<span class=bg_bpub_book_author>Зоберн В.М.</span> <br>Православные праздники в рассказах любимых писателей

Зоберн В.М.
Православные праздники в рассказах любимых писателей - Глава 35. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля, также память, святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 11 сентября, 6 октября, 25 октября)

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Глава 35. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля, также память, святого Иоанна Предтечи празднуется 20 января, 8 марта, 7 июня, 11 сентября, 6 октября, 25 октября)

Пророк Иоанн. Константин Льдов

Был человек от Бога,
Он звался Иоанн.
И Господом был послан
Вселенной возвестить
Свидетельство о Свете.
Как пламенная нить,
Он должен был во мраке
Блеснуть и промелькнуть,
Он не был Свет, но Свету
Прямой готовя путь,
Он был Его Предтечей.
И вера в Божество
В сердца всех человеков
Сошла через него.
Он был зарею Света…

Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев

Великий человек был святой Предтеча, чудесным было и его рождение. Родителями его были священник Захария и его жена Елисавета, люди благочестивые и беспорочные. До самой старости не было у них детей, и вот однажды архангел Гавриил, по повелению Божию, является Захарии в храме и возвещает, что у него родится сын, и он назовет его Иоанном. Сын этот будет великим человеком у Бога – Предтечей, или предшественником Христовым.

Захария не поверил и просил архангела убедить его чем-нибудь. Тогда архангел сказал, что раз Захария не поверил, то сделается немым до тех пор, пока не родится у него сын. Так и случилось. После рождения сына Захария опять начал говорить.

Путешествие в Горнее. Митрополит Вениамин (Федченков)

Зачем Матерь Божия идет после Благовещения к Своей родственнице Елисавете? В Евангелии не сказано, но благочестивые предположения можно делать об этом.

Нет сомнения, что Она идет к ней не для проверки ангельского сообщения, будто она (Елисавета) в старости зачала, и уже пять месяцев прошло с тех пор… Нет, иное могло побуждать Ее к такому путешествию. Событие Благовещения было невероятное, немыслимое, чрезвычайное. И сердечное настроение Ее – невыразимое было, но оно было прерадостным, едва переносимым. И Ей хотелось с кем-нибудь поделиться им.

А Елисавета была родственницей Ей. Судя по старому возрасту, ей было, вероятно, около семидесяти лет; а Деве Марии – около пятнадцати; следовательно, она могла быть Ей даже бабкой, а в крайнем случае – теткой.

Иосифу Матерь Божия никак не могла сообщить о совершившемся; Она и после не говорит ему об этом, когда стало заметным Ее материнство; а теперь тем паче ничего нельзя бы сказать ему.

И Матерь Божия решается идти к Своей родственнице.

Назарет Галилейский от «града Иудина», где жили Захария и Елисавета, был в расстоянии около ста верст, в Иудее. Захария как священник из левитов должен был жить неподалеку от Иерусалима. Какой это был город, в Евангелии не сказано. Просто упомянуто Горняя (по-греч. όρεινήν, от корня όρος – «гора»); по-русски переведено двумя словами: «в нагорную страну» (Лк. 1:39). По поводу этого толковниками делаются разные соображения – не без натяжек. Не вдаваясь в рассмотрение их, мы скажем и наше мнение. От жившего в Иерусалиме, лично мне известного епископа я точно помню, что недалеко от этого города и сейчас есть местечко Горняя, куда и он паломничествовал. Это место и есть тот город, где жили Захария и Елисавета и куда приходила Божия Матерь из Назарета, посему и сейчас почитается это место.

Впрочем, то или иное толкование не касается существа дела, то есть путешествия Богоматери.

«Восставши» (Лк. 1:39); это слово предполагает, что доселе человек сидел или лежал. Но не должно непременно думать, что оно относится к беседе Девы Марии с архангелом Гавриилом, который стоял, а Она сидела; ибо пошла Она в Горнее не сразу после Благовещения, а «во дни сии», иначе сказано было бы «тотчас». Да и вообще Пресвятая Дева была мерной, неторопливой, несуетливой. Нужно было и Иосифа предупредить. И в далекий путь – на два-три дня – подготовиться надобно.

Не будем мечтать о пути. Да хранит Божию Матерь благодать и ангелы!

Перенесемся теперь в Горнее.

Здесь чудо на чуде!

Не успела Матерь Божия войти в дом Захарии и приветствовать родственницу привычным у евреев способом, как совершилось первое чудо: едва «Елисавета услышала приветствие Марии, как вдруг взыграл младенец во чреве ее» (Лк. 1:41), – то есть не просто проявил свою жизненность, а как-то «радостно» (Лк. 1:44) задвигался, именно «взыграл.». Но второе чудо было еще дивнее: «Елисавета исполнилась Святого Духа.» Нам понять это не только трудно, но и невозможно! А что она действительно исполнилась Святого Духа, это ясно видно из последующего: она, при молчании Богоматери, узнала уже, что Мария – Матерь, хотя ничто не показывало этого, ибо Благовещение и зачатие было только в «дни сии». И еще более невероятное узнала Елисавета: Мария стала Матерью не человека, – а Матерью «Господа» (Лк. 1:42-43). Сими словами она, – а лучше сказать, Дух Святой – исповедует, что Младенец – Бог, Господь! Дивны дела Божии!

И об этом она – вопреки старческому тихому обычаю – «воскликнула громким голосом, и сказала словами ангела Гавриила: «Благословенна Ты между женами! И благословен плод чрева Твоего! И откуда это, – то есть за что это – мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!» (Лк. 1:42-43).

Третье чудо еще раньше совершилось: первым Матерь Божию познал младенец во чреве Елисаветы. Об этом свидетельствует сама мать: «ибо, когда голос – один лишь звук голоса – приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1:44).

Отсюда Мария, хотя и не искала этого, могла узнать и то, что Елисавета действительно зачала младенца – как говорил Ей ангел… И что это – «сын», а не девочка (Лк. 1:36,41,44):так сказал и ангел, так чувствует и мать «младенца». Это – четвертое чудо!

И заканчивает Елисавета свое славословие похвалой Матери Божией – что Она поверила этому необычайному делу. Здесь мы видим пятое, а если угодно, и шестое чудо: она уже знает, что у Нее был вестник Благовещения! И что Она, не без смущения (еще бы!), но поверила этому!

И за эту веру «совершится» седьмое, самое великое, чудо: исполнится предсказание Ей Господом – Сын Божий станет Сыном Человеческим! Так кончила свой восторг словами ангела Гавриила (Лк. 1:28,35).

Какое многочудесное свидание!

Комментировать