<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Владимир Хулап</span> <br>«Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой

протоиерей Владимир Хулап
«Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой

(4 голоса5.0 из 5)

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – произнёс Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди. Что такое кротость и почему именно кроткие наследуют землю? Способен ли кроткий человек отвечать на вызовы времени и быть лидером?

Прот. Владимир Хулап
Фото: globus.aquaviva.ru

Поиск ответов на эти и другие вопросы – в содержательном разговоре с доктором богословия в эфире передачи «Слово» православного телеканала «Союз». Ведущая беседует с проректором по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии.

– Отец Владимир, что такое кротость, о которой говорится в Нагорной проповеди? Это что – стремление плыть по течению, пассивная позиция или нечто другое?

– Действительно, эта заповедь блаженства может показаться странной или даже абсурдной для современного человека.

Мы живём в обществе, где многие из нас устремлены к тому, чтобы быть «номером один», главенствовать, распоряжаться властью, силой.

Достаточно посмотреть на рейтинги властных или самых богатых людей, которые регулярно публикуют те или иные журналы.

Если взглянуть на греческое слово, которое использует Евангелие для обозначения кротости, то мы увидим, что речь идёт совершенно о другом.

В числе прочего это слово использовалось для обозначения… укрощения диких животных. То есть речь идёт не о слабости, а о силе, но о силе, которую берут под контроль.

Например, этим словом древние греки обозначали укрощение дикой лошади. Для того чтобы её объездить, нужно приложить очень много усилий.

Сила, мощь этой лошади никуда не денется, но она перейдёт в нужное русло, она поставляется на служение человеку. Тем самым понятие кротости и эта заповедь блаженства говорят нам о том, что у каждого человека есть очень большой внутренний потенциал.

Достаточно посмотреть на корриду или на другие состязания, чтобы увидеть, сколько силы у необузданных животных. Такая же сила находится в душе каждого из нас. Вопрос о том, куда мы эти силы растрачиваем.

Мы выходим утром из дома – вроде бы полные сил, полные энергии, но за день многое происходит: здесь нас толкнули в метро; здесь нам что-то нелицеприятно, грубо сказали; здесь произошёл какой-то конфликт с нашими сослуживцами…

Мы приходим домой уставшие и заведённые, мы выплёскиваем всю негативную энергию на наших ближних, и ещё один день из нашей жизни вычеркнут. Потому что тот потенциал, который был, мы направили совершенно в неправильное русло.

Эта заповедь блаженства и это понятие кротости говорят о том, что эту силу нужно укрощать. «Блаженны нищие духом» – нам нужно осознать, что всё, что мы имеем – это от Бога. Это же интеллектуальное осознание нужно перевести в область чувств – «Блаженны плачущие». И теперь, наконец, следующий шаг: из области чувств всё это должно перейти в область воли.

Мы должны понять, что это не просто не просто плач о том, что у нас в жизни что-то не так. Но это посыл, это некое движение к тому, чтобы мы изменили с помощью Божьей что-то в нашей жизни.

Чтобы мы взяли тёмные неконтролируемые силы, которые над нами довлеют, нами руководят и господствуют, – чтобы мы взяли их под контроль и перевели эту энергию в правильное русло.

Священное Писание прилагает слово «кроткий» к тем людям, которых мы не назвали бы слабыми. Например, в Библии, в Ветхом Завете неоднократно кротким называется Моисей.

Но он никоим образом не был слабым, бесхарактерным человеком, поскольку именно он смог вывести народ из Египта, водить его по пустыне. Он прекрасно владел организационными способностями, он действительно был предстоятелем перед Богом.

Вместе с тем он смог укротить и свою внутреннюю энергию, и энергию израильского народа, направив её в правильное русло.

Айвазовский

– Но если быть кротким, то как себя вести с другими людьми – постоянно всем уступать?

– Конечно, кротость не означает, что человек позволяет окружающим вытирать о себя ноги. Если человек смог достичь кротости или идёт по этому пути, то мне кажется, это вызовет изменение его взгляда на окружающих.

Если человек идёт по пути укрощения своих страстей, по пути борьбы со своими грехами, то он обязательно поймёт, что окружающие его люди не являются идеалом.

Если христианин действительно правильно относится к своей духовной жизни, внимательно следит за своими порывами души, то он поймёт, что у окружающих людей те же самые проблемы. Что они совершают те же самые ошибки, и если право на ошибку есть у него, у христианина, то вот это право на ошибку он должен дать и другим людям.

И тогда, в таком понимании он начинает смотреть на окружающих людей не просто как на средство для достижения собственных целей, а именно человек становится для него целью – поскольку за этого человека, за ближнего умер Христос также, как и за меня. И поэтому, на существенном – онтологическом – уровне разницы между мной и между другими людьми нет.

И поэтому, даже пытаясь исправить какие-то ошибки этих людей, исправить несправедливость, которую эти люди, может быть, совершают по отношению ко мне, человек понимает, что это можно делать с вот этим же духом кротости, духом укрощения страстей.

Священное Писание говорит о том, что мы должны увещевать людей с духом кротости. Одну и ту же вещь можно сказать по-разному.

Можно сказать язвительно, обидно – так что у человека будет заноза на всю жизнь, можно оскорбить достоинство. А можно сказать то же самое по-доброму.

Можно подставить плечо, можно дать понять человеку, что ты понимаешь его проблемы, что ты сам прошёл через это, или, может быть, проходишь через те же самые сложные жизненные ситуации, но ты готов взять на себя часть его боли, часть его скорби, часть его проблем.

В таком понимании человек, укрощая самого себя, меняет свои отношения с окружающими. Молодой человек общается с девушкой уже не просто потому, что хочет что-то от неё получить в плане удовлетворения потребностей или страстей. Он видит в ней человека. Человека, который хочет быть счастлив; человека, который может быть ранен его обидой, его изменой, его неосторожным словом.

Работодатель видит в сотруднике не просто человека, который должен приносить прибыль, и, если он эту прибыль не приносит, то его нужно автоматически уволить или заменить на более эффективного, но он видит человека, у которого тоже есть проблемы. У которого, может быть, проблемы в семье, кто-то болеет – жена или дети; может быть, есть кредит в банке, и так далее.

Если человек что-то не сделал, может быть, это повод задуматься, или на глубинном уровне попытаться понять, что же происходит с этим человеком и взять на себя часть его бремени, часть его тяжести.

Тем самым кроткий человек, в первую очередь, задаёт вопрос самому себе. Он ставит перед собой высокие цели, и, если он этих целей достигает, то волей-неволей все окружающие подтягиваются к нему.

И такой человек становится совершенно не слабохарактерным – он становится, в хорошем смысле этого слова, лидером. Он становится ведущим – тем, кто излучает такую жизненную и духовную энергию, которая ведёт за собой всех остальных.

– Противоположность кротости – гордость. Получается, мы ничем не должны гордиться?

– Гордость – понятие сложное. И действительно, мы говорим о том, что мы гордимся нашей страной, мы гордимся нашей культурой, и конечно, в этом понимании гордости, в здоровом смысле этого слова, есть пространство. Но проблемы начинаются, когда мы переносим гордость в область личных отношений.

Гордый человек – это человек, в центре системы координат которого стоит только он сам. И никто этого человека из центра вытеснить не может. Он есть мерило всех вещей, он всё знает и делает правильно, у него есть ответы на все вопросы.

И если окружающие не соответствуют его запросам, его критериям, то…тем хуже для окружающих. Тогда этот человек, по сути, замыкается в круге: он является исходной точкой, и он же является конечной.

Гордый человек выстраивает вокруг себя ограду, очень высокую, пытаясь отгородиться от тех, кто, может быть, недостаточно умны и образованы, развиты, эффективны, по его критериям. Но, выстраивая такую ограду, он рано или поздно её замыкает и оказывается в башне, где никого кроме него нет.

И тем самым гордый человек оказывается неспособным, наверное, к двум самым важным категориям христианской жизни, таким как любовь и прощение, поскольку любовь – жертвенная любовь, ἀγάπη (агапи) по-гречески, – вот этот центральный термин Нового Завета – всегда предполагает, что она не берёт, но отдаёт.

Поскольку действительно счастливым, блаженным может быть только милосердный человек, только тот, который научился давать и увидел в этом радость. То есть тот, который даже тем немногим, что у него есть – и не обязательно в финансовом, материальном плане, но это его некие духовные силы и его способность сочувствовать, способность помочь другим, – он всё это дарит.

И тем самым его руки становятся вновь пустыми и свободными для того, чтобы принять новый дар от Бога и дать его дальше людям.

То же самое в отношении прощения. Если человек понимает, что он допускает ошибки, что он не совершенен, что в центре системы координат должен стоять Христос, Евангелие, Заповеди блаженства – в том числе о которых мы говорим, то конечно, его перспектива принципиальным образом меняется.

Если человек испытывает необходимость в прощении от Бога, то он обязательно будет также прощать окружающих. Поэтому любовь и прощение – это две составляющие, которые в корне разрушают грех гордости.

– А как следует понимать в заповеди слова «наследуют землю»?

– Это библейское выражение, которое становится понятным в контексте Исхода, о чём мы говорили в начале: Моисей выводит народ из рабства, из Египта, через пустыню, в землю обетованную.

Новый Израиль – Церковь христианская – является наследником земли. Конечно, это не означает, что христиане являются какими-то землевладельцами. Речь о другом: то пространство, в котором христианин сейчас пребывает, это и есть место его спасения. Это и есть то место, где он может и должен быть счастлив.

И, если посмотреть на более высоком уровне, то это – обетование нового неба и новой земли, которое мы видим у пророков, то есть нового Царства, для вхождения в которое человек должен родиться.

Это рождение – процесс, безусловно, очень болезненный, это процесс борьбы с самим собой, это процесс победы над собой. Но, вместе с тем, если человек эту победу – с помощью Божьей – совершает, то он обретает блаженство, он начинает владеть вот этой землей, владеть своей душой, владеть всем тем, что есть вокруг него уже здесь и сейчас.

Видео-версия передачи «Слово» православного телеканала «Союз»

Соб. инф.

Комментировать