Одним из парадоксов современной религиозной жизни является тот факт, что число людей, «верящих в Бога», значительно превосходит число людей, верящих в продолжение жизни их сознания после физической смерти тела! Так, исходя из многолетнего опыта автора по проведению огласительных бесед перед Крещением, многие считают, что «некий Высший Разум», скорее всего, есть, а вот загробная жизнь – это то, во что сложно поверить.
Именно это является одной из основных причин удивительного явления современности, когда 60-80% населения нашей страны положительно считают себя православными христианами, но стремятся жить по-христиански лишь 1-4% из них.
Таким образом, смерть и отношение к ней являются одними из ключевых моментов целостного духовного воспитания в современных условиях. Без воспитания правильного отношения и правильного понимания смерти любая религия теряет свою цель и свою основу и превращается в бытовую магию, цель которой – удовлетворение житейских потребностей человека. Христианская жизнь из соединения со Христом для Жизни Вечной превращается в систему устаревших обрядов и иррациональных (бессмысленных) запретов и предписаний, усложняющих жизнь. А с потерей цели христианской жизни рушится и нравственное учение Христа. Не секрет, что более 90% детей, воспитывавшихся в православных (то есть регулярно причащающихся) семьях, по достижении ими 14-15 лет покидают Церковь. И порой навсегда.
А ведь вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями, способность создать и сохранить семью — во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Редкие для каждого человека моменты похорон являются для ребенка очень сильными впечатлениями, о которых он будет помнить всегда. И как себя родители вели в этом случае, тоже будет являться образцом для детей в подобных жизненных ситуациях и вообще в жизни. И здесь речь идет не только о внешнем поведении, но о внутреннем отношении – именно его «схватят» и запомнят дети, легко чувствующие любую фальшь.
Поэтому всякая несдержанность в любых проявлениях, начиная неуместным чувством сверхсильного горя, и заканчивая пьянством на поминках – все это потом ляжет тяжким бременем на ребенка и окажет пагубное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Неправильное, нехристианское поведение родителей ребенка на похоронах близкого человека может стать в сознании ребенка приговором всей их религиозной жизни и вере.
Вторым очень важным аспектом участия в похоронах близкого человека является вовлечение ребенка в общую молитву об усопшем. Если взрослые еще не успели своей безбожной жизнью разрушить веру ребенка, то детская вера не обременена какими-то маловерными сомнениями. Дитя отдается молитве целиком и полностью. У ребенка изначально присутствуют примиренность с Богом, и это является залогом правильного восприятия смерти, закладываемого в его сознании через молитву.
В более позднем возрасте ребенку нужно обязательно рассказывать о современных научных исследованиях свидетельств лиц, перенесших клиническую смерть подтверждающих тот факт, что наше существование не заканчивается со смертью тела. Конечно, подобные исследования позитивистской науки ни в коей мере не являются духовным воспитанием. Однако они способны в определенной мере нейтрализовать то материалистическое представление о смерти, которое доминирует в светском обществе, в котором придется жить человеку. Знание таких фактов даст внутренние аргументы для неокрепшей души и поможет сохранить правильное отношение к смерти и посмертию, которое является ключевым в религиозной жизни.
Смерть это не конец нашей жизни, а переход. Факт Воскресения Христа являлся исключительным содержанием апостолького благовестия. Дай нам Бог наполнить этой Благой Вестью и духовную жизнь наших семей.
иерей Алексей Володин
Санкт-Петербург
Из материалов покровских педагогических чтений 2008-2009 гг.
Комментировать