Семилетний возраст

Семилетний возраст

Приобщение к Церковным Таинствам – неотъемлемая часть жизни православного человека. В одном из семи Таинств – исповеди, человек, раскрывая свою душу, признается пред Богом в совершенных им прежде грехах, кается, надеясь на Божие милосердие.

Участие в Таинстве исповеди требует определенной духовной и психологической зрелости, поскольку покаяние должно быть осознанным и сопровождаться решимостью впредь избегать греха. По этой причине дети до определенного возраста, обычно семилетнего, не исповедуются [1]. Указанный возраст не категоричен, так как каждый ребенок развивается в собственном темпе, но все же является некоторым, устоявшимся в Церковной практике, ориентиром.

С психологической точки зрения семилетний возраст, как предполагаемый возраст первой исповеди, избран не случайно. С небольшими допущениями, именно в этот период происходят серьезные перемены в личности ребенка, что существенно отражается на его поведении. Так, если на более ранних этапах развития ребенок пребывает «во власти аффекта», к этому времени возникает способность к действиям, основанным на сознательном намерении – произвольному поведению. Появляется умение предвосхищать результаты своих поступков, мысль начинает предварять действие. Внешне это сопровождается утратой «детской непосредственности», можно сказать, что душа ребенка «закрывается» от других людей.

К этому же периоду складывается мало изученное в современной психологии, но очень значимое психическое образование – совесть, хотя следует отметить, что ее развитие происходит в течение всей жизни человека. В отличие от моральных норм, закрепленных в опыте многих поколений, совесть – понятие индивидуальное [2]. Совесть проявляется и как осознавание нравственности совершаемого поступка (рациональный компонент), и как эмоционально-нравственное переживание (так называемые угрызения совести).

Формирование совести и становление нравственных идеалов происходит при непосредственном участии значимого взрослого. Изначально ребенок ориентируется в своих поступках на родителей, выступающих в качестве образца идеального поведения; его действия регулируются внешними запретами и поощрениями. На первых этапах усвоения моральных норм требуемое соблюдение правил воспринимается ребенком как обязательное условие получения одобрения родителей, а следовательно, подтверждения того, что его любят. К концу дошкольного возраста на основе усвоенных норм образуется первая этическая инстанция, представленная не только как знание о должном, но и как переживание необходимости поступать должным образом [3]. Нравственные указания, идущие ранее извне, переходят во внутренний план, в идеале – становятся частью личности самого ребенка.

Вместе с развитием нравственных представлений к семи годам вырабатываются такие социальные чувства как отзывчивость, чуткость, сострадание. Важно понимать, что сложные социальные эмоции далеко не всегда формируются сами по себе, в отрыве от участия взрослого. Развитие ребенка нужно направлять. При этом не следует ждать какого-то «особого» случая для того, чтобы показать ребенку пример проявления сопереживания. Практика показывает, что дети вбирают в себя как раз то, что происходит в повседневной жизни. Если в ваших правилах подавать милостыню, велика вероятность, что повзрослев, ребенок будет поступать так же.

Совесть как нравственное переживание может проявлять себя в двух чувствах – стыда и вины. Чувство стыда тягостно и всегда связано с отношением значимых для человека людей [4]. Оно более примитивно сравнительно с чувством вины. Поощрение родителями чрезмерной (именно чрезмерной) стыдливости в ребенке блокирует его творческие проявления, провоцирует нежелательную зависимость от мнения окружающих, что проявляется даже на телесном уровне: ребенок становится зажатым и неловким, легко краснеет [5]. С точки зрения нравственного развития чувство вины более конструктивно: если ситуацию стыда и связанные с ним эмоции человек стремится в лучшем случае забыть, то вина толкает человека на исправление ситуации путем примирения с тем, кому нанесен вред.

Но негативными эмоциями проявления совести не исчерпываются: она же может являться источником радости. Поступок по совести вызывает глубокое внутреннее удовлетворение, даже если идет вразрез с собственными потребностями [6]. Именно на позитивном аспекте должно выстраиваться формирование этических инстанций: через подкрепление желательного детского поведения, поощрение хороших поступков, установление крепкой связи между совершением добрых дел и положительными эмоциями.

Следует учитывать, что особое влияние на поведение ребенка имеют средства массовой информации. Значительное негативное воздействие может оказать бесконтрольный просмотр телевизора, имеющегося в каждом доме. Доказано, что демонстрируемые на некоторых каналах сцены насилия заметно повышают агрессивность даже у взрослого человека, создают представление о том, что агрессия нормальна [7]. Однако не стоит впадать в крайности и полностью запрещать ребенку смотреть телевизор. Этот процесс лучше контролировать, выбирая для просмотра передачи, транслирующие такие ценности как дружба, сотрудничество, любовь.

Итак, нравственное развитие идет по двум линиям: усвоения моральных норм и формирования социальных чувств. Для того, чтобы совестливость стала внутренним качеством, необходимо ставить ребенка в условия этического выбора, на доступном языке объясняя его причины и следствия. Согласно исследованиям зарубежного психолога Л. Колберга для осознанных моральных поступков ребенку нужно интеллектуально «дозреть» [8]. Все же направлять его на пути нравственного развития следует немного опережая возраст. Задача взрослого – формирование не ориентированного на внешние запреты морального поведения, а внутреннего нравственного чувства, основанного на эмоциональном сопереживании другому человеку, преодолении эгоистических побуждений, принятии ответственности за себя и свои действия. Помимо родителей способствовать этому могут крестные, взявшие на себя обязательство направлять ребенка на пути духовного развития.

Таким образом, семилетний возраст, указываемый как некоторый ориентир готовности к первой исповеди, с психологической точки зрения избран верно. К этому этапу развития складывается способность ребенка оценивать себя, используя усвоенные этические представления, появляется возможность сознательной регуляции собственного поведения. За редким исключением, ребенок более раннего возраста не имеет достаточных психологических ресурсов, необходимых для участия в Таинстве.

Литература

1) Протоиерей Алексий Уминский. Не навредить! [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.org/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_13-all.shtml#a2 (дата обращения: 18.01.2014)

2) Шадриков В.Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. № 4. C. 3–13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vash-psiholog.info/psihologiya/17532-pokayanie-kak-faktor-formirovaniya-sovesti.html (дата обращения: 18.01.2014)

3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. ил. – (Серия Мастера психологии).

4) Гуссейнов А.А. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с.

5) Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с. ил. – (Серия Мастера психологии).

6) Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156 с.

7) Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

8) Барсукова С.А. Проблема становления совести в контексте зарубежных психологических теорий // Известия ПГПУ им.В.Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 179–187.

Комментировать

1 Комментарий

  • maxim, 21.01.2014

    Здорово, побольше бы таких статей… =)

    Ответить »