- Предисловие
- Занятие I Бог — Творец мира. Тайна творения. Бог — Святая Троица. Творение Ангелов, мира и человека. Рай. Первые люди — Адам и Ева, их жизнь в Раю
- Занятие II Зло и его происхождение. Падение Ангелов. Искушение и грехопадение прародителей. Последствия первородного греха для человека и мира. Каин и Авель: братоубийство. Всемирный потоп
- Занятие III Десять заповедей
- Занятие IV Божия Матерь. О родителях Богоматери. Рождество Девы Марии. Введение во храм и жизнь в нем. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Иоанна Предтечи
- Занятие V Иисус Христос — Спаситель мира. Рождество Христово. Сретение Господне. Жизнь Спасителя до 30-летнего возраста
- Занятие VI Учение Христа. Нагорная проповедь. Главная заповедь. Ученики Христовы (апостолы) и жены-мироносицы
- Занятие VII Чудеса Христовы. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Хождение по водам. Исцеление расслабленного. Воскрешение Лазаря. Чудеса в жизни Церкви Христовой. Свт. Николай Чудотворец
- Занятие VIII Распятие и Воскресение Христа. Явления Воскресшего Господа. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Церковь Христова
- Занятие IX О таинствах. Число таинств. Крещение. Ангел Хранитель. Крестные родители. Жизнь человека после крещения. Крещение Руси: Равноапостольные Мефодий и Кирилл, княгиня Ольга, князь Владимир
- Занятие X Таинство Причащения. Тайная вечеря. Тело и Кровь Христовы в Причащении. Подготовка к Причащению
- Занятие XI Исповедь — Таинство Покаяния. Грехи. Прощение грехов. Искушение Христа в пустыне. Притча о блудном сыне
- Занятие XII Молитва — беседа с Богом. Притча о мытаре и фарисее. Основные молитвы. Молитва «Отче наш». Молитвенные правила. Поклоны. Крестное знамение
- Занятие XIII Храм. Устройство храма. Алтарь. Богослужения. Крестные ходы и колокольный звон
- Занятие XIV Иконостас. Почитание икон. О различных иконах. Чудотворные иконы
- Занятие XV Церковнослужители и священнослужители. Священник. Служение священника. Благословение священника. Священные облачения
- Занятие XVI Почитание святых. О различных «видах» святости. Почитание мощей. Святые воины (св. Александр Невский, св. Димитрий Донской). Святые дети (Вифлеемские младенцы, Отроки в печи Вавилонской, св. Кирик, царевич Димитрий)
- Занятие XVII Великие русские святые: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский
- Занятие XVIII Великие русские святые: св.Иоанн Кронштадтский, праведный и св. Ксения Петербургская
- Занятие XIX Посты. 40-дневный пост Спасителя в пустыне. Великий пост. Среда и пятница, однодневные посты
- Занятие XX Брак и монашество. Первое чудо Христа в Кане Галилейской. Таинство Венчания. Монашество. Преп. Серафим Вырицкий
- Занятие XXI О Русской Церкви. Царственные мученики, новомученики и исповедники российские. Русская Церковь и Великая Отечественная война
- Занятие XXII Конец мира. Второе пришествие Христа. Воскресение мертвых. Страшный суд. Будущая жизнь
- Приложение
- Игры на знакомство
- Способы повторения урока (пройденного материала)
- Игры на развитие внимания
- Подвижные игры
- Эстафеты
- Полный текст
Занятие I
Бог — Творец мира. Тайна творения.
Бог — Святая Троица.
Творение Ангелов, мира и человека. Рай.
Первые люди — Адам и Ева, их жизнь в Раю
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, — и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных и, наконец, людей, то есть нас самих, — все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие. Мы видим мир Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.
Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он может сделать все, что пожелает.
Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе. Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Он не открыл нам о Себе. Все, что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.
Когда Бог сотворил первых людей — Адама и Еву, то являлся им в Раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Него и как исполнять волю Его.
Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.
Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано Его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово «Евангелие» значит «благая, добрая весть». А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает «книга».
Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, Второе Лицо — Бог Сын, Третье Лицо — Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в Трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.
Все Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство, нет между Ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог. Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца.
Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все Три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — вечно пребывают в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.
Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе, — тайну Святой Троицы — наш слабый ум не может вместить, понять. Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы: «Видите на небе круг блестящий (солнце), и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца — свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло, но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: Три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
Тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом.
Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух (Ин. 4, 24). Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем) и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить.Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом — в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть.
Бог вечный (Пс. 89, 3; Ис. 40, 28). Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог вне времени. Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным.
Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6). Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.
Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лк. 1, 37). Если человек захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок на полотне человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.
Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его из ничего одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.
Бог вездесущий (Пс. 138, 7—12). Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог — везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).
Бог всеведущий (1 Ин. 3, 20; Евр. 4, 13). Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас, и не только что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).
Бог всеблагий (Мф. 19, 17) — очень добрый. Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит. Только Бог любит нас всех, и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей. Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Поэтому Бог называется всеблагим или всемилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.
Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15). Бог всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.
Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все видимое и невидимое. Бога мы также называем Вседержителем, Владыкой и Царем, потому что Он Своей всемогущей волей все сотворенное Им содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и всем управляет. Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир, или Ангелов. Ангелы — это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество. Они различаются между собой по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Высшие из них называются Серафимами, Херувимами и Архангелами.
Все Ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал насильно заставить любить, поэтому Он предоставил Ангелам свободно выбирать — желают ли они сами любить Его или нет.
После сотворения неба — невидимого, ангельского мира — Бог создал свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1, 3-4).
Тьма была над бездной, т. е. вся хаотическая масса была погружена во мрак в связи с совершенным отсутствием света. И Дух Божий носился над водой. Это означает начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения «носился» (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал Собой все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих) действие Духа Божия на первозданное вещество надо понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт 1, 5). Таким образом, по библейскому выражению, были дни и ночи. Могли быть вечер и утро, прежде чем явилось солнце, служащее мерилом для определения этих частей времени.
Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы «днями». Но эти «дни» творения не были нашими обыкновенными днями в 24 часа. Наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана на древнееврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «йом». Точно знать, какие это были «дни», мы не можем, тем более что нам известно: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8; Пс. 89, 5).
Во второй «день» творения Бог создал твердь. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1, 6—8).
Твердь — это необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо. Твердь — видимое небо, а вода под твердью — это наша планета, земля, расстилающаяся у нас под ногами. Все это носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.
В третий «день» творения Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1, 9-13).
Когда совершилось распределение воды и суши и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее — в виде растительности. Бог повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля всевозможными растениями и деревьями.
В четвертый «день» творения, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор и стали определяться промежутки времени — наши теперешние дни, месяцы и годы.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14-19).
В пятый «день» творения, по слову Божию, вода произвела душу живую, появились в воде рыбы, насекомые и пресмыкающиеся, а над землей полетели птицы, т. е. были созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе.
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт. 1, 20_23).
Геологические исследования дополняют это краткое повествование. Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется «душа живая». Этот слой, следовательно, колыбель животной жизни, и в нем встречаются простейшие животные организмы.
Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают пресмыкающиеся чудовища и ящерицы (ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль). Все они поражают своими исполинскими размерами. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их — ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Так ослабла производительная сила земли.
В шестой «день» творения, по слову Божию, земля произвела душу живую, появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и наконец сотворил Бог человека — мужчину и женщину — по образу и подобию Своему.
Историю шестого дня творения можно представить следующим образом: вода и воздух наполнились жизнью, но оставалась еще пустыней третья часть земли — суша. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 24—25).
Как для произведения рыб и водяных животных Господь обращался к воде, так равно и для произведения четвероногих Он обращается к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что Господь дал земле живительную силу, а не так, как будто земля, согреваемая теплотою лучей солнечных, сама родила животных.
В шестой день творения земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных.
Но это дерево было не полно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину, не было еще человека — царя природы.
Но вот появился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26—27).
Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание. Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим», или душой, и отличается человек от всех остальных живых тварей.
Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом — к миру видимому, вещественному, земному, а душою — к миру невидимому, духовному, небесному.
И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле Рай, то есть прекрасный сад, и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его.
В Раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. О древе познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16—17), т. е. совершенно точно умрешь.
Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, то есть матерью людей. Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными — любить и беречь друг друга.
Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый» (Быт. 1, 31).
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2, 2—3).
В следующий затем период, то есть в седьмой «день» мира, который, как учат Святые Отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот «день», и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы и люди покоились в свой седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал день этот свободным от житейских дел — праздником.
По окончании творения Бог предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по «законам природы»), но в то же время Он непрестанно заботится о всем сотворенном, подавая каждому творению то, что ему необходимо для жизни. Такая забота Божия о мире называется Промыслом Божиим.
Жизнь людей в Раю была наполнена радостью и блаженством. Совесть их была спокойна, сердце чисто, разум — светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.
Среди животных не было вражды: сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто не боялся людей, все любили и слушались их. Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал все нужное.
Бог создал людей, так же как и Ангелов, для того, чтобы они любили Его и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и Ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.
Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям маленькую заповедь — не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это желание Божие, они могли проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в Раю во всем воля Божия и Божий порядок.
Велик и необъятен мир Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только Сам Бог, сотворивший все. Весь этот мир Бог создал для жизни и пользы людей — для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!
И если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое непонятное в мире нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости. Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.
Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий. Вопросы
- Кто сотворил мир и дал ему жизнь?
- Из чего Бог сотворил мир?
- Каковы имена Лиц Святой Троицы?
- Кто такой Иисус Христос?
- Чем отличаются между Собою Лица Святой Троицы?
- Каковы свойства Божии?
- Откуда мы узнали о Боге, что Он Творец мира?
- Что такое Евангелие и что такое Библия?
- Что сотворил Бог прежде всего?
- Что сотворил Бог во второй день?
- Что сотворил Бог в третий день?
- Что сотворил Бог в четвертый день?
- Что сотворил Бог в пятый день?
- Для кого Бог создал мир?
- В какой день Господь сотворил человека?
- Какое назначение дал Бог человеку?
- Как звали первых людей?
- Где жили первые люди?
- Что было в седьмой день творения?
- Как называется забота Божия о мире?
- Для чего нам необходимо знать Закон Божий?
Комментировать