есть. В определённый период эта книга может быть полезной, но лучше читать другие книги Св. Феофана Затворника, которые приводил ниже.

При чтении "Невидимой брани" лично у меня было ощущение несколько схожее от моего раннего чтения западной писательницы Жанны Гийон и владыки Антония Сурожского, так же во многом по западному мыслящий, ну как мне чувствовалось. Исконные труды восточных отцов ощущаются как-то иначе, более благодатные что ли, согревающие душу. Как бы не пытались переложить "Невидимую брань" на православный дух, но как-то, видимо, это не получилось у составителей. Видно благодать Божья туда не хотела заходить в силу гибельности католической веры. Или как сказал кто-то из старцев: "Не знаю, спасутся ли католики, но если бы я был католиком, то я бы точно не спасся". Может это промыслительно так Бог устраивает, что бы кого не ввести в дущегибельное заблуждение, что и в католической вере можно спастись, мол вот даже православным Святым некоторе католические книги пришлись по душе. Не будем так обнадёживать другие конфессии, что есть и им место в Царствии Божьем. «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:5)

По поводу того, что у Бога нет шаблонов, то почему у католической церкви от раскола до сего дня не было ниодного Святого, а все, кого канонизировали, оказывались в тяжкой прелести?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
ощущаются как-то иначе, более благодатные что ли, согревающие душу
Ну иногда "согреванием" накушаешься уже, а практических решений самых простых затруднений нет, в этом особенность нашей (текстовой) традиции, нравоучительный уклон. По мне, всё полезно изучать.
 
Православный христианин
Ну иногда "согреванием" накушаешься уже, а практических решений самых простых затруднений нет, в этом особенность нашей (текстовой) традиции, нравоучительный уклон. По мне, всё полезно изучать.
Во-первых практические решения о Святых Отцов Восточной церкви все есть. Довольно подробно они изложены в последних трёх книгах Св. Феофана Затворника, что приводил выше.

Во-вторых Св. Игнатий Брянчанинов с вами не согласится, как и, в общем-то все Святые Отцы.
Прочитайте его слово: "Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение"
Отрывок оттуда: "Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные – святые Отцы. («Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении: то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг... Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого, вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность».)

Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих (При совершении таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник)

Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.

Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.


Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра.


Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение, – понятий, усвоенных чтением книг еретических!

Не оскорбись, друг мой, на мои предостережения, внушаемые желанием тебе истинного блага. Отец, мать, добрый воспитатель не будут ли страшиться за невинного, неопытного младенца, когда он захочет невозбранно входить в комнату, где между съестными припасами множество яду?

Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того душа, умерщвленная злом – жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих.

Будет время, предвозвещал святой Апостол, «егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся» (2Тим.4:3–4).

Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель – будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами.

Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобнее отравить ими душу.


Лжеучение само по себе – уже обман. Им обманут прежде читателя писатель (2Тим.3:13).

Признак книги истинно, существенно душеполезной – святой Писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою Церковью. Аминь."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот я ещё раз отмечу слова Св. Игнатия брянчанинова на практике. Он писал: " Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих" и "Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра."

Ранее я писал о книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", о которой позже Святые сказали, что в ней содержится душевредный обман. Вроде она учит практике, иисусовой молитве, ничего страшного, всё хорошо, но кто разбирается немного, тот увидит, сколько там духовных ловушек, обмана, довольно неприметных для неопытных. Так там учится концентироваться внизу сердца и воображать его ("вообрази свое сердце, наведи свои глаза, как бы смотрел на него сквозь грудь, и как можно живее представь его"), что Святыми строго настрого воспрещалось, так как это вводит в прелесть. Некие монахи, как читал у Св. Игнатия Брянчанинова, от концентрации внизу сердца впадали в блуд и хулу на церковь. Помню когда сам я в неведении практиковал такую молитву и концентировался внизу, то такая гордыня тогда возникла!... Страшно описывать, что тогда началось. Скажу только коротко, что начались сонные параличи, кошмары и даже нарушился ритм сердца. Вот такие плоды этой книги. Неопытный при одном чтении этого просто не заметит, как и не заметит, как не заметит и того, что не должно начинающему вначале сразу начинать с 3000 молитв, доведённая до 12 000, так как знает слова Святых Отцов, что невмеренный подвиг вначале от бесов. Неопытные не поймёт, что взятый странником на себя без благословения исихазм, когда он отшельничал по лесам и год провёл в землянке, запрещено Святыми, как вводящее в прелесть. Да и дух у книги так же не православный

Сейчас эту книгу допустили в православную церковь ИСРПЦ. Спрашивал у иеромонаха, отчего её допустили, мол значит не все книги нужно читать, даже если их допустили ИСРПЦ. Он мне ответил, что ИСРПЦ существует только что бы явные отклонения не допускать, а тут такие тоненикие, незаметные. Но руководствоваться в ней в практике ИМ не рекомендуется.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
По поводу того, что у Бога нет шаблонов, то почему у католической церкви от раскола до сего дня не было ниодного Святого, а все, кого канонизировали, оказывались в тяжкой прелести?
Канонизируют люди, как раз подводя под шаблон собственной святости. У Бога святых куда больше, чем мы представляем.
 
Православный христианин
Канонизируют люди, как раз подводя под шаблон собственной святости. У Бога святых куда больше, чем мы представляем.
Нет. У Бога Святые только те, кто канонизирован в православной церкви. И есть определёные признаки, которыми Господь показывает их Святость, как то смирение, дар исцеления, чуть позже обретение святых мощей и заступничество после смерти. У католтков же все канонизированные святые по их шаблонам почему-то находились в серьёзной прелести по признакам её.

Нсть конечно святые и неизвестные, но то можно говорить только о те, кто находился в лоне православной церкви. Находящиеся вне её никак невозможно воспринимать святыми, кто не жил в практике православной церкви.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ранее я писал о книге "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", о которой позже Святые сказали, что в ней содержится душевредный обман.
Тут во многом согласен, с самого начала понятно было, что исключительно по ней вдохновившись, сразу в заблуждении подходишь (известны такие грабли), но потом выправляется все же, как мне кажется. По месту концентрации не помню, чтобы там указывалось именно на НИЗ сердца, но и здесь нюансы... Не так давно читал у старца Порфирия, совет одному молящемуся вообще оставить сердце и в голове концентрироваться. Дунаев утверждает так же, что у Паламы явное указание на *чрево, пуп*, а не сердце, якобы в оригинале так, для сердца и живота все же разные слова, но нашими отцами переводчиками скрыто. Вокруг этого столько уже всего накрутили, что лучше и не касаться. Удивило только, что с 6 тысяч до 12 единовременный переход. По количеству, уже обсуждалось, нормальный ритм сотница за 12 мин (слишком медленно тоже не нужно), а там в книге еще и сокращенные формы, в общем Осипов просто сам намудрил.
Вы же выложили видео со схимонахом Силуаном, посмотрите сами) Он говорит о начальном словесном утруждении, 1000-2000 для всех реально, и привычку заложит, *напечатлится*. Со 100 в день можно никогда к молитве не прийти, если нет руководителя, здесь только количеством поначалу брать.
СИлуан в видео говорит и о преувеличении значимости места, и много о чем, против чего вы сейчас выступаете.
В блуд и гордыню неизбежно впадаешь, когда предрасположенность, место тут не спасет.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Со 100 в день можно никогда к молитве не прийти, если нет руководителя, здесь только количеством поначалу брать.
О 100 молитвах в начале со скоростью 30 минут учил Св. Игнатий Брянчанинов, а потом, говорил, понемногу добавлять. Это самый правильный подход. Просто знаю на опыте. От излишества вначале, говорит Св. Игнатий Брянчанинов, возникает вначале может и ревность, а затем приходит отвращение от такой молитвы, а может возникнуть и часто возникает самопревозношение.

Так же и Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что вначале нужно понемногу, так как от частого произнесения вначале утомляется неподготовленный ум, быстро приходит в усталость и внимательность к словам ослабевает, от чего потом бывает уныние.

По опыту знаю, как хорош такой подход. Ты и не утомляешься, не возникает лени, отвращения.

_____________________

Душу здесь можно уподобить желудку человека, который мало ел и у него желудок маленький, нерастянутый. Если много съест, то будет несварение и боль. Так Св. Игнатий Брянчанинов пишет: "При чтении наблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него"
 
Православный христианин
О 100 молитвах в начале со скоростью 30 минут учил Св. Игнатий (Брянчанинов), а потом, говорил, понемногу добавлять.
Ну я же об этом уже третий раз толкую: если есть наставник, который поддерживает *огонь*, тогда это замечательно. Или что-то другое, настоящая глубокаямотивация, но она не у всех. Если нет, эти 100 молитв так же быстро оставишь, поэтому на мой взгляд лучше разжечься, хотя потом и устанешь, но получишь бесценный опыт и навык, и она эта молитва уже сама тянет тебя, можно переходить на более внимательное и постепенное.


100 за 30 минут,,,, это и *перестраховкой* какой-то сложно назвать, больше похоже на чинение себе же препятствий.

Вот старец довольно быстро читает, но и не считается слишком быстрым,,,, выкладывал уже видео
 
Православный христианин
СИлуан в видео говорит и о преувеличении значимости места, и много о чем, против чего вы сейчас выступаете.
В блуд и гордыню неизбежно впадаешь, когда предрасположенность, место тут не спасет.
Вот именно внизу сердца по словам Св. Игнатия Брянчанинова находится некая область, от концентрации в которой возникает блуд и гордость, прелесть. Раньше, когда я об этом ещё не знал и концентрировался по страннику внизу сердца, то у меня во время этой концентрации там внизу сердца начиналось разливаться некое ощущение, которое разлилось по всему телу в виде некоей сильной сладости и блудного разжения, что и со странником происходило, как вы наверно знаете, читая то. Потом начались по всему телу конвульсии. Потом во снах я видел как бы вспышку света оттуда из низа сердца, от чего просыпался с полным параличём во всём теле. Даже молитву немог вспомнить ниодну. Еле-еле призывал Имя Божье и паралич тут же исчезал. Эти параличи продолжались около месяца, как я практиковал данную концентрацию с молитвой иисусовой. Как только прекратил, параличи прекратились. И о чреве читал у Святых, что там так же нельзя концентрироваться. Только вверху сердца по учению большинства Святых Отцов. Или в гортани. От концентрации в голове по словам Святых возникают сильные головные боли, как и мне известно на опыте. И учили лучше в гортани стоять умом или в верху сердца*, без воображения, как воображал Странник противно тому.

*поправил

100 за 30 минут,,,, это и *перестраховкой* какой-то сложно назвать, больше похоже на чинение себе же препятствий.
Повнимательнее. Игнатий Брянчанинов учит о 100 в 30 минут новоначальным, которые не могут ещё со вниманием быстро молиться. А вы приводите в пример старца, который имеет большой опыт. Я же не говорю, что нельзя быстро. можно и нужно, но не сразу, а со временем. И даже ежедневные 100 молитв за 30 минут очень сильно разжигают огонь в сердце. Только этой теплоте не нужно уделять особо значения, так как бывает это телесным, а не духовным. Нам, учит Паисий Святогорец, ну нежно искать никаких ощущений. Пусть они приходят и уходят. Но главное - это покаяние, смирение. Без них, даже если в тебя и лицо перед всеми во время молитвы просветится, что так же от бесов бывает, то это ничего не значит.

лучше разжечься, хотя потом и устанешь, но получишь бесценный опыт
Поосторожнее с этими "разжиганиями". Бесы, говорил Св. Симеон Новый Богослов, ни за какие грехи так сильно не нападают на молящегося и не тиранят его, как за презорство в молитве. А именно это происходит чаще всего с новоначальным при невнимательном чтении. Прочитайте 9-ое слов Симеона Нового Богослова: "Самый большой грех есть молиться без страха Божия, без благоговения и внимания". Лучше вначале понемногу, но с благоговением и вниманием, получая через такую молитву и благодать, которая будет способствовать постепенно больше молиться, чем сразу погнаться за количеством, впасть в тщеславие, бесовскую прелесть от такой молитвы и думая, что получил опыт духовного огня, более молиться по духовному корыстолюбию, ища таких ощущений. Читал про одного монаха, как он от гордости впустил в свою душу под видом ангела беса, который передал ему сильную ревность в молитве, знание всего Писания и многое другое, так что все вокруг считали его святым. Но один опытный Святой, прозрев козни дьявола, как только предстал перед этим монахом, как тот сразу и растерял все свои "духовные навыки", поняв, что они были от бесов и более уже не стремился к высшим материям с такой излишней ревностью, а нёс послушание со смирением и кротостью.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо за наставления, подумаю что можно подкорректировать.
Читал про одного монаха, как он от гордости впустил в свою душу под видом ангела беса, который передал ему сильную ревность в молитве, знание всего Писания и многое другое, так что все вокруг считали его святым. Но один опытный Святой, прозрев козни дьявола, как только предстал перед этим монахом, как тот сразу и растерял все свои "духовные навыки", поняв, что они были от бесов и более уже не стремился к высшим материям с такой излишней ревностью, а нёс послушание со смирением и кротостью.
Интересный момент, мне кажется тот нередкий случай, когда из излишней метафоричности в нашей святоотеческой традиции не разбирается подробно, а все под одно - *бес во плоти*, а было бы полезно прагматичное рассматрение и разложение этой прелести, вроде того же католика в переложении прп Никодима.

Вот именно внизу сердца по словам Св. Игнатия (Брянчанинова) находится некая область, от концентрации в которой возникает блуд и гордость, прелесть. Раньше, когда я об этом ещё не знал и концентрировался по страннику внизу сердца, то у меня во время этой концентрации там внизу сердца начиналось разливаться некое ощущение, которое разлилось по всему телу в виде некоей сильной сладости
От сращивания больше это происходит (от незнания), помысла/эмоции и телесной реакции, если абстрагироваться, есть мнение что соответсвующая указанному месту страсть, напротив, очищается.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Спасибо за наставления, подумаю что можно подкорректировать.

Интересный момент, мне кажется тот нередкий случай, когда из излишней метафоричности в нашей святоотеческой традиции не разбирается подробно, а все под одно - *бес во плоти*, а было бы полезно прагматичное рассматрение и разложение этой прелести, вроде того же католика в переложении прп Никодима.


От сращивания больше это происходит (от незнания), помысла/эмоции и телесной реакции, если абстрагироваться, есть мнение что соответсвующая указанному месту страсть, напротив, очищается.
Рвется всегда там ,где тонко и разум защищает то, где слабо, и не имеет полноты контроля. теплота в теле, ощущения - чаще это именно его представления и уловки эгоистического разума. Он фокус показывает отвлекая от истины. Так и ты с ним, отвлеки лишним, и обойди его контроль и надзирание. Разум не пускает ум к сердцу по одной причине,не желает делиться контролем осознания. Он принимает решение во всем. Ублажаясь при этом часто духом самолюбования и самомнения.
 
Сверху