<span class=bg_bpub_book_author>Н. Геда</span> <br>Об образовании в семье

Н. Геда
Об образовании в семье

В настоящий момент почти для всех родителей детей школьного возраста очевидным является, что общеобразовательная школа их не устраивает. Кого больше, кого меньше. Кого раньше, кого позже. Но, так или иначе – всех.

У некоторых проблемы начинаются еще в младшей школе – особенно если малыш много занимался до первого класса и пришел в школу, уже умея читать и писать. Такие дети- настоящее бедствие для учителя и для класса. Им нечего делать, они скучают и от скуки хулиганят или отвлекаются и уходят в себя. В любом случае, из учебного процесса они выпадают, и мало кто из учителей обладает достаточным мастерством и вниманием, чтобы вернуть в него «неформатного» ребенка. А в первую очередь у него нет на это времени.

Испытание средней школой

Даже если ваш ребенок нормально вписался в учебный процесс, влился в коллектив и успешно закончил начальную школу, это еще только цветочки. Потому что впереди его ждет куда более серьезное испытание – при переходе из начальной школы в среднюю. Потому что на этом этапе рушится последняя, совсем хрупкая иллюзия семейного обучения, которая еще имеется в начальной школе. При переходе к предметному обучению дети переживают мало осознаваемую ими потерю ориентации: если в началке у них была классная мама (не важно, какого качества, важно, что ее обязанностью было в меру своих сил и способностей опекать каждого ученика), и она их вела, беспокоилась за отметки, подтягивала неуспевающих – в общем, заботилась! То в средней школе, при переходе к обучению у учителей-предметников, от детей требуется такой уровень осознанности и самостоятельности, на который они по итогам начальной школы просто не готовы. В итоге дети испытывают новый стресс, чувствуют себя в школе никому не нужными, обманутыми и сбитыми с толку, потому что у каждого учителя свои требования, свой стиль, свой характер, и мало кому из учителей есть до них дело.

В итоге многие дети очень меняются при переходе в среднюю школу. Те, кто вписывается в предметную схему и становится отличником или хорошистом, имеют шанс завоевать сердце того или иного учителя-предметника и получить в школе тот позитивный опыт ученичества, который так необходим для нормального развития ребенка. Но есть дети, которые не могут по тем или иным причинам соответствовать жестким правилам коллективного обучения. Они неминуемо становятся аутсайдерами с тем или иным психологическим рисунком — или хулиганами, или «тихими троечниками», не нужными ни учителям, ни самим себе.

В этот момент дискомфорт начинает ощущать уже куда больший процент родителей, чем в младшей школе, где требования и нагрузка еще не так велики, а внимание к личности – еще не настолько мизерно. С этого момента для некоторых из них начинается процесс поиска «подходящей школы» — школы, в которой бы их ребенка оценили и смогли бы чему-то более-менее научить. Какой-то процент после двух-трех попыток находит такую школу и на этом успокаивается. Есть родители, которые меняют школу каждый новый учебный год.

Смена школы в 8 случаев из 10 представляет собой замену шила на мыло – в каждой цепи есть свои слабые звенья, просто в каждой школе они на разных местах, поэтому родители не сразу догадываются, что из огня они попали в полымя. В итоге ребенок, и без того проблемный и во многом запустивший учебный процесс, совсем опускает руки и дальше уже не учится, а просто отбывает школу, как какое-то метафизическое наказание. Это входит в привычку, и далее то же настроение уже взрослый человек несет в душе через всю жизнь.

Иметь мужество знать, что есть выбор

Между тем всего этого вполне можно избежать – представив детям возможность выбирать между общеобразовательной школой и домашним обучением. Современные родители просто являются заложниками существующей социальной системы, сознательно ограничивающей информацию и тем более пропаганду такой возможности. О домашнем обучении, обучении в семье если и есть суждения, то крайне стереотипные, скорее даже не рациональные суждения, а эмоциональные слепки собственных родительских страхов:

домашнее обучение – только для больных детей;

домашнее обучение – только для богачей и аристократов;

домашнее обучение сделает из ребенка лентяя;

домашнее обучение сделает из ребенка аутичную, асоциальную личность.

Однако и такие суждения – редкость. Как правило, домашнего обучения в сознании современных родителей нет вообще – оно просто не вписывается в их представления о жизненном пути – своем и ребенка, в их представление о нормальной, полноценной семейной жизни. Поэтому для любого родителя требуется изрядное время просто для того, чтобы осознать, что такая возможность существует.

Домашнее обучение меняет стиль жизни семьи

Правда, тут имеет место своеобразный естественный отбор: ведь есть дети, так сказать, «стандартные», которые нормально учатся где угодно и не создают своим родителям проблем, а есть, наоборот, такие уникальные экземпляры, которые не впишутся даже в идеальный коллектив. Вот их-то родители, измученные необходимостью постоянно решать нерешаемую проблему обучения и социализации своего нестандартного чада и набегавшись по разнообразным и одинаковым школам, становятся куда восприимчивее к идее домашнего обучения. Если они вовремя получают о информацию о такой возможности, они начинают активно думать, строить планы и проекты перестройки семейной жизни и бюджета таким образом, чтоб в нее вписывалось еще и домашнее обучение. Разумеется, без капитальной перестройки тут дело не обойдется – домашнее обучение это не такая вещь, которую можно потянуть без серьезных изменений стиля жизни. Домашнее обучение раз и навсегда меняет его, делая детей и родителей куда ближе друг другу, завязывая их друг на друга.

Но это становится понятным потом. А в начале нужно принять решение – и если родители его приняли и забрали ребенка из общеобразовательной школы, то первые полгода-год домашнего обучения будет сниться им в страшных снах. Просто потому, что домашнее обучение – это в первую очередь самообразование, и ребенок, привыкший к постоянному контролю и «разжевыванию» материала со стороны школьных учителей, оказавшись дома, один на один с учебником, вначале будет полностью деморализован и парализован. Ведь до того его много лет учили слушать учителей и соответствовать их требованиям. А находясь дома, в одиночестве, без и вне всяких требований, ребенок чувствует себя как бы в вакууме, в котором нет ни верха, ни низа, ни силы притяжения.

В то же время родители переживают иной шок – их странное чадо целыми днями сидит дома, и непонятно что делает! То ли учится, то ли бьет баклуши, то ли вообще в этот момент поджигает дом. В самом деле – к ребенку, постоянно находящемуся дома (плюс минус кружки и прогулки) нужно еще привыкнуть.

Успешное обучение дома – это не фантастика

Если у ребенка и его родителей хватит силы духа и терпения, чтобы пережить этот крайне неприятный период, они обязательно будут вознаграждены. Ребенок научится самостоятельно ставить себе учебные задачи и решать их. Он научится искать, структурировать и анализировать информацию, оценивать и сортировать ее. У него появится критический подход к информации, а за ним – собственное мнение и собственный стиль в выполнении творческих задач. Он научится планировать свое время, а также поддерживать в порядке свою комнату, а в идеале. Если у родителей хватит твердости и настойчивости – то и всю квартиру. И в этом нет ничего фантастического – все это возможно в самой обычной семье, где оба или один из родителей работает, и где даже нет ни домохозяйки, ни гувернантки (плюс-минус репетиторы по каким-то предметам – ну так они часто и в общеобразовательной школе требуются).

Родители же за это время научатся по настоящему вникать в проблемы и дела своего ребенка, будут вынуждены проводить с ним куда больше времени – как за уроками, так и вне их – в силу ограничения контактов ребенка со сверстниками, а также получат навыки «дистанционного телефонного воспитания» — мониторингу состояния ребенка на расстоянии. Как правило, в течение годы все эти перемены укореняются в быте и становятся привычными. Но выигрыш в данном случае получается самый настоящий: в результате родители и ребенок сближаются (совместные испытания сплачивают), становятся гораздо более смелыми и самостоятельными, с более гибкой и пластичной психикой, готовыми к переменам в жизни и заменам образовательных блоков. Что касается школьной программы – то после приобретения устойчивых навыков самообразования она усваивается легко и избыточно – если ребенок научился учиться, он может усвоить в домашнем режиме гораздо больший объем информации.

Тот, кто владеет информацией…

Что касается его якобы асоциальности, возникающей в домашней изоляции – то это просто миф, потому что в 99% случаев асоциальное поведение формируется как раз в социуме как реакция на него. Наоборот. Оказавшись в более спокойной и психологически комфортной обстановке домашнего обучения, ребенок избавляется от многих поведенческих проблем, бывших в школе привычными и устойчивыми. Однако все это может быть возможным лишь в случае, если родители уже в системе дошкольного обучения или хотя бы в младшей школе получали бы правдивую и полную информацию об альтернативе, которую дает домашнее обучение. Отсутствие такой информации неминуемо приводит не менее 10% всех обучающихся в тупик неуспеваемости и аутсайдерства, из которого нет выхода. Это трагедия, которой могло бы и не быть, будь у их родителей более полная информация об образовании в семье.

Н. Геда

Источник: www.school4you.ru

Комментировать