Здоровые полноценно развитые дети ни часа не могут без игры, ведь это – их основной вид деятельности. Во что поиграть на каникулах, в карантин и в пост с пользой для душевного развития? «В настольные игры», – советуют родители и священники.
Ребенок – чудотворец
Время земной жизни – дар от Бога, и оно невосполнимо. Недаром существует стойкое выражение «убить время»: убитого не вернешь. Поэтому для верующего очевидно – тратить жизнь на пустые занятия – грех, успеть бы молитвенно приблизиться к Богу, принести покаяние и совершить дела милосердия.
Стоит ли размениваться на игры? Не есть ли они просто способ убить время?
Для взрослых вечер за шахматной доской – повод для дружеского общения и эмоционального обмена теплом, возможность проявить любовь, избавиться от чувства тревоги и страха, привести свой внутренний мир в гармонию.
Для наших детей игра – это гораздо больше, чем просто приятный досуг. Не забава от скуки, а способ познания окружающего мира, инструмент детского мировоззрения и восприятия, философия детской жизни.
Самый наглядный и простой образ детского мышления и восприятия – картинка из пазлов. Чем чаще и осмысленнее играем вместе и развиваем ребенка, тем сложнее рисунок, разнообразней палитра, больше мелких деталей мы создаем для уникального внутреннего мира детсадовского малыша, младшего школьника и даже подростка.
Да, и не забываем о важном. Ребенок – чудотворец, при помощи игры и за счет удивительной пластичности и гибкости своей психики может… абсолютно всё.
Побывать в разных местах света и в открытом космосе. Попробовать себя в разных ролях, возрастах и профессиях. Преодолеть время, пространство, пренебречь материей и прочими условностями, которые для взрослых – незыблемые законы мира.
Такая готовность ко всему: открытость воображения возможностям, способность благодарно принять дары без размышлений и последовать за зовом сердца и Бога в нём –лучшие детские особенности. Не это ли имел в виду Господь Иисус Христос, говоря «будьте как дети»? И не эти ли качества мы призваны позаимствовать?
Карантин карантином, а дети должны иметь возможность играть, иначе они не будут развиваться – правильно возрастать физически, душевно и духовно.
И в соответствии с нашим, как учит Церковь, трехсоставным устроением – тело, душа, дух – игры тоже должны быть рассчитаны на все ипостаси человеческой природы, а мы, родители, призваны развить её в детях гармонично и всесторонне.
Самые древние – шашки
Итак, во что сегодня играют в семьях представители разных поколений, во что играли отцы и матери, бабушки и дедушки, наши ближние и дальние предки? Сильно ли менялись традиции?
Пять с половиной тысяч лет – вот та длинная дистанция, на протяжении которой человечество играет в настольные игры. Может быть, подобные игры были и раньше, от сотворения мира и человека в нём – но, увы, более ранних следов и артефактов не сохранилось. О родстве, общих корнях игр пишут многие исследователи.
Оказывается, самыми популярными в древнем мире, а затем в Средневековье, эпоху Возрождения, Просвещения и вплоть до сего времени были вовсе не шахматы и кости, а игры шашечного типа. Именно шашки и их старинные разновидности, которые встречаются в разные времена в культурах совершенно непохожих по менталитету и образу жизни древних народов.
Прототипами шашек могли быть сенет в Древнем Египте (четвертое тысячелетие до нашей эры), нарды на Ближнем Востоке (третье тысячелетие до нашей эры), древняя «Королевская игра Ур» (Урарту) – кстати, эта игра до сих пор в ходу в Индии и мало чем изменилась.
Более поздние индийские «шашки» чаупар отличались оригинальной крестообразной клетчатой доской, где фишками были раковины каури. Эти «шашки» переродились в любимую современными испанцами пачиси, кстати, их вариант полюбили и в России, назвав по-русски говорящее и остроумно: «Не злись, дружок».
В древнем Китае (второе тысячелетие до нашей эры) играли в аналоги шашек го и го-моку (в играх фишки не двигают по доске, а только ставят и убирают обратно.
Го-моку (или гомокунарабэ) переводится как «пять в ряд». Игра менялась и в 19 веке ее разновидность стала называться рэндзю, сегодня в мире играют в более чем 10 вариантов рэндзю и го-моку.
Кстати, и в Европе издревле были свои «шашки» – древнегреческие петтейя и древнеримские латрункули (первое тысячелетие до нашей эры).
Позже появился скандинавский хнефатафл, тоже вид шашек с черно-белыми фигурами на прямоугольном поле из клеток. «Белые старались спасти короля, «черные» – захватить, остальные фигуры были его телохранителями и солдатами.
Все эти мало похожие игры роднит общий принцип – фигурки, выставленные игроками в несколько рядов, перемещают между лунками или клетками по игровому полю. Цель – захватить силы противника или лишить его мобильности.
Не корысти и забавы ради
Другие настольные игры тоже известны с древности. Оказывается, домино почти в современном виде пришло из Индии в конце первого тысячелетия до нашей эры (уже тогда это были плоские двусторонние таблички с резными отметинами). Слоновая кость и чёрное дерево делали кости предметом роскоши. Вариант подобной игры встречается у инков и майя и других древних народов.
Шахматы до своего привычного нам классического вида прошли через много метаморфоз, от индийской чатуранги и среднеазиатской игры шатрандж до своих европейских аналогов.
Кстати, знакомый нам облик многие игры за столом приобрели в Европе XVI-XIX веков.
Тогда же появились первые игры-бродилки, или картонажные игры, принцип тот же, что и сейчас – двигай фишки по полю (план сражения, дорога от замка к замку и так далее). Так произошли и лото, и «гусёк», и сухопутный и морской бой.
Темы у «бродилок» были самые разнообразные. В старину было популярно осаждать крепости или путешествовать на Святую землю. Фишки могли быть фигурками (солдатики, монахи, пушки и прочие боевые единицы и персонажи).
В XIX веке в России в аристократических семействах были популярными игры на темы исторических баталий. Над их разработкой трудились художники и мастера-миниатюристы. Причем, например, в «отступление Наполеона из Москвы» с подростками и молодыми людьми играли не из праздного интереса – а ради патриотического воспитания юных умов.
Классификаций современных настольных игр несколько, проще и понятнее всего вот такая:
- Игральные кости – кубики с числами-точками
- Игры миниатюр – «железная дорога», солдатики
- Игры с карандашом и бумагой – морской бой и крестики-нолики
- Настольные игры с полем – шахматы, шашки, нарды
- Игры с обозначениями на плитках – домино
- Ролевые, логические и стратегические настольные игры – «бродилки» и т.д.
- Словесные игры – буриме и проч.
Выбираем и осваиваем, что душа просит, на любой вкус, возраст и уровень сложности.
Чем полезны «настолки»?
Не будем сейчас говорить про ум, эрудицию, внимательность, хорошую ориентацию в пространстве, умение просчитывать ходы и предугадывать действия соперника, быструю реакцию мышления и высокую скорость принятия решений, – безусловно, всё это отлично развивают настольные игры.
Лучше подумаем про психологические особенности и черты личности, которые воспитываем, – про то, что изменится к лучшему в душевном устроении ребенка.
Интересен факт: все игры по умолчанию абстрактны. Условные фигурки и ситуации моделируют реальные ситуации и отношения.
Вступая в игру, любой ребенок отлично понимает, что всё понарошку (это же касается и компьютерных игр, насыщенных зрелищем, действием и высокими скоростями), но при этом он проживает ситуацию игры как настоящую.
Он отдается игре целиком и полностью – мышлением, восприятием, эмоциями – а то, что увлекает, и учит, и воспитывает его эффективнее.
Несмотря на сверхскоростной «экшн» виртуальных игрушек, традиционные игры продолжают удерживать интерес ребенка. То, что складывалось тысячелетиями, увлекает и не устаревает. Почему?
Потому что наши предки неслучайно придумали «тихие» игры и играли в них.
Играя, ребенок познает мир и себя в нем. Он пробует силы, узнает свой характер, слабые места, учится не пасовать перед трудностями, просчитывать результат своих действий – а значит, понемногу научается осознанности, без которой не обойтись взрослеющему человеку. Как не обойтись без осознанности и христианину в его духовной жизни.
Игра выстраивает в мозгу новые нейронные связи, активизирует многие механизмы, большинство из которых мало изучены нейрофизиологами и не до конца понятны им.
Но что можно сказать с определенностью – так это то, что правильная игра производит переворот детского сознания, обращая его от эгоцентризма к миру других людей. Помогает задуматься: совершил действие – будь за него в ответе. Узнай, какой может быть результат и подумай, как можно было (и можно ли было?) этого избежать.
В мудрых психологических книжках пишут, что настольная игра помогает «…правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход». Осмелимся возразить – игра учит, скорее обратному: делать неправильные ходы, ошибаться, падать, промахиваться. А любой промах (именно так, кстати, в греческом языке обозначается слово «грех») – это опыт, который учит и воспитывает.
Игра хороша тем, что у ребенка есть право и на первую ошибку, и на ошибку вторую, и на попытку номер 10, и даже на новую партию, если эта вдруг не удалась. Это имитация реальной действительности, где падения не приведут к катастрофе – где они игрушечные.
В реальной жизни многие вещи бывает не так-то просто изменить, исправить, «переиграть» заново (вспомним грехопадение первых людей и искупление греха Кровью и Телом Христовыми).
Но ребенку для его внутреннего взросления и душевного возмужания важно понимать, что, пока мы живы, иногда случается ошибаться, и кое-что можно исправить. Поэтому важно не отчаиваться и не сдаваться – а пытаться снова, не опуская руки. Получается, простая настольная игра учит душевной стойкости и выносливости.
Словом, учимся на ошибках безо всякого урона для психики и «детской репутации». Проиграл? Ничего, в следующий раз постараешься, и, может быть, выиграешь. Ситуации промахов и ошибок, которые ребенок проживает в игре, не кажутся для него такими трагическими. С помощью настольной игры он преодолевает синдром неудачника. Больше того, играя, он проникается важным христианским посылом: упал? Значит, «встань и иди».
От этики – к эстетике
Настольные игры оставили заметный след не только в повседневной жизни предков, но и в искусствах (изобразительном, драматическом, литературном) – вот, кстати, не одна тема для культурологических занятий с ребенком любого возраста.
Великие живописцы разных эпох, государств, направлений в искусстве отдали дань изображению настольных игр – что неслучайно, ведь выражения лиц и позы людей, увлекшихся интеллектуальной баталией – это интересно и примечательно и для зрителя полотна, и для хорошего портретиста, знатока человеческих душ.
Отношения людей, оказавшихся за общей игрой, тепло семейного камелька и сама размеренная и доброжелательная патриархальная атмосфера старинных семейств, – вот то, что отлично схвачено и передано художниками.
В русской словесности «тихие умные игры» не прошли незамеченными. Кроме хрестоматийных примеров из родной классики приходят на ум стихи поэта, близкого к нам по времени, почти современника:
В шахматы играют на балконе
В довоенной южной стороне
Смуглый мальчик в новенькой матроске
И курсант при кожаном ремне.
У перил, где листья винограда,
Мать смеется и отец грустит.
Брат приехал – он военный летчик.
За балконом бабочка парит.
Мы сидим за столиком прозрачным,
А над нами летняя пора,
На доске расставлены фигуры –
В шахматы последняя игра.
Мир затих, не двигается время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в безмятежном море,
До войны еще четыре дня…
Это отрывок из стихотворения Евгения Бачурина «Шахматы на балконе», посвященного началу Великой Отечественной войны.
Так гармонично и «мирно», наверное, еще никто не писал о войне. Это сегодня с доски уходят резные черные и белые фигуры, – словно говорит автор. Завтра поле боя и земную жизнь будут покидать живые люди, и не далекие, абстрактные – а друзья, знакомые, близкие.
Тем сильнее контраст мирного семейного дня за настольной игрой – с Великой Отечественной войной, которая вот-вот придёт для героев картины и изменит лицо мира.
Так, играя в шахматы и заодно вспоминая картины великих, произведения классиков и стихи современного поэта и художника Евгения Бачурина, можно ненавязчиво заняться патриотическим воспитанием своих чад – завести с детьми разговор о войне 1941-45гг., её событиях и героях, о прабабушках и прадедушках, которые воевали или работали в тылу, по-христиански жертвуя собой, чтобы жили мы.
Весь апрель в преддверии победного мая наполнен военными памятными датами:
- 26 марта 1944 г. Советские войска вышли на границу СССР.
- 27 марта 1944 г. наши войска вошли на территорию Румынии.
- 5 апреля 1945 г. произошла встреча советских и американских войск на реке Эльбе.
- 8 – 30 апреля 1944 г. состоялась Крымская наступательная операция
- 9 апреля 1945 г. Советские войска заняли Кенигсберг.
- 11 апреля отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей
- 16 апреля началась Берлинская операция (1945).
- С 16 апреля по 8 мая 1945 г. длилась Берлинская операция войск 1-го и 20-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.
- 20 апреля 1942 г. была завершена Московская битва.
- 30 апреля 1945 г. мы водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине.
- 30 апреля памятен как День памяти жертв Холокоста.
Каждая дата – повод для содержательной беседы с детьми.
«Радиусы окружности, в центре которой – Бог»
Известный проповедник, выступающий в СМИ с интервью и беседами на темы православной семьи, материнства и детства протоиерей Максим Первозванский, клирик храма сорока Севастийских мучеников (Москва), поделился мыслями о семейном досуге в дни поста, каникул и карантина.
Кроме классических настольных игр – шашек, нардов, «бродилок» и шахмат – отец Максим советует попробовать вместе с детьми и некоторые компьютерные игры – обще-развивающие, которые не наносят духовного вреда (при участии или с некоторым контролем родителей, потому как во всем – очевидно – необходимы мера и разумный подход).
По его мнению. это «Tickets to ride», «Каркасон», «That’s life», «Селестия», «Uno», а также «Alias» – игра, где нужно объяснять понятия и слова. Её можно скачать на телефон или планшет.
На своей страничке в соцсети отец Максим так объясняет свою симпатию к настольным играм:
«С подачи дочери в пост мы играем в «настолки».
Авва Дорофей говорил, что мы находимся как бы на радиусах окружности, в центре которой Бог. Приближаясь к центру, мы приближаемся друг к другу. И наоборот, становясь ближе друг к другу, мы становимся ближе к Богу.
Настольные игры очень сближают родителей и детей. Рекомендую. А как вы работаете на сплочение семьи?»
Валентина Киденко
Комментировать