Священномученик Плато́н (Кульбуш), Ревельский, епископ
Дни памяти
Житие
Священномученик Платон родился 13 июля 1869 года в мызе Подис Перновского уезда Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 году Павел окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м — Рижскую Духовную семинарию; как лучший воспитанник, он был послан для продолжения образования в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия.
Учась в академии, Павел Петрович вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и стал вести активную миссионерскую работу среди проживавших в Санкт-Петербурге эстонцев.
5 декабря 1894 года Павел Петрович был рукоположен во священника, а 31 декабря того же года указом Святейшего Синода в Санкт-Петербурге был учрежден эстонский приход, и первым его настоятелем стал отец Павел; впоследствии он был назначен благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне[1].
Отец Павел писал в то время о своей деятельности: «Если оглянуться на то, что имеют православные эстонцы в Петербурге теперь, то только самая упорная энергия, самая беззаветная надежда на будущее могут побудить не слагать оружия, потому что теперь приход не имеет буквально ничего. Не говорим о храме, о школе — нет ни облачения, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы — самых необходимых вещей для каждого пастыря, не говорим о сосудах, утвари и прочем. На Рождество для славления епитрахилью пришлось позаимствоваться в соборе, крестом у знакомого... для крестин нужно каждый раз выпрашивать все необходимое. И так без конца»[2].
Став во главе прихода, отец Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым, кто откликнулся на просьбу молодого пастыря, был протоиерей Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на постройку церкви 300 рублей и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма»[3].
Одной из существенных проблем для эстонских семей, приезжавших на заработки и зачастую остававшихся навсегда в Санкт-Петербурге, становилось обучение детей. 21 октября 1896 года стараниями отца Павла в столице была открыта первая эстонская церковноприходская школа. В «Санкт-Петербургском духовном вестнике» писали об этом: «...Нужда в открытии ее выяснилась уже давно. Православным эстонцам негде было обучать своих детей, не понимающих иного языка, кроме эстонского. Кроме того, забытость их имела своим следствием то, что самое православие среди них стало падать, и если старшие поколения, некогда обучавшиеся Закону Божию до выселения, помнили нечто из усвоенного ими в детстве, то молодое поколение в силу необходимости возрастало вне руководительного воздействия Святой Церкви... Учеников, желающих поступить в школу, набралось больше, чем можно было бы на первых порах принять. При этом многие из них изъявляют желание жить в школе... На содержание их средств нет. Потом, это все дети бедных родителей, которым и думать страшно содержать дитя вне семьи. Единственный выход — обратиться к помощи добрых людей, не помогут ли они чем-нибудь для содержания школьников: денежная помощь и жертвы хозяйственными припасами являлись бы в данном случае одинаково ценными и желательными...»[4]. Товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер «в блестящей пространной речи наметил характер и задачи деятельности новой школы. Оставляя эстонцев эстонцами, школа должна приобщить их через изучение русского языка, русской земли и жизни, через укрепление в православной вере, этом оплоте нашего царства, к единому государственному организму. Цель церковной школы не только сообщить полезные знания, но — особенно — воспитать, приготовить из детей деятельных исполнителей заповедей Божиих, дать верных слуг царю, полезных работников обществу. Искреннее желание добра училищу сводится к осуществлению в нем именно указанных начал»[5].
29 ноября 1898 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие эстонского Братства во имя священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского. Председателем собрания был единогласно избран епископ Вениамин (Казанский). Председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерей Философ Орнатский обратился со вступительным словом к присутствующим эстонцам, в котором выразил радость по поводу начинаний православных эстонцев в Санкт-Петербурге. Вслед за этим отец Павел Кульбуш прочел доклад об истории народов Прибалтики, о тяжелом их положении во время немецкого господства и об их современном положении.
«...В настоящее время, — сказал он, — в религиозном отношении население края представляет собою пеструю картину смешения православных с лютеранами. К сожалению, число лютеран в несколько раз превосходит число православных, и положение последних вообще гораздо хуже положения лютеран. Приходы лютеранские старее, богаче, благоустроеннее; лютеране сами тоже зажиточнее, образованнее. Православные же в общем значительно беднее их, так как и в православие-то переходили преимущественно бедные. Внутренняя самопомощь православных поэтому очень слаба, и они постоянно нуждаются в поддержке извне.
Общий недостаток в земле привел к массовым выселениям эстонцев из Прибалтийского края как в соседние губернии — Петербургскую, Псковскую, Витебскую, так и дальние края — на Кавказ, в Ставропольскую губернию, Таврическую и даже в Сибирь. Каково же положение этих инородцев в рассеянии? В общем очень печальное. Живя отдельными группами, связанные узами крови и языка, одинаково не зная русского языка, эстонцы православные и лютеране живут обыкновенно тесным кружком. И так как лютеран в таких колониях всегда подавляющее большинство, то и дух там держится лютеранский. Для довершения этой картины нужно прибавить, что пасторы, обыкновенно знающие много языков, и, между прочим, также инородческие, приобретают в названных колониях огромное влияние не только на лютеран, но и на православных. Колонии выселенцев живут поэтому очень обособленно, так что и сами русские люди отказываются верить, чтобы в них можно было найти православных людей...
Не зная обыкновенно ни русского языка, ни столицы, выселяющиеся в Петербург эстонцы идут в кирху как на маяк. Тут и укажут, что делать, тут и место приищут, благо есть в Петербурге на заводах немало эстонцев мастеров и указчиков, ручающихся за земляков и столковывающихся с ними на своем языке, так что с русским людом такие рабочие почти не имеют дела. Этим только можно объяснить себе тот удивительный факт, что живет эстонец в Петербурге с десяток лет, но по-русски не говорит или же коверкает русскую речь до невозможности...»[6]
В отчете Братства в обоснование его создания и деятельности писалось: «Переселенцы-эстонцы, отрезанные от православных русских незнанием языка, часто уклоняются в лютеранство. Для возврата отпадших, для утверждения эстонцев в православной вере нужны и особые усилия, и особые средства. Древние ревнители православия в противовес католической пропаганде основывали религиозные братства. Думается, что и в настоящем случае Братство лучше всего могло бы собрать в одном святом содружестве слабых и сильных, стойких и немощных, дабы поддержать, укрепить, оживить и воодушевить одних и дать возможность принести плод своей веры другим.
Есть и внешние нужды... Первая из них — устройство своего храма. Возможно ли привлекать эстонцев к православию, не имея своих помещений и своей церкви? Вторая — помощь материальная существующей школе. Необходимо устроить при ней общежитие, организовать помощь беднейшим детям прихода. Третья — оказание помощи для бедных эстонцев, нередко попадающих в Петербурге в безвыходное положение. Заболел или умер кормилец семьи — откуда семье взять средства на лечение, на проживание? Приехал эстонец в столицу на заработки. Незнание языка и новые условия жизни нередко надолго выбрасывают его за борт жизни. Где найти поддержку?»[7]
«Необходимость открытия в Петербурге особого для православных эстонцев религиозно-просветительного и благотворительного братства обусловливалась печальным положением их в столице. Не зная русского языка или понимая его очень мало, прибывающие в столицу православные эстонцы в удовлетворении своих религиозных нужд до последнего времени чувствовали крайнее стеснение. В родном Прибалтийском крае они имеют богослужение и проповедь на понятном родном языке; изучение русского языка, на которое только сравнительно недавно обращено серьезное внимание, не привело еще к значительным успехам, тем более что в домашнем быту эстонцы доселе говорят по-эстонски. Особенно затруднительно для них сознательное участие в нашем богослужении, потому что совершается оно по-славянски, так что нередко даже понимание обыденной разговорной речи оказывается здесь бесполезным. Ввиду этого трудно винить прибывающих в Петербург православных эстов за то, что сплошь и рядом они не присоединялись к близлежащим столичным приходам и церквям, а или оставались вне попечения церкви, или даже уклонялись в сторону лютеранской эстонской кирхи, где понятная проповедь и служба, где приход старый и уже благоустроенный...»[8]
«Эстонец, даже родившийся православным, резко отличается обыкновенно во внешнем поведении от человека православно-русского. У него нет того, что называется “обликом” православного человека, православие еще не вошло в его плоть и кровь, — он с ним еще не сжился. Зависит это, с одной стороны, от того, что лютеранство за столетия пустило в эстонцах слишком глубокие корни и от духа его освободиться им нелегко; с другой стороны — и первые движения в пользу православия в Прибалтийском крае насчитывают только полвека. Поэтому при неблагоприятных условиях, — при непонятном богослужении, при совместной жизни с лютеранами, относительный процент которых больше, — в православном эстонце легко оживают и снова выступают замершие было начала лютеранства...»[9]
Выполняя обязанности пастыря эстонских приходов, отец Павел не только проповедовал в храме, но неизменно участвовал в чтениях, которые устраивались Обществом религиозно-нравственного просвещения. Он рассказывал о таинствах Православной Церкви, ее истории, о наиболее известных отцах Церкви, Вселенских Соборах, о неправоте католического учения, обличал католическое учение о главенстве папы, рассказывал об образовании лютеранства, о неправоте протестантских суждений о Церкви, об англиканстве, о Евангелии и Посланиях апостолов, о просветителях славянства, об истории Русской Православной Церкви и русском расколе и появлении в расколе разных толков. За несколько лет в своих беседах он прочел курс лекций по истории Православной Церкви, о ее учении и таинствах.
В 1901 году Санкт-Петербургская городская Дума безвозмездно передала эстонскому приходу участок земли в городе под постройку эстонского православного храма и школы. Отец Павел обратился в Святейший Синод с просьбой об организации проведения всероссийских пожертвований на постройку эстонского храма в Петербурге. 24 и 25 декабря 1902 года были объявлены во всех приходах Российской империи днями сбора средств на возведение в Петербурге храма для православных эстонцев и школы при нем. 24 августа 1903 года состоялась закладка храма, а 21 декабря того же года был торжественно освящен временный храм.
В освящении участвовал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который сказал: «Сегодня Господь сподобил нас вместе с православными эстонскими братьями присутствовать при архиерейском освящении первого временного православного эстонского храма в столице. Освящение как настоящего храма рукотворенного, так и нас всех, храмов нерукотворенных, проистекает от единого всеосвящающего Источника Бога и Сына Его Единородного Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого...
Этот храм сооружен и освящен для совершения в нем богослужения и таинств в душевную и телесную пользу эстонского народа, но он не чужд и для русских православных людей, здесь живущих, потому что все службы и таинства будут совершаться в нем по обрядам и книгам Православной Церкви не только по-эстонски, но и по-русски и в нем могут молиться дружно, в одном духе, и эстонцы и русские. Таким образом единая вера православная, единая Церковь, одинаковое богослужение и таинства будут соединять людей двух народностей в одно духовное тело, в один дух, по слову Писания: Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф.4:4-6). Слава Церкви Божией, собирающей расточенных чад Божиих воедино! О том и молился Господь Отцу Своему Небесному, чтобы все люди были едино: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17:21). Господь пришел на землю для того, чтобы составить из всех народов единую Церковь. Таким образом составляют едино Тело церковное и русский народ, и сплины, или греки, сербы, болгары, молдо-влахи, грузины, арабы, православные эстонцы, японцы, китайцы...»[10]
В 1917 году отец Павел, возведенный к тому времени за ревностную церковную деятельность в сан протоиерея, был избран членом исполнительного комитета по созыву епархиального собрания для избрания архиерея на Петроградскую кафедру; исполнительный комитет был призван выработать порядок избрания архиерея. В результате выборов Петроградскую кафедру возглавил владыка Вениамин (Казанский).
Летом 1917 года в городе Юрьеве состоялось собрание духовенства и мирян Рижской епархии, на котором были избраны делегаты на Всероссийский Поместный Собор. Представители эстонских приходов на этом собрании внесли предложение: образовать в Рижской епархии Ревельское викариатство, в состав которого должны войти все эстонские приходы. Собрание выдвинуло протоиерея Павла Кульбуша как наиболее достойного кандидата на эту архиерейскую кафедру.
В декабре 1917 года Священный Синод постановил возвести протоиерея Павла в сан епископа Ревельского по предварительном пострижении его в монашество. 24 декабря отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали его во епископа Ревельского. Хиротония была совершена в Александро-Невском соборе города Ревеля. Сразу же после хиротонии епископ Платон отправился в Москву для представления Патриарху Тихону.
Ввиду чрезвычайных обстоятельств, заключавшихся в стремительном продвижении германских войск в глубь Прибалтики, Патриарх поручил епископу Платону ведение всех приходов Рижской епархии, и владыка немедленно отправился к месту своего служения. Многие правительственные и церковные учреждения, в связи с военными действиями и наступлением германцев, еще в самом начале войны были перенесены в Юрьев, и потому владыка обосновался здесь.
Деятельность епископа Платона в этот период так описывалась его современниками и жизнеописателями: «Деятельность преосвященного Платона в Прибалтийском крае совпала с занятием всей территории Эстляндии германцами. Везде были введены германские законы и порядок управления. Жизнь Православной Церкви в крае была также поставлена в зависимость от германского управления. Положение ее было исключительное. Она была взята под особый бдительный надзор. И преосвященному Платону, как главе местной Церкви, пришлось быть на страже православно-церковных интересов и также проявить особенную бдительность и осторожность в своих действиях и распоряжениях, в которых он всегда старался стоять на почве закона, руководясь законами церковными, международными конвенциями, гражданскими законами Российской империи. Пользуясь этим, так сказать, юридическим аппаратом, преосвященный Платон иногда достигал благоприятных для Церкви результатов. Но иногда отношения с германскими властями у него обострялись. Так, в одном письме он пишет: “С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там — что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное”.
Несмотря на противодействие оккупационных властей, епископ Платон в мае 1918 года посетил Ригу, где в течение одиннадцати дней ежедневно совершал богослужения в различных церквях, ободрял угнетенный дух пасомых, устраивал пастырские собрания, при всех храмах учредил приходские советы.
Из Риги владыка Платон предполагал совершить объезд ряда латышских приходов, но оккупационные власти не разрешили ему этого, а впоследствии и вообще запретили пользоваться железнодорожным транспортом. Тогда он в сопровождении трех человек частью на лошадях, частью пешком посетил до сорока приходов, где его проникновенные богослужения и проповеди поддерживали верующих»[11].
В ноябре 1918 года, в то время когда епископ собирался выехать в Ригу, он заболел гриппом; болезнь осложнилась крупозным воспалением легких, и он вынужден был остаться в Юрьеве, к которому стремительно приближались войска Красной армии. 21 декабря 1918 года эстонские части Красной армии вошли в Юрьев. 2 января 1919 года большевики арестовали епископа Платона. Тогда же были арестованы протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве и еще пятнадцать человек, известные в городе как видные религиозные и общественные деятели. Все они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка, который большевики использовали в качестве тюрьмы.
Современники так описали последние дни и мученическую кончину епископа и священников. «Во время заключения владыка Платон утешал и ободрял всех других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие, особенно часто — 24-ю главу от Матфея...
В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: “Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа”»[12].
В это время состоялась высадка войск Антанты на Балтийское побережье и началась организация эстонских войск, противостоящих большевикам. 13 января эти войска приблизились к Юрьеву.
«Наступил вечер, канун нового года по старому стилю. Епископ Платон, находясь в заключении, собрал своих близких на молитву, прочел тропари: “Благодарни суще...” и новогодний “Всея твари Содетелю...”, приветствовал всех с наступившим новолетием, сказав, что нужно благодарить Господа, подобно Златоустому, за все — и за то, что мы живы! Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал. В эту ночь заключенным пришлось очень мало спать, так как около полуночи стали отчетливо слышаться звуки приближающейся канонады... С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Преосвященный заповедал, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую благодарность всем так усердно посещавшим узников за внимание, за сильное желание облегчить страдания. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним... Красноармеец до того торопил епископа, что даже близкие к нему духовные лица не могли принять его последнее святительское благословение, и только на ходу он сказал всем заключенным: “До свидания, братие!”»[13].
«Через несколько минут мы услышали звуки выстрелов, которые, казалось, исходили откуда-то из-под нашей камеры. Снова через несколько минут тот же комиссар вернулся и выкликнул имена двух православных священников, которые ушли с ним, и опять мы услышали те же звуки…»[14] Это были протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве.
В этот же день эстонские войска вошли в город, а большевики бежали. Осмотр подвала, где производились казни и где лежали казненные, позволил в точности восстановить всю картину мучений епископа и священников. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз. Протоиерей Николай был убит пулей, а все лицо его было изуродовано; протоиерей Михаил был убит разрывной пулей в затылок, отчего лица его нельзя было узнать.
Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве были погребены в Успенском соборе города Юрьева, а тело первого эстонского епископа — в Спасо-Преображенском соборе в городе Ревеле.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 4-16
Примечания
[1] Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 3. С. 15.
[2] Там же. № 5. С. 108.
[3] Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 92.
[4] Санкт-Петербургский духовный вестник. 1896. № 43. С. 850-851.
[5] Там же. С. 851.
[6] Священник Владислав Кумыш. Жизнеописание священномученика Платона, епископа Ревельского (1869-1919). СПб, 1999. С. 49-50.
[7] Иеромонах Нестор (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 95.
[8] Санкт-Петербургский духовный вестник. 1900. № 9. С. 116.
[9] Там же. № 10. С. 132.
Более подробные сведения о деятельности Санкт-Петербургского православного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского и священника Павла Кульбуша см. Санкт-Петербургский духовный вестник. 1895. № 18. С. 402-403; № 19. С. 418-423; № 37. С. 867; № 38. С. 886-887; № 50. С. 116. 1896. № 3. С. 46-47; № 10. С. 186-187; № 12-13. С. 53, 237; № 38. С. 745-746. 1897. № 7. С. 135-136; № 44. С. 879. 1899. № 3. С. 31; № 6. С. 67; № 18. С. 205-206; № 46. С. 542; № 47. С. 554. 1900. № 2. С. 22-23; № 13. С. 170-171; № 16. С. 199-200; № 17. С. 211-212; № 38. С. 461; № 43. С. 543; № 50. С. 625; № 51-52. С. 639.
[10] Священник Владислав Кумыш. Жизнеописание священномученика Платона, епископа Ревельского (1869-1919). СПб., 1999. С. 59-60.
[11] Их страданиями очистится Русь. М., 1996. А. Парменов. С. 87-88.
[12] Там же. С. 90.
[13] Памяти новых мучеников за веру, пострадавших в Юрьеве 14 января 1919 г. Юрьев, б.г. С. 5-6.
[14] Их страданиями очистится Русь. М., 1996. А. Парменов. С. 90.
Источник: fond.ru
Жития и книги в библиотеке
- Платон (Кзельбут или Кульбуш Павел), еп. Таллинский (Ревельский) митр. Мануил (Лемешевский)
- Память священномучеников Платона (Кульбуша), епископа Ревельского, и с ним, Михаила Блейве и Николая Бежаницкого, пресвитеров иером. Макарий Симонопетрский
Богослужения
Последование службы новосвященномученику Платону, епископу Ревельскому
Бденную службу священномученику Платону составил игумен Нестор (Кумыш)
На велицей вечерне
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4-й:
Истинную веру соблюл еси, и за Церковь Христову от безбожников смерть вкусил еси, ярости и злобе их предан был еси, зверонравие их утолил еси, но не отступил еси от Господа своего, священномучениче Платоне, молися за ны Христу Богу нашему, во еже и нам веру православную соблюсти неврежденно.
Горькия желчи страданий вкусил еси, ныне на небесех вечно радуешися, показал еси нам путь ко спасению, яко не блуждати нам широкими стезями плотоугодия, но шествовати скорбным путем к Царству Небесному.
Крест Христов житием своим прославил еси, святителю славный Платоне, не убоялся еси хулителей и гонителей истины Божия, паству свою не оставил еси, не устрашившись велений безбожных, на смерть свою яко на пасху Господню шествовал еси, и нас утверди в любви Божией твоими к Богу молитвами.
Слава, глас 8:
О священномучениче Платоне! Промыслом Божиим во град Юрьев приведенный, и в темнице заключенный, посреде узников чистотою жития и веры сиявший, в подземелии убиенный, ныне на небесех царствующий, поминай стадо твое в терпении и лишениих сущее, во еже и нам Троицу Святую житием и верою прославити.
И ныне, Богородичен догматик.
Прокимен дне и чтения мученическая 3.
Пророчества Исаиина чтение.
Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них, кто возвестит сия в них? Или яже от начала, кто слышана сотворит вам? Да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок, егоже избрах, да познаете, и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь; прежде Мене не бысть ин бог и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене, спасаяй. Аз возвестих и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог. И еще от начала Аз есмь, и несть отъ рук Моих избавляяй; сотворю, и кто отвратит то? Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас святый Израилев.
Премудрости Соломоновы чтение.
Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение; они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное, прият я. И во время посещения их воссияют и, яко искры по стеблию, потекут: судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеютъ истину и вернии в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его.
Премудрости Соломоновы чтение.
Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни, зане десницею покрыетъ я и мышцею защититъ ихъ. Прииметъ всеоружие рвение свое и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды и возложит шлем суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины и, яко от благокругла лука облаков, на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская, реки же потопят я нагло. Сопротив станет им Дух силы и, яко вихор, развеет их. И опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте, навыкните, судии концев земли. Внушите, держащии множества и гордящиися о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго.
На литии стихиры, глас 5-й:
Святителей похвало и слава мучеников показался еси Платоне досточудне, крест бо Христов подвижнически восприявше, поприще мучения претекл еси, и со славою очищение самаго себе мученически совершивше, яко чист сый Чистому предстоиши Христу, венценосче всеславный, со всеми новомученики Российскими веселящеся, молися за нас ко Господу.
Глас 6-й:
Дом отчий оставил еси, святителю Платоне, во град Петров вселился еси, пастырь добрый показался еси, о спасении чад своих выну подвизаяся. Напоследок жития твоего паки в землю свою возвратился еси, и освятил еси ю кровию твоею честною, и ныне со всеми мученики во Царствии Небеснем прославляешися.
Столп церковный явился еси, в любви Божией до конца пребыл еси, принуждаху тя невернии от проповеди евангельской отказатися, обаче неустрашимо рекл еси им: дондеже язык мой свободен есть, непрестанно хвалу Богови воссылаю, ни во что же вменяя страх ваш.
Слава, глас 8-й:
Святитею Христов Платоне! Егда в темницу посажен был еси, искаше диавол погубити вся труды твоя, насылаше на тя трепет и ужас, ты же в борении суще низлагал еси того молитвою твоею, страсти Господни выну поминая, и непреткновенно достигл еси священных чертогов вечныя славы Божия.
И ныне, Богородичен.
На стиховне стихиры, глас 6-й:
Озарися град Юрьев светом подвига твоего, и возгреме отсюду проповедь христианская во убиении твоем, страстотерпче Христов святителю Платоне, новомученик Церкве Российския, от Господа прославленный, удостой и нас созерцания света невечерняго твоими ходатайствы.
Стих: Священницы Твои облекутся в правду и преподобнии Твои возрадуются.
Во граде Юрьеве, отонудуже воссия иногда эстам свет Православия, напоследок времен обновися проповедь Евангелия во убиении твоем, страстотерпче Господень, и паки прозвуча увещание Спасителя: не убойтеся убивающих телеса ваша и не могущих душе повредити, но убойтеся малодушнаго отступления от камене Жизни.
Стих: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.
Прииде на землю чудскую весна благодати Божия во дни правления Ярослава Мудраго, во времена же хулителей нечестивых наста зима лютых гонений, но во мраце безбожия и злохуления светил еси народу Божию светом веры твоея, новая звездо на тверди небесней.
Слава, глас 2-й:
Поучал еси паству твою, священномучениче Платоне, пребывати выну в молитве, непрестанно имети память Божию, всегда поучатися в страданиих Господних, претерпевати безропотно досаждения, и яко учитель на заколение веден был еси, показав пример стаду твоему, иерарше досточудне.
И ныне, Богородичен.
Тропарь священномученику Платону, глас 4-й:
Отечество твое оставил еси, и народу своему в рассеянии сущему послужити восхотел еси, храм в столице эстам православным воздвигл еси, последи же первым епископом земли твоея поставлен бысть, мученичеством ризы твоя архиерейския украсил еси, явив твердую и непоколебимую любовь ко Христу Богу нашему, Егоже моли спасти души наша.
И ныне, Богородичен.
На утрени
На Бог Господь: тропарь священномученику дважды. Слава и ныне, Богородичен.
По 1-м стихословии седален, глас 4-й:
О новый угодниче Петроградский! Церковию Русскою воспитан был еси, укрепися духом древляго благочестия, напоен был еси водами богоугождения истиннаго, возгорелся еси огнем любви евангельстей, и сей пламень веры в земли Лифляндстей добре сохранил еси, научи и ны крепко блюсти Православие во вся дни живота нашего.
Слава и ныне, Богородичен:
Яко молитву неусыпающую, мольбу пребывающу имущи, Пречистая, ко Господу, напасти успи, и волны укроти окаянныя моея души, и в скорби сущее сердце мое утеши, Отроковице, молю Тя, и облагодати ум мой, яко да достойно Тя прославлю.
По 2-м стихословии седален, глас 4-й:
О новый угодниче Церкве нашея! Прославляюще подвиг твой, приносим ти песни похвальныя, почитаем страдания твоя, избранник Господень явился еси, десницею Божиею венцем мученика украшен еси, яко агнец непорочен кровьми своими Церковь Христову украсил еси во спасение душ наших.
Слава и ныне, Богородичен:
Богородице Дево, моли Сына Твоего, волею пригвожденнаго на Кресте и воскресшаго из мертвых, Христа Бога нашего, спастися душам нашим.
По полиелее седален, глас 4-й:
О новый угодниче града Петрова! Во узилище суще, борением внутренним томим был еси, гефсиманстей чаше приобщился еси, грехи своя голгофской желчию очистил еси, и страданием мученическим в Бозе сердце свое утвердил еси, ныне Пасху вечную торжествуеши на небесех, соделай и ны общники веселия твоего.
Слава и ныне, Богородичен:
Настави нас на путь покаяния, уклоняющихся всегда беспутием к заблуждению и преблагаго Бога прогневляющих, неискусобрачная Дево, Марие Чистая, Слову двере, Божие вселение, прибежище бо еси отчаянным и спасение душам человеческим.
Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.
По 50-м псалме стихира, глас 6-й:
Храмоздатель славный явился еси, святителю Платоне, попечение велие о пастве эстонстей имея, не пренебрегл еси малым стадом сим, но яко матерь о чадех, тако о нем болезновал еси, и Братство свято-Исидоровское со училищем устроил еси, споспешником и сомолитвенником великаго пастыря Кронштадтскаго имел еси, и ныне молися о малом стаде любовию почитающем тя.
Канон Богородицы и священномученику.
Канон священномученику, глас 2-й:
Песнь 1
Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.
Настави мя, Господи Боже мой, да возмогу воспети благочестно угодника Твоего, Юрьевского мученика, и совершити память того неленостно, и благоговейно.
Нарекоша тя отъ купели именем апостола первоверховнаго. По имени твоему бысть и житие твое: повсюду бо среди эстов изыде проповедь от дел твоих, о первый иерарше Ревельский!
Храм священномученику Исидору в стольнем граде воздвигл еси, умножая труды твоя, в них же навыкл еси выну молитися небесному покровителю паствы твоея, той же приведе тя ко жребию своему, да постраждеши, якоже и он, даже до крове за имя Христово. Ныне молитеся ко Господу о стаде вашем, о священномученицы единомысленнии.
Богородичен: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми и, очистивши мя от беззаконий, чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу.
Песнь 3
Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Во братстве, тобою созданном, обретаху помощь велию не токмо православныя, но и вси в нуждах и скорбех сущии. Явился еси новый заступник обидимых, Платоне боголюбиве, подражателю жития святителя Николая Мир Ликийских чудотворца.
Теплотою молитв твоих и веры твоея, отче Платоне, многия при жизни согрел еси, унылыя ободряя и расслабленныя укрепляя. Умягчи любовию и наша сердца, мразом века сего томимыя, твоими к Богу молитвами.
Ясен взор твой, мягкость сердечная и чистота нрава твоего привлекали к тебе чада церковная. Во убиении же твоем дивно прославися имя твое, отче Платоне, и ныне собрася окрест тебе паства новая твоя, ожидающи от тебе благословения святительского.
Богородичен: Избавляющаго человеки от насилия вражия, родила еси сильнаго Бога, Пречистая Дево Всенепорочная.
Седален, глас 4-й:
Яко агнец чистый пожершеся, принесеся Слову Пастыреначальнику, мучениче всехвальный, темже торжествуем вси любовию божественную память твою.
И ныне, Богородичен:
Прибежище и сила наша Богородице, державная помощь мира, молитвами твоими покрый рабы Твоя от всякия нужды, едина благословенная.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Во епископы Ревельския бысть наречение твое, но расширися вскоре паства твоя, отче Платоне. Добре носил еси бремя архиерейское тяжкое, возложенное на тя Предстоятелем Церкве Российския.
Непрестанно помышляя о пастве твоей, панагию святительскую не втуне носил еси, с неюже не расстался еси даже во убиении твоем, Платоне священномучениче.
Жезл архиерейский вручен бысть тебе не во дни мира, но мятежа кроваваго: посылаше тя святитель и исповедник Тихон во тьму кромешнюю на подвиг крестный. Но не убоялся еси тех злодейств и к пастве твоей поспешно притекл еси.
Богородичен: Исцели души моея, Дево, язвы, осенением Твоим божественным, и ум мой просвети, омраченный леностию и злобою врага борца.
Песнь 5
Ирмос: Ходатай к Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.
Презревши удобства мирския и прещения властей безбожных, единой совести святительской повинуяся, к пастве твоей в телезе скоро течаше и неленостно пешешествовал еси, Платоне, архиерею истинный, взыскуя чада твоя в годину лютых испытаний.
Разорители церквей Божиих, хулители веры православныя не устрашиша тя, Платоне священномучениче, но оплевал еси тех угрозы.
Тщетна бысть ярость зверя, не приведе тя оная в трепет и страх. Посрамил еси суетную силу сопротивника в мучении твоем, архипастырь доблестный, и предстал еси Христу в веселии и радовании.
Богородичен: Едину отъ всех родов избра Тя Господь, Богородице, из Тебе воплотися, обожив человечество.
Песнь 6
Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучие. житейской обуреваемь, но якоже Iону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.
В темнице быв, подвергся еси позору и уничижению, принуждаху тя невернии отказатися от проповеди евангельстей. Но пребыл еси до конца верен Христу Богу, мучениче Платоне, укрепляя твердым стоянием твоим прочих узников Юрьевских.
Креста силу уразумел еси, сего ради легкаго жития никогдаже искал еси, святителю Платоне, с прочими новомученики российскими молися о нас, да познаем и мы спасительную силу Креста Господня, возлюбив долготерпение Христа Бога нашего.
Откры тебе Господь тайну вольнаго распятия Своего и вкусил еси благодати Креста, сего ради не любил еси покоя в жизни твоей, отче Платоне, неустанно труждаяся ради Церкве Христовой, ожидая упокоения в Царствии Небеснем.
Богородичен: Тя, Предстательницу, вернии, и стену вси стяжахом, во глубине злых и молве скорбей присно бедствующих, Богородице, едина земных прибежище.
Кондак, глас 3-й:
Ведый твое измлада благое изволение Всеведец Бог, приведе тя во град стольный святыя Руси, воспита в тебе велию и чистую любовь к Церкви Христовой, в годину лютых гонений вручи тебе всю паству земли Прибалтийския, ейже до пролития крове служил еси, священномучениче Платоне, поминай насъ верою чтущих тя.
Икос:
Ангелов Творец и всея вселенныя Создатель постави тя Ангелом Церкви Эстонския во времена гонений лютых, святителю Платоне, первенствуеши посреде иерархов эстляндских. Сего ради вопием ти таковая: Радуйся, просветителю эстов, апостолом единонравный; радуйся, святителю, Богом и народом твоим избранный; радуйся, добрый пастырю словесных овец; радуйся, душу свою положивый за чада твоя; радуйся, от безбожных убиенный; радуйся, телесем в Ревеле почивающий и душею на небесех царствующий; радуйся, дерзновенный о нас к Богу молитвенниче; радуйся, священномучеником рукоположенный; радуйся, и сам в чине мученическом прославленный; радуйся, твердый воителю за паству твою; радуйся, ступанием архиерейским безбоязненно шествовавый; радуйся святителю Платоне, Церкве нашея похвало и украшение.
Песнь 7
Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.
Апостольской жизни поревновавый, апостольский конец жития твоего приял еси, отче Платоне, и ныне наслаждаешися жизни бесконечныя, молися Христу Богу о чтущих память твою.
Приобщи и нас, грешных, вере твоей, священномучениче Платоне, укрепи стопы наша на пути жизни христианской, соделай нас неколеблемы от ветр нечестия, и научи нас Троицу Святую любити паче живота своего.
Взираем на подвиг твой, Платоне мучениче, прославляем Бога нашего, давшего нам новаго ходатая, наставника и руководителя душ наших.
Богородичен: Милостива мне буди, Дево, и уязвлена мя оружием греха врачеством Твоея молитвы излечи, благословен, зовущи, Плод чрева Твоего.
Песнь 8
Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне. действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите вся дела Господня, Господа.
Бысть вера твоя, святителю Платоне, оплот крепок. Пребыл еси во устроении евангельстем вся дни живота твоего, и во времена смуты велия апостольски учил еси хранити чистоту сердечную, блюсти незлобие душевное, Богу молитися на всякий час и сущим в бедах сострадание имети.
Дивна проповедь твоя, незыблемо упование твое, твердо веровал еси, святителю Платоне, яко благочестие на земли никогдаже исчезнет.
Созерцал еси последняя яко настоящая, дадеся тебе зоркость орляя во святительской хиротонии, и прозревал еси, яко Истина распространятися имать на земли до скончания века.
Богородичен: Избави мя страстей нашествия, Владычице, и борющия мя враги ныне преобори, утверди мя на камени Божия воли, душу мою просвети, двере божественнаго Света.
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.
Ангелом Церкве Эстонския поставлен бысть, явился еси новый мученик Церкве Российския, святителю Платоне, молися непрестанно Христу Богу нашему, во еже преодолевати нам соблазны разделения и братолюбие выну сохраняти.
Яко пастырь стада Христова, пример нам показал еси, о страстотерпче чудный! Смертию твоею прославил еси Троицу Нераздельную. С собором святых совокупленный, и нас нераздельны соблюди во еже пребывати нам стадом единым, во еже купно приносити нам Богу жертву хваления.
Ты в житии своем Богу угодил еси, Платоне приснопамятне, сего ради приведе тя Господь к убиению за веру православную, сего ради сопричисли тя к сонму новомученик российских, сего ради сотвори тя ходатая за новособранную паству Свою.
Богородичен: Землю убо мглою, небо же облаки одеваяй Господь, в плоть мертвенную из кровей Твоих, Дево, одеяся, во одежду славы бессмертия одевая человеки.
Светилен:
Во святителех и мученицех прешедше преподобне, верен явился еси пастырь, Христову испивше чашу. Тем во обоих благоугодивше Христу, Тому молися о всех нас с горними силами, во свете ныне водворяющеся.
Слава и ныне, Богородичен:
Архангела Гавриила глас восприимше рцем: радуйся, Мати Божия, яже Жизнодавца Христа миру рождшая.
На хвалитех стихиры, глас 8-й:
Аще и в столице служил еси, Платоне трудолюбиве, но не утаися от сродник твоих вера чудная твоя: достигоша бо свет добрых дел твоих до отчизны твоея, и тамо избран бысть во архиерея, новым служением Богу угодил еси, следуя стопам Христа Подвигоположника.
О священномучениче Платоне! Усердный насадителю Православия среди эстов явился еси, неутомимо трудился еси ради Церкве Христовой, не покладая рук своих, епископ народа Божия став, ожиданий его не посрамил еси, укрепляя в вере новых чад твоих, покоя не давал еси плоти твоея, просвещая, утешая и укрепляя паству свою во времена мятежа страшнаго.
Крест Господа своего на рамо взем и ангельскому житию поревновал еси, своего Владыки странствованию подражая, Егоже заповедем хранитель был еси истинный, священне архиерею Платоне преблаженне.
Приидите, боголюбивии вси, Православием одеяннии, чистыми сердцы и светлыми душами память почтим священномученика Платона, иже молится присно о нас ко Господу.
Слава, глас 6-й:
Крепчае адаманта вера твоя оказася, священномучениче Платоне, сего ради и поставлен бысть на высоту церковную в годину тяжких испытаний, из темницы Юрьевския на мученичество веден был еси, утверждая кровию своею новорожденную паству свою.
И ныне, Богородичен:
Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению.
На Литургии
служба священномученику.
Конец, и Богу слава!
Служба новомученикам и исповедникам Санкт-Петербургской митрополии
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?