Доброго вечера вам. Не могу оправиться после исповеди, а точнее - от того, в чем именно я раскаивался на исповеди. Я раскаивался в том, что у меня нет любви к Богу и я боюсь только вечных мучений, страшного суда и геены огненной. Мне стало легче от того, что я признался в этом. Страх застилает все и сложно сконцентрироваться на чем-то другом. Ощущаю, что это как-то неправильно - не любовь это, тут страх есть. Что делать со страхом вечных мук?
Меня напрягает, что у меня боязнь вечных мук есть и любви к Богу нет, ибо любить из по палки (из-за страха) - такое себе, как по мне.
Устал от долбежки мыслями типа "с тебя Бог спросит", "ты виноват" и "ты должен то и се".
Пишу Вам о своем отношении к страху вечных мучений. Причем то, что я пишу Вам, во многом относится и ко мне.
Страх вечных мучений происходит от недостатка веры, когда нет полного доверия Богу. Мы привязаны к земным удобствам и опасаемся, что если пойдем по пути Христа, то лишимся стабильности того комфорта, к которому привыкли, и тех удовольствий, к которым стремимся в этой жизни. Мы боимся вступить на путь Христа, полный рисков, препятствий и трудностей. И мы не хотим терпеть возможных лишений, ожидая блаженную жизнь в неизведанной вечности, а не здесь и сейчас на земле.
Кто отвергается от своих земных пристрастий ради Христа, тот уже спасен. Но кто имеет гири пристрастий к земному, не желает быть вытащенным из теплого гнездышка, тот и погибнет. Чтобы спасти этих людей Бог попускает грешникам оставаться в болезненном состоянии разрушения грехом, при котором оставаться в теплом уютном гнездышке своих привычек становится невыносимо. И тогда человек обращается к Богу за спасением от страданий. Почему Бог попускает рождение слепорожденных, инвалидов с детства и т.д.? Для того, чтобы мы не были равнодушными, чтобы проявляли милосердие, которое есть основа любви, чтобы проявляли заботу о ближних, чтобы любовь наша была активна и подвижна, чтобы в нас была жизнь, а не мертвенность, чтобы наша душа возрастала к Богу.
И как часто эти инвалиды и неизлечимо больные дети являют нам пример мужества преодоления страданий и трудностей своей жизни. А Вы, Алексей, только и ноете, что нет сил у Вас и что якобы Бог виноват в этом.
Почему у нас нет любви к Богу? Потому что, озабоченные своими проблемами, не замечаем тех, кому надо помочь. У нас недостаточно любви не только к ближним, но и к себе, к своему делу, к своей жизни, к своей работе. Делая свою повседневную работу, думаем прежде всего о заработке, а не о том, что надо делать работу с любовью и радостью от своего туда. Нужно делать работу так хорошо, чтобы душа радовалась. Везде можно найти радость созидания – даже при мытье унитазов, когда чистота и блеск их радует глаз и вызывают удовлетворение. Однажды Бог попустил мне лишиться любимой работы, чтобы испытать в любой даже в маловажной работе радость, что сделал работу хорошо, сделал ее не ради похвалы или заработка, а ради получения этой радости от результатов работы.
Вот и Вы добрые дела старайтесь делать не по принуждению исполнения закона, не по долгу и не ради получения награды, а по любви. Будьте во всем внимательны, замечайте ближних, которым надо помочь и помогайте им не потому, что надо исполнить заповедь, а потому что Вы их любите. Давая милостыню просящему относитесь к нему с выражением заботы и с участием в его жизни, а не с пренебрежением и осуждением. Итак, будьте внимательны ко всякому доброму делу и замечайте кому нужна Ваша помощь.
Но не ожидайте награды за свои добрые дела. Просто идите по пути Христа, невзирая на все трудности и преграды.
И не думайте о наказании вечными муками за неисполнение заповедей. Милостивый Бог Иисус Христос теперь, когда Он явился в этот мир, никого не наказывает. Он только спасет тех, кто принимает Его дары спасения. Но бойтесь не принять эти дары и отвернуться от Его любви. Бойтесь отпустить протянутую руку спасения и отпасть от божественной благодати, лишая себя блаженной жизни в единстве с Христом. Такие укоренятся в самоутверждении себя, в противоборстве Богу и по всеобщем воскресении останутся жить в вечной борьбе за власть, пребывая в постоянной вражде с подобными себе. А жизнь, лишенная благодати Божией это и есть жизнь в вечных мучениях.
И не думайте о том, что не любите Бога. Делайте по мере своих возможностей то, что может порадовать Бога. А если случится какой-либо грех, то это еще не катастрофа, если сразу покаетесь, как сын просит прощения у отца или матери.
Здесь на земле Христос нам не судья, а искупитель наших грехов и Cпаситель от всякого согрешения. Теперь не надо жить в страхе за нарушение закона, а надо жить так, чтобы приносить радость Христу. И тогда будем жить не в страхе вечных мучений, а в радости от любви к Богу.
Наказания Божии, про которые говорится в Ветхом Завете, это всего лишь детоводительство к милости и любви Его. Но Бог, вразумляя человека на начальном этапе наказаниями, которые следует рассматривать именно как вразумления на пути к Богу, справедлив не только к человеку, но и к Себе. Чтобы примирить с Богом человека, ропщущего на Него за то, что Он попустил человеку страдать, и чтобы примирить Бога с человеком за преступления человека перед Богом, Сын Божий воплотился и, будучи безгрешным Сыном Человеческим, взял на Себя грехи людей и Сам, безвинный, принял мучительную смерть на Кресте, искупив наши грехи и дав возможность спастись нам от всякого греха благодатью Его.
Бог теперь никого не наказывает и не осуждает на мучения за преступления против Него. Он при всеобщем воскресении воскресит и грешников, чтобы они жили, как хотели жить. Но, если они укоренены в своем грехе и в самоутверждении, то не будут допущены в Царство Небесное и будут лишены блаженной жизни в Нём. И хотя с точки зрения православных лишение блаженной жизни это и есть жизнь в вечных мучениях, но с точки зрения нераскаявшихся грешников это для них, наверное, лучшая участь, чем лишение жизни. Их жизнь будет подобна жизни Каина, который убив брата Авеля, окаменел сердцем и очерствел душой. Каин закостенел в своем грехе и вовсе не испытывал угрызений совести и потребности в покаянии. Но он очень хотел жить и боялся наказания смертью за злодеяние. И Бог по милосердию Своему отметил его знамением, чтобы позволить ему жить так, как он хотел, но жить в изгнании. Также поступит Бог и с нераскаянными грешниками, которые укоренятся в своей греховности и в самоутверждении по отношению к Богу и ближним. Пусть они превозносят себя во вражде со всеми и в борьбе за власть, если это доставляет им удовольствие и если в этом они видят смысл своей жизни. Бог на Суде будет справедлив в том, что не допустит грешников в Царство Небесное, а милостив будет в том, что оставит жить этих грешников так, как они хотели жить без Бога.
Христос родился и Своей Крестной смертью искупил наши грехи. И теперь мы, православные, в Крещении отреклись от власти сатаны, умерев тем самым для греха и, родившись духовно заново, облеклись во Христа. И нам остается активизировать это облечение во Христа и жизнь во Христе тем, чтобы жить по Его мыслям, делам, доверии к воле Бога и выполнять заповеди Его по своему желанию и хотению, которое мы высказываем в молитвах Ему – «
да будет воля Твоя».
От нас уже не требуется исполнения заповедей по принуждению, по долгу и под страхом наказания, а нужно всего-то лишь в уповании на помощь Бога идти по пути Спасителя по нашему желанию. И теперь мы можем не истязать себя тем, что за невыполнение законов получим наказание в виде вечных мучений.
Если по своему хотению будем жить в Боге жизнью Христа, если будем терпеливо идти по пути Его жертвенной любви и Истины, то и Бог будет все более пребывать в нас. Вера, любовь, надежда и чистое сердце нас спасают, а не исполнение заповедей.
А исполнение заповедей лишь одно из средств для того, чтобы идти по пути Христа с помощью Божией.
Страх Божий должен быть в нас, но это не есть страх вечных мучений. Это страх огорчить Бога своими поступками, лишиться радости богообщения и Его благодати. Вера в Бога должна приносить радость, а не страх вечных мучений.