О хлебе насущном мы молимся каждый день в молитве «Отче наш». Как научить ребёнка уважительно и бережливо относиться к тому, что появляется на его столе? И как мы сами относимся к хлебу, который не так легко нам даётся?
Для маленьких детей еда в прямом смысле слова спускается с неба. Её спускают откуда-то сверху и ставят перед ними мамины и бабушкины большие руки. Малышу трудно понять, что хлеб насущный добывается взрослым трудом многих людей и при этом даётся Богом.
И какой младенец не любит вымазаться творожком или раскрошить в кулачке хлебный мякиш и щедро угощать им каждого?
Но в ходе взросления простую истину необходимо объяснять. Когда ребенку два с половиной или три года, он уже в состоянии понимать, что его ежедневная трапеза – это ценность: Бог дал, фермеры собрали, мама приготовила, бабушка кормит.
Играть и бросаться едой в сверстников очень весело, но совершенно недопустимо. Нашим прабабушкам, которых в большинстве уже нет в живых – пережившим голод и войну – такое и не снилось.
Между тем, наши детки с пищей не церемонятся: дома и в детском саду, школе, кино, в гостях сорят и мусорят, безжалостно выкидывают. Век относительного пищевого благополучия накладывает свой отпечаток.
Но есть понимание ценности насущного хлеба гораздо более древнее, чем то, что пришло с войны. Это понимание христианское.
Стол, трапеза, хлеб, вино, вода и рыба – те сакральные символы, которые вплетены в евангельскую ткань. Именно они фигурируют в притчах, говоря нам через простоту быта о сложных духовных понятиях.
Христос, проповедуя Бога Живого, идет от простого к сложному.
«Богословие – потом. Сначала – хлеб…», – считает миссионер, православный писатель и блогер протоиерей Андрей Ткачёв, ведь начинать разговор о вере с детьми тоже надо с малого. Научим же ребёнка ценить и уважать пищу.
Слово священнику.
«Богословие – потом. Сначала – хлеб…»
«Давайте посмотрим на нашу пищу. Мысленно откроем наши холодильники. И кое-что поймем.
В Евангелии люди поели, остались объедки… Ничего не выбросили. Их собрали в короба и с собой унесли. Это нам с вами указание на то, что пищу выбрасывать нельзя. Пища – это дар Божий.
Нужно покупать примерно столько, сколько ты съешь. И новое покупать, пока старое не съел – грешно.
Современный человек, приезжающий в мегамаркет на машине, увозящий оттуда две-три тележки, горой наваленные, привозит всё это домой, выбрасывает недоеденное, загружает новое…
Сто процентов – через неделю треть недоеденного он снова выбросит и новое загрузит. Это – грех. Однозначный грех. Выливать борщи в унитаз – грешно. Хлеб выбрасывать в мусор – грешно.
Если у вас есть куры, свиньи, овцы, козы – ладно. У вас все это пойдет в хозяйство. Но мы ведь живем «на этажах». Или в домах безо всяких коз и кур.
Пожалуйста, не будьте Плюшкиными. Не давайте плесневеть еде в холодильнике. Будет голод, не дай Бог, это все припомните потом. Недоеденное, выброшенное, выплюнутое, недожёванное.
Надо относиться к еде, как к Божьему дару.И еще. Когда Господь благословлял хлеба, Он возвел очи на небо и только потом начал раздавать.
Перед едой и нам надо смотреть на небо. Нужно помолиться Богу, даже если в общепите кушаете.
Если в «Якиторию» какую-нибудь зашли, суши заказали, сначала посмотрите на небо. Вас никто не обязывает «Отче наш» в голос читать.
Но вы глазами перекрестите еду: «Боже, благослови!» И начинайте есть.
Надо перед едой смотреть на небо!
Один старенький батюшка приехал в город к своим духовным чадам, и они ему накрыли очень хороший стол. Он начал перед едой «Отче наш» читать, они ему говорят: «Батюшка, вы, наверное, из села приехали. У вас там перед едой все так молятся?»
Он говорит: «Нет. Коты, коровы и собаки так, без молитвы едят. Люди молятся. Остальные – нет».
Нельзя без молитвы есть – нужно смотреть на небо перед тем, как ты сел поесть.
Человек может «жрать», может «вкушать». Может «есть» – это-то среднее… Всякое бывает. Во Адаме. Во Христе. И по-бесовски.
Нужно – «вкушать». В крайнем случае – «есть». Иногда говорят, что это слово – лакейское какое-то. А мне нравится оно. Вкушать, вкусить, кушать. В нем нет ничего плохого.
Надо вкушать пищу с благодарением и обязательно перед едой смотреть на небо.
Есть еще такая история про двух монахов. Они жили друг от друга недалеко. И один из них выращивал бобы. Эти бобы как-то готовил себе, ел и не всё доедал. Выбрасывал.
А второй замечал это за ним и эти бобы подбирал. Подбирал недоеденное. Перебрал, переварил, добавил чесночка, специй каких-нибудь, пережарил и пригласил первого монаха к себе на трапезу.
И угостил его выброшенным им. Тот поел и говорит: «Какая хорошая еда!» А второй: «Это всё то, что ты выбрасываешь в течение недели. Неделю я подбираю, а в воскресение тебя угощаю тем, что ты выбрасываешь».
Тому стало стыдно, и он перестал выбрасывать еду.
Это очень важные вещи. Понимаете? Видишь, что человек бросил хлеб на пол и пошёл. Знайте, человеку придется поголодать. Придется поголодать! Нельзя относиться к еде абы как.
Сможешь – доешь. Не сможешь – птичкам покроши. Это не бензин для машины. Это – дар Божий. Дар Божий человеку.
Человеку трудно осатанеть, если он понимает элементарные вещи. Если он не плюет в колодец, не кладет ноги на стол, не смеется над калекой, делится тем, что он заработал, с нуждающимися и нищими, в воскресение ходит в храм, уважает старика.
Человеку трудно отпасть от Бога, потому что в него вложили важные, мощные вещи.
Мы сегодня в этой целлулоидной, в этой картонной, бетонной, пластмассовой, компьютерной цивилизации нуждаемся в том, чтобы нам в душу вложили важные простые вещи.
Богословие потом. Сначала – хлеб, вода, деревья, люди, птицы, дети. Вот это все нужно вложить в душу. Понять это все. «Кто любит природу, того Бог не оставит», – сказал равноапостольный Косьма Этолийский.
Берегите деревья – деревья вас спасут. Гонения будут – вас леса укроют. Голод будет – вас лес накормит. Берегите деревья – не ломайте ветки. Не топчите клумбы.
Берегите природу. Природа вас спасет. Как в той сказке, помните? Девочка бежит, а яблонька ее ветками укрыла, а печка ей пирожки дала. Вот так оно в жизни и бывает.
Если ты относишься к миру по-Божьему, то Бог через мир тебе поможет: там – согреет, там – спасёт, там – защитит, там – помилует, там – обогатит.
А иначе – ты будешь бесом, а бес – не благословен. Всё ломает, топчет, крушит, портит, всюду плюет. Оскверняет всё кругом – и ничего ему не мило, ничего ему не радостно.
С таким бесовским сердцем живут люди сегодня. Разве это хорошо?
Это очень простые вещи. Очень простые. Но очень важные. И мы сегодня нуждаемся в очень простых вещах…»
Комментировать