Совсем ли отказываться православному христианину от телевизора? Может ли быть в нем хоть какая-то польза? Насколько велико и каково его воздействие на детей? Эти вопросы задают себе многие верующие. Решить их помогут размышления и советы опытного пастыря, отца большого семейства, Санкт-Петербургского священника Виктора Грозовского.
По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА
Безвитаминная пища
Сейчас почти невозможно восстановить историческую картину появления на свет чудо-телевидения. Одни говорят, этот «страшный ребенок» родился в Америке, другие — в Англии, третьи — еще где-то, а особо патриотически настроенные узбеки считают настоящей родиной современного чуда — г. Ташкент. Но где бы ни родилось это удивительное изобретение (телевизор — телевидение), понятно одно: на сегодняшний день это мощнейшее коммуникационное, информационное, рекламное и прочее, и прочее…, наконец, идеологическое — оружие.
А теперь спросим сами себя: какова же роль и значение телевидения в современном мире, если сам зритель (потребитель) не имеет четкого понятия о цели собственного пребывания (существования) на нашей грешной планете, если многие считают, что одним хлебом жив человек, и страстями, и пожеланиями, которые активнейшим образом атакуют душу человека через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а телевидение — через первые два особенно?
Телевидение — главное оружие СМИ. Пока это оружие находится в руках безбожной власти, бизнесменов-язычников, к телевизионному ящику, который у большинства семей водружен на место икон в красном углу, относиться нужно весьма и весьма сдержанно. «Не всякому духу верьте», — говорится в Евангелии. Мы же готовы поверить, что какой-то проходимец или больной человек, пришедший к нам в дом через экран телевизора, есть Христос и может воскрешать, подобно Ему, мертвецов. Вдумайтесь!
А когда говорит виднейший иерарх Русской Православной Церкви о пути вечного спасения души человеческой, то ему первый (главный) канал телевидения отпускает всего 15 минут в неделю (по субботам)! Это отношение «народной» власти к Церкви.
Власть к Церкви порой склонна относиться «начальственно». Христос и его заповеди реально никому не нужны: ни власти, которой нужна от Церкви лишь сдерживающая народ идеологическая узда, а вовсе не проповедь о Спасителе и христианском образе жизни и не равноправное сотрудничество в социальной, образовательной и культурной сфере; ни обществу, которое перестает ощущать связь таких слов, как Христос, христианство и Православие. Где баптист, где лютеранин, где католик, где православный, — иному (скорее большинству) и вовсе не разобраться. Да не очень-то и хочется.
Отвращенный от Бога, трудившийся за гроши бывший строитель светлого будущего, а ныне находящийся на заслуженном отдыхе пенсионер, лежа на диване, может вполне удовлетвориться той разнообразной информацией, какую он получает через своего домашнего информатора — телевизор. Но насколько вообще человеку важен, нужен и полезен огромный объем разной информации, идущей из TV? Напитает ли нашу душу обильная информационная безвитаминная пища, после принятия которой все равно испытываешь духовный голод? Это вопрос!
Якобы реальность
Телевидение навязывает нам сомнительные моральные «ценности»: образ действия, образ жизни, мысли и приоритеты каких-то морально опустошенных, морально падших людей, вся жизнь и интересы которых сосредоточены на интересах плоти. Это не может не проникать в сознание телезрителя вообще и, в частности, — молодежи и детей. Информируя общество, просвещая и воспитывая его, телевидение претендует на владение умами, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали, не базирующейся на фундаменте христианских ценностей. Это та фактическая реальность, которая формирует социально-политическое сознание общества, его взгляд на экономику, политику, культуру, искусство и даже — на отношение человека к Самому Творцу и Создателю мира.
Часто ли мы видим по телевидению и слышим по радио, чтобы наши известные политики, артисты, журналисты, писатели, предприниматели говорили о покаянии, нравственных и моральных ценностях? Нет! Зато обильным грязным потоком льется из «колдовского ящика» ложь и клевета, подвергаются осмеянию любовь, семья, честь (благочестие), Родина, патриотизм. В стране, страдающей от голода и холода, на миллионы людей, еле-еле сводящих концы с концами, изо дня в день обрушивается с экранов телевидения сатанинский хохот цинично веселящихся растлителей душ. Сегодня главная цель TV — заменить реальность на виртуальность. Если Церковь говорит о духовном мире, то телевидение вводит человека в мир зримых духов, создаваемых медиократией. Многие проблемы в обществе как существовали раньше, так существуют и доныне, но мы о них ничего не знаем, т.к. нет информации. И наоборот — многие вопросы и проблемы, которые раньше считалось неприличным обсуждать «при свете», при детях выносятся на всеобщее обозрение. Церковь говорит: Господь дал человеку свободу выбора между добром и злом, a TV предлагает свои представления о добре и зле. Вам представят и святых, и Ангелов, и сатану и вложат в их уста то, что нужно медиократии, то есть власть имущим. Они так умело предложат сделать вам выбор того или иного товара, той или иной услуги, того или иного кандидата, той или иной партии, что вы будете убеждены в том, что это именно ваш выбор, а не результат пропаганды.
Высшее руководство страны призывает телевизионщиков создавать созвучные времени системы культурных ценностей (не только создавать, но и тиражировать) и внедрять их в сознание зрителя. И стали быстро внедрять созвучные времени ценности в форме развлекательных программ, якобы «реальных» шоу типа «Последний герой», «За стеклом», «Окна», «Фабрика звезд», «Гарем» и прочее. На голубых экранах замелькали этакие «романтические» бандиты, для которых убить человека не более, чем прихлопнуть назойливую муху или комара, жужжащего над ухом; криминальная хроника завладела нашим вниманием сильнее, чем герои Конан Дойля Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Длиннющие сериалы и «мыльные оперы» заставляют доверчивые сердца зрителей переживать надуманные истории с порочными героями, запутавшимися в сетях собственных страстей и похотливых желаний.
Возможность альтернативы
На этом фоне показ спектаклей вживую или в записи является предпочтительнее бесконечных сериалов. Желательно, чтобы в основе спектакля или телефильма лежали пьесы, написанные русскими и мировыми классиками, или сценарии на основе классических произведений («Идиот» Ф.М. Достоевского или «Гамлет» В. Шекспира).
Очень полезны передачи для садоводов-любителей, которые получают нужные советы от профессиональных агрономов, помогающих им выращивать на своих подсобных участках овощи и фрукты, что является существенной поддержкой нищенского бюджета трудового человека.
Что же касается познавательных передач типа «В мире животных» и т.д., то здесь не следует увлекаться подробностями отношений самцов и самок, дабы воображение ребенка не проецировалось на взаимоотношения мужчины и женщины и не возбуждало бы в нем непонятного пока еще ему движения чувств и мыслей…
Иногда же, например, кажется, что вся огромная страна больна футболом. Ну что же, видимо, болезнь неизлечима, — смиренно положимся на Божию волю и не будем осуждать тех, кто смотрит футбол, переживает и радуется успехам местной команды или огорчается за поражение национальной сборной.
Верующие, вероятно, предпочтут канал, на котором транслируется в прямом эфире Божественная служба (Всенощное бдение) или какая иная православная передача.
Религиозный человек — это человек, ищущий связующих с Богом путей. Он рад любой правдивой информации о Творце, Его Сыне и Святом Духе. Она (информация) обязательно вызовет благоговейное чувство в душе благочестивого христианина, чувство искреннее (не суррогатное), благодарное Богу и людям с телевизионной камерой в руках.
А как быть страждущему человеку, не имеющему физических возможностей присутствовать (молиться) в храме? Телевидение раздвигает стены и коридоры больничных палат и, подобно евангельским друзьям, прокопавшим крышу дома, где проповедовал Христос, полагает больного к ногам Спасителя. И болящий, по вере их, сможет взять одр свой и, исцеленный, с чувством величайшей благодарности Христу, двинуться в дом свой.
Воспитательная роль
Нельзя сказать, что современное телевидение не воспитывает. Его воспитательная роль огромна, только весь вопрос в том, какие ценности прививаются современному зрителю. Мы видим, как соблазнительно телевидение представляет человеку мир, лежащий во зле. Но ведь тот же самый мир являет людям много примеров добрых и положительных. Так что же для вас самое ценное в этом мире, господа телевизионщики? Ибо Господь наш Иисус Христос в Евангелии от Луки говорит: ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:34).
Многие люди сегодня не хотят признавать, что именно безбожие, помноженное на низкий культурный уровень общества, рождает культурное и гражданское одичание. Конечно, надо сказать, что за последнее время появилось немало фильмов российского производства на темы национальной классики. И все же школьники мало знают, кто такой был Александр Невский, и вряд ли кто из них скажет, что его любимый герой — Илья Муромец. Они больше увлекаются похождениями Бэтмена, Человека-паука, Терминатора, не сознавая того, что герои фильмов ужасов нарушают их психику.
Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы духовная пища, предлагаемая сегодня телезрителю, была бы хороша на вкус, а главное — полезна для души. Но когда нет ни того, ни другого, то отсутствие вкуса и пользы является свидетельством глубочайшего равнодушия к тем, кто сидит у экрана в ожидании чуда.
«Телевидение так же, как и другие открытия, например, в области ядерной физики, явственно показывает, какую опасность для человека может представлять знание при отсутствии нравственности. Оно подводит человека к физическому и духовному самоубийству. Чудо телевидения в том, что оно фокусирует народ в одну массу, и беда будет, если это будет зараженная грехом толпа. После чего ее можно гнать куда угодно, как скот, в том числе и на собственную погибель. Поэтому сегодня очень важно, поднимая уровень образования в нашем обществе, поднимать уровень нравственности и духовности, уровень культуры. Без этого вряд ли будет успех и процветание у нашего общества». Это — высказывание иерарха Русской Православной Церкви, архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Сибирская Православная газета №2, 2005 г.). Он выражает тревогу и озабоченность архипастыря тем влиянием на души взрослых и детей, которое сегодня оказывает телевизор.
Да, телевизор может стать для человека настоящим наркотиком.
Зависимость. Дети
Некоторые люди жить не могут без водки, другие — без сигарет, и очень много таких, которые не могут без телевизора. Зависимость от телевизора наступает очень быстро, даже у маленьких детей — это первая беда. Второе — налицо явный вред физическому, телесному здоровью. Ребенку вообще нехорошо сидеть долго на одном месте, а за просмотром телепередач незаметно проносятся не минуты — часы.
Из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада (отработанные вещества), и дети часто болеют. К тому же через экран телевизора (кинескоп) идет облучение, истощающее нервную систему ребенка. У детей, часто смотрящих телевизор, портится зрение, слабеет память, нарушается сон; они становятся легко возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана и заняться полезным делом.
Это не удивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие.
Не только ребенок, но и взрослый человек, с его более крепкой психикой, не может противостоять этому воздействию.
Страшнее всего то, что телевидение действует разрушительно на личность ребенка, заставляет его жить не по заповедям Божиим, а по жестоким законам того мира, который показан на экране.
Многим из нас знакомо поведение мальчиков, насмотревшихся по телевизору фильмов-боевиков и подражающих их героям. Эти подростки часто держатся совсем дерзко и развязно, говорят сквозь зубы, плюют во время разговора себе под ноги, смотрят прищурившись и так далее. Несчастные, они полагают, что становятся похожи на «настоящих мужчин», и не видят, что они смешны и нелепы. А девочки выглядят еще смешнее, когда забывают, что их главное украшение — чистота, аккуратность и скромность, и пытаются подражать героиням телеэкрана — взрослым женщинам, иностранкам, которые курят, пьют вино, вызывающе одеваются, соблазняют мужчин, вызывая в них животную похоть.
Телевизор стал для многих главным авторитетом. Люди церковные, когда хотят подтвердить какое-либо мнение или событие, говорят: «Так пишут святые отцы», или: «Так батюшка сказал». Все же остальные, постоянно смотрящие разные телепередачи, обычно говорят: «Так по телевизору сказали».
В семьях, где телевизор работает постоянно, люди перестают общаться между собой, разговаривать, читать, гулять вместе. И если этот «волшебный ящик» вдруг ломается, то один только вид погасшего и молчащего экрана будет их приводить в состояние тоски и раздражения…
…Телевизор изворотлив. Под видом вселенской озабоченности по поводу падения нравов в нашей нищей и многострадальной России ведущий Первого канала TV показывает нам, по существу, ребенка, девочку одиннадцати лет, которая вот-вот должна родить ребенка. Рядом сидит тринадцатилетняя мама-ребенок, уже родившая.
Сидишь и думаешь: до какого нравственного падения дошло общество, смакующее и обсасывающее свой позор! Почему государство неохотно идет на контакт с Церковью? Почему депутаты Госдумы блокируют закон о преподавании в школе Закона Божия? Потому что за десятки лет атеистического безобразия «взорвано» столько человеческих душ, сколько не снилось террористам всего мира.
Не надо придумывать никаких нравственных законов, они уже даны человечеству много столетий назад — это «Заповеди Десятисловия» и «Блаженства». А мы все «поем» о необходимости обретения какой-то там национальной идеи, которая обеспечит возрождение многострадальной, растасканной по углам России. Патриотизм есть любовь к своему народу и желание ему блага. Патриотизм же бывает ложный и истинный. Ложный патриотизм исходит из того, что русская нация, народность сама по себе есть самодостаточное благо в силу, во-первых, некоей избранности и метафизической особенности ее, а во-вторых, славного исторического прошлого в области государственного строительства. На практике этот взгляд приводит к языческому культу народа и преклонению перед государством как таковым.
Подлинный же патриотизм исходит из совершенно других понятий. Он не преклоняется перед государством, но поклоняется и служит только Божеству. Божество как действительность дано нам в христианстве, и это выше народности. Получив это высшее, мы можем преклоняться перед своим народом только в том случае, если сам этот народ является служителем религиозной истины.
Сделать это без Православия НЕВОЗМОЖНО. Христос сказал: «Без Меня ничего не можете творить». Но мы продолжаем отворачиваться от Него. Он не нужен также и телевидению, потому что чистота и святость нынче не в моде, а поэтому наглость, пошлость, суеверие, разврат, насилие и откровенная глупость, как тараканы, разбегаются из телеящиков в разные углы не просвещенного Христовым светом нашего сознания.
Так что же это получается
Так что же это получается: у телезрителя нет надежды, у телевизионщиков нет перспективы, а у России нет будущего? В чем же смысл его?
«Убежден, что смысл будущего состоит для России в необходимости исполнить свое предназначение. А предназначение это заключается в том, чтобы в этом земном мире, временном и грешном, свидетельствовать о мире небесном и вечном, о Христе Спасителе, Которому мы служим всеми нашими слабыми силами, и о бессмертии стремящейся ко спасению человеческой души. В этом свидетельстве и состоит объединяющая нас общая судьба. Именно по этой причине нашу страну стали называть Святой Русью.
Поэтому будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и которые определяют общность нашей судьбы, наше лицо перед Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений, а все рассуждения о так называемой «национальной идее» с очевидностью не отвечают реальности» (Церковный вестник № 12 (289), июнь 2004 г.). Вот так: точно, ясно и убедительно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит о нашем уповании.
Будущее России на сегодняшний день находится в руках политиков и олигархов. Но не в руках разных СМИ, из которых, повторяем, телевидение является, можно смело сказать, мощнейшим идеологическим оружием. Нравственный уровень общества определяется тем, в чьих руках находится это оружие, куда оно направлено. Направлено оно, разумеется, на человека, точнее, на эмоционально-нравственные и психофизические стороны его существа. Присмотримся, насколько универсально, а главное эффективно, действует телевизор-оружие. Он может многое. Наблюдаем результат.
1. Выдавая в эфир бесчисленное количество обойм наиразнообразнейших видеоматериалов:
а) фокусирует на себе внимание населения столь мощно, словно узурпирует его, заставляя постоянно крутить ручки переключателей каналов;
б) как ни парадоксально, — в то же время рассеивает это внимание, показывая неохватное количество информации, заставляя человека думать о многом и забывать о главном: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк.10:41-42).
2. Предлагая зрителям бесконечные «сериалы», телевидение заставляет человека быть озабоченным чужими, вымышленными судьбами, переживать их перипетии, забывая часто о своих домашних, которым подчас уделяется так мало внимания:
а) сериалы опустошают душу;
б) мало чему научают — бездарная трата времени.
Конечно, сериал, созданный на основе религиозной тематики, может наводить на духовное размышление и быть полезным.
3. Ранее мы уже говорили о том, что трансляции Богослужений по TV не только уместны, но и полезны. Правда, телевизионная Божественная литургия не дает той полноты воссоединения человека с Богом, поскольку невозможно само Причастие Святых Христовых Тайн (центр всякого Богослужения).
Что же касается показа прочих православных передач, то они для христианина желательны, но при условии:
а) если люди с камерой в руках не оскорбляют религиозных чувств верующих;
б) не пропагандируют иную религию (в т.ч. сектантского толка), кроме доминирующей в России — Православной.
Сложность этой проблемы в том, что светская журналистика стоит на других основаниях, чем церковная жизнь, и в целом скептически, а то и откровенно враждебно, к ней относится, прежде всего потому, что Православная Церковь в России сравнительно недавно находится на свободе. Много лет в общественных СМИ на теме религии лежало табу. Потом наступила эйфория, когда о религии стали говорить очень много, и все этому радовались. Но потом пришло время отката, потому что тогда еще не сложилась традиция уважительной светской журналистики в отношении религии, было много и фанатизма, и цинизма.
Идеальной, вероятно, была бы модель, в которой хорошо образованные и информированные профессиональные тележурналисты занимались бы религиозной тематикой на профессиональном уровне. Это позволило бы избежать ляпов, несуразиц и имело бы просветительское значение.
4. Современное телеоружие поражает психику и физиологию наших детей и подростков (об этом мы уже упоминали выше). Но надо ли вообще бояться находиться под прицелом данного «оружия»? Может, оно не всегда имеет смертельно поражающее действие, а, наоборот, — выпускает полезные для человека заряды патриотического, разумно-полезного для души свойства? Например, такие:
а) правдивые передачи по истории Церкви и о ее святых людях (святые князья Александр Невский, Димитрий Донской и адмирал Феодор Ушаков; преподобные отцы наши Сергий, игумен Радонежский, и Серафим Саровский и т.д.);
б) передачи научного характера, связанные с именами великих ученых, таких как: Димитрий Иванович Менделеев, Иван Петрович Павлов и др., исповедующих христианское мировоззрение на происхождение явлений и событий;
в) видеожурналисты, режиссеры и актеры, создающие художественные передачи и фильмы, исповедующие светлые, спасительные евангельские идеалы (фильм по роману Ф.М. Достоевского «Идиот»), и ряд других передач, не вызывающих в человеке чувств злобы, жестокости, эгоизма, человеконенавистничества, а, наоборот, зовущих к свету, к выходу из греховной тьмы.
Под «огонь» подобных передач, дорогие родители, вы можете спокойно посылать своих сыновей и дочерей.
Из вышеизложенного мы видим, что образовательные передачи для детей и подростков несут два заряда: положительный и отрицательный.
Положительный:
Может вызывать интерес у детей к той или иной сфере деятельности человека, вызовет у него дальнейшее желание знакомства с конкретными формами этой деятельности.
Отрицательный:
Дети «разучились» читать, они охотно включаются в дело тогда, когда участвуют в восприятии материала два основных из пяти чувств: зрение и слух (видео-аудиоряд); это же явление и порождает чувство, связанное с грехом (лень). Читая учебник или художественную литературу, ребенку необходимо вдумываться в прочитанное, а это для сегодняшнего поколения процесс весьма обременительный.
За и против
Но если конкретно поставить вопрос: насколько целесообразно присутствие телевизора в доме, то даже все вышеизложенное не дает оснований на прямое высказывание автора «за» или «против». Мы уже говорили о том, что всякая информация несет в себе положительный или отрицательный заряд. Более того, одно и то же событие может воздействовать на разных людей по-разному: например, на экране телевизора — пастырь; он рассказывает нам о призвании человека в этом мире, о спасении его души, о Священном Писании, о Боге. Вот кто-то сидит у телевизора и возмущается: опять эти попы дурят голову людям — какая там душа, какой рай или ад?! Помер человек — и все, ничего от него не осталось; и требует от властей удовлетворения всех его материальных потребностей (духовные — ни к чему: живем, мол, один раз), как бы упрекая всех и вся в том, что не сдержали слова бывшие правители: обещали в 1980 году показать «по ящику» последнего попа, а на дворе — уже 2005-й. А другой смотрит и радуется: наконец-то дали душе глоток свободы, на мой вопрос даже отвечают (передача «Слово Пастыря»). Таким образом, можно привести много примеров различного восприятия разными людьми одного и того же события.
Так что будем делать с телевизионным приемником: выбрасывать в окно, как выбрасывают итальянцы перед Рождеством старые вещи? Пусть этот вопрос решается в каждой семье индивидуально. Запретить можно все, даже использование ядерной энергии, снова возвратиться в каменный век. Тогда на что дана нам свобода? Под дулом пистолета невозможно загнать в Божий рай (разве только — в коммунистический). Поэтому Творец нам дал Свободу. Выбирай между добром и злом. Но поскольку Бог есть Сама Любовь и Добро, то Он и не хочет погибели грешника и предупреждает, что выбор зла приведет человека от Жизни Вечной к вечной смерти.
Нам необходимо во всяком деле благую часть избирать, как избрала ее евангельская Мария. А это зависит от образа мыслей человека, от поворота его существа к Самому его Создателю. Даже в масштабе России, которая себя считает православной, немногие готовы благую часть избрать. 80% населения называют себя православными. Из них в Бога веруют процентов 60. А если спросят этих людей: ходят ли они в храм, исповедуются ли, причащаются ли, молятся ли хоть чуть-чуть утром и вечером каждого дня, — то получим 5-7% хоть как-то воцерковленных людей, которые составляют паству нашей Церкви.
Для автора, как пастыря, наглядным подтверждением такого положения в стране является пример, когда присутствуют на крещении своих детей многочисленные родственники (мамы, папы, крестные, бабушки, дедушки, дяди, тети и др.). Когда задаешь им вопрос: кто из вас знает «Символ Веры» (а уж крестные обязаны знать его наизусть), — то наступает гробовая тишина и улыбка смущения застывает на лицах присутствующих, как скульптурная маска. Как правило, почти никто не знает. А это обстоятельство обнаруживает несовершение молитвенного правила людьми, считающими себя православными. Дело в том, что в состав утренних молитв (в «Молитвослове») как раз и включен «Символ Веры», и кто молится по утрам (по «Молитвослову»), тот непременно, скажем, через месяц уже будет знать «Символ» наизусть. Да вот только беда — знать ничего не хочется; да и зачем утруждать себя, когда есть «ящик-друг», который укажет тебе, как «жить»: за кого голосовать, где и как деньги хранить, какие лекарства покупать, к какому целителю идти и, наконец, во что верить.
Так вот, не верьте этому «другу» и не следуйте за ним, откажитесь от его услуг. Но если из того, что он вам предлагает, хоть 5% пойдет на спасительную пользу душе вашей, потерпите на нем, не выставляйте его за порог, но подчините своей воле и позволяйте телевизору «открывать рот» только тогда, когда это будет угодно вам.
Вспомним диалог Бога с Авраамом, когда последний упрашивал Творца не уничтожать города Содом и Гоморру «ради пятидесяти праведников, живущих в них. А если не найдется 50-ти, то хоть — 45», и «доторговался» до 10-ти. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти (Быт. 18:32).
Во всяком деле нам должно поступать с мудростью и разумением. Это относится буквально ко всем: и к тем, кто заказывает телепередачи, кто их делает и, наконец, кто потребляет эту продукцию, т.е. мы — телезрители. Вот нам-то, зрителям, и необходимы строгая разборчивость и осторожность в просмотре телефильмов и различных шоу, которые могут быть не только бесполезны для души, но могут и опустошать ее. Еще святой апостол Павел множество веков назад сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6:12).
«Нельзя больше оставаться в расслаблении»
Ну а если кто из православных и попал в «сети» телевизора, то:
- Необходимо посоветоваться с духовником, как «выпутаться» из них.
- Взять «Программу передач» на неделю и отметить в ней передачи религиозного содержания, спортивные, информационные; остальные — пропустить.
- Наконец, перейти от «зрения» к «слуху», т.е. от телевизора к радиоприемнику, на различных волнах которого можно прослушивать множество религиозных передач вполне православного содержания. Многим верующим знакомы названия таких радиостанций, как «Радонеж», «Град Петров», «Православное радио Санкт-Петербурга».
- Ни дня без чтения Святого Евангелия, Жития святых, Творений святых отцов Церкви и ее исторического пути.
- Чтение православных журналов и газет («Фома», «Церковный вестник» и другие).
- Наконец, чем сидеть и «убивать» вечер у телевизора, помолитесь (молитва не может быть лишней).
- Не позволяйте себе (и детям своим) пребывать в праздности, творите добро; и если еще осталось свободное время — навестите больного и т.д., и т.п.
Все это, даст Бог, поможет вам обходить смрадные, топкие болотистые места «телевизионной империи». Только не забывайте о том, что Царство Божие нудится (трудом берется). Главное — не расслабляться.
«Нам нельзя больше оставаться в расслаблении и спячке, в добродушном неведении опасности… Нужно смело и активно противостоять злу всюду и всегда. Мы не можем молчать, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман. Каждый христианин обязан противостоять всякой агрессии зла, должен громко и активно проповедовать добро».
(Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ежегодном Епархиальном собрании Москвы. Декабрь 2001 г.)
Конец, и Богу — Слава!
Комментировать