Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова.
***
«Привет тебе, милая любимая елочка!
Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов
и, залитая огоньками,
радуешь детские взоры,
как по древней легенде обрадовала
Божественные очи Святого Младенца».
К. Лукашевич, «Мое милое детство»
Уже с середины декабря в центре нашего поселка переливается разноцветными огнями новогодняя елка. На вечерней прогулке мой маленький сын сразу устремляется к ней и вздыхает: «асота» (красота – перевод авт.)… «Подожди, сын, — говорю я, — будет красота и у нас. Самая настоящая красота, Рождественская…»
В детстве я очень любила Новый год. Вернее, не сам Новый год, а его ожидание, любила время подготовки к празднику. Мне нравилось обсуждать с мамой новогоднее меню, подписывать открытки близким, получать особое удовольствие от украшения новогодней елки, мечтать о подарках и…. ждать чуда. И с экранов телевизоров, и в разговорах взрослых мы все время слышали эти слова «новогодние чудеса», «новогодний случай», «чудо на Новый год». И каждый год я всё ждала этого чуда. Если лет до шести-семи «чудом» оказывались подарки под елкой, которые доставлял Дед Мороз, влетая в форточку ночью на маленьком вертолете (папина версия), то в школьном возрасте, уже просвещённая, что никаких Дедов Морозов нет, я ждала других чудес, настоящих. А их не было. Утром первого января я всегда просыпалась с грустным настроением от того, что чуда в очередной раз не произошло. Да, в новогоднюю ночь люди желали друг другу здоровья, счастья, звонили, поздравляли, а утром просыпались – и никакого чуда, всё как и накануне – и со здоровьем, и со счастьем, а у некоторых еще и голова болит….
В юности я стала задумываться о том, что Новый год какой-то неправильный праздник. Вроде праздник, но непонятно, чему радоваться. Окружающие говорили, что смысл в том, что надо надеяться на лучшее, что следующий год будет лучше, чем предыдущий. Но сколько раз люди надеялись, а год оказывался еще хуже. Что такое Новый год? Почему он должен быть лучше? Может, мы вдруг станем добрее, милосерднее? Может, счастливыми, наконец, станем? Может, выздоровеем все одновременно? В последние годы люди с надеждой на счастье обратились к «восточным гороскопам», и почти каждый считает своим долгом определить, под знаком какого зверя будет происходить жизнь в следующем году, и что он нам, этот зверь, принесёт. Создана целая «звериная» индустрия. Смотришь на всё это, и хочется сказать: люди, люди, один и тот же зверь руководит нами каждый день, и мы ему добровольно поклоняемся. Этот зверь над нами похихикивает, а в каком он обличии — петуха ли, лошади, кабана – не так уж важно. Украшаем дома его плакатами, ставим на видные места разноцветные фигурки… и ждем, глупые, чуда…
С годами разочарование Новым годом всё росло. Новогодняя ночь превращалась в ночь разгула страстей, вседозволенности, вульгарности, пошлости. Новогодние корпоративы самыми настоящими «балами сатаны». А как еще можно назвать эти «чудесные» мероприятия, где чужие жены танцуют варьете перед чужими мужьями, а жены этих мужей во фривольных нарядах на других площадках разыгрывают в свою очередь двусмысленные «театральные сценки» с другими мужьями? А потом отрыв и разгул, суета и шабаш…
Я размышляла над этими вопросами, но каждый год снова и снова с середины декабря сама неизменно вступала в полосу предновогодней суеты, ждала праздника, надеялась на что-то … и неизменно разочаровывалась. Пока в моей жизни не произошло настоящее чудо — я стала верующей и обрела свою семью.
С приходом к вере я поняла, что жизнь свою надо менять, что та жизнь, которой живут все вокруг, вступает в полный разрез с жизнью христианской. Конечно, в начале любого пути пытаешься поменять внешнее, а потом начинает потихоньку меняться и внутреннее. Процесс этот долгий, но мелочей, мне кажется, нет ни в чем. К примеру, окончание рождественского поста приходится на самое развесёлое время новогодних каникул. Уже с конца декабря начинаются ёлки в школах, утренники в садиках, различные новогодние мероприятия, кругом только и разговоров, что впереди Новый год, кто и как его будет отмечать.
Я уже давно не ожидала чудес от Нового года. Самым главным чудом для меня стало Рождество Спасителя, чудесное Его рождение, которое умиляет, по-моему, любое доброе сердце… Мой старенький духовник, отец Евгений, Царство ему Небесное, однажды в конце декабря, оставшись после службы, разразился грозной проповедью по поводу того, что в домах людей уже светятся наряженные ёлки. « Что такое! – возмущался он искренне, — до Рождества еще две недели, а уже во всю всё мигает, переливается! Разве так можно?! Надо еще поститься, молиться, ждать до Сочельника и только потом ставить елку! В старые времена так и было. Помните историю о первой рождественской ёлке?», — прихожане из неофитов растерянно мотали головами. — «Эх, вы, — качал головой старик-священник, — в ту самую ночь, когда родился Христос и Дева Мария, спеленав, положила его в ясли, слетели с Неба два Ангела, чтобы взглянуть на Него и, увидев, как проста пещера, в которой Он родился, решили украсить ее. Один полетел на юг и набрал множество чудесных цветов: и роз, и магнолий, и азалий, и лотосов. А другой Ангел полетел на Север, там как раз была зима и все было под покровом снега. Только одна ёлочка стояла зелененькая. Ничего, — подумал Ангел, — что это деревце такое простенькое, пусть оно порадует младенца Христа. Украсили Ангелы пещеру Иисуса. Красиво и нарядно стало вокруг. В середине, в яслях, спал маленький Христос, и все любовались Им. Любовалась тихонько и маленькая ёлочка, но она очень грустила, что она так неказиста и не может украсить пещеру так же ярко, как эти чудесные цветы. Но вот проснулся Христос и потянул маленькие ручки к зелёной ёлочке и тут же спустилась с неба яркая звездочка и украсила вершину елки. А за нею сошли и другие, украсив остальные ветки. Ёлочка стояла счастливая, потому что в такой праздник никто не должен грустить. С тех пор и пошел обычай украшать каждый год на Рождество ёлки для маленьких детей. Вот и вы не спешите, дождитесь Сочельника и тогда украшайте», — закончил проповедь отец Евгений.
Я смотрела на этого 75-летнего старца и не знала, как реагировать на его призыв. Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова. Но потом стала размышлять: если мы наряжаем ёлку на Новый Год, то никакая она не рождественская, а новогодняя, а вот если ёлочку нарядить перед самым Рождеством, то совсем другое дело. Ёлочка будет рождественская, и праздник будет самый настоящий, рождественский!
Конечно, мои дети к этому «новшеству» были совсем не готовы. Старший, ему было около шести, даже поворчал немного: ждать ему еще лишних пять-шесть дней до украшения совсем не хотелось, тем более и у бабушек, и у дедушек елки стояли уже наряженные. Но, поворчав, он успокоился.
В тот год мы первый раз наряжали ёлку в Сочельник, как это всегда делали наши верующие предшественники. Это было очень здорово! Начнем с того, что за ёлкой мы с папой поехали в питомник, и оказалось, что там валялось много бесхозных и уже никому ненужных елок. Вокруг ни души, ни сторожа, ни охраны. Мы, немного подумав, рассудили, что раз они уже никому не нужны, то можно взять одну, выбрали самую пушистую и большую и принесли домой. С какой радостью, с долгожданной радостью наряжали дети ёлку в тот год! Мы оказались причастными к нашей старинной русской традиции, и от этого было как-то тепло и радостно на душе, и приближающийся праздник ощущался более ярко. Вот он настоящий праздник, вот скоро и настоящее чудо – Рождество Христово! – подумалось мне.
В рождественскую ночь, когда мы пришли со службы, мне долго не удавалось заснуть от радости. Я лежала и любовалась маленькими, мерцающими в темноте огоньками на нашей самой настоящей рождественской ёлке. Душа ликовала и пела: «Христос раждается, славите…» Душа в тот момент была счастливой, как у ребенка, и хотелось благодарить Бога за то, что Он так щедро дарит нам Себя и Свои чудесные дары. Утром дети тоже сказали, что это Рождество, когда мы впервые нарядили ёлку в Сочельник, было очень радостным…
Потом в литературе я, конечно, много читала об украшении ёлки именно перед Рождеством. Даже тогда, когда в советские годы Рождество было запрещено праздновать, верующие люди все равно его отмечали. Наталья Соколова, в своей книге «Под кровом Всевышнего», в которой описывается жизнь верующих в 30-60-х годах ХХ века, вспоминала: «Ёлочку нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала ёлочку в лесу, убирала её в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили её и с замиранием сердца всегда слушали её рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам ёлочку: «Ночь, луна, волки воют…»
Или вот еще одно воспоминание Натальи Соколовой уже о своих детях: «В школах уже все отпраздновали новогоднюю ёлку, но дома я ёлочку не ставила. Я говорила детям: «Сейчас последняя неделя Рождественского поста. Наш христианский праздник еще впереди. Будем же послушны уставам Православной Церкви, веселиться и праздновать Рождество Христово будем 7-го января. Накануне Сочельника и мы поставим ёлочку в доме. У нас запахнет смолою, хвоей, украсим деревце, почувствуем Праздник. А пока – гуляйте, клейте игрушки, украшайте дом и с нетерпением ждите праздника…»
С того самого года, когда мы услышали проповедь старенького, уже почившего, священника мы всегда наряжаем ёлочку перед Рождеством. Может, кто-то скажет, что это не так уж важно. Не буду с ним спорить. Но мне кажется, это то самое малое, что мы можем сделать в память о тех, кто рисковал, наряжал елочку и праздновал Рождество даже в безбожные годы. Когда мы украшаем ёлку на Рождество, мы радуемся рождающемуся Христу, вспоминаем всех верных Ему, и обязательно вспоминаем почившего батюшку Евгения, который с любовью служил Богу и людям, много наставлял нас в вере и учил, что ёлочку надо наряжать в Сочельник, перед самым Рождеством…
Юлия Ульянова (с)
Комментировать