<span class=bg_bpub_book_author>Наталья Ярасова, прот. <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.org/otechnik/Dionisij_Svechnikov/' target='_blank' title='Дионисий Свечников, протоиерей'>Дионисий Свечников</a></span> <br>Как помогать воспитывать внуков?

Наталья Ярасова, прот. Дионисий Свечников
Как помогать воспитывать внуков?

Забота бабушек и дедушек о внуках и помощь своим детям в уходе за их детьми может проявляться в нескольких областях:

  1. Материальная и физическая помощь.
  2. Эмоциональная поддержка.
  3. Развитие и воспитание.
  4. Духовное воспитание

 

Материальная и физическая помощь

  • Предоставление жилья. Многие семьи с детьми не имеют своего дома и живут у родителей одного из супругов.
  • Финансовая поддержка. Бабушки и дедушки не только подкидывают деньги внукам на карманные расходы, но могут существенно помогать своим детям, выделяя им средства из своих сбережений на покупку необходимых вещей, на обучение внуков и т. д.
  • Помощь в уходе за детьми и облегчение родительских забот. Бабушки и дедушки могут мыть и пеленать детей, занимать их дома, гулять с ними, стирать и гладить белье, готовить еду, убираться в доме.
  • Сопровождение. Бабушки и дедушки часто берут на себя обязанность возить ребенка на дополнительные занятия, водить в садик или в школу и забирать его в конце дня домой.

В этой области важно соблюдать такие правила:

  1. Совместное жилье и финансовая помощь не должны сопровождаться нарушением психологических границ супружеской семьи.

В отношениях между взрослыми членами семьи неуместно руководствоваться поговоркой «Кто платит, тот и решает». В здоровых отношениях помощь кому-то не дает права решать, как ему жить. Родители – главные воспитатели ребенка, бабушки и дедушки – лишь помощники. Все ключевые решения о том, как растить своего ребенка, принимают мама с папой. Однако это не означает, что бабушка с дедушкой должны молчаливо наблюдать, если видят что-то, что категорически противоречит здравому смыслу и идет во вред ребенку. Но они не должны действовать через голову родителей, настойчиво или даже насильно тайком стремясь привить внукам то, против чего резко выступают их мама с папой. Задача старших родственников – вразумлять, переубеждать своих детей, и желательно не на глазах у внуков, особенно если разговор проблемный, конфликтный.

  1. Если бабушка и дедушка хотят как-то помочь, куда-то сводить ребенка, сделать что-то для родителей, самым правильным будет спросить у родителей, чем помочь, что купить, делать ли что-то, что кажется нужным, вести ли ребенка куда-то и так далее.

Эмоциональная поддержка

Любовь к внукам не должна затмевать любовь к детям. Многим бабушкам и дедушкам кажется, что они своих внуков любят больше, чем любили детей. Возможно, для кого-то это и в самом деле так, но психологи предполагают, что такое ощущение связано с иной ролью по отношению к ребенку. Бабушка и дедушка не отягощены обычно задачами содержателя-воспитателя-ментора. Они не обязаны круглосуточно отвечать за ребенка, следить за его поведением, контролировать и направлять его. Их любовь к внукам в разы беззаботнее, а общение с внуками дается легче, чем воспитание собственных детей, когда мамы и папы разрываются между работой, необходимостью где-то добыть достаточно денег, бытом и детьми, преодолевая сильнейшие стрессы, так что сил на проявление любви почти не остается. Своих детей надо растить и воспитывать, а внуков можно просто любить.

Бескорыстная любовь старших родственников – неоценимый ресурс, позволяющий внукам ощущать себя ценными, имеющими смысл. В психологии это состояние определяют через базисные ощущения значимости и безопасности. Это основы психологического благополучия.

Искренний интерес к тому, что волнует внуков, готовность их выслушивать, встать на их сторону при непонимании и конфликтах с родителями и другими людьми, — это и многое другое в отношениях с бабушкой и дедушкой дает ребенку неоценимую эмоциональную поддержку, защищая его от многих психологических проблем, увеличивая его способность противостоять различным жизненным стрессам, значительно снижая риск возникновения депрессии.

Отдельно стоит отметить эмоциональную поддержку, которую бабушки и дедушки могут оказать своим детям. Любовь, помощь, выслушивание нужны не только внукам, но и детям, даже когда они выросли. Специалисты отмечают, что при гармоничных отношениях мамы и папы со своими родителями прочнее их супружество, лучше семейная атмосфера в целом, а значит, и условия взросления внуков тоже гораздо более благоприятные. Исследования показывают, что в семьях с прочными здоровыми связями со старшими родственниками даже показатели детской смертности ниже.

Развитие и воспитание детей

Помощь в развитии детей бабушки и дедушки оказывают уже тем, что водят/возят детей в сады, школы, кружки и на различные развивающие мероприятия. Однако этим участие старших родственников в воспитании внуков не ограничивается.

Именно дедушки и бабушки считаются носителями не только семейных традиций, но и «культурного кода» – особого образа мыслей, характерного для определенного общества. Взаимодействуя с детьми: разговаривая, играя, читая, напевая колыбельные, рассказывая сказки, используя в речи поговорки и т. д., бабушки и дедушки передают весь этот багаж знаний и ценностей своим внукам. А еще старшие родственники отчасти принимают на себя роли воспитателей и учителей внуков, помогают им познавать мир, развивать способности и выстраивать свои поведение и личность в соответствии с определенными требованиями, некими идеальными образцами. Поэтому помощь в воспитании со стороны бабушки и дедушки подразумевает очевидные и часто очень простые действия:

  • Приучать к самообслуживанию и самодисциплине: организовать режимные «ритуалы» (укладывание спать, утренняя зарядка, завтрак), прививать привычку чистить зубы и убирать за собой игрушки, учить одеваться, завязывать шнурки, заплетать волосы, показывать, как держать столовые приборы, приучать вовремя делать уроки и складывать портфель и т. д.
  • Читать внукам книжки, рассказывать сказки.
  • Петь колыбельные.
  • Помогать делать уроки и предлагать решать дополнительные задачки – интересные ребусы, кроссворды, игры в города, виселицу, морской бой, крестики-нолики.
  • Вообще играть с детьми в разные, очень простые и более сложные развивающие игры. С малышами это может быть собирание домика из кубиков или просто катание мяча, со старшими – серьезные конструкторы и игровые стратегии.
  • Развивать интерес к искусству и эстетическое восприятие, вкус.
  • Учить детей полезным занятиям, передавать собственные умения: рукодельничать, мастерить что-то, готовить еду и делать мелкий ремонт.
  • Заниматься с внуками спортом.
  • Формировать правила поведения: настаивать на уважительном отношении к себе и к окружающим, устанавливать нормы взаимодействия в играх и повседневном общении и требовать соблюдения этих норм.

Духовное воспитание

Важную роль бабушки и дедушки играют в формировании духовного мировоззрения своих внуков. Под духовным мировоззрением обычно понимается религиозное самоопределение и развитие человека.

Нередко взрослые люди, вспоминая своих бабушек и дедушек, рассказывают о том, как те в детстве водили их в церковь, как бабушки утром и вечером, затеплив лампадку в красном углу, молились перед иконами, какой особой атмосферой был пропитано всё в доме в дни церковных праздников. Самые яркие воспоминания, как правило, связаны с пасхальными яствами – куличами, крашеными яйцами, творожными пасхами и т. д. А самые таинственные, в хорошем смысле волшебные, конечно, связаны с храмом – этом удивительном местом, где всегда пахнет ладаном, где много икон, которые так и хочется разглядывать часами, обходя по очереди каждую, где интересно рассматривать разноцветные огоньки в лампадках или считать свечки на подсвечниках. Эти яркие детские воспоминания наглядно демонстрируют нам, что роль бабушек и дедушек в духовном воспитании внуков очень важна. Ведь ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что видит вокруг. И если с самого детства ему верным способом были привиты вера и любовь к храму, то вероятность того, что он пронесет их через всю жизнь, очень велика.

Именно о правильности духовного воспитания и той помощи родителям детей, которую могут оказать бабушки и дедушки, хотелось бы сказать особо. В первую очередь старшие родственники могут показывать благой пример веры. Именно такие примеры, откладываясь в детской памяти, могут дать обильные всходы даже через многие годы.

Совсем не редкость, когда ребенок, вырастая до юношеского возраста, охладевает в вере, перестает ходить в храм, чем вызывает огорчение и родителей, и бабушек с дедушками. И как бы ни старались близкие, переходной возраст, не всегда добрые знакомства или ранее неведомые греховные пристрастия отводят повзрослевшего ребенка от Церкви. Но через годы, немало нагрешив, уже взрослый человек, вспоминая беззаботное детское время, воскрешает в памяти и бабушкину молитву у иконы в красном углу, и походы в храм, и радостное ощущение Пасхи с её крашеными яйцами и куличами. Для кого-то это становится толчком для обращения к Богу, возвращения к Нему.

Бабушки и дедушки немало могут потрудиться в приобщении ребенка к чтению Священного Писания и православной литературы. Как правило, дети неусидчивы и хотят побегать, попрыгать, поиграть, но именно старшие родственники бывают для них авторитетом, у которых всегда найдется и ласковое слово, и правильные аргументы, чтобы оставить игру и внять Слову Божьему. В помощь бабушкам и дедушкам красочные издания детской Библии и иные православные книги, адаптированные под разный возраст. И даже самоличный пример бабушек и дедушек, читающих Писание, может быть немало заразителен для внуков.

Конечно, бабушки и дедушки могут помочь родителям водить детей в храм. Совсем не редкость в наш стремительный век работающие почти без выходных или в воскресные дни родители. Порой родители так устают за рабочую неделю, что просто не могут проснуться в воскресенье утром для похода в храм. Сложно при таком ритме жизни объяснить ребенку заповедь Божью о шести рабочих и одном посвященном Богу днях. Трудно научить чадо ходить в храм каждое воскресенье, когда у родителей самих не всегда это получается. Тут на помощь придут бабушки и дедушки, которые нередко сами на пенсии и имеют больше свободного времени. Если при храме есть воскресная школа, и ребенок посещает её, то старшие родственники могут разгрузить родителей ребенка от необходимости ждать его, пока он будет на занятиях.

В целом бабушки и дедушки могут восполнять те или иные пробелы в духовном воспитании внуков, которые образуются в силу различных обстоятельств: из-за занятости родителей, их нерадения или даже нежелания давать должное духовное воспитание детям.

Хорошо, когда родители и дедушки с бабушками – люди воцерковленные и работают в одном направлении ради воцерковления детей и их правильного духовного воспитания. Но не всегда бывает так. К сожалению, в некоторых семьях бывают связанные с вопросами веры противостояния между родителями и бабушками-дедушками, а жертвами этих конфликтов невольно становятся дети.

Чаще всего проблемы возникают, когда представители одного поколения семьи верят в Бога и являются членами Церкви, а другие – нет. При этом если воцерковлены родители детей, а бабушки и дедушки далеки от Бога, то влияние родителей может пересилить мнение старших родственников. А вот если наоборот, если от церковной жизни отказываются родители внуков, то всё обычно сложнее.

Особенно остро встает проблема вопроса веры, если верующие бабушка с дедушкой хотят приобщить ребенка к Церкви, а родители категорически против. Часто конфликты возникают даже из-за несогласия по поводу необходимости крестить малыша.

Если ребенок сам тянется к Богу, а родители препятствуют его воцерковлению, будет правильным поддержать его, даже если для этого придется сопротивляться родительским требованиям.

А вот если в самом ребенке нет тяги к Церкви, если он не хочет слушать слова о Боге, а родители всячески укрепляют его атеистическую позицию, для старших родственников разумным будет не идти жестко наперекор своим детям. Лучше направить свое усердное внимание на собственную духовную жизнь и постараться стать достойным примером православного человека, вызывать желание жить так же. Многие люди рассказывают, что в момент духовного выбора для них очень важным было воспоминание о том, как молились их бабушка или дедушка. Благодаря такой памяти о своих предках эти люди вспоминали о Боге и приходили в Церковь.

Иногда бабушке или дедушке хочется настоять на своем, донести до детей свое понимание важности веры, вынудить их согласиться на приобщение ребенка к Церкви. Увы, но при всей необходимости внутрисемейного миссионерства, насильственное внедрение христианства в семье со стороны старших родственников обычно не приводит к желаемому результату. Если родители и бабушки-дедушки открыто или отчасти тайно соперничают из-за права духовно наставлять ребенка, это редко проходит без осложнений, и сопутствующие проблемы очень плохо влияют и на психику, и на мировоззрение ребенка.

Бывает, что бабушки и дедушки учат внуков носить крестик и посещать храм тайком от родителей. Но такое научение далеко не всегда приобщает ребенка к Церкви. Несомненно, между мнением родителей и Богом человек должен выбирать Бога. Но для этого у человека должна быть потребность быть с Богом. А порой под видом выбора веры даже вопреки воле мамы и папы скрывается лукавство. У ребенка, воспитанного категорически отрицающими Бога родителями, в большинстве случаев тоже нет ни веры, ни потребности искать путь к Богу, ни желания быть в Церкви Христовой. Такой ребенок может выполнить желание бабушки и дедушки, но обычно делает это по каким-то своим мотивам. Возможно, так он протестует против родителей, или показывает свою любовь к старшим родственникам, или же соглашается, будучи не в силах противостоять навязчивой бабушке. Когда ребенка без его особого желания прародители вынуждают следовать даже весьма правильным и полезным указаниям, он выбирает не Бога, а ропот и ложь, что вызывает серьезные психологические и духовные проблемы, постепенно уводящие его от Бога. У такого ребенка в сознании сталкиваются сопротивление родителям (по бабушкиному настоянию) и сопротивление бабушкиным требованиям (обычно из-за уважения к родительскому авторитету даже при внешнем послушании бабушке). Такое противоречие рано или поздно легко преобразуется в сопротивление Богу. Ребенок начинает отторгать всё, что связано с религией, и порой многие годы не в силах преодолеть это отторжение. И очень часто люди, отказавшиеся от Бога в подростковом возрасте, весьма эмоционально заявляют, что в детстве им навязывали веру, и как только они получили право выбирать, как им жить, они сбежали из Церкви.

Возможно, гораздо разумнее в таких сложных ситуациях довериться Богу, просить Его сделать так, чтобы и дети, и внуки сумели прийти к вере, а свое участие в решении этой проблемы сделать усердно молитвенным и продолжать трудиться над своей душой, оставив души близких воле Господа.

Иное дело, если все члены семьи считают себя христианами, но родители по жалости к детям позволяют им не поститься, не участвовать в богослужениях и Таинствах, попустительствуют греховным занятиям. Вот в таких случаях старшим родителям нужно использовать свой авторитет и авторитет Церкви, вразумляя младших, и при необходимости помочь им вернуться к делам богоугодным.

В своем стремлении помочь своим близким жить благочестиво, некоторые бабушки и дедушки забывают, что они не словами, а своим примером показывают внукам, как надо, как можно жить. Это касается всех сторон воспитания, но именно в отношении мировоззрения, связанного с рано или поздно приходящим ощущением свободы выбора собственных убеждений, важно показывать положительный пример, которому внуки захотят следовать.

Например, если старшие родственники – люди не верующие, далекие от Церкви, то они показывают внукам пример безбожной жизни. В таких семьях возможность выбора детьми веры в большей степени будет определяться взглядами их родителей и, позднее, их собственным жизненным опытом.

Если вроде бы верящие в Бога бабушка и дедушка ведут себя как оголтелые религиозные фанатики, сами неадекватно воспринимают православную веру и навязывают другим свое искаженное видение христианства, то очень мал шанс, что они заронят в ребенке желание быть таким, как они. И это, наверное, к лучшему.

А вот воцерковленные бабушка с дедушкой дают ребенку больший шанс спасения, если, конечно, сами они стараются жить благочестиво, искренне, без лицемерной, показушной набожности. Даже если их внуки не пойдут по пути православия сразу, то будет вероятность, что в сложный жизненный момент или в минуты осознания своей жажды Бога они устремятся к Чистому Источнику, не раз вспомнив добрым словом своих добрых, христолюбивых, разумных прародителей (как было со святым равноапостольным князем Владимиром).

Чего не стоит делать

Не оспаривать родительские требования в присутствии детей.

Не разрешать запрещенное родителями и не запрещать разрешенное ими (если родительские требования не несут опасности, не вредоносны).

Не поддерживать внуков, когда они неразумно идут наперекор родителям (можно поддержать внука, если он выбирает профессию не по вкусу родителей, так как это решение определяет его жизнь, оно в его ответственности; но не стоит одобрять его пренебрежение домашними обязанностями и попустительствовать упрямому непослушанию).

Не учить внуков лицемерию, не вынуждать их скрывать то, что происходит в доме бабушки и дедушки от родителей.

Не показывать внукам дурной пример: рассуждения о том, что надо делать не как я, а как правильно, не пересилят то, что дети видят в вашем поведении.

 

 

Комментировать