Психолог или духовник: две дороги, обе к Богу?

Психолог или духовник: две дороги, обе к Богу?

Если есть проблема, терзающая душу, не позволяющая расти духовно – к кому мы обратимся? Должен ли быть психолог духовно просвещен, а духовник психологически грамотен?

В этом непростом вопросе нам поможет разобраться православный психолог Елена Громова.

В наши дни многие молодые люди, семейные пары, одинокие люди и даже дети имеют разного рода проблемы, с которыми трудно справиться самостоятельно. Требуется вмешательство профессионала. И перед человеком встает выбор – к кому обратиться? Те, кто идут в церковь, с одной стороны поступают правильно. Ведь корень всех проблем и зол надо искать в собственной душе и утрате ее диалога с Богом. Но, с другой стороны, разве правильно искать ответа на вопрос у священника, если он не знает всех тонкостей психологии? Иногда в храм приходят люди с серьезными проблемами, а духовник не может их разрешить не потому, что не хочет, у него просто нет времени и необходимых знаний для того, чтобы помочь. Психолог же напротив имеет достаточно времени, чтобы сочувствовать и сопереживать. Однако психологи обычно не видят самой важной проблемы – проблемы отношений человека с Богом, ведь решить какую-то бы ни было проблему без его участия – невозможно.

– Елена, как все-таки отличить психологическую проблему от духовной? Это не одно и то же?

Вопрос непростой, потому как не всегда легко определить, какого порядка возникла проблема: духовного или душевного (психологического). И грань бывает очень тонкой. По моему опыту в большинстве случаев люди, всё-таки сами понимают, с какой проблемой стоит обратиться к психологу, а с какой священнику.

– Какая последовательность – сначала к психологу или к духовнику?

В жизни бывает по-разному. Иногда психолог (верующий, конечно же) может сам почувствовать необходимость в том, что этому человеку нужна духовная помощь и поддержка и порекомендовать сходить к священнику. А иногда мудрый батюшка советует обратиться к православному психологу. В моей практике не раз были такие случаи. Приходит, например, молодая девушка, и говорит, что ей порекомендовал обратиться к православном психологу молодой священник в храме. Спаси Бог того священника, потому что его совет оказался очень своевременным и правильным для этой девушки.

Я думаю, что человек, зачастую, может сам почувствовать: кто ему в решении возникшей проблемы нужен: психолог или священник. А уж задача священника и психолога адекватно оценивать свои знания, силы и опыт и не стесняться направлять человека или семью друг к другу. Таким образом, священник и психолог могут не соперничать, а дополнять друг друга.

– А как понять, когда требуется помощь психолога, если исповедь и причастие не пустой звук, но проблемы не уходят? Особенно это касается детей, ведь их настоящий духовный рост начнется гораздо позже их возраста.

Мне думается, что если человек чувствует глубокую неудовлетворённость от исповеди, если чувствует, что «вот каюсь в обидах, в осуждении, а простить не получается, продолжаю обвинять и осуждать, завидовать», то стоит сходить к психологу и понять, почему же эти грехи так крепко держат и так долго держаться: что за такие глубокие механизмы «работают», которые не дают справиться с проблемой с помощью исповеди и причастия. Православный психолог может помочь во всём этом разобраться.

Добавим, что эта проблема далеко не только психологическая. Большинство православных не прошло катехизацию и не знают основ аскетики – науки борьбы со страстями. Естественно, они и не понимают, как с ними бороться. – Прим. редакции.

Ну а что касаемо детей – есть смысл обращаться к детскому психологу тогда, когда что-то в поведении ребёнка Вас настораживает, беспокоит. Когда какой-то симптом или явление, беспокоящее вас, не уходит. Когда проблемы не удаётся разрешить собственными силами. Просто так для профилактики водить ребёнка к психологу даже православному не стоит. Нужен запрос, вопрос и понимание, в чем же специалист может помочь вам и вашему ребёнку. Когда же ребёнок станет подростком, можно так и сказать ему, что если у тебя появятся какие-то вопросы, жизненные проблемы разного рода, и ты почувствуешь, что тебе нужна профессиональная помощь, то скажи мне, и мы найдём психолога, с которым ты сможешь обо всём поговорить.

На самом деле у некоторых людей совершенно неверное представление, что православному человеку не нужно обращаться к психологам, и что все вопросы можно решить с батюшкой или с помощью молитвы. Не все и не всегда. И по многим причинам. Многим батюшкам не хватает времени, чтобы погрузиться, вдуматься в жизнь и судьбу какого человека или семьи просто потому, что очень много человек нуждается в духовном окормлении священников. Кому-то не хватает знаний по психологии или жизненного опыта. И, к сожалению, не все вопросы можно решить с помощью одной молитвы. Если в семье остаются нездоровые модели поведения, если муж и жена отдалились друг от друга и имеют друг к другу много претензий; если ребенок стал вести себя капризно, стал писаться по ночам, стал пугливым или агрессивным; если подросток или взрослый не может понять, кем ему работать и какую профессию выбрать; если человек не может найти общий язык с коллегами или коллеги пользуются его добротой и постоянно просят его сделать за них какую-то работу, а он не может сказать «нет! – только молитвой ситуацию разрешить практически невозможно. И в этих и в других случаях стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу.

– Еще несколько лет назад к услугам семейного психолога обращались единицы. Сейчас же это стало не только модным, но и какой-то нормой, как вызвать на дом врача, если ребенку плохо. Люди не стремятся даже сами решить свои внутренние и личные проблемы, не выносить сор из избы, как говорится, а сразу бегут на консультацию. Это правильное решение?

Не соглашусь. Не смотря на то, что обращаться к психологу становится нормой, тем не менее, большинство людей пытаются решить возникшие проблемы своими силами, а на консультацию к психологу бегут, к сожалению, когда ситуация становится критической или близка к этому. Как раз я бы призвала, особенно супружеские пары, не стесняться обращаться к семейному психологу не когда брак на грани развода, а как только вы почувствовали трудности в отношениях друг с другом, как только стали отдаляться друг от друга. Очень многие браки можно сохранить, если не доводить ситуацию до критической точки. Или ещё. Приводят, например, ребёнка на консультацию с различными психоэмоциональными проблемами после развода родителей ( страхи, неуверенность, плаксивость, капризность), и становится очень жаль, что родители не обратились за консультацией ещё до развода, чтобы обсудить вдвоём темы, касающиеся ребёнка: как сказать ребёнку о разводе, как выстраивать с ним отношения после развода, как говорить с ним об отношениях между мамой и папой… Поэтому наши люди имеют как раз тенденцию к тому, чтобы не обращаться за медицинской или психологической помощью как можно дольше и пытаются «разруливать» все ситуации самостоятельно. И я отношусь с глубоким уважением к родителям или взрослым людям, которые осознают, что они не могут сами решить какую-то проблему и обращаются за профессиональной помощью.

Раньше люди старались чинить свои отношения в браке, как дырявую лодку, теперь же есть тенденция к тому, что если с лодкой ( т.е., с семьей) что-то не так, – лучше найти другую, а дырявую бросить. И с этой тенденцией мы ничего не можем сделать. Даже многие верующие люди стали более терпимо относится к разводу, чем раньше. Поэтому, если супруги хотят сохранить семью и идут к семейному психологу, и готовы обсуждать, что происходит в их браке и как можно улучшить отношения – это вызывает у меня только огромное уважение и надежду. Да, не все браки удаётся сохранить по разным причинам, но надо бороться до конца и делать всё, что возможно.

– Есть случаи, когда психолог сам по себе имеет большие проблемы в личной жизни, и пытается компенсировать отсутствие собственного счастья за счет счастья своих клиентов, разваливая их семью, запутывая, давая «вредные советы» и так далее. Как выбрать хорошего психолога? Какие критерии? Какими должны быть главные качества православного психолога?

Конечно, психологи бывают разными как и священники – все мы люди. Но, всё-таки, задача большинства психологов -помочь своим клиентам в осознании и решении своих проблем. По поводу разрушения семьи вопрос непростой. Бесспорно, если психолог сам или сама имеет опыт длительных крепких семейных отношений, то он априори будет использовать все свои профессиональные и личные ресурсы, чтобы помочь супругам сохранить брак ( хотя истории бывают разными, и бывает, что сохранять уже нечего..). А значит, в идеале психолог должен иметь за плечами много лет личного брака. Но бывает, что и психолог, которому не удалось сохранить свою семью (причины бывают разными), тоже старается до последнего помочь супругам обойтись без развода, т.к. знает на своём опыте, как это тяжело.

Конечно, важно, чтобы у психолога было хорошее профильное образование (психологическое или психолого-педагогическое), опыт работы, позволяющий ему работать с разными темами и разными возрастами клиентов. Также важно, чтобы психолог сам имел за плечами курс личной психотерапии (это к тому, что даже если у него были или ещё есть какие-то личные проблем, он их осознал, решил или продолжает над ними работать).

Какие качества? Прежде всего, психолог должен быть искренним, открытым и эмпатичным, сопереживающим и понимающим. Затем он должен быть гибким, уважающим человека, с какой бы проблемой он ни пришёл на приём ( «Возлюби грешника и возненавидь грех»), какого бы мировоззрения ни был это человек. Психолог, безусловно, должен уважать свободу в своём клиенте.

Еще я бы сказала про, так называемый, человеческий фактор. Психолог может быть хорошим специалистом, но не понравится или не подойти лично Вам. Такое тоже иногда бывает. Поэтому «своего» психолога Вы почувствуете сердцем и сможете ему довериться и раскрыться.

Поэтому, в начале получите всю возможную информацию о психологе ( в интернете или/и через знакомых), а при встрече Вы сами поймёте – хотите ли Вы и дальше работать с этим специалистом.

– Известно, что в психологии используются определенные техники – гипноз, кодирование, программирование. Являются ли они душеполезными для человека, если, по сути, они влияют на волю человека? Или в помощи ближнему все средства хороши?

Действительно, в психологии существует много направлений, методов, техник, методик. Верующий специалист не использует в своей практике методы, не уважающие свободу человека, насильственные техники, подавляющие волю человека. К ним можно отнести суггестию (гипноз) и НЛП. Исключение могут составлять случаи оказания психотерапевтической помощи людям, оказавшимся в экстренной стрессовой ситуации. Здесь иногда могут применяться отдельные элементы НЛП или гипноза, чтобы вывести человека из тяжёлого состояния.

Напомним, что тяжелые случаи – это уже компетенция не психолога, а психотерапевта, и требует врачебного наблюдения. – прим. редакции.

– Православный психолог понимает, что помогает по-настоящему только Бог, и задача психолога – помочь человеку прийти в храм. Вы согласны с этим? Или все-таки у православного психолога есть еще задачи, кроме этой?

Сложный и неоднозначный вопрос. На прием к верующему психологу зачастую приходят неверующие люди. И, мне думается, что задача психолога, всё же, не заниматься катехизацией, а оказывать человеку или семье качественную профессиональную психологическую помощь. Просто как воцерковлённый верующий человек православный психолог может, при желании человека, «работать» на более глубоком уровне, нежели неверущий специалист, очень осторожно «трогать» «духовное я» в человеке и, если он отзовётся, подвести его к духовному осознанию проблемы. Бывают, кстати, темы и проблемы, которые узко психологической, так сказать, «технической» направленности. Например, помощь супругам в построении диалога друг с другом, в научении слышать и слушать друг друга; помощь подростку в выборе профессии, помощь ребёнку в переживании развода родителей, в умении справляться со своей агрессией…. Поэтому я считаю, что православный психолог – это, прежде всего, профессионал в своём деле, который знает что и зачем он делает. И это человек, понимающий и знающий, что есть душевные и духовные проблемы и что они бывают тесно связаны друг с другом. И, если психологу, удаётся установится хороший доверительный альянс с клиентом, иногда неверующий клиент может быть готов услышать духовную причину своей проблемы (не всегда). Но психолог не должен быть обличателем, вразумителем или наставником для своего клиента – это уже миссия священника.

– Люди приходят к психологу со своими проблемами, рассказывают о жизни, можно сказать «исповедуются» у психолога. На самом деле, на сеансе у психолога не происходит покаяния. А если его нет, нет и духовного роста, и человек снова и снова приходит к психологу с усугубляющимися проблемами. Советуете ли Вы в таких случаях готовиться к настоящей исповеди?

Все зависит от того, верующий ли человек или нет, как давно он в церкви, есть ли у него постоянный духовник. И многое зависит от сути проблемы, с которой он обратился за психологической помощью. Не всякая проблема решается исповедью у священника, к сожалению. По идее, если психолог верующий, и клиент тоже, и у него проблема, связанная с духовной жизнью, психолог может помочь ему более серьёзно осознать свои грехи и пойти на исповедь к священнику не с количественными (списком грехов), а качественным покаянием. У православного психолога как раз, в отличии от священника, есть время для того, чтобы более глубоко понять какие-то вещи и помочь человеку более глубоко в разобраться с себе и сложившейся ситуации.

Можно сколько угодно говорить человеку о настоящей правильной исповеди, но человек не будет к ней готов. И даже может сопротивляться. Психолог устанавливает с клиентом очень близкие, уважительные и доверительные отношения, и у него есть возможность помочь человеку разобраться во многих глубоких причинах, затрудняющих духовный рост. Но, опять-таки, если клиент к этому готов или хочет сам этого. «Насильно мил не будешь».

В заключение хочется добавить, что человек в процессе общения с психологом переосмысливает какие-либо события свой жизни, заново переживает проблему и находит для себя решение, становится на путь истинный. Духовник же помогает человеку на этом пути закрепиться, напоминая о том, что путь без Бога – ложный. И только сообща душа действительно перестает страдать, совесть очищается, а психика уравновешивается. Только после этого человек становится близок к прощению обидчика, не на словах, а прощает по-настоящему, опытно понимая, что прощение – это не столько решение ума, сколько мучительный труд души.

Комментировать