Ребенку исполнилось два года и самый частый вопрос, который в связи с этим задают мне и близкие, и знакомые, и малознакомые люди: когда же вы пойдете в сад? Отвечая на этот вопрос, я говорю прямо: надеюсь, что никогда…
Мой старший сын не подружился с садиком из-за болезней. Сейчас, спустя 15 лет, я думаю: хорошо, что не подружился. Плохо только одно: мои настойчивые попытки «подружить сына с садиком» до сих пор откликаются сниженным иммунитетом и подорванным здоровьем с самого раннего детства. Но не о возможном ухудшении здоровья ребенка, связанном с ранним определением в сад, хотелось бы порассуждать, хотя закономерность эта, безусловно, прослеживается и не самым лучшим образом сказывается на нервно-психическом развитии ребенка. Акцент в статье хотелось бы сделать на ложных и истинных причинах, по которым сегодня матери отдают детей в детский сад.
Несмотря на политические перевороты в нашей стране и громкие заявления о том, что мы живем в демократическом государстве, по сути, мы продолжаем обитать в советском обществе, влияние которого ощущает на себя и любой христианин, и любая христианка, и любая христианская семья. Обязательный (в сознании многих) детский сад — это советское наследие, который и в наше время продолжает свою работу по разрушению семьи…
Мы живем в системе, которая нацелена на то, чтобы всячески подтолкнуть мать принести в жертву собственных детей. Раньше эта жертва оправдывалась построением коммунизма, а теперь психологией потребления, охватившей общество с такой невероятной силой, что, кажется, и не вырваться из ее уз. Нам всего мало, мы не обладаем детской простотой в отношении вещей. Нам нужен ковер, машина, украшения, сто пятая кофточка, мебельный гарнитур и новое пальто, которое мы меняем вовсе не потому, что оно прохудилось, а потому что вышло из моды. И в жертву всему этому мы приносим детей. Какие же мы после этого христианки? Мы самые настоящие несчастные язычницы…
В беседе с афонским старцем, святым Паисием Святогорцем, кто-то посетовал, что «многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами». На что старец ответил: «Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому что им не хватает денег, — семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными…. Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви»
Скрытой причиной, по которой мать часто отдает своих детей в сад, являются вовсе не материальные проблемы, а желание снять с себя крест материнства. Многие матери ждут — не дождутся, когда отдадут своего ребенка в сад. Ей с ним тяжело, ей с ним несвободно, тягостно, неинтересно. Это всё последствия того, что все мы вышли из советского детства и не пережили нормальный опыт возрастания в собственной семье. В семье, с детьми, нам скучно. А на работе веселей, интересней, там можно поболтать, посплетничать, выпить чашечку кофе в обед, продемонстрировать свой маникюр, подмигнуть коллеге, пофлиртовать с начальником. А дети требуют терпения, полной отдачи, постоянного внимания, чуткости. Это очень непростой труд, а мы ищем как бы легкого, мы ищем, как бы убежать от всего этого и убегаем, прикрываясь надуманными причинами материального неблагополучия. Выходим на работу, закручивая этот узел все туже, берем кредиты, ипотеки, становимся вымотанными, несчастными и делаем несчастными собственных детей. Мы Бога не любим и дело Его, порученное нам, не любим. А когда мы Бога узнаем по-настоящему, когда по-настоящему покаемся, то почувствуем милость, благость Его, и будем выполнять свое дело с великой радостью, потому что оно Божие, потому что никто, кроме нас, его не сделает, никто не полюбит детей больше матери. По сути вопрос отдавать ребенка в сад или нет — это вопрос, готова ли женщина смириться с ролью быть матерью. 90% не готовы…
В последнее время наши священники все чаще обращаются к этой проблеме. Вот мысли известного протоиерея Дмитрия Смирнова, которые он высказал, отвечая на вопрос одной из телезрительниц телеканала «Союз», вопрошающей, надо ли отдавать двухлетнего ребенка в детский сад:
«Бывают такие обстоятельства, что у молодой семьи нет другого выхода. Поэтому, отдавать в детский сад, конечно, можно, но только в самой безвыходной ситуации. И самая лучшая социализация, она происходит не там, а в семье. Потому что для ребенка самое важное — это быть с мамой. А когда ребёнка отрывают от мамы, для него это всегда трагедия. Всегда! Даже если он не подает никакого вида. Потому что ребенку находиться в детском коллективе чрезвычайно вредно. Эта ситуация стрессовая и совершенно аномальная… Маму никакая воспитательница, даже очень хорошая, конечно, заменить не может. И ситуация детского сада это всегда ситуация, калечащая психику ребенка. Это никакая не социализация»
В другом интервью, размышляя на эту тему, священник еще раз подчеркнул, что «само существование детского коллектива, где собираются 20?25 детей одного возраста — это ситуация для ребёнка невыносимая! Она совершенно противоречит замыслу Божию, Который если и даёт матери 19 или 20 детей, то она их рожает постепенно. И если бывает одна, редко две двойни, то обычно все дети разных возрастов — есть младшие, старшие, это и есть семья. А детский коллектив — это педагогическое уродство и аномалия.
Иначе чего бы они плакали, чего всё время болели-то? Потому что они не хотят туда идти — там тяжело! Там тяжело морально, физически, психологически!
… В самом заведении «детский сад» ничего хорошего нет! Даже если там замечательный ремонт, прекрасный бассейн, всякие анимации, кружки, да что угодно — ребёнок, когда идёт в детский сад, он испытывает стресс, его это ломает. Ни одна, даже самая роскошная воспитательница не может дать любви 20-ти детям одного возраста — это просто нереально! И никакими апельсинами это компенсировать нельзя! Детям нужно, чтобы папа, мама, бабушка, дедушка прижали их к теплой груди, поцеловали в головку, чтобы он чувствовал себя защищенным, чтоб он вырастал в этом как на приусадебном огороде, а не в поле, где только химии добавляют, чтобы только вырастить и продать на рынке»…
Часто молодая мать сердцем чувствует, что не надо отдавать ребенка в сад, не надо воспитывать его по советскому коллективному лекалу, но у нее не хватает смелости идти наперекор родственникам – матери, свекрови, которые не представляют, как можно вырастить детей без сада. По причине своего малодушия молодая мама, едва оторвав ребенка от груди, вынуждена идти работать, потому что идти против системы ей довольно сложно. Сложно сказать советским родственникам: я буду дома с детьми, буду ухаживать за ними и мужем, потому что этого хочет от меня Бог. Ей покрутят у виска и скажут: «Как? На эти деньги? Твой Бог хочет, чтоб ты превратилась в домашнюю клушу? У тебя же такие таланты! Ребенка в сад, а сама на работу — все нормальные люди так живут…» После таких слов не всякая женщина может смело признать, что она «ненормальная». К этому «обвинению» надо привыкнуть, в глазах окружающих христиане всегда были «ненормальными», счастливыми «ненормальными» людьми.
Христианкам надо развивать главный талант — любовь. Женщинам-христианкам нужно дарить ее тем, кто больше всего в этом нуждается – это супруг и дети. Положа руку на сердце, ответьте, много ли любви мы можем дать им, пропадая целыми днями в офисе? Можем ли мы выполнять свои обязанности по отношению к родным, будучи поглощены работой? Нет, поэтому наши дети несчастны, поэтому они как маленькие зверьки, которым не хватает любви. Полюбите свое материнство, полюбите своих деток по-настоящему. Не отдавайте их в детский сад! Скажите своему мужу: «ничего, проживем, нам хватит этих денег, потерпим немного, зато наши дети будут в любви, в уюте, мире».
Размышляя на тему пагубного влияния детского сада, нельзя не сказать и о том разрушающем действии, которое оказывает это учреждение на родственные связи между родными братьями и сестрами. Совершенно ненормально разрывать детей из одной семьи и отдавать их в разные группы детского сада. Именно это и влияет в будущем на то, что между родными детьми из одной семьи нет любви, между ними не налажено нормальных отношений. Все их общение сводится к тому, что вечером (после сада) каждый из них тянет одеяло на себя, пытаясь капризами и истериками получить хоть немного материнской любви. У них, братьев и сестер, нет общего детства, уют дома заменен казенщиной, рождественский праздник и волнующая подготовка к нему — советским новогодним утренником в разных группах, нерадостные примеры можно приводить до бесконечности…
У родных братьев и сестер, «благодаря» детскому саду, ничтожно мало общих детских воспоминаний… А помнишь, как мы катались на горке, строили снежный туннель? А помнишь, как мы строили дом из одеял? А помнишь, как мама показывала нам кукольный спектакль? А помнишь, как мы вместе ходили в храм?… А ведь именно теплые воспоминания о днях, проведенных до школы в уютной домашней обстановке, на всю жизнь сближают детей…
Много надо потрудиться женщине, чтобы со смирением вернуться к Богом данному послушанию, к своему естественному состоянию – быть помощницей мужу, доброй матерью своим детям, хранительницей своей семьи. Это очень нелегкий труд, но именно он может сделать женщину по-настоящему счастливой. От женщины зависит, вернется ли христианский дух в семью, в которой всё в наше время перевернуто вверх дном. А христианский дух – это дух милосердия, сострадания, смирения, любви. Будем же милосердны к своим детям, будем сострадательны, смиренны, будем любить своих детей и не будем приносить их в жертву ложной свободы, в жертву мебельному гарнитуру…
Юлия Ульянова (с)
Комментировать