Тенденция сегодняшнего дня – интенсивное развитие детей. Достаточно посмотреть, сколько клубов для совсем маленьких детей открывается в каждом районе, сколько пособий и методик появляется. Всегда ли ранее развитие полезно?
Иногда создается впечатление, что подготовка к школе, которая порой занимает несколько лет, сравнима с серьезной подготовкой в вуз. Английский, китайский, математика – с двух лет, чтение – с трех, шахматы – для трех-четырехлеток… Зачастую плюсом к занятиям в детском садике родители еще водят малышей на дополнительные кружки.
Нельзя перескакивать через ступеньки
Ребенок в своем развитии проходит разные этапы, и способность постигать абстрактные категории появляется не сразу. Начатки логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного периода, а окончательно этот тип мышления формируется в подростковом возрасте.
Если раньше времени пытаться развить то, до чего ребенок еще объективно не дорос, могут произойти серьезные деформации.
Когда речь идет о физическом здоровье, это более или менее понятно. Как бы нам ни хотелось вырастить сына настоящим мужчиной, мы не будем навьючивать на дошколенка мешок с картошкой, понимая, что малыш надорвется. Но когда речь идет о психике, здравомыслие порой нам отказывает.
«Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга, – утверждает крупнейший детский психиатр Галина Вячеславовна Козловская. – Психика ребенка может расшататься, и развитие затормозится».
То есть, цель вырастить интеллектуала, ради которой ребенка зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались развить, в результате не разовьется даже до нормального уровня.
Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что многие вроде бы эрудированные старшеклассники оказываются неспособны к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно, изъясняются готовыми клише.
Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу (и то обычно при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых представлений.
Но это отдаленные последствия, а какие отклонения заметны раньше?
Дети не умеют играть
Еще недавно это казалось странным. Неужели ребенка надо учить играть? Да такого быть не может, ведь игра – неотъемлемая часть детской жизни, любимое занятие. И действительно, раньше отсутствие интереса к играм встречалось, как правило, при очень серьезных повреждениях психики.
Теперь же многие взрослые замечают, что их чада не особо интересуются игрушками и не умеют играть в ролевые игры. Очень часто оказывается, что этих ребят сызмальства усиленно развивали в интеллектуальном плане.
Кое-кто (особенно папы) даже радуется, что ребенок «не бьет баклуши, а занимается делом»: решает математические задачки, с четырех лет самостоятельно читает, метит в юные гроссмейстеры.
Да и родителям удобно: взял готовое пособие, выполняешь вместе с малышом полезные задания. Не надо изобретать сюжеты для игр, которые вдобавок кажутся многим взрослым бессмысленными и скучными.
Но игра – это не просто развлечение, а важнейшая сфера деятельности ребенка. Самая, пожалуй, важная для дошкольника, ведь в игре он познает мир, примеряет на себя различные, в том числе «взрослые» роли, учится общению, постигает оттенки чувств. И если в этой сфере пробел, эмоциональное развитие ребенка затормаживается.
Вот что говорит о юных интеллектуалах практический психолог Ирина Александровна Карпенко: «Эмоциональное недоразвитие ведет к аутизации, отстранению от окружающего мира. Ребенок не понимает людей, не чувствует их и не интересуется ими. Из-за аутизации он часто ведет себя неадекватно, что еще больше затрудняет его контакты.
Начинается отставание в психологическом плане. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой – гораздо инфантильнее сверстников, и этот разрыв мешает гармоническому развитию личности.
По большому счету, для такого ребенка бывает закрыта настоящая социализация. Работать с людьми и тем более возглавить коллектив он вряд ли сумеет, хотя амбиции у него часто непомерные, ведь он с детства привык к своему интеллектуальному превосходству.
Но превосходства в более взрослом возрасте уже не будет, поскольку ранняя интеллектуализация закрывает детскую спонтанность и гибкость мышления, а амбиции останутся».
Если же в ребенке от природы есть черты шизоидности, то ранний упор на логическое мышление может усугубить их еще больше.
Снова дадим слово психиатру Г. В. Козловской: «В психическом развитии человека есть так называемый “мифологический” период.
Он длится примерно от двух до семи лет и проявляется в виде фантазирования, массы вопросов, веры в сказочное волшебство, в различные вымышленные ситуации, которые проигрываются как настоящие.
При этом здоровый ребенок не утрачивает границ между сказкой и реальностью. Однако дети так охотно играют в вымысел, что порой может показаться, что они не отделяют его от действительности.
Так вот, если ребенок этот период не проходит, если родители начинают налегать на интеллектуальное развитие, а сказки считают ненужным и даже вредным хламом, – ребенок остается очень формальным.
Более того, он неожиданно начинает верить во всевозможнейшие выдуманные ситуации, которые – уже во взрослом состоянии! – с трудом отделяет от реальности, может попасть под влияние сект, псевдоучителей, политических манипуляторов.
У него сознание как бы не получило прививки отторжения фантастических моментов, он вдруг неожиданно впадает в детство, и его бывает нелегко извлечь из той нелепой ситуации, в которую он сам себя загнал. Сейчас многие шарлатаны этим умело пользуются».
Не хочу учиться – хочу развлекаться!
В дошкольном возрасте нужно, прежде всего, заботиться об эмоциональном благополучии малышей. Остальное второстепенно.
Главное, утверждают психиатры, дать детям набегаться, наиграться, почувствовать тепло и заботу матери. Скажем, в приюте дети могут находиться в прекрасных материальных условиях и заниматься с хорошими педагогами, но без матерей они все равно развиваются плохо.
Когда же мама нацелена, в первую очередь, на интеллектуальное развитие малыша, она нередко ставит его в эмоционально тяжелую ситуацию. Допустим, он хуже других ребят справляется с заданиями, а она начинает его сравнивать, стыдить, сердиться.
Или другой пример. Ребенок повышенно утомляем, раним, чувствителен. Высидеть на уроке, пусть даже длящемся всего двадцать минут, для него тяжело. В группе детишек он чувствует себя неуютно. Вернувшись из мини-лицея домой, малыш хочет отрешиться от неприятных переживаний, отдохнуть, поиграть, а его заставляют выполнять домашние задания. Он сопротивляется, впадает в агрессию.
Годам к семи у ребенка уже может выработаться стойкое отвращение ко всему, что так или иначе связано со школой. Отношения с мамой при этом серьезно разладятся.
Очень важно и не оказывать насилия над природной любознательностью ребенка. Забегая вперед, заставляя его интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему труднодоступны, взрослые не стимулируют, а, наоборот, убивают детскую любознательность.
Знания набивают ребенку оскомину, и в подростковом возрасте, вырвавшись на свободу, он зачастую хочет только одного – развлекаться.
«Не пойму, что стряслось с нашим классом, – сетовала на родительском собрании учительница. – В седьмом еще были дети как дети, а теперь словно с цепи сорвались. На уме только дискотеки! А ведь как хорошо начинали!
Все пришли в школу великолепно подготовленными, занимались по экспериментальной, продвинутой программе… И если бы один-два ученика отбились от рук, а то – практически целый класс!»
Так что лучше дать детям наиграться вовремя. Тем более что те же самые начатки счета или чтения они гораздо быстрее усвоят (когда сами дозреют до этой потребности!) в ролевой игре «в школу», обучая кукол или плюшевых зайцев.
Как усваивали подобные премудрости предыдущие поколения, подарившие миру столько изобретений и научных открытий, да и пишущие обычно грамотнее современных выпускников, хотя почти никто из них в пять лет читать еще не умел, а о раннем интеллектуальном развитии тогда и слыхом не слыхивали.
Журнал для родителей «Виноград», №-17 (81) 2021 г.
Комментировать