В 2016 году в издательстве «Время» вышла книга сказок-притч игумена Варлаама (Борина) «Кампан». В книге есть что-то помимо текста. Её приятно подержать в руках – добротная верстка, радостная обложка, добрые иллюстрации.
В монастырь от физики и лирики
Воистину, самый лучший рассказчик – это Господь, ведь после встречи с Ним в жизни людей случается немало удивительных историй.
Например, такая: неравнодушный к лирике квантовый радиофизик принимает монашеский постриг и оставляет в миру и физику, и лирику, то есть любимую литературу, в которой не только понимает, но и сам делает уверенные шаги. А потом в монастырской тиши начинает писать… сказки.
С игуменом Варлаамом (Бориным), наместником мужского Воскресенского монастыря Ермолинской пустыни Иваново-Вознесенской епархии, мы повстречались на одной из книжных выставок.
Автор презентовал книжку с загадочным названием «Кампан», а также книги, альманах и журналы для детей и взрослых, издаваемые Ермолинской обителью.
О судьбе отца игумена можно узнать, подержав в руках его книгу. На обороте твердой обложки – вся его краткая биография: родился, поступил, работал, ушел трудиться в церкви.
Но, даже если судить по этой краткой справке, жизнь игумена Варлаама полна необычайных событий.
Преподавал высшую математику, а по утрам работал дворником, отмахивая лопатой тонны снега.
Сын партийного работника, рано начал задумываться о сердце человеческом.
В лаборатории медицинской кибернетики и кардио-клинике углубился в изучение проблем сердца и понял, что дороже сердца душа.
Перспективный молодой ученый, специалист в области квантовой радиофизики и биофизики, он бросил работу в институте, завершил все разработки и изыскания и уехал от центра культурной и научной жизни в глубинку под Иваново – трудиться при храме.
В 1994 году принял монашеский постриг, а уже в следующем году был назначен наместником учрежденной решением Синода пустыни.
По природе созерцатель, с головой ушел в деятельность по созиданию монастыря, решая множество бытовых проблем в обители, где нет ни газа, ни воды, где нужно рубить дрова, пасти, чистить и доить коров, заготавливать сено. В этих непростых житейских условиях он начал издавать творческий альманах, журнал и книги.
Простор уединения
Все эти парадоксальные события вели и привели к главной метаморфозе в его жизни – к превращению в человека, для которого всё, кроме Бога, отступает на второй план.
Правда, при такой расстановке приоритетов все, от чего ты отказался, возвращается к тебе – другим, улучшенным, обогащенным.
Вот что рассказывает о себе игумен Варлаам (БОРИН):
– Когда Господь мне открылся, я почувствовал, что наука и литература для меня не самое главное.
С точки зрения христианской антропологии пришла ясность – есть те или иные страсти человеческие, которые можно классифицировать, и все коллизии в художественной литературе происходят на почве них. Когда я это осознал, писать стало скучно.
Поэтому, входя в Церковь, я закончил все начатое, уволился из института и перестал что-либо писать.
В село Ермолино в Ивановской области я ненадолго приехал вместе с другом из Питера, да так там и остался. Сначала обители не было, был храм и небольшой приход, потом появился мужской монастырь. В 90-е годы там собрались интересные творческие люди, в том числе игумен Антоний (Логинов) – наш старожил и основатель монастыря.
В уединении я словно вышел на простор – молился, читал. После пострига какое-то время с большим удовольствием пробыл простым монахом. По воле Божией сначала рукоположили во священника, был назначен наместником монастыря. Началась хозяйственная деятельность – коровы, земля, трактора, за всем приходится следить.
Добрый альманах
Монастырь, даже в глубинке, это не только уединение, но еще и большое общение.
Вместе с единомышленниками освоили выпуск нашего альманаха, его авторы – это люди, которые живут в обители, прихожане, знакомые. Публикуем и стихи, и прозу, и рисунки, и фотографии. Вот эта статья, как мне кажется, особенно удачная. Автор Татьяна Мезина рассказывает историю наших прихожан, мамы и дочери.
В семье росла девочка, обычная, сообразительная, разговорчивая, потом что-то стряслось, и она перестала разговаривать, развился аутизм. Теперь она не слышит и не различает человеческой речи, понимает только интонацию и не умеет говорить. С 14 лет мама приводила ее в монастырь, где одна сестра показала ей рукоделие, и она стала увлеченно им заниматься. В альманахе есть фото Настиных работ.
В статье мама Наташа рассказала, как устанавливает с ней контакт. К примеру, берет лист бумаги и рисует домик – и Настя в 6 утра готова и ждет, когда поедут на дачу; или показывает вечером мою фотографию, и она знает – завтра с утра приедет отец Варлаам.
Мама с дочкой обращались к специалистам, но результатов почти нет. Сейчас девушке 28 лет, она по-прежнему молчит, но важно, что она причащается, радуется приходу священника и подает сигналы этому миру.
Сказка и инобытие
– С некоторого момента в моей жизни появился жанр сказки как некой попытки показать духовный срез нашей действительности.
В моих сказках нет увлечения волшебными превращениями, и этим сказки отступают от традиции. Это истории о внутреннем мире человека, они повествуют о другом пространстве, о инобытии.
Что касается «притчевости» этих историй, то первое название было именно «Сказки-притчи», но издатели предложили «Сказки и сказы».
А собрать и издать сказки-притчи меня уговорила одна знакомая журналистка, которая их прочла.
Она очень настаивала, и, в конце концов, я их опубликовал.
То, что ими заинтересовалось такое издательство как «Время», радостно и неожиданно. После выхода книги появились отзывы в интернете – почти как Андерсен, но наш современник. А я ведь в детстве и не читал Андерсена! Уже во взрослом возрасте начал…
Многие спрашивают, откуда загадочное название «Кампан»? Это слово римского происхождения, означает «церковный колокол».
В издательстве советовался, стоит ли выносить это слово в заглавие, будет ли оно понятно читателю? Между тем, слово вполне церковное. В «Требнике» существует «чин освящения кампана, сиесть колокола».
…Про меня написано!
– «Кампан» – это название одной из историй. В моей книжке есть такая маленькая сказочка о том, что на одном большом судне был колокол – случай из жизни, я описал его знакомому в письме, и уже потом понял, что это готовая притча.
Так вот, отходил век этот буксир, рынду сняли, а потом пришел священник, и ее взяли в храм, освятили. И получила рында новую жизнь – стала церковным колоколом и начала благовествовать.
Один батюшка прочитал и говорит: «Так это же я, это про меня написано!» Читая сказки, многие находят и узнают в героях историй именно себя – и в предметах, и в животных.
Была со мной и такая реальная история – на одной выставке подошла женщина, у нее ребенок лет восьми, больной аутизмом, и попросила что-нибудь предложить из книг.
Я и не думал, что моя книжка ему понравится, что она будет понятна, но, как мне рассказали, мальчик очень внимательно слушал, когда ему читали, а потом брал книгу с собой, клал под подушку.
Кстати, книжка адресована не только детям, но и взрослым читателям. Я старался, чтобы мои истории могли быть прочитаны на разной глубине восприятия.
Для сказок нужны добрые картинки, и я долго искал иллюстратора, которому близка эта мысль. Книгу оформила знакомая монахиня из женского монастыря под Иваново, которая окончила училище в Палехе, и у нее прекрасная графика и хороший вкус. Матушка решила подписаться своим мирским именем – Софья Липина.
В завершение приведем мнение о сборнике сказок и сказов игумена Варлаама (Борина) «Кампан» известного публициста Дмитрия Шеварова:
«На книгах для дошкольников часто пишут «Для чтения взрослыми детям». На книжке игумена Варлаама я бы написал «Для чтения взрослыми, которые сохранили в себе детское сердце».
Валентина Киденко
Фото автора и монахини Софронии
Комментировать