<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Приложение

Игры на знакомство

«Угадай меня»

Заранее убедитесь, что все присутствующие уже позна­комились и запомнили имена друг друга. Дайте каждому лист и ручку и предложите написать 3—5 коротких предложений о себе. Писать свое имя не надо. Например: «У меня темные волосы и голубые глаза. Я учусь в школе в 7-м классе. Самый любимый урок — это русский язык».

Сложите все листы и соберите их в мешок. Перемешайте. Затем предложите каждому взять из корзинки листок, внима­тельно прочесть информацию и постараться по этим данным угадать присутствующего на общении человека. На этом же листочке нужно написать имя предполагаемого человека.

Соберите все листочки и зачитайте информацию. Тот чело­век, который писал о себе, пусть встанет, а вы прочитайте имя, которое написано на листке. Принадлежит ли эта информация вставшему человеку, по мнению другого человека? Часто по одной только информации о человеке мы не можем узнать его. Нам нужно встретиться лично и познакомиться с ним поближе.

«Три истории»

Эта игра поможет вам побольше узнать друг про друга и познакомиться поближе. Игра, на первый взгляд, простая, но тем не менее очень интересная. Играют от двух до десяти человек. Можно играть и два, и три часа на протяжении дня рождения или же, например, в поезде. Игру можно прерывать и возобновлять.

Итак, каждый человек должен рассказать три истории из своей жизни. Две настоящие и одну выдуманную (порядок произвольный). Все остальные должны угадать, какая же исто­рия выдумана. Тот, кто угадал, получает очко. Можно играть на победителя.

«Я никогда не…»

Эта игра тоже поможет людям лучше узнать друг друга. Участвуют 7—15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить любые небольшие одинаковые предметы или заранее нарезанные кружки.

Первый игрок говорит: «Я никогда не…» Дальше он назы­вает то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

      • не держал кошек в доме;
      • не был за границей;
      • не носил сапоги;
      • не брился и т. д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствую­щих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

«Кто есть кто»

Если в вашей группе уже сложились доверительные отно­шения, то можно провести эту игру на более близкое знакомство друг с другом. Каждому члену группы дается чистый листок бумаги, на котором он должен написать 10 утверждений, указы­вающих на его характер. Потом листки собираются и читаются вслух, и все угадывают, кто есть кто.

Например, такие утверждения:

      • стесняюсь, когда мне делают комплименты;
      • пою в душе, когда купаюсь;
      • люблю танцевать, когда никто не видит;
      • плачу во время жалостливого кино;
      • люблю спать днем;
      • боюсь сдавать кровь из пальца;
      • убегал (а) из зубного кабинета;
      • люблю плохую погоду;
      • разговариваю во сне;
      • боюсь темноты;
      • в детстве ябедничал(а);
      • рано ложусь спать;
      • вырывал(а) листы из дневника;
      • закрываю глаза на страшных фильмах;
      • списываю;
      • засыпаю только с плюшевым мишкой;
      • никогда не ходил(а) к врачу;
      • прячу конфеты под матрасом и т. д.

Вы можете придумать и что-то свое, главное — чтобы люди раскрылись.

Способы повторения урока
(пройденного материала)

«Библейский герой»

Это игра для детей или для тех, кто только начинает изучать Библию. Игра подходит для детей 7—12 лет. Играют 5—10 чело­век. Каждый участник пишет на маленьком листочке имя одного библейского героя, историю про которого он сам хорошо знает. Затем листочки свертываются и перемешиваются. Игроки тянут по одному листочку и по очереди рассказывают про того библей­ского героя, имя которого им досталось. Если игрок затрудняется в рассказе, то ему помочь должен тот, кто писал выпавшее имя.

«Одно слово»

Играют 3—15 человек. Загадывается один библейский герой. Один игрок должен угадать его, а остальные помогают ему. Все по очереди говорят одно слово, которое связано с этим героем. Например, загадано слово «Адам». Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т. д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ.

«Я посетил город…»

Подготовьте список городов, с которыми игроки могли бы связать какое-либо событие из пройденных уроков. После того как вы называете город, игроки должны сказать, какое событие там произошло.

Например: ведущий говорит: «Я посетил город…»

      1. Иерусалим — праздник Пасхи.
      2. Назарет — родной город Иисуса.
      3. Вифлеем — там родился Иисус Христос.

Радонеж, Вырица, Кронштадт, Саров и т. д.

«Чем они занимались?»

Подготовьте список героев из пройденных материалов, занятия которых вам известны. Назовите имя, и пусть жела­ющий ответит на вопрос о его занятии. Можно также поделить игроков на группы.

Например:

      1. Петр (рыбак);
      2. Матфей (мытарь);
      3. Павел (миссионер);
      4. Захария (священник);
      5. Иосиф (плотник);
      6. Василий Муравьев (рассыльный, приказчик);
      7. Андрей Федорович (офицер, певчий придворного двора);
      8. Илья Михайлович Сергиев (псаломщик);
      9. Александр Невский (благоверный князь);
      10. Алексий Московский (святитель) и т. д.

«Игра-интервью на Рождество»

Цель игры в том, чтобы проверить участников, насколько они знают библейскую историю (в данном случае историю Рождества).

Ведущий: «Добрый вечер, уважаемые телезрители! Вас приветствует (имя ведущего) с программой «Библейские новости». Сегодня с нами в прямом эфире события в Вифлееме. Во время этой передачи мы будем подводить итоги прошедшего года. Я вам представляю нашего специального корреспондента, который будет опрашивать гостей нашей студии».

Выбирая людей для интервью, нужно учесть их сообрази­тельность и смелость отвечать на неожиданно заданные вопросы. Желательно выбрать людей для интервью заранее.

Далее игрок — специальный корреспондент подходит к игрокам-гостям и задает вопросы. Например, корреспондент: «Какие значения имели дары, которые волхвы принесли для Сына Божия?» и т. д. Затем следуют ответы гостей.

Ведущий: «Новости Вифлеема. С вами был специальный корреспондент (имя). Благодарю за внимание».

«Солнце и Луна»

Этот способ повторения урока годится для дошкольников и для младших школьников. Нарежьте небольшие кружочки одинакового размера по количеству вопросов. На одной стороне каждого кружочка нарисуйте солнце. На другой стороне некото­рых кружочков нарисуйте луну (или месяц со звездочкой), а на других опять солнышко. То есть у вас получится часть кружоч­ков с солнышком на обеих сторонах, а часть с солнышком на одной и луной на другой стороне. Прикрепите свои кружочки на доску или прищепите их на натянутую веревочку так, чтобы дети видели только солнце. Разбейте детей на две или три команды. Начните задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает право повернуть одно солнышко. Если на другой стороне окажется солнце — это одно очко, если луна — нет очков. После этого кружочек снимается и читается следую­щий вопрос. Выигрывает команда, набравшая наибольшее коли­чество очков.

«Записки-указатели»

Детям всегда нравится искать что-то спрятанное, поэтому такой способ повторения материала должен им очень понравиться. Спрячьте в комнате несколько записок. В каждой записке — указа­ние на то, где находится следующая записка, и так до последней. К последней записке приложите бланки с вопросами, для того чтобы дети их заполнили, то есть ответили на вопросы письменно. А начать можно так. Положить на стол конверт с надписью: «Открыть в 9:30» (время укажите свое). Дети откроют конверт, а там записка: «Ищите подсказку … (там-то)». И так далее, как описано выше.

«Спрятанные вопросы»

Приготовьте вопросы по пройденному уроку. Пронуме­руйте их. Каждый вопрос напишите на отдельном листочке бумаги. Листочки заранее спрячьте в комнате, где будет прохо­дить урок. Во время урока дайте каждому ребенку лист с номе­рами вопросов.

В конце урока пусть дети найдут свои вопросы по команде преподавателя. Каждый должен найти свой номер и ответить на вопрос.

Отвечать дети пусть будут после того, как найдены все вопросы. Ребенок зачитывает вопрос вслух, чтобы слышали все. Если он затрудняется ответить, то ему помогают другие.

Игры на развитие интуиции и мышления

«Кто быстрей?»

Участники игры (до 10 человек) пишут на отдельных листах бумаги по пять любых слов. Затем ведущий берет эти листы и тщательно перемешивает. После этого участники вытяги­вают по одному листу и по очереди на время (ведущий засекает время секундомером) стараются объяснить все слова, написан­ные на нем. Кто не сумеет объяснить все слова или дольше всех будет выполнять задание, тот выбывает из игры. Игра продол­жается до тех пор, пока не выявится победитель.

Для объяснения загаданных слов нельзя использовать однокоренные слова.

Пример слова:

— Ангел; четки; купол; яблоко; праздник…

Ответ:

— юноша с крыльями; у каждого монаха в руках; верхушка храма; плод, который сорвала Ева; в этот день принято ходить в храм…

«Три на три»

По жребию выбирают того, кто будет начинать игру. Первый игрок называет какую-нибудь категорию предметов и, обраща­ясь к своему соседу, говорит: «Назови три…»Например, такие категории:

      • библейские имена;
      • библейские города;
      • животные;
      • реки;
      • растения и т. д.

Следующий игрок должен назвать три объекта из назван­ной категории и, обращаясь к третьему игроку, дать задание для него, другой игрок отвечает и дает задание следующему и т. д. Игра продолжается по кругу

«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся игроки договариваются между собой, какие действия они будут имитировать. Например, стирка белья, рисование картины, танец балерины и т. д. После этого приглашают в комнату водя­щего и произносят слова: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

И все вместе показывают задуманное действие. Если водя­щий его отгадывает, то считалкой выбирается новый водящий; если нет, то он остается на своем месте и игра продолжается.

«Найди слово»

Играют две команды. Обе загадывают по слову (имя суще­ствительное из определенного количества букв — например, из восьми), переставляют каждый в своем слове буквы как попало и записывают на листок бумаги. Получаются непонятные слова с неизвестным смыслом. Обменявшись листками, каждый пыта­ется восстановить слово, задуманное напарником. С непривычки это бывает сложновато: ну как догадаться, что «иностран­ное» слово «сельпина» — это «апельсин», а не менее загадоч­ное «риндаман» — «мандарин»? Чем больше букв в загадывае­мом слове, тем труднее его восстановить, но зато какой простор для фантазии! Хотите потренироваться? Угадайте, что означают слова: шарканда, шакиш, фаток, сокбира, турарот, репьюмокот. «Фраза на одну букву»

Играют несколько команд. Ведущий выбирает какую- нибудь букву, называет ее игрокам и дает задание: за три минуты команды должны составить более-менее связные фразы из слов, начинающихся на эту букву.

Вариант 1.

Выигрывает тот, кто составит больше фраз (Здесь оговари­ваем количество слов во фразах. Например, пять слов на букву…).

Вариант 2.

Выигрывает тот, кто составит самую длинную фразу на выбранную букву.

Примеры:

— Петя Петров прыгал перед пешеходами.

— Маленькая мошка мешала мне музицировать и т. д.

«Кузовок»

Все садятся за стол и ставят на него корзинку. Ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него что есть на -ок, обмолвишься — отдашь залог».

Сосед называет слово на -ок, за ним и все остальные по кругу. Кто не найдет что сказать или обмолвится, тот кладет в корзинку залог: значок, платок, карандаш и т. д.

Например: «Я положу в кузовок платок». — «А я — замок». — «Я клубок»…

После игры корзинку накрывают платком, ведущий достает из корзинки по очереди предметы со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Назначаются выкупы: спеть песенку, попрыгать на одной ножке, загадать загадку…

«Найди продолжение пословицы»

На листе бумаги большого формата записаны окончания пословиц. Ведущий зачитывает начало. Команды по очереди предлагают свои варианты ответов. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Например:

Жить — Богу служить.

Не в силе Бог, а в правде.

Кто рано встает, тому Бог подает.

Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.

Ни отец до детей, как Бог до людей.

Всяк про себя, а Господь про всех.

Даст Бог день, даст Бог и пищу.

У Бога для праведных места много.

С Богом пойдешь — добрый путь найдешь.

Человек ходит, Бог водит.

Кто любит Бога, добра получит много.

Любящих и Бог любит.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Никто не может, так Бог поможет.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью.

Не нашим умом, а Божьим судом.

Бог дал, Бог и взял.

Все мы под Богом ходим.

Господня воля — наша доля.

Бог видит, кто кого обидит.

Не бойся никого, кроме Бога одного.

На Бога надейся, а сам не плошай!

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без Бога ни до порога.

С молитвой в устах, с работой в руках.

Не торопись, сперва Богу помолись!

Богу хвала, а добрым людям честь и слава.

Не хлебом живы, — молитвою.

Послушание паче поста и молитвы.

«Рыба, зверь, птица»

Играющие рассаживаются по сторонам комнаты. Выбирают водящего. Он проходит мимо них, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица…» Внезапно, останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из этих слов, например, «птица».

Играющий должен немедленно назвать какую-нибудь птицу, например «ястреб».

Нельзя медлить и называть тех зверей, рыб или птиц, которые уже были названы раньше.

Тот, кто зазевается или ответит неверно должен прочитать стих или спеть песню. Если участник не смог выполнить зада­ние или второй раз в игре даст неверный ответ, он выбывает из игры.

«Рисуем вместе»

Предложите двум игрокам выйти вперед и нарисовать на одном ватмане совместный рисунок. При этом нужно выполнить одно условие — завязать игрокам глаза.

Предложите тему для рисунка (природа, домашние живот­ные и т. д.). Пусть игроки заранее договорятся о том, кто что будет рисовать. Затем завяжите им глаза и предложите нарисо­вать рисунок.

После того как рисунок будет завершен, развяжите глаза игрокам и предложите посмотреть на то, что нарисовано. Скорее всего, рисунок будет неслаженным, будут допущены ошибки.

Подведите итог. Часто в нашей жизни грех закрывает нам глаза, как эта повязка. И эпизоды нашей жизни порой бывают неслаженными, мы допускаем ошибки.

Но Бог снимает повязку под названием «грех» с наших глаз, и мы видим все несовершенство нашего естества. А это даже очень смешно!

«Что в рюкзаке?»

Игроки команд по очереди подбегают к ведущему, у кото­рого в руках рюкзак, набитый разными вещами. По команде каждый из них засовывает руку в рюкзак (смотреть нельзя!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаски­вает — для проверки.

Командам дается определенное время, и побеждают те, кто узнал как можно больше вещей. «Ассоциации»

Для игры требуется 3—10 человек. Один человек выхо­дит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Например:

      • это живое?
      • это деревянное?
      • это съедобное?
      • это имел Иисус?
      • сейчас мы может это иметь (видеть)?

Когда же наконец угадывающий игрок отгадает слово, то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.

«Быстро по кругу»

Сядьте в круг и посадите в центре ведущего с закрытыми глазами. Передавайте какой-нибудь предмет по кругу. Когда ведущий скажет «стоп!», предмет перестают передавать, и чело­век, который его держит, получает от ведущего любую букву из алфавита, кроме сложных. Когда буква дана, предмет начинает двигаться по кругу, пока ведущий его опять не остановит. Чело­век, у которого в руках предмет, должен, пока предмет не обой­дет круг, назвать 8 предметов, начинающихся с буквы, которую дал ведущий. Если игрок не справился — он выходит в центр, и игра продолжается.

Игры на развитие внимания

«Добро и зло»

Берем за основу известную детскую игру, в которой зара­нее оговаривается, что участники игры будут ловить мяч, когда слышат название фрукта. Например, ведущий называет плод («арбуз», «персик», «морковка» и т. д.) и потом бросает мяч кому- нибудь из участников игры, а тот, кому адресован мяч, должен поймать его, если этот плод является фруктом, и не ловить его, если он является овощем. Изменяем ее следующим образом: ведущий оговаривает, что участник должен поймать мяч, если слышит о добром деле, о добре, и должен не принимать летящий к нему мяч, если слышит о чем-то злом.

Дети встают в круг. Ведущий называет сначала доброде­тель или какой-нибудь детский проступок и бросает мяч ребенку. Например: «врать», «поделиться с другом игрушкой», «поде­литься яблоком», «покормить кошку», «убрать постель», «быть жадным», «воровать шоколадки», «бить бутылки», «курить», «защищать друга», «отбирать игрушку», «обижать соседа» и т. д.

При этом добрых дел должно называться 2/3, а злых — 1/3, чтобы у детей было больше отдачи чисто психологически: принимать мяч и принимать доброе от людей, а от злого отвра­щаться. Не должны называться грехи, которые дети не знают и не должны знать.

«Рисунок на спине»

Насколько вы близки друг к другу, насколько ваша группа обладает сплоченностью и общностью? На этот вопрос вам помо­жет ответить следующая игра. Предложите группе сесть или встать друг за другом в одну линию. Если группа большая, разделите ее на две команды.

Ведущий на ухо должен сказать слово последнему в шеренге человеку. Слова должны быть несложными, такими, чтобы их можно было изобразить. Например: дом, солнце, цветок, человек, стол и т. д.

Последний на спине предыдущего человека должен неотто­ченным карандашом «нарисовать» то, о чем сказал ведущий. Тот, на спине которого рисовали, должен понять, о чем идет речь, и нарисовать на спине своего соседа спереди то же самое и т. д. от игрока к игроку.

Когда на спине первого, стоящего в шеренге, «нарисуют» рисунок, он должен сказать ведущему, что было «нарисовано» у него на спине. Ведущий сравнивает слово, которое сказал последнему человеку, и то, что услышал от первого. Если слова совпадут, т. е. «солнце—солнце», то дети в команде близки друг другу, они могут прочувствовать ход мыслей другого. Если же нет, то необходимо посоветовать проявлять больше доверия друг к другу, быть ближе в общении.

«Произнесение слов»

Вариант 1. Соберите группы из шести человек, пусть каждая придумает слово из шести букв (не произносить вслух!). Буквы раздаются каждому члену группы. Дети произносят все буквы одновременно, а другие команды должны отгадать слово.

Вариант 2. На листочках заранее пишутся пословицы по числу команд, учитывая, что игроков в команде должно быть столько, сколько слов в пословице, например: «Тише едешь — дальше будешь»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Семь раз отмерь — один отрежь».

Каждый игрок выбирает себе одно слово, и все произносят свои слова вместе. Другие команды должны угадать, что было произнесено. Вместо пословиц можно использовать названия песен или их первые строчки, библейские стихи, но все должно быть общеизвестным.

«Фруктовый сад»

Дети садятся в кружок так, чтобы не было свободного стула. Один ребенок стоит в середине круга и дает каждому сидящему в кругу ребенку название какого-либо фрукта: «Ты — слива, ты — яблоко и т. д.» (четыре-пять разных наименований). Когда все дети получили свои названия «фруктов», стоящий в сере­дине говорит: «Я хочу сделать салат из вишен и груш» (любые из имеющихся фруктов). Дети названных фруктов вскакивают и меняются местами. Стоящий в середине тоже старается сесть на свободное место. Оставшийся без места теперь в середине и повторяет игру с другими «фруктами». Можно сделать салат и из всех «фруктов» сразу.

«Я»

Все игроки садятся в круг. Ведущий задает тему для разго­вора. Участники общаются по кругу на выбранную тему, задавая по три вопроса своему соседу. Когда один из игроков в процессе общения произнесет слово «я» три раза, то он выбывает из игры.

Например: Тема — каникулы.

Вопросы: 1) Как ты будешь проводить летние каникулы? 2) Ты был когда-нибудь на море? 3) Что ты больше любишь: купаться или загорать? Ответы: 1) Поеду в лагерь. 2) Мне не доводилось бывать на море. 3) Мне нравится купаться.

В конце игры обсудить тему Промысла Божия, до чего может довести человека своеволие, эгоизм и т. д.

«Слушай голос Божий»

Играющие становятся в круг, плечо к плечу, им завязы­ваются глаза. Ведущий меняет участников местами. Каждый игрок должен спросить стоящего слева и справа: «Как дела?», и получить ответ: «Нормально». Так несколько раз, чтобы запом­нить голоса.

Затем учитель говорит: «То, что вы говорили и слышали, очень важно, чтобы выполнить следующее задание. По сигналу вы все начинаете ходить по комнате (лучше, если это лужайка или спортзал), вытянув руки вперед. Через минуту вам нужно встать на свое место, но, чтобы его найти, вы можете говорить только: «Как дела?» и «Нормально».

После игры поделите ребят на две группы и прочитайте Ин. 10, 27—28 («Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погиб­нут вовек; и никто не похитит их из руки Моей») и 3 Цар. 19, 11—13 («И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господ­ним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, разди­рающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетря­сении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?») Каждая группа должна обсудить, что значит слушать голос Божий. Потом общее обсуждение.

«Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Матфей, Марк, Иоанн, Лука, Павел;

Любовь, милосердие, обида, кротость;

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Овощи, рыба, каши, яйца;

Час, минута, лето, секунда;

Платье, брюки, платок, юбка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Молоко, творог, сметана, хлеб и т. д.

«Бог есть свет»

Игра для детей и подростков. Для этой игры нужна темная комната, в которой в беспорядке расставлены стулья.

Дети должны по одному или с другом заходить в комнату, затем дверь закрывается. Нужно дойти до противоположной стены, не задев стула. Тот кто задел стул, должен застыть на месте до конца игры. Потом заходит следующий, если он задевает человека или стул, то тоже должен остаться на месте и стоять тихо. Когда все вошли в комнату, включаете свет и смотрите, кто дошел до стены.

В конце игры расставляете стулья кругом и обсуждаете вопросы: Что вы чувствовали, когда были в темноте и знали, что в комнате много препятствий? Надеялись ли вы на свои способ­ности, на друга или шли не задумываясь? Поговорите о том, что, когда у нас трудности, когда вокруг темно, мы должны уповать на Господа. Можно сказать, что когда мы живем без Бога, мы спотыкаемся, а Бог — как включенный свет, Который показывает нам дорогу.

«Пропавшая овца»

Вариант 1.

Вся группа становится в круг, спиной к центру. Один игрок («пастух») стоит в центре круга. «Пастух» говорит: «Я потерял овцу!» — и дотрагивается до плеча любого игрока. Тот должен спросить: «Как она выглядит?» «Пастух» начинает описывать другого игрока, например: «Он в джинсах» или «У него голубая рубашка».

Таким образом он продолжает называть приметы до тех пор, пока игрок не поймет, кого же ему описывают, и не назовет имя этого игрока, например: «Это Коля!»

Названный по имени игрок бежит по кругу, а тот, кто угадывал, догоняет его. Убегающий старается вернуться на свое место и не быть запятнанным своим преследователем. Если он благополучно возвратился на свое место, то становится «пасту­хом». А прежний «пастух» становится в круг со всеми.

Примечание: игроки могут бежать по кругу в любом направ­лении. Но как только погоня началась, они не имеют права его изменять.

Развитие темы: Мы — как заблудшие овцы, а Иисус — добрый Пастырь. В Библии много отрывков о пастухе и овцах. Как пастух очень хорошо знает своих овец, так и Иисус — добрый Пастырь — все знает о нас (не только описание внешнего вида). Кто является потерянными овцами? Это не только преступники, наркоманы и так далее.

Все те, кто не знают Иисуса как Господа, являются поте­рянными овцами. Иисус ищет их и называет по имени — как «пастух» в игре.

Вариант 2.

Играют 5—50 человек. Один желающий выходит из комнаты, в это время прячется «овечка» — какой-нибудь предмет. Входит «пастырь» и начинает искать, а все остальные помогают ему, хлопая в ладоши, по принципу «холодно-горячо».

Развитие темы: Этот вариант связан с притчей о потерян­ной овце (Лк. 15, 1—7).

Основная мысль: Господь всегда знает, где мы, и всегда может найти нас, как добрый Пастырь. Сначала спросите, зачем нужно сгонять вместе отставших овец; поговорите об опасностях, которые могут им встретиться. Можно развить тему о добром Пастыре.

«Передай другому»

Для игры требуется две команды по 5—7 человек. Эта игра похожа на игру «Крокодил». Только здесь первая команда зага­дывает не одно слово, а целую библейскую историю, например, как Ной заводил зверей в ковчег.

Затем первая команда вызывает одного игрока из второй команды и говорит ему то, что загадано. В отличие от игры «Крокодил» игроки второй команды в это время должны нахо­диться в другой комнате.

Они вызываются по одному. Итак, первый игрок из второй команды узнал свое задание: изобразить, как Ной заводил зверей в ковчег.

Вызывают второго игрока из второй команды, которому первый игрок в пантомиме изображает загаданную историю.

Он делает это всего один раз, а второй игрок только смотрит и ничего не спрашивает. Задача второго игрока — понять, что загадали, чтобы потом передать историю третьему игроку из своей команды.

Итак, вся история передается по цепочке от одного игрока к другому. Если отгадывающий узнал историю, ему будет не трудно самому изобразить ее в пантомиме, но если он не угадал, то начнет показывать ему самому непонятные движения, от чего все другие будут просто в восторге.

Последний игрок второй команды, просмотрев пантомиму, должен сказать, что это за история.

Может случиться, что он назовет совсем другую историю, чем вызовет общий смех.

Тогда каждого начинают спрашивать, что он понял и что он изображал. После этого команды меняются местами.

«Нужный голос»

Игра хороша для темы урока: Как следовать за Христом. Необходимо не менее пяти человек и помещение для игры или пространство на улице, во дворе, в лесу. Одному игроку завязы­вают глаза. Среди оставшихся игроков выбирается один, который будет «нужным голосом». В комнате (дворе, лесу) наставляется множество разных препятствий. Игрок с завязанными глазами должен пройти определенный путь между этими наставлен­ными предметами, а все другие в это время советуют ему, как идти. «Нужный голос» всегда говорит правду, все же остальные обманывают и пытаются сбить с пути. Путнику нужно понять, чей голос говорит правду, и потом постоянно слушать его.

«Отличай истину от лжи»

Предложите группе, разделенной на три команды, три фигуры из картона (к примеру, как на рисунках ниже). Раздайте каждой команде по фигуре и ножницы. Каждый смотрит на фигуру перед собой и одновременно вырезает из бумаги такую же, оригинал отдает ведущему, а свою фигуру — следующему игроку. Тот смотрит уже на только что вырезанную фигуру, вырезая свою и передавая ее следующему. В конце поместите на видном месте оригиналы и копии, указав на которые скажите, что они тоже имеют определен­ные формы, но не могут претендовать на то, чтобы называться оригиналами, так как они не соответствуют точной форме. Бог дал нам глаза, чтобы мы могли сравнивать и отли­чать оригинал от копии. Но для этого мы должны хорошо знать оригинал.

«Секретный ангел»

Для этой игры требуется, чтобы все играющие находились вместе хотя бы один день. Игра хороша для того, чтобы лучше узнать друг друга. Требуется 5—50 человек. Имена всех участ­ников пишутся на отдельных маленьких листочках, затем они свертываются, перемешиваются, и каждый игрок вытягивает себе по одному листочку с чьим-то именем.

Этому человеку игрок и становится «секретным ангелом». «Секретным» — потому что никто не знает, чей он «ангел», сам подопечный «ангела» тоже не должен знать, это держится в секрете. «Ангел» все время игры оказывает своему подопечному какое-то внимание.

Например:

      • отправляет записки с библейскими стихами;
      • передает небольшие подарочки (конфеты, печенье и т. д.);
      • пишет ему стихи и замечания, предложения и т. п.

Сам «ангел» также получает знаки внимания, т. к., в свою очередь, является тоже чьим-то подопечным. В конце игры все раскрывают свои карты и делятся впечатлениями.

«Повторю и свое добавлю»

Играть могут от 5 до 15 человек. Ведущий заранее опреде­ляет тему для игры. Участники должны называть слова по кругу на заданную тему.

Например: тема — «Природа».

Первый играющий называет: «Дерево».

Второй повторяет: «Дерево, — и добавляет: — Море».

Третий говорит уже три слова: «Дерево, море, солнце» и т. д.

Наконец кто-то не сможет повторить без ошибки весь ряд слов (дерево, море, солнце, цветок, песок, камень, ручей, листок…). Этот игрок выбывает, а попытку повторяет следующий по очереди.

Побеждает тот, кто сказал самый длинный ряд слов. Организатору игры желательно вести запись называемых слов по порядку столбиком и следить за соблюдением порядка слов при повторении.

«Кто летает?»

Педагог спрашивает, а дети без пауз должны отвечать.

«Орел летает?» — «Летает!» (поднимают руки);

«Воробей летает?» — «Летает!»;

«Змея летает?» «……. »

(Тот, кто ошибается, водит — задает вопросы).

«Приз с секретом»

Для этой игры вам понадобится большая коробка, открытки по количеству участников игры, призы на каждого участника.

Разрежьте каждую открытку пополам. На обороте одной из половинок напишите название приза (открытка, наклейка, ручка, блокнот и т. д.), а на второй половинке напишите задания.

Задания могут быть следующими:

      • спеть песню;
      • рассказать стихотворение;
      • задать интересный вопрос;
      • рассказать веселую историю;
      • загадать загадку;
      • спеть с другом дуэтом;
      • сказать пожелание.

Если у вас много участников игры, вы можете дважды напи­сать одни и те же задания или придумать другие. Половинки открыток с заданиями сложите в коробку, а половинки открыток с названиями призов положите на видные места в помещении, где проходит игра.

Предложите каждому присутствующему взять из коробки половинки открытки с заданием и поочередно выполнить то, о чем написано в открытке.

После выполнения задания игрок ищет в помещении вторую половинку своей открытки, где написано название заслуженного им приза.

Когда половинка будет найдена и половинки открытки совпадут, ведущий должен вручить этому игроку приз, обозна­ченный в открытке. По такому же принципу должны поступать все игроки.

Подвижные игры

«Кто быстрее»

Все делятся на две-три команды, каждой дается задание:

      • подсчитать сумму размеров обуви всех членов команды;
      • построиться по росту;
      • встать в шеренгу по месяцам рождения;
      • встать в алфавитном порядке имен.

Команда, выполнившая задание первой, получает 15 очков, вторая — 10 очков, третья — 5. Затем всем завязывают глаза и дают задание (разговаривать не разрешается):

      • построиться по росту;
      • построиться в виде треугольника;
      • подсчитать сумму лет всех членов команды и т. д.

Игра с мячом

Участники делятся на две команды, им даются опознава­тельные знаки, чтобы они могли узнавать друг друга. Задача каждой команды — перебросить друг другу мяч 10 раз, не уронив его. Игроки другой команды стараются забрать мяч. Если мяч упал или попал к другой команде, игра и счет начинаются заново.

«Пассажиры-билетики»

Группа делится на две равные команды, образуя пары. Одна — пассажиры (внутренний круг), а другая — «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начи­нается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» — налево; все при этом поют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края». Внезапно ведущий кричит: «Контролер!» «Билетики» останавливаются на месте, а пасса­жиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Веду­щий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место. Оставшийся без места становится ведущим.

«Волки и овцы»

Из группы (36 человек) выбирается 9 овец и 3 волка. Осталь­ные становятся в круг, взявшись за руки, — это ограда. Овцы стоят внутри круга, а волки снаружи.

Ведущий разбрасывает листочки с зеленой бумагой (вместо травы) за пределами круга.

Суть игры в том, что овцы должны собрать всю траву за пределами круга и принести ее в круг.

Волки ловят овец, вышедших из круга. Ограда пропу­скает овец и препятствует волкам. Овца, которую поймал волк, выходит из игры. Можно менять волков и овец. Игра продолжа­ется до тех пор, пока не будет собрана вся трава или не будут пойманы все овцы.

«Три, тринадцать, тридцать»

Игроки образуют круг, встав друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водя­щий. Если он говорит: «Три», — все игроки должны поднять руки в стороны, при слове «тринадцать» — поднять их вверх, при слове «тридцать» — положить их на пояс (можно придумать другие движения).

Водящий быстро называет любое из трех указанных выше чисел. Допустивший ошибку отходит на шаг назад, но продол­жает играть. Выигрывает тот, кто до конца остается на своем месте. Водящий может растягивать слова: «Три-и-и-и…»

«Цепочка»

Вариант 1. Определяем размеры территории, на которой будет проходить игра. В начале игры ведущий — один человек. Он догоняет разбегающихся участников. Догнав кого-нибудь, он берет его за руку, и они вместе догоняют следующего, и так далее, пока не образуется цепочка. Если игроков много, можно образо­вать две цепочки. То есть когда образуется цепочка в четыре человека, они делятся на пары.

Вариант 2. Разделитесь на две команды. Команды выстра­иваются в ряд. Перед ними на небольшом расстоянии ставится какой-нибудь предмет.

По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берет за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвра­щаются к команде, то берут двоих игроков, потом четырех, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!

«Нагруженный»

Разделите группу на две команды, не более 12 человек в каждой. Приготовьте и поставьте в одном конце комнаты два стола с предметами так, чтобы на каждого члена команды прихо­дилось хотя бы по одному предмету.

Команды выстраиваются в шеренги на другом конце комнаты. По сигналу ведущего один игрок от каждой команды бежит к «своему» столу и выбирает наугад любой предмет.

Затем он бежит назад и передает взятый предмет другому игроку. Тот бежит к столу, тоже выбирает предмет, возвраща­ется и передает его следующему и так далее, до тех пор, пока одна из команд не очистит свой стол от предметов и не пере­несет их в свой угол. Если что-то упало, нужно остановиться и поднять.

«Удержи шарик на лету»

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Задача — не дать опуститься воздушному шарику на пол, подталкивая его всеми частями тела.

После того как шар упадет один раз, его нельзя подталки­вать ногами, и так до тех пор, пока нельзя будет подталкивать ничем. Можно усложнить так: рассчитаться на первый-второй, первые подталкивают, а вторые их удерживают.

Или по-другому: одни держат свой шарик, другие — другой, при этом нужно свой удержать в воздухе и помешать другим делать то же самое.

«Прятки наоборот»

Один участник прячется, все остальные ищут его. Тот, кто находит спрятавшегося, прячется вместе с ним, и так до тех пор, пока не останется один ищущий.

Эстафеты

«С надувным шариком»

Вариант 1.

Участников разделить на две команды. Каждой дать по палочке и надувному шарику. Задача каждого игрока — добе­жать до места передачи эстафеты и палочкой не давать шарику упасть на землю.

Вариант 2.

Тоже две команды. Игроки парами бегут от старта к финишу, держа воздушный шарик лбами.

И другие варианты:

      • взяв ноги другого… в руки;
      • крабом (ползком);
      • прыгая в мешке.

«Прогрессирующая эстафета»

Для нескольких команд из 6—8 человек поставьте стулья в разных концах комнаты, зала и т. п. На каждый стул стоп­кой положите карточки с заданиями по количеству игроков в команде.

По сигналу ведущего первый игрок из каждой команды бежит к стулу, берет карточку, читает и выполняет задание. Потом быстро возвращается к команде, берет за руку второго игрока, они вместе бегут к стулу, берут другую карточку, читают и выполняют задание и т. д.

Примерные задания:

      • спойте «В лесу родилась елочка»; подпрыгните пять раз;
      • снимите, а затем наденьте обувь и т. п.

Поделка «Овечка»

Материал для работы:

      • шаблоны овечек;
      • картон или плотная бумага;
      • карандаш;
      • клей;
      • вата или пряжа из толстых ниток;
      • ножницы.

Ход работы.

Складываем пополам лист картона или плотной бумаги. Обвести на картоне по шаблону рисунок овечки. Затем выре­зать (дети сами вырезают). Далее склеиваем тело (кроме ног) и приклеиваем уши. Ноги отогнуть в стороны. Туловище оклеить ватой или полученную фигурку обмотать толстой пряжей, ноги отогнуть, чтобы животное можно было поставить. Уши тоже вырезать два раза. Теперь ждем, когда все это высохнет, и все: овечка готова!

 

Комментировать