Игумен Нектарий (Морозов): «Поверхностно относиться ко всему гораздо проще»

Игумен Нектарий (Морозов): «Поверхностно относиться ко всему гораздо проще»

Мы постоянно упрекаем детей за то, что они скользят по поверхности. Учатся через силу, дома помогают спустя рукава, никаким делом их не заинтересовать. Но сами-то мы, собственно – как?

Эта статья будет интересна всем родителям – и начинающим, и опытным, и даже тем, кто еще находится в ожидании ребенка. Научиться воспитывать детей можно. Но для начала полезно заглянуть в свой внутренний мир и навести там порядок.

Как нам уйти от поверхностного мировосприятия и приобрести большую глубину веры, отношения к ближним, к детям?

В своём блоге об этом размышляет миссионер, проповедник, автор книг по воспитанию игумен Нектарий (Морозов).

Игумен Нектарий
Фото: pravmir.ru

О труде жить всерьез

«К сожалению, большая часть людей хочет поверхностно относиться не только к христианству как таковому, но и к жизни в целом.

Конечно, далеко не каждый человек, который этого хочет, может заявить об этом желании во всеуслышание (хотя немало и тех, кто заявляет). И не каждый может до конца в себе это желание осознать.

Но порою бывает достаточно посмотреть на то, как ты живешь, как оцениваешь те или иные свои поступки или события в своей жизни, чтобы из этого сделать заключение: да, ты относишься и к христианству, и к жизни в целом поверхностно.

И это поверхностное отношение ты сам для себя выбрал – как наиболее удобное, наименее травмирующее тебя, требующее менее всего и внешних, и внутренних усилий.

Жить поверхностно всегда гораздо проще. Когда кто-то сделал что-то плохое, проще всего его за это осудить и выкинуть из своей жизни.

Когда чьи-то дела и поступки пользуются всеобщей поддержкой, то проще всего пойти вслед за общественным мнением, прославлять этого человека и поддерживать его, не вглядываясь в обстоятельства его жизни, свидетельствующие о том, что на самом деле он – преступник.

И всё то доброе, что мы видим на поверхности, является всего-навсего ширмой, за которой он мог бы безнаказанно совершать свои злодеяния.

Это то, что касается отношения к окружающей нас жизни. Но то же самое справедливо и в отношении нас самих.

Если мы глубоко и основательно начинаем разбираться в причинах своих поступков и сказанных нами слов, то зачастую видим очень неприглядную картину того, что творится в нашей душе.

И, коль скоро мы это видим, то со всем этим надо что-то делать. А делать – не хочется, потому что это трудно и больно. Гораздо проще и к самим себе относиться поверхностно: должен христианин в этой ситуации поступить так (по той же пресловутой букве)?

Ну, вот я и поступаю! А если разобраться в ситуации, то может оказаться, что на самом деле христианская совесть требовала совершенно другого.
Ситуация может быть такого же рода, как с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8, 2‒11). Надо ли, по закону Моисееву, побить ее камнями? Да, надо. Так давайте побьем и забудем про нее, и разойдемся по домам!

А вместо этого Христос предлагает всмотреться в себя и, если окажется, что ты без греха – бросить камень, а если в тебе есть грех, то – уйти домой, положив камни там, где они лежали. Сделать это и трудно, и стыдно, и больно.

В этом евангельском эпизоде мы в большей степени концентрируемся на Христе Спасителе и на Его словах к этой женщине, которую, когда она осталась одна, Он спросил: «Никто не бросил в тебя камень?»

И мы забываем об обвинявших ее людях, которые положили камни и ушли по домам, но ушли – с какими чувствами?

Кто-то, возможно, с чувством раскаяния, а другие – с чувством страшной ненависти ко Христу, заставившему их таким образом показать, что они сами – грешники и недостойны кого-либо судить (а, может быть, и сами заслуживают суда и наказания за свои неправды).

Да, поверхностно относиться ко всему гораздо проще. И в человеке постоянно проявляется это стремление к поверхностности.

Положи камешек на какую-то тонкую грань – он практически сразу упадет в одну или в другую сторону. И по канату идти трудно – все время есть риск упасть, потеряв баланс.

Как тело невольно стремится к падению или камень соскальзывает с тонкой грани, точно так же и мы постоянно соскальзываем в поверхностность, потому что она – проще.

А то, что проще, воспринимается нами как естественное.

И выход тут только один: по-настоящему научиться любить труд, начать воспринимать его как естественную принадлежность нашей жизни.

Потому что с тех пор, как прозвучали эти слова – «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3, 19) – они сделались законом всей нашей жизни до Второго пришествия Христова, до конца этого видимого мира.

И мы должны это воспринимать как закон. В том числе – и в отношении к своей внутренней, христианской жизни.

Если мы не трудимся, если не вымокла наша одежда от пота, не оросилось им наше лицо, то значит, мы незаконно едим свой хлеб, и большой пользы он нам не принесет.

И наоборот: если есть этот труд, то, безусловно, будет и польза.

Когда появляется такое убеждение и такой навык, тогда мы находим в себе силы уйти и от поверхностности – в оценках, в суждениях, в отношении к жизни».

Интернет-канал игумена Нектария (Морозова)

Комментировать