<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Роман Петренко</span> <br>«Научите детей благодарить»

протоиерей Роман Петренко
«Научите детей благодарить»

(2 голоса5.0 из 5)

Как ребенок входит в церковную жизнь и что влияет на его духовный выбор, когда он вступает в противоречивый подростковый возраст? Что препятствует, а что помогает воцерковлению детей и подростков? Об этом – наша беседа с протоиереем Романом ПЕТРЕНКО.

– Отец Роман, многие называют Вас «детским» батюшкой, наверное, потому, что в тульском Пречистенском храме с пределом Вифлеемских младенцев-мучеников, где Вы являетесь настоятелем, так много детских лиц.  Впрочем, как и в храме  в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого  при детской областной больнице, где Вы служите. Воцерковление детей часто происходит на Ваших глазах. Как это бывает?

– Для ребенка церковная жизнь обычно начинается так: сначала его приносят на руках, потом он своими ножками идет следом за близкими, куда поведут, а после, взрослея, осознанно «протаптывает» тропинку в храм.

Как  и во все времена, своих чад приводят родители. Конечно, в скорбных обстоятельствах, в больнице, это происходит чаще.

Самые маленькие мои новокрещенные – как правило, пациенты отделения гематологии с онкологическими, иногда врожденными заболеваниями крови.

Страдания младенцев – то, что так трудно принять и верующему человеку, для неверующего становятся еще более сильным потрясением и из глубины отчаяния обращает его к вере.

Это большая тайна – как происходит в душе конкретного человека покаяние, перемена сознания, а затем полностью меняется жизнь.  В больничном храме бывали случаи, когда принимали крещение не только «тяжелые» дети в реанимации, но и их родители.

Кстати, могу засвидетельствовать, что после Таинства Крещения подавляющее большинство малышей идет на поправку. Шансов на выздоровление у ребенка много, особенно, когда высокая от природы жизнеспособность подкрепляется благодатью, даруемой в таинствах.

В больничном храме обычно крестим детей маловоцерковленных родителей – здесь надо ловить момент, в другое время они, возможно, и не пришли бы.  Но если  особой срочности нет, обычно советую крестить там, где живет семья,  на ближайшем приходе: для родителей малыша удобнее, а главное, вырабатывается хорошая привычка ходить именно в свой храм.

Девочка в церкви Как-то крестил дочку своих знакомых. Через некоторое время у 11-месячной девочки выявили опухоль головного мозга, и за четыре дня жизнь этой семьи стала другой. Родители дали обет: если Господь вернет ребенка, они полностью изменят свою жизнь. Но, видя их лица, я понял, что, даже если произойдет самое страшное, теперь они не отойдут от Бога.

Вот так и происходит – мама с папой ведут за ручку чадо, или, наоборот, чадо в младенчестве через свои болезни приводит родителей, чтобы позже они  привели в храм его – рано или поздно, с помощью привычки или собственным примером…Взрослые – через скорби, дети – через взрослых… Получается вечное движение – мы словно вытягиваем друг друга к Богу. Так ребенок вырастает истинным христианином.

– Для детей  воцерковленных родителей участие в литургической жизни Церкви естественно и органично. Такие малыши с пеленок в церкви, они остаются там подолгу и с удовольствием, знают, как вести себя и на службе не устают. А как быть, если один из родителей против  посещения храма, и в семье возникает напряженность?

– Общих принципов нет, помогать нужно по-своему в каждом конкретном случае.

Хорошо, когда семья приходит в полном составе, но хорошо даже, если есть воцерковленная мама, а папа, если церковную жизнь и не принимает, то хотя бы не противодействует. Причащать ребенка с пеленок очень важно, как и молиться за него.

ПричастиеМалыш интуитивно подражает родителям, ему нужен хороший пример, поэтому маме лучше спокойно настаивать на своем – не оставлять молитву, соблюдать пост, идти  на богослужение.

У детей перед глазами постоянно должны быть положительные примеры хороших людей доброй жизни. Вообще, родители  обязаны стать авторитетом. Скажем, ситуация, когда мама и дочка подружки – в корне неправильная. Она обедняет отношения, а главное, лишает ребенка почвы под ногами: на него некому повлиять, а ему не на что опереться.

На собственном опыте я убежден, что всегда, а не только до 13-14 лет, стоит прислушиваться к родительскому мнению и принимать его со смирением. Хотя сегодня это непопулярно.

– Бывает, что дети из церковной среды, становясь подростками, меняют свое отношение к Церкви, уходят. Нужно ли проявить твердость, ломать сопротивление, или  принять все как есть и ждать, когда сын или дочь сами разберутся?

– Родители просто обязаны повлиять, ведь кто это сделает, если не они? Вопрос только, какой применить поход: иногда разумные доводы еще больше озлобляют взрослого ребенка, вызывают отторжение. В этом сознательном возрасте  человек уже сам отвечает за свои поступки: переубедить сложно,  но обязательно надо молиться о его вразумлении. Сам он еще не может разобраться, вектор определенно нужен. Наверное, подростка не стоит заставлять верить в Бога. Эту веру может привить ему совершенно искренняя христианская родительская любовь  – и он обязательно вернется.

Моя мама всегда любила церковь, в детстве постоянно брала меня с собой. Мне в храме было хорошо, и с раннего возраста я ощущал себя верующим. Но в юности на время отошел от церковной жизни: то лень, то другие находились мотивы, хотя вера никуда не исчезала. Она помогала не попадать в истории, не следовать плохим примерам, сберегать душевную чистоту. И уже взрослым я снова оказался в Церкви. Всё сложилось так, что иного пути просто не могло быть: в переломные 90-е приехал в Россию из Украины, работал на стройке. Но по Божьему Промыслу получилось так, что попал в храм. Как-то съездил в монастырь свт. Тихона Задонского, и моя жизнь с того момента больше не была разорвана с Домом Божьим. Вскоре оказался на пастырских курсах в Туле, потом стал келейником Владыки Серапиона, затем Владыки Кирилла. Женился, меня рукоположили, начал служить. Все происходило очень легко и естественно, без особых волевых усилий с моей стороны, просто Господь вел, а я не сопротивлялся. Так и о каждом из наших детей Господь заботится и всем желает спасения. Нам бы только не сопротивляться Ему.

– Батюшка, а что Вы скажете по поводу такой проблемы: воцерковленный ребенок растет, и не факт, что он попадает в православную гимназию, чаще – в обычную школу, где другие ценности и приоритеты, и для него зачастую все переворачивается с ног на голову. Как его можно адаптировать?

– Проблема, и правда, сложная, однажды она возникла и передо мной как перед папой. Жизнь ребенка нельзя разделить на два мира – до школы и в школе, невозможно поделить на части – светскую и духовную,  уберечь от мира и его противоречий, но помочь ему разобраться в происходящем нужно.

Обычно церковный ребенок доверяет всем и не всегда может дать отпор,  его часто обижают, и в компании он никогда не становится до конца своим. Многое ему предстоит пережить и при этом стать сильнее, мудрее. Но, пока он выработает  иммунитет к происходящему, он набьет немало шишек. Жаль его, конечно, а как по-другому?

Надо постараться внушить ему чувство собственного достоинства – не потому что он такой хороший, а потому что несет в себе образ Божий, тогда будет легче. Многое могут родители, они – символ защищенности  и должны быть рядом, чтобы вовремя дать важный совет. И пускай в своем внутреннем мире ребенок все равно остается один на один с собой, важно дать ему почувствовать, что Господь рядом  с ним и никогда его не оставит. А еще – что верующим всегда было непросто – и взрослым, и совсем маленьким.

– Школьные «Основы православной культуры» у подростков и родителей, чуждых церковной жизни,  порой вызывают раздражение и отторжение. Курс культурологический и не ставит целью проповедь, но ведь не все это понимают. Каким может и должен быть духовный ответ на такую реакцию?

– Однажды меня приглашали на школьный факультатив по православной культуре, и не могу сказать, что моя встреча и беседа с учениками  была легкой и непринужденной. Сложно говорить с детьми – и возраст противоречивый, и восприятие у них сейчас совсем другое.

Мне кажется, раньше мы себя так не вели в школе, наверное, мы с бОльшим уважением относились к старшим.

Семя, посеянное в младенчестве, даёт свои плоды: тех детей, которых действительно, а не номинально воспитывают, сразу видно – они не будут насмехаться над сверстниками в конфузных ситуациях, слушают внимательно, задают вопросы и вообще ведут себя более спокойно и сдержанно. Но таких детей единицы, большинство ребят  – внешне уверенные в себе, расторможенные, а на самом деле закомплексованные и не очень-то счастливые, ищешь к ним подход и не можешь найти.

Конечно, это – прерогатива учителей, которые знают методики и технологии преподавания, но зачастую пасуют перед содержанием предмета, и им нужно помогать, тогда предмет будет интересен и не вызовет негативной реакции.

Вообще же такие факультативы  и  уроки обязательно нужны, ведь любая информация или опыт  встречи с православием где-то подсознательно откладываются, и возможно, в критический для подростка момент всплывут  в памяти и реально ему помогут.

– В современной школе  краеугольный камень воспитания  – установка на успех. Но ведь стремление к успешности как к самоцели, конкуренция, соревновательность  – не в духе православия. И в то же время, не быть успешным – значит, не быть принятым. Дети  из церковной среды зачастую испытывают растерянность – пасуют перед этим противоречием. Как же им быть?

– Важно объяснить, что такое успешность по-православному. Успех сам по себе не плох, плохим может быть его следствие – гордыня. Источник благ – Бог, а возможности, таланты и успех  исходят от Него. Принимая Его помощь, мы, и, правда, сможем рисовать, петь и забивать мяч лучше других, не вставая при этом в позу, ведь все это – не наши только достижения, и не забывать при этом Его благодарить.Мама с ребенком

Вспомните Нагорную проповедь: «Ищите прежде Царствия Божия  и правды Его, и все остальное приложится вам» (Мф.6:33).

Подросткам, для которых мир зачастую предстает в черном цвете, жизненно необходимо знать, что они – любимые Божьи дети. И что удача, счастье, благополучие обязательно будут им даны – при условии, что это необходимо для спасения.

Если с детства внушить ответственное отношение к своему делу (учебе, работе) как к делу Божьему, как к порученной  свыше миссии, то и во  взрослой жизни  подростки найдут свое место.

С одной стороны, верующий человек  в чем-то  уязвим, с другой – наверное, более защищен: у него есть внутренняя «система безопасности», он постоянно проверяет на соответствие вере Христовой  и окружающий мир, и свои поступки. На работе и в семье он надежен и поэтому всем нужен, вот это и есть формула его успеха.

И еще о благодарности: ребенка надо учить, что надо за всё благодарить Бога и быть благодарным своим родителям. Вообще, это самые главные для его воцерковления заповеди: почитай Господа Бога своего и почитай отца и мать,– на них, как на материнском молоке, наши дети физически и духовно растут.

Беседовала Валентина Киденко

Комментировать