<span class=bg_bpub_book_author>Зоберн В.М.</span> <br>Православные праздники в рассказах любимых писателей

Зоберн В.М.
Православные праздники в рассказах любимых писателей - Глава 41. Святой великомученик Пантелеймон (Целитель) (9 августа)

(5 голосов4.2 из 5)

Оглавление

Глава 41. Святой великомученик Пантелеймон (Целитель) (9 августа)

Из цикла «Стихи о Москве». Марина Цветаева

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Клеймо позорит плечи,
За голенищем – нож.
Издалека-далече –
Ты все же позовешь.
На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, –
Там Иверское сердце,
Червонное горит.
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
– Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

Объяснение праздника. Протоиерей Иоанн Бухарев

Святой Пантелеймон происходил из Никомидии. Мать его была христианка, а отец язычник. Мать воспитывала его в христианской вере, но рано умерла. Отец отдал Пантелеймона в языческую школу, а затем поручил знаменитому в то время врачу Ефросину для изучения врачебного искусства. По дороге к Ефросину Пантелеймону случалось проходить мимо одного дома, где жил священник Ермолай. Старцу Ермолаю понравился юноша, и у него появилась надежда просветить Пантелеймона христианской верой. Неоднократно приглашая к себе Пантелеймона, Ермолай заводил с ним разговор о Христе и Его вере.

Юноша полюбил Христа. Однажды он встретил на дороге ужаленного змеей ребенка и тогда призвал имя Христово и исцелил его. Крестившись от Ермолая, Пантелеймон захотел, чтобы крестился и его отец. Чудесный случай помог ему в этом. К Пантелеймону как к врачу привели слепого, которого не мог вылечить сам Ефросин, и он именем Христовым исцелил больного. Тогда отец принял крещение вместе с исцеленным слепцом, но скоро умер и оставил сыну богатое наследство.

Пантелеймон начал раздавать наследство бедным, а сам врачевал больных не столько лекарствами, сколько силой Божией. Скоро донесено было императору, что Пантелеймон верует во Христа. «Что я слышу о тебе: говорят, что ты хулишь богов наших и воздаешь славу какому-то Христу? Я не хочу верить этому и надеюсь, что ты сам обличишь клевету, принеся жертву богам», – сказал царь Пантелеймону «Совершенно верно это, – отвечал святой. – Я отрекся ваших богов, потому что они ложны, и уверовал во Христа, потому что Он есть истинный Бог». Пантелеймон предложил позвать одного неизлечимого больного, и кто исцелит его – он или языческие жрецы, – вера того и должна быть истинной. Языческие жрецы, сколько ни молились своим богам, исцеления не последовало; но лишь призвал имя Христово Пантелеймон, больной получил исцеление, так что многие уверовали во Христа. Царь же ожесточился на святого и приказал терзать его тело, а затем бросить с тяжелым камнем в море. Но Пантелеймон остался жив и невредим. Тогда выпустили на него диких зверей, но те лишь лизали его ноги. Его привязали к колесу, усеянному острыми лезвиями, но святой и здесь остался невредимым. Наконец царь приказал обезглавить мученика и тело его сжечь. Но тело осталось невредимым, христиане похоронили его с благоговением.

Монастырь Святого Пантелеймона[25]. Борис Зайцев

Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под ней! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход – на двор монастыря.

Смотрю на колонны с коринфскими капителями, поддерживающие углы этого огромного крыльца, вспоминаю блеск афонского солнца, розовое цветение азалий, увивающих стены с небольшими заоваленными окошечками, откуда иной раз выглянет монах, – вспоминаю и переживаю те минуты, когда – столько раз – входил и выходил я этими «тесными вратами». А сейчас в полутьме над входом едва различаю низ большой иконы, но я знаю, кто это, не раз почтительно снимал я шляпу перед изображением великомученика и целителя Пантелеймона. История главного русского монастыря на Афоне, как и вообще появления русских на нем, сложна и заводит очень далеко. Сохранился акт передачи русским, дотоле ютившимся в небольшом скиту Богородицы Ксилургу (Древоделия), захудалого монастырька Фессалоникийца в честь св. Пантелеймона на месте несколько выше теперешнего нашего монастыря – где сейчас Старый, или Нагорный Руссик. Русские получили монастырь Фессалоникийца в 1169 г. Вот с каких пор поднял св. Пантелеймон свою целительную ложечку (он с ней всегда изображается) над Русью. Почему монастырь Фессалоникийца, уступленный русским (им, очевидно, стало тесно в скиту Ксилургу), назван Пантелеймоновским и сохранил это название – я не знаю, об этом не упоминается в источниках. До конца XVIII века монастырем св. Пантелеймона был так называемый Старый, или Нагорный Руссик. Теперешняя обитель более нова. Около1770 г. монахи «оскудевшего» Руссика спустились от него вниз, к морю, и, поселившись вокруг уже существовавшей келии иерисского епископа Христофора, основали нынешний огромный монастырь, оплот всего русского на Афоне. Старый же Руссик существует и посейчас – скорее как небольшой скит с остатками древних стен и башни (пирга).

Вот я раскрываю большой том истории монастыря[26] и на одной из страниц нахожу снимок со старинной чудотворной иконы святого, ныне находящейся во втором Соборном храме Покрова Богородицы[27]. Я не раз видел ее в церкви. Теперь рассматриваю подробнее – она является как бы живописным житием святого: вокруг лика изображены четырнадцать наиболее замечательных событий его жизни.

Св. Пантелеймона можно было бы назвать святым отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности.

Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика – это «царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству». Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик перед ним слушает наставления. Затем мальчика «оглашает» Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, «врачует очи слепого» (ребенка), раздает хлебы бедным, перед тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его «ужигают», привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И наконец, огромный воин «усекает» святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле.

Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами[28],так св. Пантелеймон есть облик Целителя и Утешителя-отрока, укрепленный в Восточной Церкви.

На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. «Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верой и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобья».

Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно «русский» святой, как и Николай Мирликийский.

Не потому ли он так привился у русских, что России более чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и «карамазовщине», более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеймона?

А русское сердце легкоплавко. Оно охотно поддается трогательному. Нуждаясь в очищении и исцелении, оно без затруднения раскрывается на призыв кроткого Великомученика.

Из книги «Афон. Путевой очерк»


[25] Основание русской обители на Афоне приписывают временам князя Владимира и его сына Ярослава. Первоначальным местом обитания русских был монастырь Богородицы Ксилургу, или Русов (по другим источникам, он был отдан русским инокам по указу греческого императора Алексея Комнина в 1080 году, следовательно, при Мономахе). Вследствие тесноты монастыря в 1169 году святогорцы уступили русским Солунский монастырь Св. Пантелеймона. Обитель Богородицы Ксилургу осталась за русскими, но уже в виде скита. Монастырь Св. Пантелеймона (Старый Нагорный Руссик) просуществовал до конца XVIII века после чего пришел в упадок от обременявшего его долга туркам. Братия переселилась в небольшую обитель на берегу моря, бывшую пристань, с храмом Вознесения. В 1803 году вблизи нее был заложен современный монастырь Св. Пантелеймона. Русские поселились там с 1836 года. В настоящее время монастырь Св. Пантелеймона – греческий, общежительный; русских иноков в нем в начале XX века была приблизительно четвертая часть от общего числа братии. Главный собор (греческий) в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона построен в 1812-1814 гг., освящен в 1815 году.

[26] Имеется в виду книга: Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. Изд. 7-е, испр. и значительно доп. М., 1886.

[27] Соборный храм Покрова Богородицы (русский) – освящен в 1853 году.

[28] Мученица Кикилия (Цецилия) Римская († 230). Память 22 ноября (5 декабря).

Комментировать