Благоверный князь Дими́трий Заозерский
Дни памяти
29 июня (переходящая) - Собор Вологодских святых
Житие
Димитрий Васильевич († ранее 13.06.1436, г. Устюг), кн. заозерский, 4-й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Димитрие сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского.
Не позднее 1391/92 г. в результате раздела владений покойного отца Димитрий получил Заозерье - земли, расположенные в Ярославском княжестве к востоку и югу от Кубенского озера, в нижнем течении реки Кубены. Центром его удела стало село Устье на юго-восточном берегу Кубенского озера, рядом с местом впадения в него Кубены. В Устье располагался княжеский двор с церковью во имя вмч. Димитрия Солунского.
По-видимому, в 90-х гг. XIV в. установились связи Димитрия Васильевича со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня монастырем на Кубенском озере, главными ктиторами которого в XIV-XV вв. выступали ярославские князья, и с игуменом обители св. Дионисием Греком (1389-1418). Димитрий активно поддерживал деятельность иноков Спасо-Каменного монастыря по созданию новых обителей на его землях. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1400 г. Димитрий дал разрешение прп. Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, князь прислал людей для расчистки земли и постройки келий. В годы архиерейства свт. Дионисия Грека в Ростове (1418-1425) прп. Александр Куштский переселился из Спасо-Каменного монастыря в устье реки Кушты, в 4 км от резиденции Димитрия, где основал Александров Куштский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. Князь дал подвижнику «потребная» на создание обители и Успенского храма, позднее супруга Димитрия, св. кнг. Мария часто посылала инокам продовольствие. Обе обители, как подчеркивается в Житии прп. Иоасафа Каменского, получили от Димитрия вклады, в т. ч. села, деревни и земельные угодья. В Житии прп. Александра Куштского в редакции Четьих-Миней Германа (Тулупова) отмечено, что Димитрий наделил Куштский монастырь также книгами (упоминается, в частности, Евангелие-апракос) и иконами. Во владениях заозерского князя в кон. XIV - 1-й трети XV в. подвизались также ученик прп. Дионисия Глушицкого прп. Пахомий Святолучский, «иже бысть на Великом озере, чудотворец»,- в Никольском монастыре в местности Св. Лука (Лучица), преемник прп. Дионисия в управлении Глушицким Покровским монастырем прп. Амфилохий Глушицкий, постриженик Спасо-Каменного мон-ря прп. Петр Каменский, «иже бысть на Устье».
В 1400 - 20-х гг. XV в. Димитрий в числе других представителей ярославского княжеского дома принимал участие на стороне вел. кн. Василия I Димитриевича в ряде войн с Литовским великим княжеством и нижегородско-суздальскими князьями.
В начале янв. 1435 г. Заозерское княжество подверглось нападению войск звенигородского кн. Василия Косого, претендента на московский великокняжеский стол. Василий Косой занял Устье и захватил казну Д. В. Согласно Ермолинской летописи, против звенигородского князя выступила заозерская рать во главе со старшим сыном Димитрия, Федором. Заозерское войско потерпело поражение и бежало. Во время преследования его остатков на Волочке Василий Косой захватил в плен кнг. Марию с дочерью, а также невесток Димитрия, многие «заозеряне» были убиты, кн. Федор спасся бегством. Нападение, возможно, было связано с тем, что шли переговоры о браке дочери Димитрия Софьи с братом Василия Косого угличским кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, который не поддерживал притязаний Василия. Свадьба состоялась зимой 1436 г. в Угличе, Шемяка пригласил на нее вел. кн. Василия II Васильевича.
В договоре, заключенном 13 июня 1436 г., Шемяка добивался от вел. кн. Василия II, чтобы тот помог ему вернуть захваченное в Заозерье Василием Косым «приданое», выделенное Шемяке Димитрию по своему завещанию («душевной грамоте»). Очевидно, к этому времени заозерский князь уже умер. Существует 2 версии его гибели. Согласно Ростовскому соборному синодику 1642 г., Димитрий был убит в Устюге (РГБ. Ф. 344. Шибанов. № 99. Л. 4-9 об.). Возможно, это случилось весной 1436 г., когда Василий Косой в очередной раз захватил Углич и казнил сторонников вел. кн. Василия II, в частности московского наместника кн. Глеба Оболенского (вечная память «князю Глебу Оболенскому, убиеному на Устюзе» также записана в Ростовском синодике - Там же. Л. 52). Согласно поздним спискам Жития прп. Иоасафа Каменского, Димитрий был убит в Ярославле, казанскими татарами (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 57 и др.). Данная версия представляется менее вероятной, поскольку Казанское ханство возникло в сер. 40-х гг. XV в., возможно в 1437 г.
У Димитрия и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрей (в иночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Димитрия унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном монастыре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. № 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот монастырь.
Димитрий почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии которого излагаются сведения о благочестии Димитрия, говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Димитрия было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. монастыря. Память Димитрия местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. (Димитрий (Самбикин). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г.
Источник: Православная энциклопедия
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.