Добрая традиция дней «Белого цветка» – широкой благотворительной акции – возникла в ХХ веке и прижилась на благодатной русской почве во многом благодаря интересу Царского Дома Романовых. В наши дни она возродилась и снова набирает популярность.
С заботой о ближнем
Праздник организуется социальными и общественными организациями, благотворительными фондами и, конечно, приходами Русской Православной Церкви и различными епархиальными структурами.
Каждый раз она проходит в начале июня и привлекает много заинтересованных участников – детей и взрослых. Всем миром наши соотечественники собирают средства на добрые дела – не остаются в стороне от социальных проблем и посильно помогают тем, кто в этом нуждается.
Воспитательная роль участия в таких событиях не нуждается в подробных комментариях. Дети, подростки и молодежь надолго запоминают яркий театрализованный праздник, где есть место и общению, играм, конкурсам, развлечениям, и благотворительности, христианской заботе о ближнем.
Православные психологи убеждены – вере, доброте и милости надо учить своим примером, так что жертвовать на благие дела родителям нужно вместе с детьми, с раннего возраста показывая им в этом пример.
Причем жертва может быть не обязательно денежной. Можно выступить на концерте в честь праздника перед больными или социально незащищенными детьми. Можно принести из дома свои поделки и рисунки. Предложить для праздника конкурс или игру.
Множество самых интересных, ярких и творческих инициатив этого дня хочется спокойно передать в руки детям, и тем самым увлечь их идеями благотворительности и помощи, развивая стремление отзываться на чужую беду и боль.
Опыт проведения подобных праздников по городам и епархиям нашей страны показывает – «Белый цветок» способен воспитывать в детях лучшие чувства, причем делать это легко, ненавязчиво и без лишней назидательности. Так что, если увидите приглашение на такую благотворительную ярмарку – идите смело всей семьей. И не пропустите!
А мы немного расскажем об истории «Белого цветка» в нашей стране.
Движение любви и веры
Мыслитель И.А. Ильин считал, что «…любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо…Без любви он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности.
Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою». Потребность в вере и благотворительности изначально заложена в русской душе.
Отвечая на эту духовную потребность, и появился праздник с романтическим названием «Белый цветок».
Впервые он был организован в Швеции, а вскоре обрел популярность в России. С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте.
Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний.
Портал «Православие. ру» сообщает, что праздник также «… называли «Днем ромашки» или «Туберкулезным днем», поскольку туберкулез был тогда одним из самых распространенных заболеваний.
Возможно, именно поэтому в 1910 году по указу Императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. И уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка», затем он прошел во многих городах страны.
Каждый пятачок дорог
Заглядывая в прошлое, можно убедиться: первый и последующий праздники Белого цветка в России были прекрасно организованы. Впрочем, чему удивляться? Во главе начинания стояла сама Царская Семья.
За ходом акции следили комитеты, которые возглавляли первые лица города. Заблаговременно организаторы развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны по районам города, а курсистки-слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института забирали букетики, укладывали цветы в нарядные бело-желтые корзины и ходили с ними по городу.
Особенно подчеркивали то, что для пользы дела ценен каждый пятачок. Цену за ромашковые букеты не запрашивали – каждый давал, сколько может, кто копейку, и кто рубль. Жертвователям, дававшим по пяти и более рублей, вручали памятный значок. Денежный ящик был опломбирован, пломбу снимали только при подсчете денег.
Сами члены Царской семьи не только наблюдали за событиями со стороны, но и практически в них участвовали.
Императрица Александра Федоровна настаивала, чтобы цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия продавали белую ромашку наравне с другими участниками.
Все, что выручалось в этот день, до копейки шло на дела милосердия. О том, сколько было собрано средств «Белым цветком» и на какие цели их потратили, горожане узнавали из газет.
Цветок в Ялте
Кстати, не только столица была центром торжеств, посвященных «Белому цветку». Праздник проходил и в Ялте – «всероссийском госпитале» для лечения больных туберкулезом.
Ялтинский «Белый цветок» также всякий раз был отмечен высоким посещением Царской Семьи, что объясняет тот факт, что проходил он особенно красочно и торжественно – так празднично встречали только императора, который вместе с венценосной супругой и детьми был активным организатором и участником праздника.
Как гласят документы и свидетельства очевидцев, весной 1912 и 1914 годов «Белый цветок» проходил в Ливадии – любимом имении Семьи.
«Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, – рассказывается в книге «Романовы и Крым».
Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое.
Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью «На борьбу с чахоткой»… Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого – от копеек до десятков рублей».
Как писали газеты тех лет и дней, ромашка «объединила скупой и расчетливый город, создала весеннюю сказку любви к больному человеку».
С соизволения императрицы Александры Федоровны белую ромашку снова продавали цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Эти мирные и трогательные дореволюционные события оставили след не только в памяти очевидцев и на страницах газет – они остались и на семейных фото.
«День цветка» очень быстро полюбился в народе, и участие Царской Семьи очень тому способствовало, что подтверждает факт – миф о всенародной ненависти к Императору Николаю Второму и его близким – это действительно миф, который во многом создавался искусственно.
Простые русские люди любили «царя-батюшку», откликались на дела, которые он возглавил, и на нужды милосердия с большой благодарностью, охотно жертвовали копеечку – всякий сколько мог.
Благодаря такой всенародной поддержке «Белый цветок» стали проводить ежегодно не реже четырех раз. Каждому дню соответствовал свой цветок. Он же становился символом какой-то одной социальной проблемы.
Колоски ржи были символами голодающих крестьян, которым оказывали помощь. Ромашки олицетворяли день борьбы с чахоткой. Розовые бумажные розаны символизировали помощь сиротам.
И снова расцвел
Вплоть до 1917 года праздник ежегодно проходил в Ялте, и понятно, что после революции эта добрая традиция пресеклась. На долгие тревожные годы «Белый цветок» оказался забыт.
Много лет спустя он снова расцвел, и снова это произошло на побережье Черного моря, в России. Праздник возродился в 2005 году Крестовоздвиженским приходом по инициативе сестричества имени святой страстотерпицы царицы Александры Феодоровны, которое адресно помогает больным.
В Москве праздник возобновился ровно через 100 лет после первого «Дня цветка», то есть в 2012 году – в Марфо-Мариинской обители тогда собралось несколько тысяч москвичей и гостей города, а также представители организаций, которые помогли ярмарочным товаром.
Участники покупали поделки, книги, сувениры, одежду, сладости и выпечку, и этим жертвовали на создание детского хосписа. Начинание показало свою состоятельность – за один день собрали почти два миллиона рублей.
…На ярмарке в монастыре всякий раз много книг, фотоальбомов и фильмов, посвященных великой княгине Елисавете Феодоровне, создательнице и настоятельнице Марфо-Мариинской обители. И, как гласит семейная история Романовых, именно она была одной из тех, кто первым поддержал идею «Белого цветка» в России.
Валентина Киденко по материалам СМИ
Современные фото автора
Комментировать