<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Александр Гаврилов</span> <br>Учимся растить любовью

протоиерей Александр Гаврилов
Учимся растить любовью

(3 голоса5.0 из 5)

Часть 1

Многие люди в 90-е годы стали употреблять всевозможные наркотики, вещества, изменяющие сознание. Это было связано с новым периодом, переходом страны в другое русло, с какими-то разочарованиями. Нам сейчас это неважно. Нам важно то, что, к сожалению, в 90-е годы очень многие молодые люди употребляли, а сейчас они стали родителями. Большинство отказалось от наркотиков, алкоголя, чего-то деструктивного и сейчас живут обычной жизнью, растят детей.

Но, к сожалению, зависимости – это такие хитрые штуки, которые могут менять свою личину, переделываться в какие-то другие зависимости. Допустим, человек отказался от алкоголя – стал заедать, человек перестал заедать – стал углубляться в экстремальные виды спорта, так называемую адреналиновую зависимость, ушел оттуда – перешел в трудоголизм и т.д., и т.д.

Ничего плохого нет в том, что человек много работает и хочет для семьи заработать какую-то денежку. Ничего нет плохого в том, что человек стал заниматься спортом, если мотивация у человека расти, а не прятаться от какой-то боли, которая есть в его душе. Вот если боль существует, а человек с ней не справляется, ничего не делает, то он просто из социально-неприемлемой зависимости переключается на в данным момент, в нашем срезе социальном на как бы приемлемую зависимость.

Всё было бы ничего, если бы, к сожалению, не касалось детей. И сложность заключается в том, что родители начинают видеть у своих детей проявление их зависимостей. Они начинают видеть, как дети ведут себя также по отношению к ним, как те вели себя также по отношению к родителям.

Еще есть одна интересная деталь – зависимости меняются от периода. Т.е. если раньше было круто употреблять наркотики, то сейчас это не совсем модно, скажем так. Сейчас появляются более интересные вещи для подростков, например компьютерная зависимость. Человек сидит в компьютере, там он придумывает себе миры, там он реализуется, там он великий, там он сильный, там он храбрый. Для него это по факту уход от реальности.

Так вот, родитель бьет в колокола и…

Часть 2

Так вот, родитель бьет в колокола и начинает воспитывать ребёнка. Но сложность в том, что дети не воспитываются. Это иллюзия нашего времени.

Ребёнка невозможно воспитать, но можно выдрессировать, допустим, заправлять кровать. Пока над ним будет «дамоклов меч» мамы или папы или какая-то манипуляция «не дам тебе то, не сделаю сё», то ребёнок будет заправлять кровать. Как только «меч» исчезнет, ребёнок сделает так, как он хочет.

Друзья!

Дети не воспитываются, они полностью клонируют контекст исполнения родителя. Не технику, а его контекст, т.е. внутреннее содержание родителя. Поэтому хорошо, если родители конструктивные, и страшно, если деструктивные.

Такой пример.

Представьте скотный двор: корова, лошадь, курица с петухом, свинья… У них есть детишки: у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у кота — котенок… Эти маленькие зверята возятся между собой, один даже может поесть из миски у другого, прийти в гости. Но свои базовые ценности это животное будет перенимать от своих родителей до тех пор, пока родители не исчезнут. И оно тогда может прилепится, например, к поросёнку, думая, что это его родители и начнёт перенимать его ценности. Но, в принципе, если родители существуют, это маленькое животное начинает перенимать контекст (внутреннее содержание) только у своих родителей. И, если это страхи, нечестности, гордыня, хитрости, то ребёнок будет их перенимать, технику правда использовать совсем другую.

Допустим, если родитель использовал технику под названием «курение», а контекст был «не быть белой вороной» в коллективе на заводе, то ребёнок переймет не технику «курение», а контекст «я боюсь быть белой вороной».

Если в детской среде, например, школьной, это не курение, а собирание марок, то ребёнок будет собирать марки, не потому что нравится, а потому что он перенял от родителей контекст «я боюсь быть белой вороной». Если сейчас в этой среде будут «паром дымить», то он будет так делать, если будет похоть или блуд, то он будет перенимать это. Но контекст будет один – я боюсь быть белой вороной.

Очень часто родители говорят, ну как, мы же так не делаем? Потому что он клонирует твой контекст.

Если родитель этот контекст оставил деструктивным, то ребёнок, к сожалению, будет записывать в свою жизнь этот деструктивный контекст, а исполнять его будет согласно моде социального слоя и современности.

Что же тогда с этим делать?

Часть 3

Родители начинают бить в колокола, потому что они понимают, что что-то идёт не так. Они может быть не могут это всё объяснить, но понимают, что им это не нравится. И обычно здесь происходит интересный момент.

Они ведут ребёнка к психологу или к священнику, если они православные, говоря: «Батюшка, сделайте с ним что-нибудь. Может быть мы отдадим его в воскресную школу, может быть мы его в алтарники определим. Сделайте с ним что-нибудь, какие-нибудь группы терапевтические детские…»

Всё было бы хорошо, друзья, но это не работает!

То есть это работает как иллюзия, типа родители что-то делают. Однако, если они не меняют свой внутренний контекст, то ребёнок просто будет учиться новой технике и толку не будет никакого.

Поэтому родителям надо начать с себя, научиться любить себя.

Что это значит? Это значит приходить к Богу, уходить от страстей, быть радостным и гостеприимным, уходить от сквернословия и нечестностей… Любить себя!

Ребёнок, видя эти изменения, начнет тоже менять свой контекст. И тут нужно сказать об одной интересной вещи: психологи, как правило, считают, что только до 3-5 лет формируется этот контекст. У меня есть интересный случай, который опровергает эту теорию. Мне кажется, что здесь Бог творит чудеса, в подтверждение этому расскажу историю, которая случилась у моего близкого давнего приятеля.

Он был шалопай, занимался в те годы фарцовкой, но, так как родители у него профессора, то они «вытянули» его в институте. Но он фарцовщик. Джинсами «занимался» раньше, потом прямо коммерсантом стал. В общем, далёкий от любви к учебникам товарищ.

Проходили годы, я периодически слышал как он сетовал на то, что его дети плохо учатся. Говорил: «Вроде бы и репетиторов нанимаем им, и учебники хорошие покупаем, а дети бестолковые». Все вокруг всё понимали, он единственный не видел связи.

Дальше интересная произошла штука. Он воцерковлялся, воцерковлялся и довоцерковлялся до такой степени, что поступил в духовное учреждение, решил свой путь с этим делом связать. Надо отдать должное ректору, который смог преподавательский состав сделать настолько шикарным, что мой приятель зафанател. Он погрузился в учебники и лекции, изучал, писал. Что-то произошло у него внутри.

Однажды он приходит и говорит: «Вы не представляете! Они у меня стали пятёрочниками, сами делают домашние задания. Как так?!». Мы стали с ним разбирать. Просто он начал в свои 40 лет учиться и ребёнок 14 лет, который казалось бы сформировался, тоже стал учиться.

Надо начинать с самого себя!

Бесполезно вталкивать и вбивать в ребёнка какие-то ценности, если ты их сам не исповедуешь. Но не исповедуешь не техникой, а внутренним содержанием.

Интересно получается, что мы предлагаем эту методику начать с самих себя, начать учиться любить себя. В Евангелии есть такая замечательная фраза «любить других, как самого себя». После запятой на текст многие как-то не обращают внимание. Вроде бы мы все сами себя любим.

Как ты себя любишь, если куришь?
Как ты себя любишь, если ешь гамбургеры вместо яблока?
Как ты себя любишь, если не высыпаешься?
Как ты себя любишь, если 1000 лет не отдыхал?
Как ты себя любишь?

Научись любить себя, и ты тогда поймёшь, как любить, как минимум, свою жену, мужа, детей.

Когда люди начинают любить себя, они понимают, что как было бы здорово с ребёнком погулять, как было бы здорово с ребёнком поиграть, как было бы здорово с ребёнком просто побыть вместе, похвалить его.

Я мечтал, чтобы меня похвалили мои родители в детстве, но они не хвалили, мечтал, чтоб папа со мной погонял мяч, но он был занят, он меня порой унижал и критиковал, к сожалению. Но я мечтал.

Сейчас происходит такая дыра – ребята даже не знают во что играть. Настолько провал из-за компьютеризации, что люди не знают, как это поиграть в прятки, догонялки… Представляете, какая происходит метаморфоза. Если родитель…

Часть 4

Если родитель, понимающий про мечты в своём детстве, начинает это воплощать в действия по отношению к сыну/дочери (например, вечером берёт мяч и выходит во двор поиграть), то дети начинают чувствовать важность/нужность свою в семье. Это про безусловную любовь к ним, не за пятерку или двойку, а потому что априори папа и мама его любят независимо от оценок, они всё равно с ними сегодня поиграют, обнимут, поддержат, будут заботится…

Но!

Это так красиво звучит. Зачастую родители имеют, к сожалению, низкую самооценку, чувство вины, им сложно взять и вот так вот выйти на улицу, поиграть: «Что обо мне подумают? Я с животом, да и не умею ни во что играть, я устал, мне некогда, у меня тренировочных кроссовок…». А когда это начинает быть принятым и даже модным, то вроде как это начинает быть интересным. Человек смотрит в окно, а там другие родители играют, тогда могут тоже решиться.

Если мы создадим в городе/районе/дворе такую «критическую массу» продвинутых родителей, то пойдет вовлечение и тех, кто ещё боится. Тогда дети, с одной стороны, будут видеть любовь родителей, с другой стороны, и родители научатся любить своих ребят. Будет происходить некое копание туннеля с обеих сторон: родитель будет переделывать свой контекст по отношению к своей семье, ребёнок будет это видеть и откликаться.

Самое, наверное, классное было бы то, что, выбирая между «посидеть за компьютерной игрой» или «с папой поиграть в футбол», ребёнок бы сам сказал: «Пап, слушай, я, конечно, за футбол!». Для родителя это будет победа. Тогда наша миссия отчасти была бы выполнена в том плане, что мы бы «заразили», вовлекли, передали новый контекст любви Христовой в семью.

Что тогда изменилось бы на базовом семейном уровне? Надобность принимать алкоголь/наркотики просто напросто отпала бы сама по себе. Для этого нужно:
а) учить родителей любить самих себя
б) любить свою семью
в) под любовью подразумевать не «я забираю из этого мира», а «я отдаю этому миру».

Т.е. как выигрывает моя жена, что я её муж, как выигрывает мой муж, что я его жена, как выигрывают мои дети, что они мои дети, родители, как все они выигрывают? Тем, что я им купил дорогой планшет и они там уже стали такие дистрофики с длинными пальцами? Или он выигрывает тем, что может папе рассказать все свои секреты и спросить совета. Например: «Папа, а как мне быть в отношениях? А как мне быть, если ребята не слушают? Мам, а как мне грамотно себя вести с этим мальчишкой?…»

Вот бы был такой уровень доверия в семье!

Но, всё от родителей, дети не смогут это сделать, они лишь копируют нас. Если бы родители это слышали, если бы родители начали заниматься собой, своим духовным ростом, учились любить себя, чтобы передать эту любовь другим, тогда бы было всё шикарно.

Понятное дело, что самому человеку, не справиться, т.е. без Бога это всё останется болтовнёй, а с Богом любые чудеса возможны.

Поэтому хочется пожелать, чтобы мы шли в храм не просто поставить свечку, а чтобы задавали себе вопрос: как сегодня я могу стать лучше, чем вчера? Это всё относительно себя. Да, у нас есть осуждение, сквернословие, нечестности. Нужна работа с духовником, спрашивать, исповедоваться, понимая свою немощь, причащаться, брать от Бога силу, чтобы двигаться дальше. Опять падать, опять вставать, приходить к духовнику на исповедь, опять брать силы…. Как показывает практика, за 3-6 месяцев человек уже понимает, о чём идет речь и начинает внедрять любовь, отдавать свет и добро в семье.

Тогда окружение уже не скажет: «Куда ты пошёл?». Будет наоборот: «Ты в воскресенье ходишь в храм, поэтому целый день от тебя позитив, радость и тепло. Ты не проспишь в это воскресенье? Давай-давай, иди в храм, зато вторая половина дня для нас волшебная».

Почему как правило не пускают родственники в храм? Потому что пришёл человек оттуда и начинается: «А что вы не поститесь, что вы не молитесь, что вы не то, что вы не сё?». Проигрывают близкие, а надо чтобы выигрывали.

Представьте, ребёнок скажет: «Пап, ты там куда-то ходишь, а потом ты такой позитивный, радостный, и всё время посвящаешь мне, а можно я с тобой схожу? Потому что мне с тобой классно!». Вот уже и дети в храме, не надо их силком тащить в алтарники, воскресные школы. Они сами попросятся, начнут этой темой заниматься.

А все начинается с чего?

Только с одного – с себя!️

Комментировать