Путешествие в страну Музыки

Путешествие в страну Музыки

(14 голосов4.4 из 5)

В предложенной Вашему вниманию подборке сказок на музыкальную тематику ребёнок познакомится с основными музыкальными понятиями, узнает о том, что музыка помогает людям быть добрее, видеть в окружающем мире прекрасное. Ведь музыка звучит и в лёгком дуновении ветерка, и в соловьиных трелях… Стоит лишь услышать, заметить, понять…

Введение

1. Заботливые нотки

Puteshestvie v stranu Muzyki 001 - Путешествие в страну Музыки

У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа – фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит

Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Вопросы и задания

• Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
• Дети делятся на группы. Каждая группа – семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
• Каждая группа – семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто – дети, кто – бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
• Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
• Нарисуйте домики для разных нот.
• На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

2. Дружные нотки

Пение

 

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет –
Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!

Вопросы и задания

• Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
• Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
• Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
• Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
• Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

3. Как родилась песня

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.

Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:

— Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.Зайцы

Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. Средний зайчонок и говорит:

— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.

Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. Пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:

— Мама! Теперь мы знаем, как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес!

Вопросы и задания

• Какие песенки услышали зайчата в лесу?
• Как вы думаете, какие песенки можно услышать в разные времена года?
• Нарисуйте любую песенку.

I. Музыкальные инструменты

1. Дудочка

Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.

Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!

Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.

И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!

Вопросы и задания

• Каким голосам умеет подражать дудочка-погудочка?
• Что делают те, кто её услышит?
• Какую песенку и для кого сыграли бы вы на такой дудочке?

2. Легенда о барабане

Барабан
– Дедушка, выпейте отвара, – ласково сказала индианка Чистый Родник.

– Сама его пей, внучка, – ответил старик.

– Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.

– Дедушка, мой муж Соколиное Перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живем маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.

В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.

– Надо индейцам объединяться и дружить, тогда мы сможем помогать друг другу, – сказал старик вождю.

– Как мы узнаем, захотят ли соседи дружить с нами? – ответил вождь.

– Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, – объяснил старик.

– Твой план опасен, – покачал головой вождь. – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся.

Опечалился старик, а внучка говорит ему.

– Не горюйте, дедушка. Мой муж Соколиное Перо придумает, что делать.

Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:

– Слышу, он уже идет с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.

Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре. Дед с удивлением спросил:

– Внучка, как ты узнала, что твой муж идет с добычей, когда он был еще так далеко?

Соколиное Перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на который была натянута шкура оленя, и выбил ладонями звонкую дробь.

– Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.

Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.

– Нам нужно сделать такой барабан, вождь. Только не маленький, а большой. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.

Эти идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на нее сверху и снизу кожу лося.

Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленьей шкурой на концах.

– Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.

Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли вес соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.

Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла их девушке из племени лесного озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать вокруг костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо выбивал ритм мелодии на барабане.

Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами, всем, что у них было с собой. А потом они спели вместе песню даров.

Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песню даров.

С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы и песню даров – индейский зов любви.

Вопросы и задания

• Почему люди не испугались ударов барабана, а, наоборот, с радостью восприняли эту музыку и стали собираться вместе?
• Представьте, что вождь племени спрашивает у вас совет, как племенам жить в дружбе. Что вы ему посоветуете?
• В каких важных делах этот барабан помогал людям племени?

3. Как звонят колокола

Жили-были у колокольного мастера два брата колокольчика: Динь-динь и Дон-дон.

КолокольчикиДинь-динь был размером с яблоко и пел весело: «Динь-динь-динь! Как радостно жить!» Колокольчик Дон-дон был в два раза больше брата и пел тревожным голосом: «Дон-дон-дон! Пора вставать! Смотрите в оба, берегитесь!»

Братья постоянно спорили друг с другом. Динь-динь хотел своим звоном радовать людей, а Дон-дон считал, что колокольчики должны будить людей и пугать врагов.

Надоело колокольному мастеру, что колокольчики постоянно спорят, и он сказал:

– Надо вас на колокольню отнести, в колокольную школу отдать.

– А что такое колокольня?– спросил испуганно Динь-динь.

– Это башня высокая с колоколами возле храма. Колокола, которые живут на колокольне, вызывают людей на Богослужение, напоминают им о Жизни Вечной, славят своей музыкой Самого Господа Бога. Они всегда звонят так красиво, что заслушаешься. У самого огромного колокола голос мощный, как гром, – объяснил мастер.

Он взял колокольчики, отнес их на колокольню и отдал звонарю.

– Рад знакомству, колокольчики. Я помогаю нашим колоколам петь, – поклонился звонарь и положил колокольчики в угол.

Братья оглянулись. Под каменным сводом колокольни висело множество колоколов. Были среди них три огромных колокола, несколько средних и целая группа колокольчиков поменьше. Вниз от всех колоколов спускались веревки, привязанные к их языкам. Звонарь взялся за веревку, идущую от самого большого колокола, размахнулся, и небо взорвалось от громового удара. Гулом наполнился воздух, и тут раздался второй удар, а за ним – третий. Словно падал с неба музыкальный гром.

– Что за гул! Ах, я теряю сознание, я лечу в небо! – заволновался Динь-динь.

– Вот это да! Это голос грома, а не какой-нибудь звон! – воскликнул Дон-дон.

В этот миг звонарь дернул за другие веревки, и на колокольне поднялся перезвон, словно огромные птицы запели, а следом переливчато зазвенели малые колокола. Звонарь как будто держал в руках струны голосов, и светлые, сияющие звуки поднимались прямо в небо, к Престолу Небесного Отца.

Братья-колокольчики были очарованы. Когда звон стих, звонарь объяснил:

– Громкие удары в большой колокол называются «Благовест». Слышали, как наш великан колокол гудел красиво? А большие и маленькие колокола добавили в его красивый гул чудесный перезвон, – Сказав это, звонарь трижды перекрестился и пошел в храм на службу, помогать в алтаре.

– Я был прав, колокола должны радовать людей, – прозвенел Динь-динь. Дин-Дон хотел что-то возразить, но один из небольших колоколов остановил их:

– Тихо, малыши, ложитесь спать – колоколам нельзя без дела звякать.

Братья замолчали и уснули, устав от впечатлений. Ночью их разбудил страшный гул.

«Бум-бум! Беда, пожар! Бум-бум!» – тревожно гремел великан колокол. Звонарь бил в него часто и громко. Братья колокольчики, оглушенные этим громом, не сразу поняли, что случилось. Они видели с колокольни, как вдалеке разгорелось красное зарево, как со всех сторон бежали к нему люди, и как зарево постепенно погасло.

Когда все стихло, Дон-дон взволнованно спросил звонаря:

– Значит, колокола еще людей о беде предупреждают?

– Конечно! Вы же слышали набат. Этот тревожный звон мигом людей собирает, чтобы с бедой справиться. Колокола могут заставить гудеть и звенеть все небо. Это великие музыкальные инструменты, и они звонят людям о великих радостях и страшных бедах.

– Мы из великой семьи! Мы тоже будем звонить для людей и в радости, и в беде, – хором повторили два братца-колокольчика.

Вопросы и задания:

• Какими по характеру были два братца-колокольчика?
• Почему мастер отправил их на колокольню?
• Чему их научили большие колокола?
• Чем колокольная музыка отличается от звучания любых других музыкальных инструментов?
• Почему семья колоколов названа великой? В чем ее величие?

4. Сказка о фальшивом камертоне

– Знаешь ли ты, что такое слава? – спросила скрипка у камертона.

– Когда все тебя знают.

– Не только. Еще это радость быть единственной и непревзойденной. Ты не представляешь, какое счастье наблюдать, как сотни восторженных поклонников внимают каждой твоей ноте, ловят каждый вздох. В такие минуты они готовы носить тебя на руках! Впрочем, откуда тебе знать…

Вот такой диалог произошёл в хранилище между скрипкой и камертоном. Ничего особенного, обыкновенный разговор старых знакомых. И все-таки самолюбие камертона было задето.

Он и раньше слышал, как хвасталась его соседка, но никогда не представлял себя в чужом амплуа. И, правда, откуда ему знать? Маленькому, незаметному служащему филармонии, для которого даже трещотка являлась воплощением совершенства, не говоря о первой скрипке. Стоит ли скрывать, что камертон был в неё влюблён?

Временами, после очередного триумфа, когда скрипка возвращалась на свою антресоль, сердце камертона готово было выпрыгнуть от счастья. Неважно, что речи возлюбленной сводились к одному – кому из артистов неведомо чувство гордыни? Главное, что его любимая была счастлива!
Но сегодня камертон был задумчив и молчалив. Мысль о собственной ущербности не давала ему покоя. «Кто я такой, что бы надеяться на взаимность? Никому я не нужен, зачем уповать на чудо?» – мучил он себя.

С каждым днём уныние овладевало им всё больше. Даже голос бедняги стал ниже и глуше. Но никому не было дела до скромного жалкого камертона.

А тем временем в оркестре стало твориться необъяснимое. Каждое новое выступление собирало всё меньшее количество слушателей, всё реже раздавались рукоплескания, всё чаще появлялись нарекания и недовольство публики. Никто – ни контрабас, ни виолончель, ни скрипка не могли понять, откуда берется фальшь. Скрипка нервничала, глядя на её переживания, оркестр расстраивался ещё больше…

Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не обратил на камертон внимание.

– Посмотрите, бедняжка совсем зачах, – говорила лютня гобою. – Должно быть, у него несчастная любовь. Ах, как это печально – безответное чувство.

– Да, похоже, малому не сладко. Жаль, что нельзя ему помочь.

Вскоре весть о несчастном камертоне добралась до скрипки. К тому времени она совершенно забыла о своей гордыне. Никто больше не восторгался её отменным звучанием, не пел дифирамб, и не осыпал комплиментами. С невыразимой грустью возвращалась она на свою полку. Теперь, когда слава больше не кружила ей голову, она стала замечать вещи, прежде не заслуживавшие внимания. «Вот старый бутафорский канделябр, вот футляр для хранения струн и канифоли, а вот камертон…. Как же он изменился за последнее время. Наверное, ему очень плохо». Впервые скрипка подумала о камертоне с сочувствием. Она вспомнила, с какой радостью встречал он её с гастролей, с каким вниманием выслушивал очередное хвастовство. И вскоре ей всё стало ясно.

Горько и стыдно было скрипке за своё бездушие, за обидные слова, брошенные свысока.

– Ах, милый камертон, прости мою глухоту, — обратилась она к другу. — Как же я была глупа, когда витала в облаках, не понимая, что обязана успехом тебе! Мы все не замечали главного – любой удаче сопутствует чья-то забота. Прости же мою неблагодарность!

В эту минуту камертону казалось, что мир пробуждается новым соцветием красок и звуков. «Как славно приносить пользу другим!» – думал он, слушая, как его сердце наполняется счастьем.

Вопросы и задания

• Какое качество было главным в жизни первой скрипки?
• Из-за чего камертон стал фальшивить?
• Почему скрипка посочувствовала камертону?
• От кого зависело, как играет оркестр?
• Как вы думаете, что случилось после этой истории?

5. Остров Фальшивых нот

Несчастье

В одно чудесное утро, когда заря ещё только разгоралась на востоке, Скрипку разбудила весенняя капель. Звонкие капли летели с крыш, за окном весело чирикали воробьи, и Скрипке сразу же захотелось запеть.

— Ой! – вдруг расстроенно взвизгнула она. – У меня сломался колок! Как же я смогу играть, ведь теперь все мои ноты будут звучать фальшиво? Надо скорее спешить в город Струнный за новым колком, а то как бы не случилась ещё какая беда!

В пути

8456312 - Путешествие в страну Музыки
Фото: allforchildren.ru

Скрипка немедленно отправилась в путь. Она миновала Серенадный лес и вышла к реке Ау. Скрипка знала, что когда-то Фальшивые Ноты спрятали на дне этой реки Певучую Дудочку Ау. С тех пор никто не слышал голоса Прекрасной Ау, лишь название реки сохранило о ней память.

Скрипке надо было переправиться на другой берег. Она пригляделась и заметила плывущую по реке лодку, которая направлялась прямо к ней. Скрипка было обрадовалась, как вдруг из лодки на берег выскочили речные пираты Фальшивые Ноты. Они схватили Скрипку и отвезли её далеко-далеко, на свой Остров.

На Острове

— Скрипочка! Красавица! Будь нашей королевой! – уговаривали её Фальшивые Ноты. – Со сломанным колком ты всё равно не сможешь играть чисто!

— Я – Королева среди инструментов, — рассердилась Скрипка, — и никогда не буду королевой у Фальшивых Нот!

— Ах так… Через неделю продолжим разговор. Если не передумаешь, берегись!

И Фальшивые Ноты, оставив Скрипку на Острове, уплыли.

Встреча

Сначала Скрипка думала, что этот Остров необитаем. Она гуляла под высокими пальмами, любовалась фиолетовыми лилиями, но вскоре стала замечать на земле необычные круглые дырочки.

Несомненно, это были чьи-то следы. Скрипка пошла по этим следам и вскоре наткнулась на дрожащую Певучую Дудочку Ау.

— Вот это встреча! – воскликнула Скрипка. – Как же ты, бедняжка, сюда попала?

— Меня долго держали в плену на дне какой-то реки. Там было ужасно темно и сыро, — начала Ау свой рассказ. – Постепенно я стала терять свой голос, и тогда Фальшивые Ноты перевезли меня сюда, надеясь уговорить стать их королевой. Но на Острове я неожиданно выздоровела, голос мой зазвучал по-прежнему чисто, и Фальшивые Ноты поклялись отомстить мне…

— Наверное, они очень грозились, ведь Фальшивые Ноты терпеть не могут, когда кто-нибудь чисто играет?

— Да, они очень грозились, — послышался вдруг ещё чей-то голос, и из-под большого зелёного листа высунулась не менее зелёная голова.

Неожиданный друг

— Познакомься, это мой друг Кузнечик. Он помогает мне прятаться от Фальшивых Нот в своей кузнице. Звонкий стук его молоточка по наковальне так же ненавистен Фальшивым Нотам, как и чистые звуки, потому что Фальшивые Ноты не любят тех, кто умеет хорошо трудиться.

— Так, так, так… — задумалась Скрипка. – Вот если бы у меня был колок, то я, кажется, знала бы, как нам избавиться от Фальшивых Нот… — и Скрипка поделилась с друзьями своим планом.

Избавление

Фальшивые Ноты вернулись на Остров ровно через неделю. Они едва успели высадиться на берег, как навстречу им, взявшись за руки, выбежали Скрипка и Прекрасная Ау. Зазвучала задорная плясовая музыка. Фальшивые Ноты сначала удивились, а потом испугались, заметив у Скрипки новый, сверкающий на солнце серебряный колок. А музыка звучала всё веселей и громче. И неожиданно Фальшивые Ноты почувствовали, что больше не могут жить среди этих чистых и весёлых звуков. Они стали уменьшаться прямо на глазах и постепенно… растаяли в воздухе. Правда, Кузнечик успел схватить за руку одну из них, самую маленькую Фа-льшивую Нотку. Часть её имени уже исчезла, осталось лишь коротенькое начальное «фа».

Только вперёд!

— Тебе необходимо учиться на настоящую ноту! — сказал ей Кузнечик. – Мы поможем тебе.

— Да, да! Мы поедем все вместе в город Струнный, и ты найдёшь своё место в мелодиях самых разнообразных инструментов, — подтвердили Скрипка и Прекрасная Ау.

У берега качалась на волнах покинутая Фальшивыми Нотами лодка. Кузнечик помог сесть в неё Скрипке, Певучей Дудочке и их ученице Фа, взял в руки вёсла, и они поплыли в город Струнный навстречу новым прекрасным мелодиям.

Вопросы и задания:

• Какая история случилась с Дудочкой Ау?
• Почему Скрипка не согласилась стать королевой Фальшивых Нот?
• Кого и почему не любят Фальшивые Ноты?
• Почему Скрипке, Дудочке Ау и Кузнечику удалось победить Фальшивые Ноты?
• Нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.

6. Гармошка для крокодила

КрокодилКрокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.

– Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, – прощебетала птичка.

– Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, – просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.

– Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, – защебетала птичка.

Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.

– Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.

– Да, я злой, – вздохнул крокодил и снова заплакал.

– Постой, крокодил, не перебивай, – попросила птичка. – Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.

– Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? – с удивлением спросил крокодил.

– Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, – пообещала птичка и улетела.

Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.

– Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, – объяснила птичка крокодилу.

Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.

– Я же говорил, что не могу быть добрым, – снова заплакал крокодил.

– Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, – прощебетала птичка и снова улетела.

Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег.

Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.

– Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, – прощебетала птичка.

Человек положил барабан на землю и сказал:

– Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.

Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.

– Видишь, крокодил, как все тебя боятся, – укоризненно прощебетала птичка. – Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.

Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.

Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.

– Нет, никогда мне не научиться доброте, – вздохнул крокодил.

– Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, – упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.

Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.

Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:

– Крокодил, тебе посылка.

– Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? – заволновался крокодил.

– Открой, и все поймешь. Только осторожно, – ответила птичка.

На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».

Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.

Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:

«Дорогой, африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку – самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».

Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.

Но когда на берегу реки раздается веселая песенка,

«Я играю на гармошке,
И добрею понемножку,
Крокодильих слез не лью,
Я играю и пою!»,

все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.

Вопросы и задания

• Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?
• Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.
• Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.
• Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?
• Дети делятся на пары. Один в паре – птичка, другой – крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.
• Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?

II. Музыкальные понятия

1. Два брата

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.

Вопросы и задания:

• Почему Звуки разучились петь?
• Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
• Нарисуйте двух братьев из сказки.
• Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
• Дети делятся на пары. Один в паре – мажор, другой – минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
• Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

2. Тайна длительности звуков

– Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, – однажды утром радостно сказал мальчик маме.

– Сегодня можно записать только мелодию дождя, – улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

ноты– Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? – спросил мальчик.

– Это великий закон длительности звуков! – важно ответил маэстро. – Нотки должны сами открыть этот закон.

– Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? – запищали нотки.

– Это очень трудно, – предупредил Скрипичный ключ. – Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море.

– Как страшно, река глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, – заплакали нотки.

– Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? – предложил мальчик.

– Ура! Ура! Ура! – засмеялись нотки. – Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

– Вот непоседы, то смеются, то плачут, – укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

– Возвращайтесь скорее, – крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

– Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

– Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

– Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? – спросил маэстро Скрипичный ключ.

– Конечно, открыли. Слушайте, – гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

– Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! – воскликнул мальчик.

– Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, – объяснили нотки.

– Да, правильно, – согласился Скрипичный ключ. – Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные– белым кружком с палочкой, четвертинки – черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

• Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
• Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
• Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
• Почему одни нотки беленькие, а другие – черненькие?
• Для чего нужен закон длительности звуков?
• Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

3. Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

– Мама, можно мне погулять? – попросил мальчик. – Я уже выздоровел.

– Нельзя, сынок, – не разрешила мама. – Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

– Давайте снова споем мальчику колыбельную, – предложила нотка Ля. – Мы можем спеть очень грустную колыбельную.

– Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, – добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

– Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? – испугался мальчик.

– Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скоре-е-е-е, – всхлипывая, объяснили нотки.

– Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, – сказал мальчик. – Мамина колыбельная – печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать.
– А вот и мы, – произнес кто-то невидимый тихим голоском.

– Кажется, нас звали, – заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись, появились два гнома: один – маленький и худенький, а второй – в два раза выше и толще первого.

– Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, – прошептал худенький гномик.

– А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, – закричат второй гном.

– Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, – удивился мальчик.

– Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, – прошептал гномик Пиано.

– Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, – заревел Форте.

– Но мы вас не звали, – еще больше удивился мальчик.

– Как не звали?! Я сам слышал, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано – значит тихо, а Форте – значит громко, – громогласно заявил гном Форте.

– Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, – тихо произнес гномик Пиано.

– Теперь мы правильно споем колыбельную, – обрадовались нотки, но потом они встревожились:

– А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

– Не волнуйтесь, непоседы, – усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. – Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

Вопросы и задания:

• Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
• Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
• Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
• Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
• Нарисуйте два музыкальных домика. Один – для Форте, другой – для Пиано.
• Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.Ноты

4. Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

– Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, – обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

– Что случилось? – удивился мальчик. – Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил:

– Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

– Нотки, пожалуйста, расскажите, что случилось, – попросил мальчик. – Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

– Нет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, – пожаловалась нота До.

– Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, – пропищала нота Си

– Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, – вздохнула нотка Ре.

– Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! – зашумели остальные ноты.

– Значит, это я во всем виноват? – хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

– Ой, что это? – заволновались нотки.

– Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, – объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Нотки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.
– Смотрите, Диез похож на лесенку, значит, по нему можно подняться на полтона вверх, как по лесенке, – объявила нота Ля.

– А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, – обрадовалась нота Соль.

Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

– Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, – остановил их маэстро. – Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

– Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, – весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Нотки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

Вопросы и задания

• Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
• Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
• Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
• Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
• Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

5. Тётушка Октава и господин Басовый ключ

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

– Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

– Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, – грустно ответили нотки.
– Как же так? Когда я встретился с Феей Музыки, она пообещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, – расстроился мальчик.

– Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, – важно произнес маэстро Скрипичный ключ. – Нотки должны позвать на помощь тётушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Нотки тут же хором закричали: «Тётушка Октава, тётушка Октава!»

Тётушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

– Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу.

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

– У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, – в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

– Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющие звуки.

– Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, – успокоила Скрипичный ключ тётушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

– Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко – иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Нотки испуганно притихли. Тётушка Октава ласково сказала.

– Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

– Значит, мы сможем спеть музыку звезд? – обрадовались нотки.

– Конечно, летите скорее, – улыбнулась тетушка Октава.

Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились об неё с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

– Тётушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? – спросил мальчик.

– Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать её летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть её или сыграть на музыкальном инструменте, – объяснила тетушка Октава и добавила:

– Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тётушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. Но тётушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

• Почему у тётушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
• Почему к платью тётушки Октавы было пришито множество кармашков?
• Нарисуйте тётушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
• Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить – низких, средних или высоких и почему? Все дети – нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей – тётушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тётушка Октава задает музыкальный вопрос.
• Для чего необходим басовый ключ, и чем он отличается от скрипичного?
• Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

Комментировать