Во сколько лет ребенок готов к школе?

Во сколько лет ребенок готов к школе?

Есть мнение, что современный темп жизни и уровень развития человечества привел к тому, что детей нужно отдавать в школу с шести, а лучше – с пяти лет. Но психологи настойчиво утверждают, что треть детей семилеток не готова к тому, чтобы обучаться в школе.

А что уж говорить о шестилетках? И если даже не вдаваться в подобные рассуждения, перед многими родителями, дети у которых родились зимой или осенью, встает непростой вопрос: во сколько отдать своего ребенка в школу – в шесть с половиной или в семь с половиной? Нужно хорошо обдумать этот вопрос и принять единственно правильное решение, от которого, быть может, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому, как всегда, за советом мы идем к психологу.

Наталья Львова, ведущая:

– Давайте немного углубимся в историю этого вопроса. Кем и когда был определен возраст готовности ребенка к школе, т. е. возраст семи лет?

Елена Громова, семейный и детский психолог:

– Вопрос, в каком возрасте ребенок может идти в школу, достаточно непростой, и по сей день идут споры на эту тему. Так сложилось, что в России – это возраст семь лет, на Западе – это возраст пять лет, но там не школа как таковая, как мы себе можем понять, а там система непрерывного образования, и где-то с пяти-шести лет, в зависимости от района, есть так называемая «предшкола», где дети готовятся к школе, но не за счет каких-то определенных занятий, а прежде всего обучаясь в игре, приобретая определенные знания, умения, навыки в игре.

Почему возраст семь лет у нас в России и принято в семь лет отдавать ребенка в школу? Это связано с возрастными особенностями ребенка. В семь лет – вы, наверное, все слышали, что есть такое понятие «кризис семи лет» (есть кризис трех лет, есть кризис семи лет) – что же такое «кризис семи лет» и почему важно, чтобы он у ребенка состоялся, и ребенок после этого кризиса пошел в школу, а никак не до. Дело в том, что новоообразованием этого возраста – при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему, в период кризиса семи лет происходит формирование внутренней позиции школьника. Ребенок перестает довольствоваться тем, что было у него раньше. Он хочет выстраивать новые отношения со взрослым, у него возникает познавательная потребность, и он становится готовым быть учеником. Это происходит именно к семи годам приблизительно.

– Здравствуйте, меня зовут Николай. Моему старшему ребенку пять с половиной лет – это девочка, она уже умеет читать, писать. Меня интересует вопрос: во сколько лучше ее отдавать в школу, с какого возраста?

– Прогресс налицо, и дети более интеллектуально развиты, чем мы или чем наши предшественники, чем бабушки и дедушки; но дело в том, что интеллектуальное развитие не определяет уровень готовности ребенка к обучению в школе. Это лишь один из параметров, и если другие параметры у ребенка не сформированы – об этом мы сегодня поговорим,– то нельзя говорить, что ребенок уже созрел для школы. Каким бы он умным ни был, он должен еще иметь возможность воспользоваться этими знаниями и захотеть воспользоваться этими знаниями. Поэтому раннее интеллектуальное развитие не является гарантом того, что ребенок рано может пойти в школу.

– Здравствуйте, меня зовут Евгения. У меня такой вопрос: с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу: с шести с половиной лет, или дождаться семи с половиной? Какие признаки готовности ребенка к школе должен знать родитель?

– Итак, какие критерии. Психологическая готовность к школе, если мы берем за основу подход Н. И. Гуткиной,– заключается в следующем.

Первый параметр – это мотивационная готовность – насколько ребенок хочет идти в школу (или не хочет), а если не хочет – то почему.

Второй параметр – это произвольная сфера, насколько ребенок готов действовать по правилу и по образцу. Я думаю, что мы об этом еще подробнее поговорим в конце, и я расскажу родителям, как можно провести определенную диагностику в домашних условиях.

Третий параметр – это речевая сфера, насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько хорошо он пользуется словарным запасом, и хорошо ли у него развит фонематический слух.

И четвертый параметр – это интеллектуальная готовность,– то, о чем чаще всего говорят, и считают, что это определяющее. Оказывается это не определяющее, а один из параметров психологической готовности к школе. Соответственно, если вы хотите понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет, вы должны посмотреть на эти четыре параметра и сделать определенные выводы – готов ребенок по всем параметрам к школе, или нет. Чаще всего происходит так, что ребенок в шесть с половиной лет может быть готов, допустим, по речевой сфере – у него хороший словарный запас, если родители много ему читали, он очень хорошо рассказывает по картинкам, у него хорошо развитая связная речь, он хорошо слышит звуки в слове, но этот ребенок совершенно не хочет идти в школу – он еще не наигрался. Или у этого ребенка еще не развита произвольная сфера, он не может долго сидеть, он не может сдерживать свои эмоции, он не может подчиняться правилам взрослого и выполнять какое-то неинтересное задание. Важно, чтобы все четыре параметра были к семи годам у ребенка сформированы – тогда можем говорить, что ребенок готов к школе. Будет это возраст 6 лет и 8 месяцев, 6 лет и 9 месяцев или 7 лет и 5 месяцев – все зависит от конкретного ребенка.

– Моя дочь пойдет в школу в шесть с половиной лет, но мы вообще ранние – в 4 месяца села, в 8 она пошла. С четырех лет ходим в школу раннего развития, там психологи все хором нам советуют не передерживать ребенка. Вижу сама, что ребенок готов к школе, но все-таки: не отнимаю ли я у нее год детства, когда можно еще поиграть, а в современной школе ведь очень трудно учиться?

– Все-таки мама сомневается, если задает такой вопрос, и такое ощущение, что пытается себя уговорить, что она, в общем-то, делает правильно. Раннее развитие и раннее интеллектуальное развитие не является гарантом готовности детей к обучению в школе. Если ребенок начал рано сидеть, рано говорить, рано ползать, это еще ни о чем не говорит. Если ребенок кажется родителям очень умненьким, как они говорят, умеет читать считать и писать, это не значит, что он готов к школе. На вопрос, не лишаете ли вы ребенка детства, ответ, мне кажется, будет однозначным – да, лишаете, потому что учиться в современной школе, конечно, очень нелегко – тем более детям шести с половиной лет. Я бы потратила лишний год на то, чтобы ребенку дать возможность просто поиграть.

– Мой сын готов к школе уже в пять лет, умеет читать, считать, пишет печатными буквами, усидчив. До школы еще два года – не будет ли ему скучно, если отдам его в школу с семи лет, не пропадет ли интерес?

Возвращаясь к тому, что умение читать, считать, писать, как любое раннее интеллектуальное развитие, не является гарантом того, что ребенок готов к обучению в школе. Есть определенные возрастные закономерности, и ребенок в пять лет еще не может быть учеником в школе, еще не может выполнять эту работу, он просто не созрел. Как бы у нас цивилизация ни двигалась вперед, как бы ни были развиты дети, возрастные особенности остаются на том же уровне. Есть определенные закономерности в развитии, которыми пренебрегать нельзя.

По поводу того, не будет ли ему скучно в школе – вот это большой вопрос. Потому что если оставшиеся два года до школы он активно будет дальше продолжать учиться читать, писать, считать и ходить на разные занятия – да, он устанет от них, и придет в школу уставшим, потому что, собственно говоря, какие знания ему получать – он и так уже все знает, «профессор» пришел. Если вы, наконец, поймете, что для ребенка самое главное, самое решающее – это игра, и дадите ему возможность эти два года просто наиграться, и в игре приобрести необходимые знания, умения и навыки, то тогда ваш ребенок придет в школу и сможет с удовольствием учиться; тогда для вас это не будет столь важно, когда вы перестанете так фокусироваться на теме приобретения каких-то умений.

Игра «школа» – это одна из сюжетно-ролевых игр, где ребенок встраивается в определенный сюжет, играет определенную роль – то учителя, то ученика. Как правило, дети очень любят в нее играть, и я бы вам сказала, что это игра не только развивающая и очень полезная для детей, которые скоро пойдут в школу, но она еще является диагностической. Если ребенок в этой игре всегда хочет быть только учителем, стоит задуматься – а готов ли он идти в школу? Если он хочет быть учеником и выполнять задания, или эти роли хотя бы чередуются, то тогда можно говорить о том, что возможно, он уже созрел, как ученик.

– В качестве учителя и ученика могут быть родители, или лучше ровесники, или плюшевые звери?

– Это могут быть игрушки, братья и сестры, это могут быть друзья, взрослые – неважно. Главное, что в этой игре распределены четко роли, и ученики должны слушать, что говорит им учитель, выполнять задания, а учитель должен давать оценку тому, что они сделали и предъявлять к ним какие-то требования, вводить определенные правила. Здесь как раз моделируется реальная школа, реальные отношения, с которыми ребенок столкнется, когда пойдет в первый класс.

– Хочу отдать сына в школу в 7лет и 8 месяцев, мы «зимние». Мне и психологи советуют так же, но в этом году есть возможность попасть к очень хорошему учителю. И еще думаю про армию – ведь чем раньше сын закончит школу, тем больше времени будет, чтобы поступить в институт и избежать призыва. Что делать, подскажите.

– Семь лет и восемь месяцев…. На самом деле тут бывает разное развитие событий. Бывает, что ребенок в этом возрасте достаточно хорошо встраивается в школу, а бывает, что ему, оказывается, надо было бы годик подождать. Поэтому я бы не довольствовалась мнением одного специалиста и нашла бы возможность найти узкоспециализированного психолога, который смог бы провести диагностику психологической готовности к школе и дать адекватную оценку – действительно ли ребенок в этом возрасте уже готов – конкретный ребенок. По поводу учителя – я понимаю, что хороший учитель – это очень важно для начальной школы, и это правильная позиция – искать хорошего учителя, а не просто хорошую школу. Но подумайте: за учителем невозможно угнаться, учитель может уйти в декрет, может уволиться или перевестись на другую работу. Вы можете привести ребенка к одному учителю, а через год будет другой. Поэтому, мне кажется, нужно все-таки ориентироваться на ребенка, на то, хочет ли он в школу, готов ли он к ней. А через год, возможно, появится другой новый учитель, которому вы тоже с удовольствием отдалите ребенка. Я бы сказала: здесь еще не только об учителе важно подумать, а о том, по какой программе будет учиться ребенок.

Про армию. На самом деле мы не можем предугадать, что будет через n-ное количество лет, что поменяется в нашем законодательстве, с какого возраста и каким образом будут призываться наши мальчики в армию. Я бы сказала, что шансов поступить в институт у ребенка, который на год позже пошел – а тем более у мальчика, будет намного больше, чем у ребенка, который пошел слишком рано.

Наталья Львова:

– Да, тем более, сегодня 11 лет учатся. По любому, в 18 лет.

В конце нашей беседы, Елена, может быть, Вы дадите какие-то конкретные тесты готовности ребенка к школе, которые родители могут дома со своими детьми провести?

Елена Громова:

– Первый показатель, о котором я уже говорила, называется мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, хочет ли ребенок идти в школу – спросите у него. Если он говорит что хочет, то узнайте – а что же его привлекает в школе, почему он хочет пойти в школу. Вот здесь вскрывается очень много интересных фактов. Ребенок может, например, сказать, что в школе будут его друзья из детского сада, в школе он сможет с ними играть на переменах. Это не является той причиной, которая нам нужна, это не является познавательным мотивом. Очень часто дети говорят, что они хотят пойти в школу, потому что в школе не надо будет спать – это такой «насущный» ответ, но это не та причина, которая нам нужна.

Второй показатель – это произвольная сфера, умение действовать по правилам и умение действовать по образцу. Умение действовать по правилам – можно предложить ребенку поиграть в игры «черное и белое», «да и нет», «летает – не летает» и оценить произвольность поведения. Когда ребенку задаете вопрос, нельзя произносить «черное» и «белое», нельзя отвечать «да» и «нет» (а очень хочется), задаете такие вопросы, на которые так и хочется сказать «да» или «нет», то вы сможете посмотреть, находится ли все-таки другой вариант ответа у ребенка, или у него все это проскальзывает эмоционально: «да» и «нет», «черное» и «белое».

Далее – умение действовать по образцу. Здесь может быть как и объемный вариант – то есть выложите какой-то узор мозаичный и попросите ребенка повторить сделать такой же. Или это может быть задание на плоскости, а лучше и то, и другое. Вы можете что-то нарисовать ребенку – очень простое: дерево, дом, и попросить его воспроизвести то же самое. Очень популярным давно является тест Керна – Йирасека – пишется фраза «он ел суп», и здесь в определенном порядке точки, и ребенок должен на таком же листе бумаги пустом все это воспроизвести.

Если мы говорим о самом тесте Керна – Йирасека, то здесь еще рисуется человек, мы смотрим еще на моторику, как развивается моторика, как он изображает человека, какие части тела и как рисует – это дополнительная информация. Также вы можете, например, дать какую-нибудь картинку из геометрических фигур, и ребенок может ее воспроизвести, может, что-то посложнее нарисовать, и посмотреть, как он справился с этим заданием. Если справляется и близко к образцу – значит, ребенок может действовать по образцу. Если вы видите полное несоответствие или достаточно серьезные нарушения отклонения от того, что было нарисовано, то стоит сделать вывод, что умение действовать по образцу все еще не сформировано. Некоторые психологи считают правильным давать детям графический диктант-клетка вправо, клетка влево. На самом деле этот диктант не является показателем, потому что дети до первого, а иногда и до второго класса, путают «право» и «лево». Поэтому те методики, которые я вам показала, очень просты в использовании, более показательны.

Дальше – речевая сфера. Речевая сфера – это насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько у него хороший словарный запас, и насколько у него развит фонематический слух. Как это проверить? Дать ребенку картинку и предложить по ней составить рассказ. Лучше, если это будет несколько картинок об одном – бывают такие разрезные картинки, и нужно их правильно расположить – где начало, где конец истории, и потом рассказать. Здесь мы как раз увидим, насколько грамотно ребенок выстраивает речь, какие слова и насколько активно он использует в своей речи. И второй момент – фонематический слух – очень просто, наша с детства известная игра в «города», а можно ее более упростить – «фрукты», «овощи», и все, что угодно, – предложить ребенку называть слова на заданный звук. Придумай слова, которые начинаются на звук «к»,– и слушать ребенка. И обратный вариант – когда мы произносим ребенку слова и говорим: в этом слове есть этот звук, или его нет. Этот звук может быть и в середине, и в конце, и в начале.

– Стоит ли этот тест готовности к школе, о котором Вы сейчас рассказали, провести в начале учебного года, когда ребенок пошел в подготовительную группу, и если мы видим какие-то провалы, заниматься с ним специально, и таким образом готовить его к школе?

– Очень хороший вопрос, Наталья, мне очень нравится. Когда я работала в школе и имела возможность видеть деток, которые только пришли в первый класс, я видела, какие сферы у них еще не сформированы. Мне было очень жаль, что они не сделали этого раньше, не нашли, может быть, какого-то другого специалиста, чтобы подготовиться. Потому что на тот момент, когда они уже в школе, очень трудно, хотя и даешь какие-то рекомендации, что-то скорректировать. Когда я работала в детском саду, то я старалась всегда проводить эту диагностику в начале учебного года, в подготовительной группе, для того, чтобы родителям дать рекомендации и сказать, что эта сфера у вас уже достаточно хорошо сформирована, уже скоро «созреете» окончательно, а вот здесь надо трудиться и трудиться целый год.

Это на самом деле очень правильный подход, и по идее, в детских садах должны проводиться такие диагностики. Иногда возможно, но у нас, к сожалению, такого нет: посмотреть ребенка хотя бы в апреле-марте, и за лето немножечко подкорректировать, подтянуть, почитать. Я бы сказала, что роль чтения детям вслух невозможно переоценить в подготовке к школе, потому что здесь задействован и познавательный момент – ребенок узнает и хочет узнавать что-то новое; и речевая сфера, прежде всего; и произвольная, когда ребенок сидит и слушает; и, безусловно, интеллектуальная, потому что ребенок и воображает, как может выглядеть тот или иной персонаж, и обобщает, и систематизирует. Поэтому, пожалуйста, читайте с вашими детьми хотя бы летом!

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач “Мамина школа”

Комментировать