Вообще, в душе человека есть потребность образного мышления и внутреннего творчества. Эта потребность с детства должна развиваться естественным и здоровым путем — посредством невинных игр, чтения сказок и художественной литературы приобщения к искусству и творчеству, и если этого не происходит (что во многом является недостатком родительского воспитания), то впоследствии, в подростковом возрасте она может выродиться в многочасовые игры за компьютером, где вроде бы действует и образное мышление и кажутся задействованными творческие способности, а на самом деле присутствует профанация душевной и умственной жизни человека. Конечно, сам по себе компьютер оказывает немалую помощь. Но когда этот электронный помощник превращается в диктатора над человеческое личностью, то ниспровергается сам смысл существования как компьютера, так и его владельца. Ведь он создан для облегчения жизни, для высвобождения времени, а оказывается, что у целого ряда людей он более отнимает, нежели дает — не человек уже владеет компьютером, компьютер человеком. Что же делать?
Когда у человека появляется компьютерная зависимость, надо постараться найти ее причину. А причина находится внутри человека, к да в виртуальном мире он видит своего рода отдушину, возможность уйти от проблем. Окружающая реальность представляется неинтересной, серой и скучной, а в игре все исполнено азарта, захватывающего сюжета и стимула к победе. Компьютерный игрок начинает отождествлять искусственную игру со своим внутренним миром. Все главные переживания, надежды на успех и ощущение радости связываются с каждым новым уровнем игры и его героическим прохождением. Иными словами, человек живет виртуальным миром. А чтобы вернуться к реальности, душа должна пробудиться, увидеть красоту реальной жизни, найти интерес в живом общении с живыми людьми.
Вообще, на людей, особенно в раннем возрасте, больше действуют впечатления, нежели логические рассуждения. И если в реальном общении человек воспримет нечто более значимое, чем в искусственном мире компьютерных игр, то к последним он скоро потеряет интерес. Приведем простой пример: если юноша полюбил девушку, то вряд ли для него будут актуальными какие-то жалкие игрушки, ведь богатство личных живых переживаний несравненно выше всего искусственного. Если родители приучили детей созидать что-то доброе и прекрасное, так что детям представляется интересным творчество, рукоделие или, допустим, ухаживание за домашними животными, или участие в спортивных играх, если они получают добрые и яркие впечатления от паломничества и полезных экскурсий, от чтения лучшей литературы и многого-многого другого, то предпосылок для болезненного пристрастия к виртуальному миру будет куда как меньше. Так что надо постараться пробудить в пристрастившемся к компьютерным играм человеке интерес к реальной жизни, в ней находить пищу для творчества, для реализации внутренних дарований и ярких впечатлений. А единый рецепт для всех прописать нелегко. Во всяком случае, этот рецепт должен выразить слова святого апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).
Священник Валерий Духанин
Из кн. «Во что мы веруем». — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015
Комментировать