- Слово к родителям
- От редакции
- Часть 1. Родителям
- «Матерная брань — словесная инфекция» (Интервью с протоиереем Артемием Владимировым, членом Союза писателей России)
- «Сквернословие — это антимолитва» (Интервью с протоиереем Максимом Первозванским)
- Что общего у смеха и брани (Архимандрит Рафаил (Карелин)
- «На Руси к мату относились плохо» (Беседа со священником Александром Терпуговым)
- О грехе сквернословия (Протоиерей Сергий Николаев)
- Кого зовёшь, тот и приходит (Протоиерей Виктор Гузенко)
- «Если человек начал ходить в церковь, этот грех можно преодолеть за один день» (Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства)
- Часть 2. Юному читателю
- Подумай об этом сегодня! Доверительный разговор (Ольга Севостьянова, писатель, публицист, член Союза журналистов РФ)
- Безобидно ли сквернословие? (Протоиерей Павел Гумеров)
- Как говорить? (Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв)
- «Скажи всем, чтобы никогда не матерились» (Протоиерей Валентин Бирюков)
- Про́клятая щука (Из дневника преподобного Никона Оптинского)
- С именем Божиим на устах (Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин)
- Вразумление Божие (Рассказ священника Иоанна Смирнова)
- Смерть сквернослова (Рассказ священника Петра Макарова)
- Полный текст
От редакции
Ещё не так давно нецензурной брани стыдились даже сами сквернословы. Они матерились, но только между собой, в сторонке. Понимали, что поступают дурно. А сегодня, кажется, исчезает само представление о том, что сквернословие — это грех. Люди молодые и пожилые, совсем юные девушки, даже детишки из младших классов не задумываясь пересыпают свою речь такими словами, которые тридцать-сорок лет назад человек мог услышать всего несколько раз за свою жизнь и, если слышал, то густо краснел.
Ныне какие-то важные ограничители удалены из нашего сознания. И матерщина, «язык» донельзя примитивный и грязный, всё чаще воспринимается как вполне нормальная речь, ну разве что немного неформальная. В метро, на улице, на рабочем месте и в учебных заведениях люди «выражаются», ничуть не стесняясь окружающих…
Может быть, дело в наследии коммунистического прошлого нашей страны. Большевизм, кажется, остался в прошлом — а дело его живёт и побеждает: вера ушла из нашей жизни почти безвозвратно, к исповеди и причастию приступает от силы 3% россиян. А когда уходит вера — уходит и чувство нормы, интуитивное понимание того, что достойно человека как образа и подобия Божия, а что человеку неприлично. Воспитанные в духе позитивизма и материализма, люди и не подозревают о существовании законов духовной жизни. И никакой иной ответственности, кроме уголовной, для них просто не существует. А за матерные слова ответственность предусмотрена чисто номинальная.
Но Священное Писание не оставляет сомнений: с точки зрения Бога любое ругательство — грех, и грех тяжёлый. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, — недвусмысленно предупреждает учеников Господь Иисус Христос (Мф. 12:37). Даже такие «невинные» ругательства, как «ничтожество» (рака́) и «безумный», Он запрещает строго-настрого (Мф. 5:22); нетрудно догадаться, как Он относится к выражениям ещё более крепким. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, — обращается к жителям Ефеса (и, конечно, к нам) апостол Павел (Еф. 4:29). Апостол Иаков наставляет нас вообще как можно аккуратнее обращаться с языком, ибо это огонь, прикраса неправды: язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны … Язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3:6–12).
Тут можно было бы и поставить точку. Сам Бог запрещает нам сквернословить — какие ещё нужны доводы?
Но дурной пример заразителен (в прямом смысле слова!), а библейские цитаты для современного ребёнка далеко не всегда безоговорочный авторитет и руководство к действию. Тем более, что многие из использующих ненормативную лексику искренне недоумевают: я же не конкретных людей имею в виду, просто речь у меня такая.
Дорогие родители! Эта книга поможет Вам найти доводы, чтобы убедить своего ребёнка никогда в жизни не произносить грязные слова. А если беда уже случилась и дурные слова завелись на языке у Вашего чада, книга поможет ему или ей осознать, какая страшная беда с ним приключилась, и подскажет, как поскорее избавиться от этой отвратительной привычки.
Комментировать