<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Занятие III
Десять заповедей

Закон Божий — это путеводная звезда, указывающая чело­веку дорогу в Царство Небесное. Закон Божий — это свет, просве­щающий разум и согревающий сердце. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь услож­няется, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве заповедей Божиих.

Получение от Бога Десяти заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. Оно произошло за полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, когда фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудес­ным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полу­острова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы.

Пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом». Когда Моисей передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона. Народ постом и молитвой стал готовиться. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь дал Моисею Свой Закон в виде Десяти заповедей, которые пророк потом переска­зал народу.

  1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
  1. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  2. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  3. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой — субботу — посвящай Господу Богу твоему.
  4. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
  5. Не убивай.
  6. Не прелюбодействуй.
  7. Не кради.
  8. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  9. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Десять заповедей были размещены на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая запо­ведь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37—40).

Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель. Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выра­жением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата (т. е. ближнего) своего ненави­дит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Ин. 4, 20).

Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух запо­ведях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей.

Обязанности наши к Богу предписываются в первых четы­рех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях.

О первой заповеди. «Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов». Первой заповедью Господь указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его — Единого Истинного Бога. Кроме Него, мы не должны никому воздавать Божеского почитания.

Эта заповедь налагает на нас определенные обязанности. Мы должны веровать в Бога, то есть иметь искреннее и твердое убеждение в Его существовании; всегда помнить о Боге и все делать так, как перед очами Божиими, а вместе с тем не забы­вать, что Бог видит не только наши дела, но и наши помыш­ления; надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Богу; поклоняться Богу, прославлять и благодарить Его как Творца, Промыслителя и Спасителя нашего; безбоязненно исповедовать Бога, то есть перед всеми признавать, что Он наш Бог, и не отка­зываться от своей веры, хотя бы за это исповедание пришлось пострадать и даже умереть.

Грехи против первой заповеди. 1. Безбожие — когда люди отрицают бытие Божие. Таких людей пророк Давид назы­вает безумными: «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 1). 2. Многобожие — когда вместо Единого, истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Ересь — когда люди придумывают учения, противные Божественной истине, или упорно и намеренно ее извращают. 4. Раскол — своевольное отде­ление от Православной Церкви. 5. Богоотступничество — когда люди отрекаются от веры, боясь преследований, насмешек, или ради каких-либо земных расчетов, или из увлечения ложными учениями. 6. Отчаяние — когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Бога помощи и спасения. Ужаснейшие примеры отчаяния представляют собою самоубийцы. 7. Волшебство — когда люди, оставляя веру в силу Божию, обращаются к разным тайным и злым силам. 8. Суеве­рие — когда верят какой-нибудь обыкновенной вещи, приписывая ей сверхъестественную силу. 9. Леность в молитве и во всяком богоугодном деле. 10. Человекоугодие — когда заботятся больше об угождении людям, чем Богу.

Заповедь Божия не противоречит нашему долгу почитать святых Ангелов и святых угодников Божиих и молиться им, так как мы почитаем их не так, как Самого Бога, а как верных служителей Божиих, угодивших Ему своей жизнью. Ангелы и святые близки к Богу и могут быть нашими помощниками в молитве перед Богом. Мы должны просить их помощи в твер­дом уповании, что Господь ради них скорее услышит и наши молитвы.

О второй заповеди. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Второю заповедью Господь запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать для почитания кумиры или идолы, почитать изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), что находится на земле (растений, животных, людей) и в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам вместо истинного Бога, как это делают язычники.

С запрещением поклоняться идолам и кумирам никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, Ангелов и святых. Слово «икона» греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не «материальной иконе» (т. е. краске, дереву или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, нежели когда перед тобой пустая стена.

Святые иконы даны нам для воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы явля­ются для нас теми же священными книгами, только написан­ными вместо букв лицами и вещами. Многие из икон Господь прославил чудотворениями.

Изображаемые на иконах животные, даже изображение дьявола, не оскверняют икон, если это нужно для наглядного изображения исторических событий. Ведь не оскверняют упоми­нания их имен Священное Писание.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых мощей. Мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых. Для нас, христиан, идолопо­клонство в том виде, которому преданы язычники, невозможно. Но зато, взамен грубого идолопоклонства, среди нас бывает более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, например: любостяжание, чрево­угодие, гордость, тщеславие и т. п.

Любостяжание — это стремление к приобретению богат­ства. Апостол Павел говорит, что «любостяжание есть идоло- служение» (Кол. 3, 5). Для корыстолюбивого человека богатство становится идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу.

Чревоугодие — это лакомство, объедение и пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия, апостол Павел говорит, что «их бог — чрево» (Фил. 3, 19).

Гордость и тщеславие. Гордый и тщеславный человек чрез­мерно высокого мнения о своих достоинствах — уме, красоте, богатстве и т.д. Гордый чтит только самого себя. С презрением и насмешкой относится он к мнениям и советам других людей и не откажется от своих взглядов, как бы ни были они ложны. Гордый и тщеславный человек из самого себя (как для себя, так и для других) делает идола. Запрещая эти тонкие пороки идоло­поклонства, вторая заповедь тем самым внушает следующие добродетели: щедрость, воздержание, пост и смирение.

О третьей заповеди. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Произносится имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх.

Запрещая легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию, эта заповедь запрещает грехи, которые проис­ходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Такими грехами являются: божба, т. е. легкомысленное употре­бление клятвы; богохульство — дерзкие слова против Бога; кощунство — когда о священных предметах говорят шутя или насмехаясь; нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступле­ние и ложная клятва именем Божиим.

Имя Божие должно произноситься с благоговением, в молитве и в учении о Боге.

О четвертой заповеди. «Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято); шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему». Четвертою заповедью Господь повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван; а седьмой день посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изуче­ние Закона Божия, чтение Священного Писания и других душе­полезных книг, помощь бедным, посещение больных и заключен­ных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (что по-еврейски значит «покой») — в воспоминание творения Богом мира («в седьмой день Бог почил от дел творения»), В Новом Завете, со времени апостолов, стал праздноваться первый день недели, Воскресный, — в воспоминание Воскресения Христова. Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы понимались и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.).

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — Светлое Воскресение Христово, называемое Святой Пасхой.

Затем следуют так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
  • Благовещение Пресвятой Деве Марии — 7 апреля;
  • Рождество Христово — 7 января;
  • Сретение Господне — 15 февраля;
  • Крещение Господне (Богоявление) — 19 января;
  • Преображение Господне — 19 августа;
  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхой;Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи;
  • Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы) — в пятидесятый день после Пасхи;
  • Воздвижение Креста Господня — 27 сентября;
  • Успение Божией Матери — 28 августа.

Из других праздников наиболее чтимые: Обрезание Господне — 14 января; Покров Божией Матери — 14 октября; Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября и 21 июля; Рожде­ство Иоанна Крестителя — 7 июля; Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября; Апостолов Петра и Павла — 12 июля; Апостола Иоанна Богослова — 21 мая и 9 октября; Св. Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря.

Нарушают четвертую заповедь как те, кто ленится и в шесть дней не работает, так и те, кто работает в праздник. Не меньше нарушают ее и те, которые, хотя и прекращают в эти дни обычные занятия и работы, но проводят их в одних заба­вах, играх и предаются разгулу и пьянству. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть на вечернем богослужении, а утром — на Литургии. У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощное бдение. Отдавать это время танцам или другим развлечениям — значит издеваться над праздником.

О пятой заповеди. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле». Пятой заповедью Господь повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтитель­ными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при жизни их, так и по смерти.

Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мк. 7, 10; Исх. 21, 16).

Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: пастыри и отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; начальники гражданские, которые заботятся о нашей мирной жизни и защи­щают нас от притеснений и грабителей; воспитатели, учители и благодетели, которые стараются учить нас и дать нам все доброе и полезное; вообще — старшие по возрасту.

Грешат поэтому те, которые не уважают старших, в особен­ности стариков; кто с недоверием относится к их опытности, равнодушно, а иногда с насмешкой относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми «отсталыми», а их понятия и взгляды «отжившими». Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Лев. 19, 32).

О шестой заповеди. «Не убивай». Шестой заповедью Господь запрещает убийство, т. е. отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.

Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех.

Человек бывает виновен в убийстве, если даже убил другого человека нечаянно, без умысла; и такое убийство есть грех, потому что в этом случае убивший виновен в своей неосто­рожности. Человек бывает виновен в убийстве и тогда, когда способствует убийству или хотя бы допускает других до убий­ства. Например:

  1. Судья, осуждающий подсудимого, невинность которого ему известна.
  2. Всякий, кто помогает другим совершать убийство своим приказанием, советом, пособием, согласием, кто укрывает и оправдывает убийцу и тем подает ему случай к новым убий­ствам.
  3. Всякий, кто не избавляет ближнего от смерти, когда мог бы это сделать.
  4. Всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем ускоряет их смерть.
  5. Всякий, кто невоздержанием и различными пороками сокращает собственную жизнь.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, кто не оказывает бедным и больным помощи, кто не живет с другими мирно и согласно, питает к другим нена­висть, зависть и злобу, заводит ссоры и драки. Грешат против шестой заповеди все злые и сильные, которые обижают слабых, что бывает и среди детей.

Кроме телесного убийства есть еще страшное убийство — убийство духовное. Один из видов духовного убийства есть соблазн, то есть когда кто совращает (соблазняет) ближнего в неверие или на путь порочной жизни и тем самым подвергает его душу духовной смерти. Спаситель сказал: «Горе тому чело­веку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6—7).

Чтобы избежать греха против шестой заповеди, христиа­нину необходимо: помогать бедным и больным, утешать печаль­ных, со всеми обходиться кротко и с любовью, прощать обиды, делать добро врагам и ни словом, ни делом не подавать гибель­ного примера другим, особенно детям.

О седьмой заповеди. «Не прелюбодействуй». Седьмой запо­ведью Господь запрещает прелюбодеяние, то есть нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую любовь.

Мужу и жене Бог запрещает нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту — быть целомудренными в делах и словах, в мыслях и желаниях. Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святого». «Блуд­ники грешат против собственного тела», расслабляют здоровье своего тела, подвергают его болезням и повреждают даже душев­ные способности, в особенности воображение и память.

Нужно избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: сквернословия, бесстыдных песен и плясок, соблазнительных зрелищ и картин, чтения безнравственных книг, пьянства и т. п. Нельзя смотреть безнравственные фильмы и передачи, читать и смотреть неприличные журналы и газеты, особенно опасно бесконтрольно выходить в Интернет.

О восьмой заповеди. «Не воруй». Восьмой заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

Виды кражи очень разнообразны:

  1. Воровство — похищение чужой вещи.
  2. Грабительство — отнятие чужой вещи насилием.
  3. Святотатство — присвоение того, что освящено принад­лежностью к Церкви.
  4. Взяточничество — когда берут незаконно дары с людей, которым по своей должности обязаны сделать просимое бесплатно.
  5. Тунеядство — когда получают жалование за должность или плату за работу, но должности и работы не исполняют.
  6. Лихоимство — когда берут за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой.
  7. Обман — присвоение чужой вещи хитростью. Напри­мер: когда уклоняются от платежа долга; утаивают найденное, не разыскивая хозяина вещи или денег; обмеривают или обвеши­вают при продаже; удерживают плату рабочему и т. п.; а также, когда дети ленятся учиться, между тем как их родители и обще­ство тратят на них средства, а учителя — свой труд.

Запрещая все виды отнятия собственности у ближнего, эта заповедь повелевает нам быть бескорыстными (нежадными), честными, трудолюбивыми, милосердными и правдивыми.

О девятой заповеди. «Не произноси ложного свидетель­ства на ближнего твоего». Девятой заповедью Господь запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь, например: показывать неправду на суде, наговаривать, сплетничать, злословить, клеветать. Клевета есть дело дьяволь­ское, ибо «дьявол» значит «клеветник». Необходимо всегда обуздывать свой язык, говорить только правду и удерживать себя от лукавых речей и празднословия. Слово есть дар Божий. Иисус Христос сказал: «Говорю же вам, что за всякое празд­ное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).

О десятой заповеди. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Десятой заповедью Господь запре­щает не только делать плохое другим, но запрещает и плохие желания и помышления по отношению к ним.

Грех против этой заповеди называется завистью. Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от плохих мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел. Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой.

Одна из главных задач истинного христианина — очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты. Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному, от всяких худых жела­ний и мыслей и быть довольными тем, что имеем: благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать.

Вопросы

  1. Как называлась гора, на которой Господь явил Свой Закон?
  2. Кому открыл Господь Свой Закон?
  3. На чем были написаны десять заповедей?
  4. Что ответил Иисус Христос на вопрос: «Какая заповедь самая главная?»
  5. Что предписано первой заповедью? Какие существуют грехи против этой заповеди?
  6. О чем говорит нам вторая заповедь? Что является грехом против этой заповеди?
  7. Что налагает на нас третья заповедь? Назовите грехи против этой заповеди.
  8. К чему обязует нас четвертая заповедь? Перечислите грехи против этой заповеди.
  9. Что значит пятая заповедь? Какие существуют грехи против этой заповеди?
  10. Что написано в шестой заповеди? Что является грехом против этой заповеди?
  11. Что заповедует нам. Господь седьмой заповедью?

Перечислите грехи против этой заповеди.

  1. Что означает восьмая заповедь? Назовите грехи против этой заповеди.
  2. О чем говорится в девятой заповеди?
  3. Что является грехом против этой заповеди?
  4. Что означает десятая заповедь?

Какие существуют грехи против этой заповеди?акие существуют виды кражи?

  1. Как с еврейского переводится слово «суббота»?
  2. Какой праздник является самым главным?
  3. Перечислите Двунадесятые праздники.

Комментировать