Богоподобие по природе

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Если принять слова о. Иоанна (Крестьянкина), что души рождаются от родителей, вместе с телами, которые тоже от родителей, как можно пояснить от какого конкретно родителя младенец имеет разумную душу?


Вероятней от отца. Об этом писал и преп. Анастасий Синаит. Неслучайно в Священном Писании сказано, что дети порождаемы отцами, а не матерями. В этом глубокий смысл. Отец порождает ребёнка, а мать вынашивает и рожает его.

Свт. Григорий Нисскиу в данном случае под словом «душа» имеет ввиду жизненную телесную силу, которая сокрыта в семени отца.

Святой Григорий Нисский под словом душа в данном случае имеет ввиду человеческую душу. Согласно свт. Григорию душа человека одна и имеет три силы: ум - высшая сила души (в которой образ Божий) и низшие, животные силы души (растительная и питательная). Согласно этому Святому Отцу душа младенца передаётся от родителей и находится в теле младенце как в семени, постепенно развиваясь, постепенно проявляя себя. Сначала с ростом тела проявляются низшие силы души - растительная и питательная. А позже проявляется ум как высшая сила души.

"Как тело из самого малого приходит в совершенный возраст, так и душевная деятельность, возрастая в человеке соответственно телу, развивается и увеличивается. При первоначальном устроении тела, подобно некоему корню, скрытому в земле, предшествует в душе одна растительная и питательная сила, потому что малость приемлющего тела не может вместить большего- Потом, когда это растение выйдет на свет и росток свой покажет солнцу, расцветает дар чувствительности. Когда же созреет и достигнет уже соразмерной высоты, тогда, подобно некоему плоду, начинает просвечивать разумная сила, впрочем не вся вдруг обнаруживаясь, но быстро возрастая вместе с усовершением орудия и столько принося всегда плода, сколько вмещают силы человека".

Тело в утробе матери образуется в течение некого периода.

А тело образуется благодаря душе, которая животворит тело своей энергией. Тело не может существовать без души. Тело без души труп.
Поэтому тело зачатого младенца развивается только благодаря тому, что оно имеет душу.
 
Православный христианин
Есть. Только оно многим неизвестно. А когда становиться известно, то на бессознательном уровне не принимается. Это мнение одобрено восточными патриархатами и запечатлено в Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви.

Вячеслав, мнение этого Исповедания по своему статусу несравнимо ниже мнений вселенских Святых Отцов, плюс оно не отражает подлинно Православного учения по вопросу передачи душ людей.

Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется, и соделывается способным к принятию оной. И когда она входит, то разливается во всем теле, подобно как огонь в раскаленном железе (Дамаск. Богосл. 1, 17). Но преимущественно она занимает место в голове и в сердце.».

У преп. Иоанна Дамаскина в его произведениях нет таких слов.
 
Православный христианин
"Нелепость же учения утверждающих, что душа позднее тела, объяснена впоследствии. Поэтому учение тех и других равно не может быть принято
Как эта фраза доказывает, что душа при зачатии передаётся от родителей? В этой фразу и в других нет ни слова об этом. Прошу пояснить.

У преп. Иоанна Дамаскина в его произведениях нет таких слов.
И что? Разве прп Иоанн Дамаскин учит, что душа передается от отца? Если от отца каким образом это происходит? Делением, как у инфузории туфельки?
 
Православный христианин
А тело образуется благодаря душе, которая животворит тело своей энергией. Тело не может существовать без души. Тело без души труп.
Поэтому тело зачатого младенца развивается только благодаря тому, что оно имеет душу.
Своими словами Вы утверждаете, что душа раньше тела, которое она образует. Как такое может быть? Вы понимаете, что такое ипостась младенца и когда она образуется?
 
Православный христианин
душа раньше тела, которое она образует.
«...поскольку душа произошла и рождена от Самого приснодвижного Бога, посредством уст и вдыхания Его, то и она – приснодвижна и, по сравнению со всей прочей тварью, одна только есть и называется [сотворенной] по образу и по подобию Божию, ибо обладает в самой себе, по благодати и отпечатлительно, свойствами Божиего естества. Я имею в виду непостижимость, незримость, нетелесность, бесформенность, чистоту, бессмертие, вечность, нетленность, самовластность, безгрешность, животворность, мудрость, духовность, зиждительность.
Ведь как Бог создал человека от земли, так и человек, по благодати, создает человека от женщины. И как при первом творении человек имел тело от земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женского брения и крови, а душа неизреченно передается от мужчины посредством семени, подобного некоему вдыханию...».
(Преподобный Анастасий Синаит (~550–609); Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему).
Читать подробнее
 
Крещён в Православии
И что? Разве прп Иоанн Дамаскин учит, что душа передается от отца? Если от отца каким образом это происходит? Делением, как у инфузории туфельки?
Вам уже в другой теме приводили слова Иоанна Дамаскина: "... человек был одушевлен, имея одушевленное семя ...", ссылка.
 
Православный христианин
Вам уже в другой теме приводили слова Иоанна Дамаскина: "... человек был одушевлен, имея одушевленное семя ...", ссылка.
Павел, я просто в шоке. Вы не умеете осмысливать тексты?

Во-первых, в данной цитате ничего не говорится, что душа передаётся отцом своему чаду.
Во-вторых, в данной цитате ничего не сказано про рождение и зачатие чад. Цитата даёт понять, что Бог одушевил человека Своим дыханием, то есть речь идёт о том, что Адам, как сложная ипостась, был создан Богом в двух естествах - теле (телесная сущность) и разумной душе (бестелесная и простая разумная сущность, в силу того, что она есть образ Бога).
В-третьих, цитата повествует о том, что сотворенный Адам уже имел в себе одушевлённое семя, имеющее жизненную силу - способное к оплодотворению с целью образования в утробе женщины тела.
В-четвёртых, честное слово, ну нельзя же так извращать смысл слов, написанных святым отцом Иоанном Дамаскиным.
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт Петербург
Православный христианин
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). Заметь различие между человеком и бессловесными. Творя всех других животных, Бог у всех зараз создал вместе с телом и душу. Внимай, прошу. Рыб Он сотворил зараз и с телом и с душою. «Да произведет земля» животных: вместе с телами зараз произошла и душа. У человека Бог творит сначала тело, потом душу.
Св. Иоанн Златоуст. О творении мира

По созданию человека так много различных и даже противоречивых высказываний святых отцов, что не могу не подвести некоторые итоги моего понимания этой темы.

Из приведенного выше высказывания св. Иоанна Златоуста получается, что Бог вдунул дыхание жизни не в человека, а в некое безжизненное тело, имеющее определенную внешнюю форму и внутреннюю структуру, то есть в куклу. Ведь если до вдыхания дыхания жизни тело человека не имело души, то это тело нельзя назвать человеком. Это высказывание противоречит тому, что, как сказано в Библии, Бог вдунул дыхание жизни именно в человека, то есть в то, что уже было человеком, имеющим тело и душу.

Поэтому, насколько я понимаю, такое толкование св. Иоанна Златоуста нельзя признать правильным. Современной православной Церковью общепризнано, что, во-первых, душа человека не творится отдельно от тела и, во-вторых, тело человека и душа создаются одновременно с момента создания или зарождения человека. Протоиерей Олег Давыденко пишет ‒ «В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник (682).
в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании и Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник (683), преп. Иоанн Дамаскин (684) и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: «Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена» (685).Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих (686)
». (Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие, Раздел 7).

Свят. Феофан Затворник, зная упомянутое высказывание святого Златоуста о том, что "у человека Бог творит сначала тело, потом душу", тем не менее, не признавал, что душа человека сотворена отдельно от тела человека. Он писал: ‒ «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое телобыло животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» (695).

Однако, признавая, что Бог вдунул дыхание Божие в человека, имеющего тело и душу, я не могу согласиться со св. Феофаном Затворником в том, что это было животное в образе человека, с душою животною. Если это признать, то тогда можем сказать, что Бог создал сначала обезьяну, а потом путем оживотворения животной души ее дыханием жизни создал из обезьяны человека. По моему мнению, душа у созданного человека отличалась от животной еще до того, как Бог оживотворил ее дыханием жизни.

У животных тело и душа созданы землею по слову Божьему ‒ «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1:24). Поэтому душа животного причастна земному и она умирает, когда тело, умирая, возвращается в землю. У человека же материал для тела взят Богом из земли, а душа создана Самим Богом тогда, когда Бог Своими руками, как иногда говорят, начал формировать тело из праха земного и придавать ему определенную структуру. Душа человеческая не от земли, а от Бога. Поэтому душа человеческая имеет причастность бессмертному Богу и в силу этой причастности уже при создании тела имела бессмертие и подобие Богу в некоторых ее свойствах. При создании человека, как симбиоза тела и души, душа в силу прикосновения Бога к телу приобрела способность чувствовать и откликаться на это прикосновение, чувствовать близость Бога, испытывать потребность и влечение к Богу для получения того блаженства, которое она испытывала при рождении своем. Она чувствовала любовь и благо Бога с момента рождения своего, еще прежде, чем дыхание Божие коснулось лица человека и души его. Она испытывала жажду о Боге. Как ребенок стремится к матери, так и душа созданного человека искала Бога. И Бог удовлетворил эту жажду тем, что Своим дыханием Он вдохнул образ Божий в душу человека, просветил ее и открыл душе человеческой Свою любовь и святость. Благодаря сообщенной в этом дыхании святости и просвещения, человек стал живою душою, а тело первого человека сохранялось нетленным.

Пока дух Божий живет в душе, она есть душа живая, но, когда в силу отсутствия покаяния, отвержения Бога и укоренения в грехах, дух Божий покидает душу, окончательно погрязшую в смрадных грехах, тогда душа, лишенная блаженства богообщения, оставаясь по природе своей бессмертной, погибает в вечных мучениях.
 
Православный христианин
Своими словами Вы утверждаете, что душа раньше тела, которое она образует.

Ни в коем случае. Ни душа, ни тело в человеке не раньше и не позже друг друга. Родители создают из себя тело младенца и это тело уже одушевлённое. Как и в начале Бог создал Адама одушевлённым. Бог всё создал за 6 дней и больше ничего не творит.
Так что человек порождает целого человека, а не одно тело.
 
Православный христианин
По созданию человека так много различных и даже противоречивых высказываний святых отцов, что не могу не подвести некоторые итоги моего понимания этой темы.

Из приведенного выше высказывания св. Иоанна Златоуста получается, что Бог вдунул дыхание жизни не в человека, а в некое безжизненное тело, имеющее определенную внешнюю форму и внутреннюю структуру, то есть в куклу. Ведь если до вдыхания дыхания жизни тело человека не имело души, то это тело нельзя назвать человеком. Это высказывание противоречит тому, что, как сказано в Библии, Бог вдунул дыхание жизни именно в человека, то есть в то, что уже было человеком, имеющим тело и душу.

Поэтому, насколько я понимаю, такое толкование св. Иоанна Златоуста нельзя признать правильным. Современной православной Церковью общепризнано, что, во-первых, душа человека не творится отдельно от тела и, во-вторых, тело человека и душа создаются одновременно с момента создания или зарождения человека. Протоиерей Олег Давыденко пишет ‒ «В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник (682).
в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании и Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник (683), преп. Иоанн Дамаскин (684) и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: «Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена» (685).Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих (686)
». (Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие, Раздел 7).

Свят. Феофан Затворник, зная упомянутое высказывание святого Златоуста о том, что "у человека Бог творит сначала тело, потом душу", тем не менее, не признавал, что душа человека сотворена отдельно от тела человека. Он писал: ‒ «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое телобыло животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» (695).

Однако, признавая, что Бог вдунул дыхание Божие в человека, имеющего тело и душу, я не могу согласиться со св. Феофаном Затворником в том, что это было животное в образе человека, с душою животною. Если это признать, то тогда можем сказать, что Бог создал сначала обезьяну, а потом путем оживотворения животной души ее дыханием жизни создал из обезьяны человека. По моему мнению, душа у созданного человека отличалась от животной еще до того, как Бог оживотворил ее дыханием жизни.

У животных тело и душа созданы землею по слову Божьему ‒ «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1:24). Поэтому душа животного причастна земному и она умирает, когда тело, умирая, возвращается в землю. У человека же материал для тела взят Богом из земли, а душа создана Самим Богом тогда, когда Бог Своими руками, как иногда говорят, начал формировать тело из праха земного и придавать ему определенную структуру. Душа человеческая не от земли, а от Бога. Поэтому душа человеческая имеет причастность бессмертному Богу и в силу этой причастности уже при создании тела имела бессмертие и подобие Богу в некоторых ее свойствах. При создании человека, как симбиоза тела и души, душа в силу прикосновения Бога к телу приобрела способность чувствовать и откликаться на это прикосновение, чувствовать близость Бога, испытывать потребность и влечение к Богу для получения того блаженства, которое она испытывала при рождении своем. Она чувствовала любовь и благо Бога с момента рождения своего, еще прежде, чем дыхание Божие коснулось лица человека и души его. Она испытывала жажду о Боге. Как ребенок стремится к матери, так и душа созданного человека искала Бога. И Бог удовлетворил эту жажду тем, что Своим дыханием Он вдохнул образ Божий в душу человека, просветил ее и открыл душе человеческой Свою любовь и святость. Благодаря сообщенной в этом дыхании святости и просвещения, человек стал живою душою, а тело первого человека сохранялось нетленным.

Пока дух Божий живет в душе, она есть душа живая, но, когда в силу отсутствия покаяния, отвержения Бога и укоренения в грехах, дух Божий покидает душу, окончательно погрязшую в смрадных грехах, тогда душа, лишенная блаженства богообщения, оставаясь по природе своей бессмертной, погибает в вечных мучениях.
Юрий, ВЫ для начала поймите о чем говорит Иоанн Златоуст?
О сотворении Богом человека!!!
Так в чем?
такое толкование св. Иоанна Златоуста нельзя признать правильным
 
Православный христианин
Ни в коем случае. Ни душа, ни тело в человеке не раньше и не позже друг друга. Родители создают из себя тело младенца и это тело уже одушевлённое. Как и в начале Бог создал Адама одушевлённым. Бог всё создал за 6 дней и больше ничего не творит.
Так что человек порождает целого человека, а не одно тело.
Денис, Вы пишите абракадабры и ничуть не смущаетесь этим.

Вначале Вы написали, то душа создаёт тело. Это может быть лишь в том случае, кода душа уже есть, а тела еще нет.

Сейчас Вы пишите, что родители из себя создают тело младенца. Что под этим понимать я не знаю?

Однако знаю одно, что родители в момент совокупления зачинают будущее тело младенца, когда одушевлённое мужское семя соединется с кровью женщины превращается в одну единственную клетку.

Можно ли данную клетку назвать телом младенца? Нет нельзя. Тело младенца является человеческим организмом, имеющим соответсвующие внутренние и внешние органы, а также кровеносную и нервную систему.
Если ещё нет тела младенца, но уже есть разумная душа младенца как простая и бессмертная сущность, значит она существует раньше тела младенца, которое ещё не образовалось в утробе матери.
Но это же ересь, которую Вы пытаетесь отрицать, но, вместе с тем, сами ее приняли и продвигаете в умы других людей. Понимаю, что приняли без рассуждений, а только в силу авторитетности мнения современных богословов, появившихся в нашей Церкви.

Более того, Вы телесное зачатие людей пытаетесь уподобить созданию человека Богом, хотя оно присходит подобно зачатию у скотов, у которых их семя тоже одушевлено, то есть их семя имеет жизненную силу для образования в утробе самки будущего живого организма по природе скотов.

Хочу обратить Ваше внимание, что младенец в утробе матери как и все люди имеет образ Иисуса Христа, то есть образуется как сложная ипостась в двух природах.
Можно ли назвать одушевлённое мужское семя образом Иисуса Христа? Нельзя.
Можно ли утверждать, что одушевлённое мужское семя, само по себе являясь телесной сущностью, имеет разумную душу? Нет, нельзя.

Ещё хочу обратить внимание, что термин «одушевлённое» должен пониматься как омоним. В отношении мужского семени, как жизненная сила, заложенная в семя для образования организма. В отношении конкретного человека, как указание на сущность разумной и бессмертной души этого человека. Нельзя в процессе рассуждений о зачатии людей одушевлённое мужское семя уподоблять одушевлённому телу конкретного человека.

Надеюсь, что Вы меня поняли.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Однако знаю одно, что родители в момент совокупления зачинают будущее тело младенца, когда одушевлённое мужское семя соединется с кровью женщины в одну клетку.
Горе “богослов” изучите:
«...Так из персти и дыхания создан человек – образ Бессмертного; потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, как частица Божественного, ношу на груди любовь к жизни будущей.
Так сопряжен был первородный человек; а впоследствии тело берется от плотей, душа же примешивается недоведомым образом, привходя совне в перстный состав, как знает сие Соединивший, Который и в начале вдохнул ее и сопряг образ Свой с землею. А иной, пришедши на помощь моей песни, смело и следуя многим, присовокупит и следующее рассуждение. Как тело, первоначально растворенное в нас из персти, соделалось впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других; так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени уделяемая многим и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ. Посему-то душа получает в удел умное господство. Но как в тонких трубах и сильное дыхание, даже весьма искусного человека, производит звуки слабые и нестройные, и когда даны ему в руки трубы широкого размера, тогда изливают они совершеннейший звук; так и душа, оказывающаяся бессильною в немощном составе, проявляется в составе укрепившемся и обнаруживает тогда весь ум...».
(Святитель Григорий Богослов. Книга 2. Стихотворения. Письма. Завещание; Слово 7, о душе).
Подробнее:

«...Ведь как Бог создал человека от земли, так и человек, по благодати, создает человека от женщины. И как при первом творении человек имел тело от земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женского брения и крови, а душа неизреченно передается от мужчины посредством семени, подобного некоему вдыханию...».
(Преподобный Анастасий Синаит (~550–609); Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему).
Читать подробнее

Вячеслав, почему в упор не замечаете слова вс. учителя Григория Богослова и преп. Анастасия Антиохийского:
Как тело, первоначально растворенное в нас из персти, соделалось впоследствии потоком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других; так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени уделяемая многим и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ.
 
Православный христианин
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Евангелие от Иоанна 5:19 – Ин 5:19: https://bible.by/verse/43/5/19/
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17)1.
Я не принимаю картину мира, где Бог "устроился у телевизора с попкорном", Он поныне творит ... что? Полагаю - души зародышам ...
«...Ведь как Бог создал человека от земли, так и человек, по благодати, создает человека от женщины. И как при первом творении человек имел тело от земли, а душу порожденной Самим Богом, так и ныне тело образовывается из женского брения и крови, а душа неизреченно передается от мужчины посредством семени, подобного некоему вдыханию...».
(Преподобный Анастасий Синаит (~550–609); Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему).
"...а душа неизреченно передается от мужчины посредством семени, подобного некоему вдыханию...» - здесь речь идёт о животной душе, в церковной антропологии есть понятие духа, которого нет у скотов.
 
Православный христианин
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
Евангелие от Иоанна 5:19 – Ин 5:19: https://bible.by/verse/43/5/19/
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17)
Что значат слова?
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17)
Смотри:
Толкования на Ин.5:17 https://azbyka.org/biblia/in/?Jn.5:17&r
здесь речь идёт о животной душе, в церковной антропологии есть понятие духа, которого нет у скотов.
Брат мой, ты хотел сказать, что если семенем животного, оплодотворить человека, то родится человек?
Именно от животного может родиться только животное, ибо в семени животного нет духа, которым наделил Бог ЧЕЛОВЕКА.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Что значат слова?
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17)
Смотри:
Толкования на Ин.5:17 https://azbyka.org/biblia/in/?Jn.5:17&r

Брат мой, ты хотел сказать, что если семенем животного, оплодотворить человека, то родится человек?
Именно от животного может родиться только животное, ибо в семени животного нет духа, которым наделил Бог ЧЕЛОВЕКА.
Достаточно подробно рассматривает этот вопрос святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа и тело»:

«Но не только люди, а и животные имеют душу. Душа животного в крови его. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела», подчёркивая при этом, что «…дух животных — это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растёт их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства». Он также отмечает, что некоторым животным свойственна и любовь, но любовь эта, конечно, не высшая, не Божественная, а только «любовь семейная».
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Достаточно подробно рассматривает этот вопрос святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа и тело»:
Брат мой, а теперь объясни, как сказанное св. Лукой, опровергает слова вс. учителя Григория Богослова и преп. Анастасия Антиохийского?
 
Православный христианин
Брат мой, а теперь объясни, как сказанное св. Лукой, опровергает слова вс. учителя Григория Богослова и преп. Анастасия Антиохийского?
Отвечает Игумен Амвросий (Ермаков):
Вопрос о происхождении человеческой души Словом Божиим окончательно не раскрыт. Как говорит святой Кирилл Александрийский, это "тайна, ведомая одному Богу". Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Поэтому о происхождении душ можно говорить на основании богословских мнений и отношения к этим мнениям Церкви. Одним из центральных мест в догматической системе Оригена было учение о предсуществовании человеческих душ. Этот взгляд Ориген унаследовал из философии Платона. Мы не будем подробно останавливаться на содержании этого учения, скажем лишь, что оно: а) противоречит учению Священого Писания о последствиях греха прародителей, б) не способно объяснить факт боговоплощения, в) связано с осужденным Церковью учения о всеобщем восстановлении. В середине VI века учение Оригена было осуждено Церковью. Существует мнение о творении Богом каждой души из ничего. (Священномученик Ириней Лионский, святой Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святитель Иоанн Златоуст и др.). Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия. Слабая сторона этого мнения состоит в том, что оно не объясняет перехода греховной поврежденности Адама на весь человеческий род, а также каким образом дети наследуют качества своих родителей. Есть еще одно мнение о рождении человеческой душ от душ родителей. (Тертуллиан, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, преподобный Макарий Великий и другие). Данное богословское мнение также не отвечает на все вопросы. Например, происходит душа от души отца, матери или от обоих родителей; не объясняет она и случаи поразительного несходства между детьми и родителями. После V Вселенского собора стало преобладать мнение о творении человеческих душ, позже более распространенным стало учение о рождении душ. Оба эти мнения восполняют друг друга.

Законы мира духовного нам не известны. Мы только можем предположить, что душу человек получает от родителей, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия.

17 ноября 2004 г.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Одни святые говорят о творении души вместе с телом, другие о творении души на 40-й день после зачатия.
Сергей, можете объяснить данные слова игумена Амвросия (в настоящее время митрополита Тверского и Кашинского)?

И ещё. Разве можно принимать авторитетным данное мнение митрополита Амвросия, когда он пишет, что святители Григорий Богослов и Григорий Нисский имели мнение о рождении душ младенцев от душ родителей? Похоже, что митрополит никогда не интересовался данной темой и отвечает от давно полученных знаний в семинарии и МДА?
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
что душу человек получает от родителей
Брате, ты прочитал сам приведенное?
И как сказанное опровергает слова:
душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени уделяемая многим и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ.
 
Православный христианин
святители Григорий Богослов и Григорий Нисский имели мнение о рождении душ младенцев от душ родителей?
Горе пустослов, святитель Григорий Нисский, точно также солидарен с Св. Григорием Богословом и преп. Анастасием Антиохийским:

«...и о человеческом осеменении предполагаем, что с первым началом состава всевается естественная сила, которая развивается и обнаруживается с некоторой естественной последовательностью, поступая к совершению целого, ничего не заимствуя извне в средство к этому совершению, но сама себя последовательно возводя к совершенству; так что несправедливо было бы утверждать, будто произошла душа прежде тела, или тело без души, но одно начало обоих, по высшему закону – положенное первым Божиим изволением, а по другому закону -состоящее в способах рождения. Как в том, что посевается для зачатия тела прежде его образования невозможно видеть членораздельности, так в этом же самом невозможно представлять себе душевных свойств, пока не начнут действовать. И, как никто не усомнится, что это всеянное образует из себя различные члены и внутренности не иной какой-либо прившедшей силой, скрытой в семени и естественно приведенной в деятельность, так, согласно с этим, тоже можно подразумевать и о душе, что, хотя никакими деятельностями не открывает себя в видимом, но тем не менее есть уже во всеянном, потому что и отличительный вид человека, который из этого составится, заключается в этом по возможности, но скрыт но невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности, а также и душа есть в семени, но неприметна, явит же себя свойственною ей естественной силой, сообразуясь с телесным возрастом...».
святитель Григорий Нисский
Об устроении человека
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху