Прот. Димитрий Смирнов:  почему дети не слышат спокойной интонации?

Прот. Димитрий Смирнов:  почему дети не слышат спокойной интонации?

(5 голосов5.0 из 5)

В архивной передаче радио «Радонеж» на вопросы протоиерея Александра Березовского о воспитании ребёнка отвечал протоиерей Димитрий Смирнов. Лейтмотив родительских обращений: дети не слышат спокойной интонации. Что делать?

– Отец Димитрий, к нам обратилась женщина: услышала совет, что на детей нельзя кричать, стала с ними говорить спокойным тоном – не слышат!

– Конечно. Дети привыкли к повышенному тону, поэтому обычного не замечают.

– И приходится повышать голос. Я не хочу, я понимаю, что это неправильно.

– Нет, ну интересно: полжизни орала, а теперь хочет, чтобы враз всё изменилось? Нет, надо взять ребеночка за ручку, глядя в глаза: давай, послушай меня внимательно. Стараться зафиксировать его внимание, потому что, конечно, в школе дети орут, учителя орут, музыка безумная орёт в наушниках.

Конфликт

Человек полностью в других каких-то мирах живет – и вдруг мы ему чего-то спокойным тоном говорим. Я все время теперь цитирую, мне очень понравилась одна африканская поговорка, интересно, какое племя это сказало, но это гениально: чтобы воспитать нормально одного человека, нужна целая деревня.

То есть речь идет о том, что все общество воспитывает маленького человека одним и тем же способом. Тогда он быстро усваивает, что вообще требуется, чтобы жить в этом племени. А у нас просто ор стоит везде.

И маленький человек попадает в наш кошмарный мир, где бабушка, дедушка, мама, папа, ребята в школе – везде все орут, и он думает, что так и надо.

Такой ребеночек приходит в храм – сразу начинает громко говорить, орать что-то, бегает – сразу ясно, откуда он пришел.

Поэтому, чтобы правильно воспитать, нужно, во-первых, ограничивать общение детей, ограждать от детского коллектива. Потому что поместишь его в сад – он будет у тебя орать; поместишь в школу – он будет орать.

Он тебя перестанет слышать через три-четыре года. Обязательно, чтобы сохранить свою психику здоровой, ему придется замкнуться в себе. А если ещё дома кто-то орет, или телевизор тоже может вполне устроить этот ад, особенно эти звуки страшные, причем мелькает всё то одно, то другое, перед глазами совершенно неестественная картинка. Естественная картинка – это когда ты смотришь на природу, и только с изменением солнечного света есть некоторые изменения, причем они очень красивы.

А тут всё мелькает – почему мелькает? Потому что иначе человек не воспринимает, у него клиповое сознание и восприятие: всё должно орать, мелькать, все эти дикторы говорят с нерусской интонацией, на конце предложения повышают голос, то есть все настроено на одну громкую волну.

– Наверное, создание среды – это самое сложное. Люди не хотят быть единодушны. Бабушка про родителей говорит: они у тебя ничего не понимают; родители про учителей: чему вас там учат…

– Конечно, все друг друга осуждают, все орут, я уж не говорю, что просто ругаются скверными словами.

И если мы хотим сохранить ребенка более-менее к чему-то восприимчивым, его нужно изолировать. Изолировать и создать особую, другую совсем среду. Нужно вот эту воспитывающую «деревню» создавать. Тогда будет какой-то успех в воспитании.

Соб. инф.

Комментировать