Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной и совершенно не нужной. Между тем, генеалогия Иисуса – это не просто родословие знаменитого человека. Это родословие Мессии.
Многие из нас, когда читали Евангелие от Матфея, наверное, смущались и удивлялись: для чего евангелист Матфей начинает своё благовестие с родословия Господа Иисуса Христа (Мф.1:1-17)? Зачем идёт перечень древних странных имён, зачем нужно перечисление одних четырнадцати родов, потом ещё четырнадцати и ещё четырнадцати?
«Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф 1:17).
Генеалогическое доказательство
Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына, Давидова, Сына Авраамова». И далее следует список из сорока двух имён предков Иисуса Христа.
Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причём, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа – Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии – Матери Иисуса Христа.
Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно не нужной. Но это не так.
2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос. Многие соглашаются с тем, что Иисус из Назарета – это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности.
Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус – это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом ещё Адаму? Почему христиане уверены в этом?..
Для людей, которые признают авторитет и особое значение Библии, важным подтверждением уверенности христиан могли бы послужить ветхозаветные пророчества.
Библия, написанная задолго до рождения Иисуса Назарянина, содержит пророчества о том, что человечество будет спасено через явление в мир Христа, или Мессии («Помазанника» – евр.). Среди них читатель обнаружит и «генеалогическое» доказательство, которое было призвано помочь людям узнать истинного Мессию.
Бог, обращаясь к Аврааму, а потом к израильскому царю Давиду, предсказал, что Мессия – Спаситель Мира, будет именно их потомком. Веря в это, древние иудеи относились к продолжению рода чрезвычайно серьёзно. Рождение ребёнка они считали Божьим благословением. В каждой семье обязательно велись родословные.
Генеалогические таблицы хранились и в семьях, и в Иерусалимском Храме. Любой израильтянин прекрасно знал, к какому из двенадцати иудейских колен (племен) принадлежит он и его предки. Поэтому приведённое родословие не вызывало сомнений в подлинности – и было самоочевидным аргументом.
За каждым именем – история жизни
Родословие с древних времён имело большое значение для многих народов. У восточных писателей было принято при описании жизни какого-либо знаменитого человека указывать и его родословную таблицу. Матфей составляет родословие Христа по образцу ветхозаветных родословий.
Родословные списки в Ветхом Завете – это не просто семейные хроники. Их целью было показать историю человечества как единый процесс, в который вписывается история еврейского народа.
Генеалогия Иисуса – это не просто родословие знаменитого человека. Это родословие Мессии.
Евангелист Матфей хотел в этих кратких строках, в этом перечне имён, напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. За каждым именем стоит история жизни.
Здесь и Авраам, который ничего не жалел для Бога и последовал за Ним; здесь и Руфь, которая оставила отечество и приняла веру в Единого Бога.
Тут и грешники, и праведники – все они были предками Господа Иисуса по плоти.
Но почему сразу нам не говорится о том, что нужно для нашего сердца? Откуда мы знаем, кто были эти люди? И, главное, зачем нам это знать?..
Вместо поражающих воображение чудес Христа и Его учения, читатель сразу же натыкается на этот огромный перечень имён.
Однако Новый Завет совсем не случайно начинается с генеалогии Иисуса. Для христианства родословие Спасителя имеет принципиальное значение.
Аргумент номер один
Когда для апостолов, тоже принадлежавших к израильскому народу, встал вопрос, следовать ли за Иисусом, то в первую очередь они вдумывались и вспоминали знакомые им с детства библейские пророчества, вопрошая: правда ли, что человек по имени Иисус из крохотного города Назарет – это потомок царя Давида?
Генеалогия Христа отвечает на этот вопрос положительно. Причём происхождение Мессии от Авраама и Давида было для апостолов всего лишь одним из огромного количества библейских пророчеств о Мессии. И все они с поразительным единодушием сходились именно на Иисусе.
Для людей, принявших Евангелие, это означало, что перед ними Спаситель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незнатен, не заканчивал специальных религиозных школ. Для первого поколения христиан родословие Иисуса стало аргументом.
Для современного человека это трудное начало Евангелия, которое требует от нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это Слово Божие, и его надо не кое-как почитывать, а углубляться сердцем и умом; оно требует от нас сосредоточенности мысли, сердца.
И тот, кто преодолеет трудность первых строк, потом пойдёт дальше, и ему будет легче.
Станет понятно, что и имена эти нужны, и всё это имеет значение, и что книга родства Иисуса Христа говорит о Нём как о предсказанном Царе-Избавителе. Эта книга родства напоминает о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что Он вошёл в человеческий род.
Иисус Христос, Сын Давидов, Сын Авраамов
Иисус (Иешуа) – распространенное еврейское имя, состоящее из двух корней, означающих «Яхве спасает». В отношении к Спасителю оно имело особый смысл, указывая на Его предназначение.
Христос, по-еврейски Мессия (Машиах) – переводится как помазанник. В Ветхом Завете это имя было нарицательное. Так назывались люди, посвященные на служение Богу: еврейские цари, священники и пророки.
Они помазывались священным маслом, елеем, в знак излияния на помазуемого особенных даров Божиих. В Новом Завете это имя постепенно сделалось собственным. Имя Христа, Мессии, Помазанника относится к Господу Иисусу как к царю, первосвященнику и пророку.
Cлово «сын» у иудеев употреблялось в трёх разных значениях: сын в собственном смысле, усыновленный, потомок вообще. Здесь это слово означает именно потомка, не только по плоти, но и наследующего качества личности.
Апостолу Матфею, писавшему прежде всего для уверовавших иудеев, важно было указать на Иисуса как на потомка царского рода Давида и одновременно как на потомка Авраама, отца всех верующих. Сыном Давидовым Иисуса называют потому, что в Нём исполнится обетование: Мессия произойдет из рода Давида (это обещание Бога и ответ Давида описаны невероятно красиво во второй книге Царств 7:8-29).
От Авраама до Христа
«…Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама…»
Читая эти перечисления, современный читатель может почувствовать скуку. Но если хорошо знать историю каждого из упоминаемых людей, такое чтение станет не менее интересным и захватывающим, чем чтение детективной истории.
Скажем, почему именно Иуда, один из 12 сыновей Иакова, четвертый по порядку рождения, удостаивается чести стать отцом царей и грядущего Мессии (именно от него получил название народ иудейский)? Ведь это тот самый Иуда, который продал своего брата Иосифа в рабство?..
В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено – это одно из племён Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова – внука Авраама.
Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя – Израиль, данное ему Самим Богом (Быт. 32:28), призвал сыновей к себе, благословил и изрёк пророчество о судьбе каждого колена.
Когда очередь дошла до его сына Иуды, то Иаков произнёс такие слова: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего… Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов…» (Быт. 49:8-12).
Потомком Иуды был царь Давид, из рода которого, в свою очередь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф.
Интересно, что в родословии упомянуты только четыре женщины, две из которых – иноплеменницы: Раав-хананеянка и Руфь-моавитянка. Они входят в избранный народ, как бы превосходя Закон (Втор. 23:3). Значит, родственниками Христа могут быть не только представители избранного народа, но и бывшие язычники!
Этим как бы пророчествуется о том, что Церковь будет состоять из всех народов земли, родными Господу станут все люди.
В родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников, происходя от грешников, изгладил грехи всех.
Христос приходит не как судья, а как врач, чтобы исцелить нас от наших грехов.
Мостик между Заветами
Эпоха монархии до переселения в Вавилон знает и великих праведников, таких, как Езекия, Иосафат, Иосия, и великих грешников, таких, как Манассия. Есть те, кто начинает прекрасно, но не обладает должной решимостью для правителя, и потому оканчивает, практически уничтожив собственные достижения (Аса), или те, кому просто недостаёт мудрости (Ровоам)…
Есть дети, которые во всём превосходят своих родителей, а есть те, кто является позором для них… После депортации в Вавилон выделяется князь Зоровавель, и после него история практически никого не знает вплоть до Иосифа…
По этому родословию есть и чисто исторические вопросы: в нем есть пропуски, оно отличается от родословия Луки, не все названные люди являются прямыми потомками друг друга. Одну из версий, почему это так, можно прочесть в толковой Библии Лопухина. Однако лучше внимательно прочесть сами книги Царств и попытаться увидеть духовный смысл в истории этих людей.
Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Евангелист Матфей условно делит всю историю народа Божьего от Авраама до Христа на три периода по четырнадцать поколений в каждом:
- от Авраама до Давида (народ управлялся старейшими родов и судьями);
- от Давида до вавилонского плена (период монархии);
- от плена до Христа (период иерократии – власть у первосвященников).
Есть несколько объяснений. Согласно первому, три раза по 14 дают шесть раз по 7, и таким образом Христос приходит в седьмую седьмину, как бы в полноту времен.
Согласно второй точке зрения, в этих цифрах трижды зашифровано указание на Давида, ведь, если сопоставить имени Давид его числовое значение (далет — 4, вав — 6, далет — 4), то получится ровно 14.
Иисус – не просто потомок Давида, но совершенно особенный потомок, лучший сын из всех сыновей, – как бы говорит нам евангелист.
Само разделение на три череды Златоуст объясняет так: «Евангелист разделил все родословие на три части, желая тем показать, что иудеи с переменою правления не делались лучшими; но и во времена аристократии, и при царях, и во время олигархии предавались тем же порокам: под управлением судей, священников и царей не оказали никакого успеха в добродетели»
Помимо Евангелия от Матфея родословие Иисуса Христа содержится только в Евангелии от Луки (Лк. 3:23-28). Они во многом схожи, но есть и отличия:
- у Луки родословие даётся по восходящей линии, от Христа к Его предкам,
- это родословие в итоге ведёт через Адама к Богу,
- есть некоторые имена, которые не совпадают в этих родословиях.
Связано это с разными задачами евангелистов. Матфей старался обосновать, что Иисус – обетованный Мессия, Сын Давидов. В задачу Луки входило показать, что Иисус –человек, один из нас, потомок общего праотца Адама, но одновременно Он Божий Сын.
В стихах, с которых начинается корпус новозаветных книг – преемственность между двумя Заветами, переход от Ветхого Завета к Новому.
В разные эпохи истории христианства находились люди, отрицавшие единство Ветхого и Нового Заветов. Они утверждали, что якобы на самом деле Бог Ветхого Завета – злой, жестокий и мстительный демон. А евангельский Бог – это добрый Бог любви и всепрощения.
Интересно, как относился к подобным теориям самый последовательный проповедник смены Ветхого Завета на Новый?
Без особой политкорректности апостол Павел назвал это «негодными бабьими баснями» (Тим. 4:7). Самым лучшим ответом таким баснотворцам является евангельская генеалогия «доброго Бога». Она показывает, что Бог Ветхого и Нового Заветов – Один и Тот же.
Семьи, которые донесли Любовь
Евангелист описал всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. Прежде чем начать рассказ о рождении Спасителя, Евангелие оглядывается на прошедшие тысячелетия, на то, как Бог готовил человечество к этому событию.
Рассказ о подготовке – это Ветхий Завет, а в Евангелии приводятся только имена. Однако в них заключена вся история ветхозаветных людей, которые поверили и пошли за Единым Богом, пошли наперекор всему тогдашнему языческому миру.
Вспоминая их, мы благодарим их за верность Богу, за воспитание детей в памяти о Боге, за сохранение надежды на исполнение обетований о пришествии Мессии.
Они были мужьями и жёнами, мамами и папами, бабушками и дедушками, они любили друг друга, любили своих детей, любили мир, сотворённый Богом, любили людей, любили Самого Бога, – и эту любовь сумели передать через поколения, донести до Самого Иисуса.
Они были далеко не всегда совершенны, иногда им было трудно преодолевать инерцию греха предыдущих поколений, не всем им удавалось воспитать детей благочестивыми, и даже самые лучшие из них знали падения и совершали ошибки. Тут и грешники и праведники – все они были предками Господа Иисуса по плоти.
Это история удивительного, благородного, духовно одарённого рода, с которым связаны многие славные страницы истории народа Божия. Вглядываясь в их лики, запечатлённые не только на иконах и фресках, а прежде всего – в Писании, мы можем лучше увидеть черты, которые потом будут так выделять их Потомка, ведь в Иисусе воплотилось все лучшее, чем обладали они.
В эту книгу родства можно было бы вписать всех, миллионы, миллиарды людей – все они стали сродниками Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.
Евангелие – бесконечно глубокая книга. Не надо думать, что в Евангелии что-то не нужно или устарело. Если в Евангелии что-то трудно понять, а ещё труднее этому следовать, то только потому, что мы не всегда способны это воспринять и воплотить в своей жизни…
Священное имя Христово – не только Иисус Спаситель, но и Еммануил, что значит «с нами Бог» в переводе с древнееврейского языка. Вот это Святое Имя Господа и преображает нашу жизнь.
Когда мы недоумеваем, как нам жить и как поступать, помните: с нами Бог. Когда мы устаём, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы страдаем, унываем, когда нам кажется, что жизнь наша напрасна, что усилия наши тщетны, мы должны помнить, что с нами Бог.
И это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и не высоко, а близко – потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.
Он живет среди нас. И кто откроет Ему своё сердце, тот будет с Ним, и Он будет в нём обитать.
Опубликовано в соц. сетях
По материалам статьи ректора Библейского колледжа «Наследие» В. Стрелова
Комментировать