<span class=bg_bpub_book_author>Валентина Киденко</span> <br>«Вверх»: меняться никогда не поздно

Валентина Киденко
«Вверх»: меняться никогда не поздно

Первые дети, которые посмотрели анимационный фильм «Вверх», уже выросли. Этот красивый, упоительный, немного сентиментальный мультфильм был представлен миру в мае 2009 года, но и за девять последних лет не устарел. Можно ли смотреть его с пользой для души, и если да, то в чем его христианские смыслы?

А что в копилке?

Нет, мы не станем критиковать западную кино- и мульт-продукцию – православные сайты и так в этом преуспели, разгромив неблагообразную «монстровидную» семью «Шрека» и его «голливудские ценности», хотя именно они-то и есть объект особой иронии мультипликаторов. Но оставим Шрека за кадром.

И признаем факт, что русская копилка хороших, добрых и нравственных мультфильмов начиная с постсоветского времени не намного пополнилась. Богатырская серия прекрасна, выучена детьми наизусть, но после первых нескольких версий началось неизбежное снижение качества последних вариаций на тему богатырей, а вслед за этим и падение зрительского интереса. Ярких премьер нравственных и добрых мультфильмов в прокате почти нет.

Так что бы нам посмотреть на семейном вечере, чтобы просмотр был и увлекательным, и веселым, и поучительным, и душевно-содержательным для всего семейства? А давайте посмотрим «Вверх» – историю о том, как любовь к ближним творит чудеса в повседневности и как невозможные мечты становятся реальностью.

О качестве мультфильма как скромного, но все же произведения киноискусства говорят его награды и оценки – два «Оскара» за лучший анимационный фильм и музыку к нему, «Золотой глобус», две прочих кино-премии и специальное упоминание на Венецианском кинофестивале, дважды номинация на «Оскар» и «Гремми» в последующие годы. Но вот о душевно-духовном содержании мультика судить нам, его зрителям.

Анимационный фильм «Вверх» – не о супер-героях со сверхспособностями, которые давно «переплюнули» всех и совсем не нуждаются в присутствии Бога (за что, в общем, вполне разумно критикуют многие американские мультфильмы).

Скорее, наоборот, этот мультик – о простом и обычном человеке со всеми его слабостями и недостатками, который, несмотря на преклонный возраст, не исчерпал внутренние ресурсы и душевные возможности к переменам – к исправлению себя и своей жизни.

К Райскому водопаду

Что нужно, чтобы всё исправить, когда, кажется, уже совсем поздно и непоправимо? Наверное, некий зов свыше, а также способность его своевременно расслышать и живо откликнуться «всем разумением и всем сердцем своим».

Главный герой мультфильма по имени Карл поймал свой «ветер перемен». Он говорит с нами родным голосом Джигарханяна, чем покоряет с первых слов. Но не меньше располагает к себе и удивительная, и вместе с тем такая обыденная история его жизни и любви.

За первые минуты фильма (пожалуй, самый удачный фрагмент мультика, который продолжается без слов, потому что не нуждается в них – и так каждому понятен) перед нами промелькнут лучшие годы героя.

Маленький Карл – застенчивый мальчик, забравшийся в пустой дом и встретивший там свою полную противоположность, необычайную девочку Элли – вызывает у зрителя большую симпатию и умиление. Родом из детства – не только дружба, но и настоящая взаимная любовь и мечты о приключениях у Райского водопада.

multfilmy up devochka malchik ochki shle 1218286 - «Вверх»: меняться никогда не поздно
Кадр из мультфильма «Вверх», студия Pixar

Отсылка героев и их мечтаний к раю глубоко не случайна – памятью о его золотом веке пронизана вся человеческая культура с древнейших времен и до наших дней. Как Адам и Ева, Карл и Элли преданно любят друг друга и тоскуют по утраченному прародителями и недостижимому на земле райскому состоянию.

«Ну, ты со мной? Тогда крести сердце!» – восклицает Элли. И Карл еще не знает, что однажды в старости эта фраза еще коснется сердца и изменит его сознание.

Вскоре они понимают: видимо, любовь друг к другу еще не гарантирует полного блаженства «в мире лукавом, скорби исполненном» – вместе супруги переживают трудности, болезни, бездетность и безденежье. Райский водопад как место на карте, запечатленное на фото в детской вырезке из газеты, так напоминает им истинный Рай и потому настолько для них близко и притягательно. Но так недостижимо!

Размеренность быта, ход событий всё дальше отодвигают желаемое – путешествия откладываются до последнего, и вот «последнее» наступает – Элли заболевает и покидает этот мир, а Карл превращается в угрюмого нелюдимого и разочарованного старика, затворившегося в глубокой печали.

Если очень поверить

Герой душевно застыл в переживании своей потери и нереализованной мечты. В таком состоянии Райский водопад (да и собственно рай) кажется нелепой детской фантазией. Жизненная перспектива сужается до игольного ушка: осталось разве что отправиться доживать в дом престарелых, а затем покинуть этот мир…

Но и в этом, казалось бы, безнадежном разочарованном состоянии человека находит Бог. Он заставляет Карла встряхнуться, поставив его в крайние обстоятельства. Маленький, но дорогой его сердцу домик в каменных джунглях мегаполиса, в котором каждый уголок и каждая вещь связаны с Элли и их счастливым прошлым, теперь подлежит сносу, со дня на день его отсудят… Защищая свою честь и право на жизнь, раздраженный нервный старик дает отпор обидчикам – и сам оказывается на скамье подсудимых. Теперь, кажется, финал истории предсказуемо-неизбежен – его ждет унылая жизнь в социальном учреждении.

Как нам расстаться с тем, что бесконечно дорого? Как смириться с невосполнимой утратой? Можно ли забрать с собой хотя бы толику тепла и любви, когда вот-вот попрощаешься с жизнью? Вот такие, и не только, философские вопросы ставит перед нами этот мультик. И ответ на них дается незамедлительно – по законам сказки, а этот закон – чудо.

Если очень-очень поверить, а потом долго надувать воздушные шарики и привязывать их к крыше своего дома – он может оторваться от замшелого фундамента и приподняться над заскорузлой действительностью. И даже высоко взлететь! «Вверх»,– говорят нам аниматоры и вслед за Карлом взмывают над землей.

Значок любви

И вот, летим – на проплывающие внизу многоэтажки от шаров ложатся радужные блики, от которых лица заскучавших дома детей расплываются в улыбках. Невозможная мечта стремительно приближается. Но, оказывается, есть вещи, ради которых необходимо отказаться от мечты всей жизни, даже когда до нее остался один шаг.

62d63190dce6a99d4a983b53abd70900088e8534 660 - «Вверх»: меняться никогда не поздно
Кадр из мультфильма «Вверх», студия Pixar

Вот тут и возникает главный внутренний конфликт этой ленты – глубоко христианский парадокс. Оказывается, не пожертвовав самым ценным ради другого, невозможно добраться к Райскому водопаду – но, даже если доползешь до обетованной земли, то без творимого тобой во имя любви обретенный Рай не принесет радости.

Мальчик Рассел неслучайно оказывается в летящем доме. Именно он помогает старику почувствовать себя живым – понять, что он способен чем-то поступиться, что-то отдать, то самое, ради чего на старости лет полетел по небу. Причем любить не только в прошлом, но и здесь, и сейчас. Что он еще способен на добрые и искренние человеческие чувства и может проникаться чужой болью, например, историей ребенка, к которому давным-давно не приходит папа. Ради встречи с ним на вручении долгожданного следопытского значка малыш готов на любые подвиги, но беда в том, что его ожидание безответно.

Нет, говорят авторы фильма: настоящая любовь должна быть ответной – и по законам сказочного жанра в конце обязательно появится кто-то, кто приколет к груди ждущего мальчика хоть маленький знак этой любви – простенький жестяной значок. И Карл приходит, поднимается на школьную сцену, чтобы совершить этот важный и высокий душевный подвиг. А затем вписать его в их общую с Элли книгу приключений, которая для истории этой любви имеет ценность почти что семейной Книги Бытия…

Фабула мультика одинаково прозрачна и для маленького, и для взрослого зрителя: Господь как любящий Отец тоже готов прийти к каждому, порой в самое неподходящее и неожиданное время. Устроить нам любые невероятные испытания и приключения, чтобы и мы, наконец, очнулись для настоящей жизни и самоотверженной любви, для открытой нам возможности спасения.

Мультик указывает правильную траекторию внутреннего движения. И, следуя выбранному направлению, мы можем почувствовать – Бог есть и Он рядом. Стоит только обратить свой внутренний взор вверх.

Валентина Киденко

Комментировать