Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются все проблемы и еще не заданные вопросы детей. Рисует ребенок так, как он видит и цвет, и форму предметов, и их отношения, а это и позволяет нам, взрослым, извлечь полезный урок. Научившись «читать» рисунки своего ребенка, мы сможем понять, где и когда допустили ошибку в его воспитании и можно ли ее исправить.
Рисуя — играем…
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка — не искусство, а его речь: он «говорит» о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока его речь — и устная и письменная -еще бедна и несовершенна. И эта роль рисунка сохраняется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выражения, а собственные рисунки не покажутся ребенку смешными и неуклюжими. Но от пяти до десяти лет — это «золотой век» детского рисунка, подготовка к которому начинается с двух лет. «Настоящий» же рисунок появляется года в четыре. В это время уже каждый рисунок можно рассматривать с точки зрения освоения ребенком основных графических факторов: пространства, линии, цвета.
Обычно рисунок занимает все пространство бумаги. Часто замыслам ребенка становится тесно на листе, и они выходят за его пределы на стол, стену, пол. Только со временем — лет в пять — научится ребенок придерживаться границ листа. Если же этого не произошло, полезно обратиться к рисованию с помощью метода разделения пространства на квадраты. Потренируйте ребенка в копировании рисунков. Самое главное в таком упражнении — обратить его внимание на пересекающиеся линии как на образце для копирования, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», которые должны помочь удержать изображение в определенном, указанном месте листа.
Считается, что до четырех лет ребенок может рисовать, как ему заблагорассудится: человеческие фигурки и предметы могут быть увеличенными или уменьшенными, дорисованными или недорисованными, расположенными в любом месте на листе бумаги — внимание маленького рисовальщика еще очень рассеянно и перескакивает с одного предмета на другой. Поэтому появляется множество незаконченных рисунков или таких, где одни каракули «налезают» на другие. Не огорчайтесь: рисовать для ребенка — значит говорить: сразу и обо всем.
Но вот ребенку исполняется четыре года, и его рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник. Помните, самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка, все остальное вращается вокруг него, и это может быть все, что угодно.
Иногда родители сетуют на такое несовершенство детских рисунков: на них представлено то, чего, по нашему взрослому разумению, просто не может быть. Типичный пример — эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно на изображении (пример — дом с предметами внутри). В этом нет ничего «ненормального», напротив, порадуйтесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скрываются за его непроницаемыми для взгляда стенами.
Рисуя — учимся…
Чаще всего в рисунке ребенок использует линию. Она появляется уже в «мараниях» двухлетнего художника, становясь со временем более совершенной основой настоящего рисунка.
Рисование — сложная работа для малыша: надо научиться передвигать карандаш в нужном направлении пока еще непослушными пальчиками под контролем глаз, тоже не до конца усвоивших важность своей роли — контролировать движения руки. И это помимо чисто «художественных» задач: «нарисовать кота Ваську, у которого пушистый хвост, острые когти и который бегает так быстро, как ракета, — не догонишь ни за что».
Рисование — очень серьезная работа: развивая руку, мы развиваем мозг. Загляните в любой учебник по психологии и убедитесь в их нерушимой нервно-психической связи. Поэтому помогите своему малышу освоиться с карандашами и фломастерами. Существует много хороших книг и альбомов для раскрашивания, в которых, проводя разнообразные линии, ребенок учится психомоторной координации.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, обратите внимание на то, какие линии составляют его рисунки. Степень нажима, умение провести линию под разным углом могут говорить и о развитии ручных навыков, и об эмоциональном самочувствии. Неровные прерывистые, спускающиеся линии подскажут внимательным родителям, что ребенка что-то беспокоит или вызывает неуверенность в себе. «Колючие, агрессивные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жесткое «управление» и т.д. Помните: особенности рисунков вашего ребенка — это повод задуматься над своей стратегией воспитания, а не стимул к директивному указанию «не смей проводить такую линию!». Нельзя воздействовать на результат — уже готовый рисунок — это своеобразный экран, отражающий мысли и переживания вашего ребенка.
Рисуя — чувствуем…
Отношение к цвету — объект многочисленных исследований психологов. Ограничимся некоторыми замечаниями, необходимыми для понимания того, что чувствует и думает ребенок, рисуя. Считают, что человек обладает врожденным чувством цвета. Одни предпочитают оттенки красного, другие — синего. Большую роль играют и условия жизни ребенка (сельская местность или город), и принадлежность к определенной культуре. Психологи установили, что каждый цвет несет в себе определенный символ: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все однозначно — в разных культурах один и тот же цвет имеет разное значение: в Китае, например, цвет траура и печали — белый, а лиловый цвет во многих странах является символом любви и счастья.
Вначале ребенок использует небольшой набор карандашей или красок — это основные цвета: красный, синий, зеленый. Причем каждый цвет, каждый оттенок — открытие, которое завораживает, новый цвет кажется самым красивым, самым привлекательным. Один трехлетний мальчик, открывший для себя оранжевый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей маленькой сестрички?» убежденно отвечал «оранжевые».
Постепенно выбор цвета при рисовании будет все более осознанным, подчиняясь задачам художественного изображения. Не стоит, однако, ждать, когда чувство цвета спонтанно разовьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы разноцветных карандашей, фломастеров, обращая его внимание на оттенки. Поощряйте желание ребенка экспериментировать с цветом. Дайте ему почувствовать разницу между красным и зеленым яблоком, между ласковым и бурным морем и т.д., но делайте это ненавязчиво, не директивно и наберитесь терпения, если богатство цветовой палитры появится не сразу. Если ребенок рисует синего кота, возможно, он просто развлекается, а не сочетает выбранный им цвет с рисуемым объектом, так как сочетаемость цвета с объектом его пока совсем не интересует. Если ребенок окрашивает человеческую фигурку красным, это может означать — в зависимости от обстоятельств — как агрессивность, страх, так и хорошее настроение, праздник. Строго установленных закономерностей здесь нет — их вам может заменить ваше знание своего ребенка.
Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков (или иллюстраций в книгах и журналах). Когда он раскрашивает рисунок, поинтересуйтесь, какой запах у этого предмета, горячий он или холодный, шероховатый или гладкий, с чем еще его можно сравнить? Или, наоборот, попросите ребенка нарисовать что-то блестящее, холодное, прозрачное. Пусть ребенок попробует передать все эти характеристики предмета с помощью своего рисунка, используя соответствующий цвет, линии, расположение на листе…. Отметьте для себя постоянные сочетания цвета и чувства вашего ребенка — вот вы и получили своеобразное пособие для уточнения переживаний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.
Во время занятий с ребенком не проявляйте излишней настойчивости, обучая тому, «как надо». Объясняйте так, чтобы ребенок больше спрашивал. Приходится иногда сожалеть, что современным мамам и папам частично известны некоторые психологические тайны — что-то рассказали знакомые, что-то прочитали сами, а в результате: «Почему ты рисуешь такие руки и зубы? Психолог сказал, что это нехорошо!».
Или известен случай, когда педагог, своеобразно понимая свои профессиональные задачи, запретил своему ученику использовать черную краску в акварелях, а мальчик, проведя фиолетовую линию, подписал под ней: черная!
От теории к практике
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура — один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. «Виноват» в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т.д. Уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, его улыбка — первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут рассказать рисунки, где изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит портреты членов семьи, которые, в лучшем случае, будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша, вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки 3-4-летних детей получили название «головоногов») к выделению и правильному прорисовыванию отдельных частей тела — рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок, уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека. Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.
А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделяет он в себе в тот или иной период жизни.
И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения. Девочки, как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не могут устоять перед искушением приукрасить образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми ребят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к таким деталям, как украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. Таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих на стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину, говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины «взрослых» художников. Представ в роли «заядлых реалистов», дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравятся задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного. Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мамы или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где-то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, ибо именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.
Как часто мы, не задумываясь, говорим: «кручусь, как белка», «устал, как собака», «тружусь, как пчелка». Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом «мама гуляет с сестренкой» или «я — у бабушки». Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье — появления в ней «новенького». Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущимися простотой и изяществом метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!
Автор: Ганошенко Наталья Ивановна, кандидат психологических наук
Источник: Журнал «Виноград»
Комментировать