По созданию человека так много различных и даже противоречивых высказываний святых отцов, что не могу не подвести некоторые итоги моего понимания этой темы.
Из приведенного выше высказывания
св. Иоанна Златоуста получается, что Бог вдунул
дыхание жизни не в человека, а в некое безжизненное тело, имеющее определенную внешнюю форму и внутреннюю структуру, то есть в куклу. Ведь если до вдыхания
дыхания жизни тело человека не имело души, то это тело нельзя назвать человеком.
Это высказывание противоречит тому, что, как сказано в Библии, Бог вдунул дыхание жизни именно в человека, то есть в то, что уже было человеком, имеющим тело и душу.
Поэтому, насколько я понимаю, такое толкование
св. Иоанна Златоуста нельзя признать правильным. Современной православной Церковью общепризнано, что, во-первых, душа человека не творится отдельно от тела и, во-вторых, тело человека и душа создаются одновременно с момента создания или зарождения человека.
Протоиерей Олег Давыденко пишет ‒ «
В православном богословии мнение об одухотворении эмбриона на сороковой день было отвергнуто. В контексте полемики с монофизитами его несостоятельность особенно ярко показал преп. Максим Исповедник (682).
в) Душа и тело творятся одновременно, а последовательность творения, о которой говорится в Быт.2:7, следует понимать логически, а не хронологически. Это мнение стало преобладающим в Предании и Церкви. Оно разделялось такими свв. отцами, как преп. Максим Исповедник (683), преп. Иоанн Дамаскин (684) и др. Эта точка зрения была подтверждена и соборными решениями: «Церковь же, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена» (685).Свв. отцы отмечали, что в строгом смысле слова само наименование «человек» не прилагается ни к телу, ни к душе по отдельности, но только к сложному существу, составленному из обоих (686)». (
Протоиерей Олег Давыденков.
Догматическое богословие, Раздел 7).
Свят. Феофан Затворник, зная упомянутое высказывание святого Златоуста о том, что "
у человека Бог творит сначала тело, потом душу", тем не менее, не признавал, что душа человека сотворена отдельно от тела человека. Он писал: ‒ «
Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» (
695).
Однако, признавая, что Бог вдунул дыхание Божие в человека, имеющего тело и душу, я не могу согласиться со св. Феофаном Затворником в том, что это было животное в образе человека, с душою животною. Если это признать, то тогда можем сказать, что Бог создал сначала обезьяну, а потом путем оживотворения животной души ее
дыханием жизни создал из обезьяны человека.
По моему мнению, душа у созданного человека отличалась от животной еще до того, как Бог оживотворил ее дыханием жизни.
У животных тело и душа созданы землею по слову Божьему ‒ «
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (
Быт.1:24). Поэтому душа животного причастна земному и она умирает, когда тело, умирая, возвращается в землю.
У человека же материал для тела взят Богом из земли, а
душа создана Самим Богом тогда, когда Бог Своими руками, как иногда говорят, начал формировать тело из праха земного и придавать ему определенную структуру. Душа человеческая не от земли, а от Бога. Поэтому душа человеческая имеет причастность бессмертному Богу и в силу этой причастности уже при создании тела имела бессмертие и подобие Богу в некоторых ее свойствах. При создании человека, как симбиоза тела и души,
душа в силу прикосновения Бога к телу приобрела способность чувствовать и откликаться на это прикосновение, чувствовать близость Бога, испытывать потребность и влечение к Богу для получения того блаженства, которое она испытывала при рождении своем. Она чувствовала любовь и благо Бога с момента рождения своего, еще прежде, чем дыхание Божие коснулось лица человека и души его. Она испытывала жажду о Боге. Как ребенок стремится к матери, так и душа созданного человека искала Бога. И Бог удовлетворил эту жажду тем, что
Своим дыханием Он вдохнул образ Божий в душу человека, просветил ее и открыл душе человеческой Свою любовь и святость. Благодаря сообщенной в этом дыхании святости и просвещения, человек стал живою душою, а тело первого человека сохранялось нетленным.
Пока дух Божий живет в душе, она есть душа живая, но, когда в силу отсутствия покаяния, отвержения Бога и укоренения в грехах, дух Божий покидает душу, окончательно погрязшую в смрадных грехах, тогда душа, лишенная блаженства богообщения, оставаясь по природе своей бессмертной, погибает в вечных мучениях.