Всегда ли христианин должен говорить правду? Нужна ли правда, если она причиняет боль ближнему? Кто такие изгнанные правды ради, о которых говорится в заповеди блаженства? Отвечает доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Хулап.
Беседа с протоиереем Владимиром Хулапом состоялась в эфире программы «Слово» православного телеканала «Союз» в продолжение цикла передач о Заповедях блаженства. Ведущая и гость программы обсуждают восьмую заповедь. Она звучит так: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
– Отец Владимир, о какой правде здесь идёт речь?
– Если мы посмотрим на греческий текст заповедей блаженства, то это слово означает не только правду, но и праведность.
Праведность как некий образ жизни, как та форма существования, которая является определяющей для христианина.
Если мы взглянем на все предшествующие Заповеди блаженства, то мы увидим, что они говорят о том, что должен делать человек.
А две последние заповеди уже указывают нам на то, что произойдёт с христианином, если он будет жить по вот этим особым Заповедям блаженства.
Правда или праведность как способ жизни всегда является некой точкой проверки, точкой выбора, когда человек действительно может увидеть, достиг ли он в своей жизни по-настоящему всего того, о чём речь шла в предшествующих заповедях блаженства.
Это некий тест – иногда очень больной, иногда очень жёсткий тест. Но вместе с тем это правда, прежде всего, о самом себе: кто я на самом деле.
Поскольку очень часто мы носим какую-то маску, личину, играем ту или иную роль в семье, на работе, в обществе, пытаемся каким-то образом самоутвердиться. Особенно это видно сейчас в интернете, когда человек выкладывает фотографию и пытается быть лучше, чем он есть на самом деле.
И вот когда мы сталкиваемся с какими-то проблемами, с неприятием, с отторжением со стороны окружающих – это вопрос о правде по отношению ко мне, к самому себе: кто я такой на самом деле, почему те или иные люди меня не принимают, не воспринимают, принимают не так, как я хотел бы этого.
Очень часто эта правда о самом себе является довольно-таки горькой. Мы можем считать, что мы замечательные и прекрасные люди, но вместе с тем окружающие воспринимают нас как самовлюбленных эгоистов, которые не замечают никого вокруг.
Правда – евангельская правда, евангельская праведность – это для христиан Христос. То есть это то богочеловеческое зеркало, в которое я могу посмотреть и увидеть, насколько я этой Правде Божией, которая пришла на землю в человеческом облике, в человеческом теле, соответствую.
И очень часто эта разница действительно будет очень большой, разительной, неприятной. Но, не осознав эту разницу, никоим образом нельзя сделать определённые шаги для того, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.
Правда, за которую нас гонят или не принимают, это не какая-то человеческая правда, это не моя правда, через которую я хочу самоутвердиться, иногда идя по головам других людей для достижения каких-то своих целей, а именно Христос.
И действительно, если мы посмотрим на любой день в нашей жизни, мы увидим, что мы постоянно оказываемся перед выбором – перед выбором поступить по правде, по голосу совести, по Евангелию, или поступить по каким-то другим нормам, которые нам предлагает окружающий мир, общество.
Они нередко нам говорят: да ничего страшного нет, если здесь ты немножко солжёшь, здесь чего-то не доскажешь, здесь можешь использовать какое-то слово или выражение, которое может быть двояко понято.
Если мы говорим о правде Божией, то мы должны понимать, что эта правда для мира очень часто неприятна, потому что мир живёт по другим законам, и миру неприятно видеть людей, которые плывут против течения.
Тех, которые своей жизнью – не обязательно даже словами, проповедями, а именно образом своего существования живут по каким-то другим законам, и тем самым обличают неправду мира своей жизнью. И тогда возникает, действительно, реакция неприятия, реакция отторжения.
Христос, говоря об этой заповеди блаженства, предлагая её нам, очень честен. Он говорит нам о том, что нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать выбор: с Богом ты или с миром.
Он очень честен и в отношении того, что говорит нам о проблемах. Он не говорит о том, что те, кто будут христианами, будут иметь жизнь благополучную, довольную, процветающую, здоровую. Он честно говорит, что настоящее христианство – всегда жертва.
Христианство – это всегда некое давление со стороны окружающих, и не только неверующего мира – но это давление может быть и в самой Церкви на человека, который искренне старается жить по правде Божией, искренне стремится жить по заповедям. Но вместе с тем Христос говорит и о том, что с таким человеком находится рядом Он Сам. Этот человек не один.
Это не просто какая-то правда с маленькой буквы, но это та правда, которая является живым воплощённым Словом Божьим. И поэтому Христос как бы берёт за руку того человека, который живёт по правде, и ведёт его через все вот эти проблемы житейского моря, через все эти шторма, бури, которые подстерегают нас на пути.
Это призыв, прежде всего, не бояться. Это призыв и указание на то, что самый сильный духовный рост происходит, когда мы сталкиваемся с проблемами, когда человек думает: а стал я христианином, или мне ещё до настоящего христианства очень-очень далеко?
– А всегда ли христианин должен говорить правду, ведь существует расхожее выражение «ложь во спасение»?
– Если мы посмотрим на выражение «ложь во спасение», то это видоизмененное славянское выражение из псалма «ложь конь во спасение» (Пс.32:17).
И в этом псалме речь идёт совершенно другом: о том, что конь ненадёжен для спасения во время битвы, во время каких-то проблем, преследований, и полагаться, уповать нужно на Бога. В нашем словоупотреблении изначальная славянская фраза приобрела совершенно другое значение.
Наверное, вывести какую-то общую формулу здесь очень и очень сложно. Конечно, в общем, правду говорить нужно, несмотря на то, что это может быть кому-то неприятно, кому-то это может быть даже больно. Но, наверно, нужно понимать, зачем мы эту правду говорим.
То есть очень легко сказать человеку, который ошибся, оступился: «ты не прав» какими-то грубыми словами, указать на его ошибки, в душе радуясь тому, что это не моя ошибка, что это не мой провал, не моё преступление, правонарушение.
И если этого павшего греховного человека рассматривать в качестве системы координат, то, конечно, такая правда будет способом возвышения меня самого. Она будет меня ослеплять, она будет чем-то, что на самом деле будет скрывать мои собственные внутренние проблемы.
Наверное, есть случаи, когда правда, сказанная даже в очень какой-то жёсткой форме, может заставить человека задуматься об изменении своей жизни.
Ну, например, если человек употребляет алкоголь много лет, и врач, понимая, что у него какие-то серьёзные проблемы со здоровьем, должен сказать правду.
Может быть, именно эта правда станет поворотной точкой в жизни этого человека, когда он поймёт, что весь предшествующий его образ жизни был неправильным, и он поймёт, что в жизни есть другие ценности и изменит свою жизнь кардинально, начнёт уделять время и себе, и семье, и близким, и не искать утешения в алкоголе.
Говоря о правде, нужно быть очень аккуратным в отношении с детьми, поскольку в младенческом и детском возрасте очень легко на всю жизнь посеять в душу мальчика или девочки семена неуверенности и сомнения в самом себе, понизить самооценку. И человек будет забитым, боящимся окружающего мира на протяжении всей жизни.
И, если мы говорим о правде, то, мне кажется, очень важно помнить, что в ней всегда две стороны. Одна сторона негативная: мы можем видеть в человеке весь его негатив, который не соответствует нашим каким-то представлениям, евангельским представлениям о высоте человека, и это будет правда.
Негатив – это только половина правды. Другая, мне кажется, наиболее важная половина правды заключается в том, что в каждом человеке есть образ Божий.
В каждом человеке есть та прекрасная искра вечной жизни, искра любви Божией, искра, которая передаётся от человека к человеку с момента творения мира и человека, которую не может угасить никакой грех.
Если мы сможем раскрыть вот эту правду для этого конкретного человека, то такая правда и станет источником его настоящего духовного роста. Если мы сможем показать человеку, сказать о нём правду вот в этом позитивном ключе – в том ключе, каким образом о человеке говорил Христос, то человек действительно изменится, изменится его жизнь.
Мы видим, что Христос нередко обращается к грешникам, к слабым людям именно таким образом. Больные, блудницы, мытари – это те, кто были предателями в глазах иудеев, и Он общается с ними по-дружески. Он говорит им правду для того, чтобы поднять из этого состояния падения.
Но вместе с тем Он говорит правду и по-другому. Например, Он приходит в Иерусалимский Храм – туда, где находится иудейское духовенство, где находятся фарисеи, приходит в синагоги и говорит правду очень жёстко, иногда делает бич из верёвок и выгоняет торгующих из храма, говоря о том, что «дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников».
И это тоже правда, но правда очень горькая, которую, может быть, как раз этим иудейским религиозным лидерам именно таким образом и нужно было сказать для того, чтобы они задумались: а насколько их жизнь, возвещение воли Божией, действительно соответствует тому, чего хочет от них и от других людей Бог.
– А почему изгнанным за правду принадлежит Царство Небесное?
– Человека изгоняют из царства мира сего, но изгоняют не просто в никуда, изгоняют не просто в какую-то кромешную тьму, но он переходит в Царство Христа. Он переходит в Царство Небесное как в особую систему координат, поскольку царство на библейском языке – это всегда нечто упорядоченное, это что-то, собранное из хаоса.
Действительно, царство-государство – это то общество, где анархия преобразована в какой-то порядок. О Царстве Небесном мы слышим в первой заповеди блаженства – в самом начале, когда мы слышим о нищих духом, и слышим уже в самом конце. Тогда оно было идеалом, тогда оно было тем, к чему человек должен был стремиться.
Делая выбор ради правды, человек уже принадлежит этому Царству. Человек уже находится в нём, и никакие внешние гонения, испытания, непринятие со стороны окружающих не могут лишить его этого Царства.
И поэтому, по сути, перед каждым стоит выбор: либо я буду царьком в моем личном царстве, которое я создал для себя; либо я буду действительно наслаждаться радостью и блаженством в Царстве Христа, Который и является истинным Царём.
Беседа состоялась в эфире программы «Слово» православного телеканала «Союз»
Соб. инф.
Комментировать